Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ
Филонов Н. Г.
профессор кафедры менеджмента Томского педагогического университета,
доктор физико-математических наук

Дащинская С. К.
ассистент кафедры менеджмента Томского педагогического университета
Коваленко Л. В.
ассистент кафедры менеджмента Томского педагогического университета

Анализ структуры потоков полезных ресурсов в логистических системах

В логистике существует три основных понятия: логистическая система (ЛС), потоки полезных ресурсов (ППР) в ЛС и логистические операции с ППР в ЛС, (где, что и как). При этом понятие логистической системы – одно из базовых понятий в логистике. Принципиально логистические системы делятся на два типа: макрологистические и микрологистические [1].
Анализу ЛС, процессам формирования и функционирования посвящено большое число работ, как отечественных, так и зарубежных авторов [1–5]. Но надо отметить следующее. Процесс формирования ЛС сложен и требует тщательной проработки различных вопросов совместной деятельности участников ЛС (в первую очередь проведение различный аудитов). Однако, как нельзя построить коммунизм в отдельно взятой стране, так и практически нельзя сформировать ЛС любого уровня в стране, где экономические отношения далеки от логистических.
При анализе функционирование логистических систем одной из важнейших ее характеристик является потоки полезных ресурсов (материальные, информационные, финансовые, энергетические и т.д.). Полезность ресурсов определяется степенью реализации управляющих функций и обеспечения эффективности функционирования логистической системы. Количество потоков, циркулирующих в системах, зависит от типа логистической системы.
Анализ ППР будем проводить на основе формализованного подхода. При формализации поток представляется как совокупность однородных (либо, квазиоднородных) объектов, воспринимаемый как единое целое, существующий как процесс во времени и имеющая пространственную ориентацию. Исходя из данного представления, любой поток можно представить как направленное перемещение (преобразование) в пространстве и во времени определенного объема (партии отправки, порции) полезных ресурсов. Т.е. поток – это функция, имеющая две составляющие: скалярную (скалярная составляющая потока (ССП))
где t – время, z – пространственная координата.
Выражение (1) есть элементарное представление потока. Каждый поток полезных ресурсов имеет свое элементарное представление. В общем случае, при формировании какого-либо вида потока необходимым условием является наличие других потоков. Так, например, для нормального функционирования материального потока необходимы финансовая, информационная и другие составляющие. Т.е. каждый вид потока в ЛС имеет несколько векторных составляющих, обеспечивающих его формирование и движение. В этом случае выражение для потока имеет вид:
Рассмотрим, исходя из предложенных представлений, существующие потоки в микрологистической системе (рис.1).
Рис. 1. Потоки полезных ресурсов в логистической системе Обозначения потоков:

1 – материальный; 2 – трудовых ресурсов; 3 – энергетический; 4 – финансовый; 5 – информационный; 6 – транспортных средств; 7 – услуг; 8 – инноваций.
Можно выделить основные параметры, характеризующие потоки: начальный и конечный пункты его, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и вре­мя движения, промежуточные пункты, интенсивность и т.д.
Основная сила, осуществляющей движение потоков, – логистическая операция (ЛО). Все ЛО подразделяются на преобразующие, в ходе которых происходит качественное преобразование потока полезных ресурсов и на операции, обеспечивающие наличие полезных ресурсов в нужном количестве, в нужном месте, в нужное время – погрузка, разгрузка, транспортировка и т.д.
Рассмотрим некоторые виды потоков полезных ресурсов более подробно.

