Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Миляев В. А.
соискатель кафедры менеджмента Санкт-Петербургской академии управления и экономики

О проблемах обеспечения конкурентоспособности в современной России

В современной России сложилась общественно-экономическая система, определившая новые реалии в деятельности отечественных предпринимателей. Конкуренция, конкурентоспособность и ее повышение, сегментирование рынка, проблемы спроса и реализации продуктов, нормы прибыли – вот некоторые из них. Поэтому таким важным моментом становится умение использовать современные подходы к управлению компанией, т.к. именно совершенствование менеджмента, внедрение комплексного управления, как организацией, так и ресурсами, повышает и конкурентоспособность предприятия.
В начальный период рыночных реформ, специалисты возлагали большие надежды на создание конкурентной среды, соответственно и конкуренции, что должно было привести к повышению качества продукции, увеличению ассортимента и снижению цен. Однако отсутствие платежеспособного спроса при наличии тотального дефицита создали иные условия, позволявшие практически любой компании, вести себя как монополист, манипулируя ценами, естественно, в сторону их повышения на свою, как правило, перепродаваемую продукцию.
Постепенное преодоление сложившейся ситуации на российском рынке привело к тому, что приоритетом покупателя стало соотношение «цена /качество». Естественно, такое соотношение является важным фактором конкурентного рынка, т.к. компании, желающие сохранить свою нишу на рынке, вынуждены оценивать свое конкурентное окружение, реагировать как на действия своих конкурентов, так и на растущие запросы потребителей, учитывать возможности, предоставляемые внедрением новых технологий. Иначе говоря, чтобы работать в высоко конкурентных сегментах рынка, компании необходимо иметь детальную информацию о своих реальных и потенциальных возможностях, которые могут быть задействованы в конкурентной борьбе, причем уровень конкурентоспособности фирмы должен постоянно корректироваться с учетом сложившейся экономической ситуации.
Как считают специалисты, показатель конкурентоспособности предприятия – это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая кропотливая, а главное – систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара, что подразумевает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.
Кроме того, на уровень конкурентоспособности фирмы важнейшее воздействие оказывает научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, внедрение современных средств автоматизации бизнес-процессов.
Все это свидетельствует о том, что произошли радикальные, необратимые изменения в среде функционирования российских предприятий, вызывающие необходимость заново пересмотреть многие традиционные правила. Теперь предприятия, ради выживания и приспособления к непрерывно изменяющимся условиям существования, вынуждены постоянно перестраивать свою структуру и организацию работ, видоизменять стратегию и тактику деятельности и поведения в деловом мире.
Процесс разработки прогнозов и планов по развитию конкурентных преимуществ является непрерывным процессом, т.к. для поддержания устойчивости предприятия необходимо регулирование его положения на рынке, завоевание новых конкурентных преимуществ, развитие имеющихся. Источниками устойчивых конкурентных преимуществ могут быть: нематериальные, инновационные, внешние, которые реализуются путем патентования технологий, дифференциации уникальных товаров и услуг, повышения деловой репутации, организационной культуры предприятия, социальной концепции сбыта, квалифицированного специализированного персонала, обладающего новыми навыками, способностями и культурой обслуживания
Конкурентоспособность предпринимательских структур можно рассматривать как систему взаимосвязанных конкурентных преимуществ, что позволяет понимать конкурентоспособность как эффективность управления конкурентными преимуществами. Развитая конкуренция во многих отраслях экономики формирует новые требования ко всем рыночным контрагентам. Такая ситуация заставляет менеджеров обеспечивать устойчивость предприятий, которая возможна на основе постоянного повышения уровня качества товаров и услуг, предлагаемых предприятиями, а также эффективного управления их деятельностью, ориентированного на достижение своих целей путем повышения уровня конкурентоспособности.
В то же время, необходимо отметить неразрывную связь коммерческих и организационных функций, которые должны реализоваться в определенной системной последовательности, определяемой комплексом факторов и условий функционирования компании. От эффективности реализации указанных функций зависит фактически конкурентоспособность предприятия в целом, позволяющая завоевать новые рыночные сегменты на рынке товаров и услуг.
Конкурентное преимущество компании определяется совокупностью внутрисистемных факторов (производственный потенциал), совокупностью системных факторов (ресурсный потенциал, включая производственный), совокупностью внешнесистемных факторов (интеграционный потенциал, включающий производственный и ресурсный). Каждая из указанных совокупностей является значимой для формирования конкурентного преимущества предприятия и его конкурентоспособности. В то же время конкурентное преимущество определяется целевыми факторами, их структурой и пропорциями, организацией эффективного использования факторов и условий развития предприятия, скоростью создания, совершенствования и обновления, степенью развитости и специализированности факторов.
Наибольшее влияние на формирование конкурентных преимуществ компании в условиях нестабильности рыночной среды оказывают следующие факторы: государственные исполнители и законодательные органы, поставщики, потребители продукции и торговых услуг, состояние экономики, конкуренты, социокультурные и политические факторы. Вместе с тем, необходимо отметить важность организации торгового процесса, факторы, определяющие состав и содержание технологических процессов и операций. Степень воздействия отдельных факторов внешней среды, в которой функционируют торговые предприятия, зависит от размера предприятий, территориального расположения, ассортимента товаров различного назначения и потребления, выбранных целей развития. Наибольшее влияние факторов внешней среды испытывают крупные оптовые торговые предприятия.
В этой связи следует отметить, что конкурентный риск можно рассматривать на уровне внешней и внутренней среды, т.к. конкуренция является фактором внешней среды предприятия, а конкурентный риск определяется уровнем его конкурентоспособности. Развитие конкурентных отношений непосредственно связано с развитием малого бизнеса в России, который можно рассматривать как фактор устранения структурных диспропорций, стимулирования инновационной деятельности, смягчения социальных проблем. Это предопределяет необходимость ориентации развития на местный рынок с учетом региональных особенностей и потребностей.
В условиях неустойчивости внешней среды основным фактором развития конкуренции становится повышение организационного уровня управления конкурентоспособностью предприятия, а методологической основной – маркетинг.
Отсюда важное место в стратегическом управлении занимает анализ параметров маркетинговой совокупности, которая посредством информации о цене, товаре, месте его производства и способе продвижения на рынок воздействует на решения, принимаемые управленческой системой при формировании стратегии развития, ориентированной на повышение конкурентоспособности предприятия. При этом маркетинг выступает как вид управленческой деятельности, содействующий расширению сферы влияния с учетом потребностей населения, промышленных предприятий, организаций непроизводственной сферы, позволяющий раскрыть возможности предприятия в реализации своих конкурентных преимуществ.
Для успешного функционирования на рынке и получения конкурентного преимущества предприятие должно оперировать конкурентоспособным товаром, обладающим совокупностью качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя. Система управления, базирующаяся на маркетинге, оперативно отражает требования рынка и отвечает этим требованиям. Такой подход требует разработки на предприятии конкурентной стратегии, главной целью которой является обеспечение определенных рыночных преимуществ перед другими предприятиями-конкурентами.
Необходимость борьбы за более выгодную рыночную позицию, обязывает постоянно пересматривать элементы системы маркетинга. Конкурентные усилия предпринимаются в следующих направлениях: глубокое внедрение на рынок; расширение границ рынка; поддержание уровня сбыта на существующих рынках, уход с рынка. Исходя из выбранной стратегии поведения на рынке, предприятие включает в систему маркетинга стратегию конкуренции.
Проблема выживания на конкурентном рынке становится одной из основных для отечественных компаний, а от того, какими методами – «добросовестной» или «недобросовестной» конкуренции – она будет решаться, зависит и восприятие российского бизнеса в других странах. Если целью «добросовестной конкуренции» является «получение долгосрочного конкурентного преимущества, обеспечивающего конкурентоспособность товаров или услуг производителя, то цель «недобросовестной конкуренции» – остановить конкурента, помешать ему, получить сиюминутное конкурентное преимущество». Поэтому в бизнесе уже давно пришли к осознанию необходимости создания защиты от «недобросовестной конкуренции» путем разработки и принятия на государственном уровне законов, ограничивающих возможности создания монополий, а также законов, направленных на защиту прав потребителей, законов о рекламе и т.п.
Однако, наряду с законами и соглашениями, остается и продолжает действовать еще один, наименее формальный, но от этого не менее эффективный метод – деловая репутация