Материальный поток

Материальный поток (МП), как уже отмечалось выше, это находящиеся в состоянии дви­жения (преобразования) материальные ресурсы, т.е. в элементарном представлении МП есть
Отсутствие хотя бы одной из этих компонент переводит МП в запас. Материальный поток не может существовать и формироваться без сопутствующих информационного, финансового и потока транспортных средств, хотя потоки
где n – число независимых партий отправок грузов.
Если нет перемещения МП в пространстве, т.е. отсутствует либо информационная составляющая (куда и сколько), либо финансовая (оплата) (причем отсутствие одной из них автоматически приводит к исчезновению других) и т.д., то поток трансформируется в запас:
В качестве примера рассмотрим задачу, решаемую на практике при планировании работы автомобилей по доставке грузов с обратным холостым пробегом, руководствуясь единственным правилом: необходимо оптимизировать маршрут движения груза так, чтобы свести к минимуму пробег без груза из пункта А в пункты B и С, с возвращением транспорта в гараж D (рис.3) [3].
Для упрощения решения этой задачи, сделаем некоторые предположения: пусть груз из А в В и из А в С имеет один и тот же размер М1 (вес, объем), грузовая характеристика транспорта при загрузке М1, при холостом пробеге М0. Тогда первый маршрут: DA – из гаража в А, АВ – груженый, ВА – пустой, АС – груженый и СD – пустой. Аналогично второй маршрут: DA, AC, CA, AB, BD:
Рис.3. Маршруты движения транспорта
холостой ход по первому и второму маршрутам, соответственно.
Если ∆M > 0, то лучше выбрать первый маршрут, если ∆M < 0 – второй.
В реальной ситуации число потребителей больше двух. Поэтому при решении данного класса задач применяется метод линейного программирования для поиска оптимального маршрута (с минимальным холостым пробегом). Кроме того, для нормального движение МП обязательное условие – наличие, по крайней мере, финансового и информационного потоков. Без оплаты груза и информации, что и куда вести, МП просто не существует. То есть при решении данной задачи необходимо учитывать финансовые и информационные составляющие потока, а также поток транспортных средств, обеспечивающий перевозки.

Финансовый поток

В условиях рыночной экономики повышение эффективности движения потоков полезных ресурсов достигается главным образом за счет улучшения их финансового обслуживания. Механизм финансового обслуживания ППР является в настоящее время наименее изученной областью логистики. Можно выделить два основ­ных подхода к изучению данной проблемы:
– во-первых, под финансовым потоком (ФП) понимается любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэконо­мической среде;
– во-вторых, под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в логистической системе (ЛС) или между ними.
Высокая эффективность движения финансовых потоков достигается при применении логистических принципов управления ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории – логистический финансовый поток. Итак, эти последние создаются для обеспечения эффективного прохождения ППР на всем пути следования – от момента возникновения до прекращения существования в виде потока. При этом их специфика заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени потока ППР.
Таким образом, под финансовым потоком в логистике понимается направленное движение финансовых средств, циркулирующих в ЛС, между ЛС и внешней средой, нужных для обеспечения эффективного движения потока полезных ресурсов. В общем виде финансовый поток можно представить как:
Логистические ФП неоднородны по своему составу, направлениям движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическими финансовыми потоками обусловливает необходимость проведения их подробной классификации. Для классификации финансовых потоков в логистике используются следующие основные признаки: отношение к ЛС, направление движения, назначение, способ переноса авансированной стоимости, форма расчета, вид хозяйственных связей.
По отношению к конкретной ЛС различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний поток протекает во внешней среде, а внутренний существует внутри ЛС и видоизменяется за счет выполнения ряда логистических операций.
В свою очередь, внешние логистические ФП по направлению движения подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки:
– входящий ФП поступает в рассматриваемую ЛС из внешней среды;
– выходящий ФП начинает свое движение из рассматриваемой ЛС и продолжает свое существование во внешней по отношению к ней среде.
По назначению логистические ФП можно разделить на следующие группы:
– финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;
– инвестиционные финансовые потоки;
– финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
– финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.
По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические ФП подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресурсов, обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классифика­ции по назначению).
В зависимости от применяемых форм расчетов все ФП в логистике можно дифференцировать на две большие группы:
– денежные финансовые потоки движение наличных средств;
– информационно-финансовые потоки (движение безналичных средств).
В свою очередь, денежные финансовые потоки делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.
Наряду с рассмотренными выше потоками существуют учетно-финансовые потоки. В отличие от первых двух видов, образующихся при организации финансовых расчетов между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем, учетно-финансовые потоки возникают в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под этой стадией понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рам­ках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.
По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые – между дочерними и материнскими коммерческими организациями.
Основная цель финансового обслуживания ППР – обеспечение их движения финансовыми ресурсами в нужных объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому ППР соответствует свой единственный финансовый поток.
Финансовые потоки могут иметь различное количество составляющих в зависимости от условий формирования потоков: финансовые потоки, соответствующие перемещению товарно-материальных (все виды материальных товаров, в том числе недвижимость) и товарно-нематериальных (услуги, капитал, нематериальные активы). В общем случае при обслуживании, например, i – го материального потока (МП), финансовый поток имеет следующие составляющие:
В целом анализ финансового механизма обслуживания ППР показал, что:
– во-первых, наличие логистического финансового потока обусловлено существованием обслуживаемого им конкретного потока полезных ресурсов;
– во-вторых, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависят от согласованной продавцом и покупателем товаров формы расчетов и содержащихся в договоре дополнительных условий платежа;
– в-третьих, получившая широкое распространение практика использования ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов между продавцами и покупателями товаров, с одной стороны, заметно усложнила механизм финансового обслуживания товарных потоков, с другой – повысила эффективность его применения.
По мнению ряда экспертов в области логистики при соблюдении определенных условий схемы взаиморасчетов с использованием ценных бумаг позволяют экономить от 10 до 30% от суммы платежа за поставку товаров.
Кроме того, необходимо учитывать, что конкретный механизм финансового обслуживания ППР зависит и от характера хозяйственных связей: прямых (устанавливаемых непосредственно между продавцом и покупателем продукции) или опосредованных (устанавливаемых с участием коммерческого посредника). Специфика опосредованных хозяйственных связей, определенная наличием в логистической цепи третьего субъекта – коммерческого посредника, обусловливает необходимость исследования особенностей применения логистического инструментария в сфере оказания посреднических услуг по организации и обслуживанию движения продукции от предприятий-производителей к предприятиям-потребителям.

Поток транспортных средств

Как уже отмечалось выше, поток транспортных средств (ПТС) есть поток грузовых транспортных единиц, направление которого определяется финансовым, информационным, материальным и иными потоками. Причем ПТС может находиться в двух состояниях:
а) поток порожних (не загруженных) транспортных средств – составляющими являются финансовый и информационный потоки, они и определяют куда и когда нужно подать незагруженные транспортные средства (состав вагонов под загрузку углем, например);
б) поток транспортных средств, загруженный материальными ресурсами (загрузка может быть полная, либо частичная по отношению к грузоподъемности транспорта). В этом случае ПТС является одной из составляющих МП и его направление определяется направлением движения МП.
Исходя из высказанных представлений, ПТС в элементарном виде можно записать следующим образом (см. рис.1):
Используя данное представление можно рассмотреть и другие виды потоков.
Итак, предложенное экономико-математическое представление потоков полезных ресурсов обеспечивает монизм в анализе формирования и структуре потоков в ЛС. Исходя из предложенной концепции, получены математические выражения, описывающие материальный, финансовый и транспортные потоки. Выявлены особенности структуры при формировании данных потоков. При формировании материального потока нужен поток транспортных средств, информационный и финансовый потоки. Отсутствие хотя бы одной из этих составляющих переводит материальный поток в запас. Решена задача по оптимизации маршрута движения автотранспорта по доставке грузов с обратным холостым пробегом.


Литература
1.. Современная логистика / Д. Джонсон и др.; Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. – 624 с.
2. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории – СПб.: Изд-во «Союз», 2003. – 544 с.
3. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем. – 2-е изд., доп. и перераб./ Под ред. А.В. Кириченко. – СПб.: Питер, 2004. – 506 с.
4. Чеслав С., Здзислав С.В. Логистика на предприятии: Учеб.-метод. Пособие; Пер. с польск. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с.
5. Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 160 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия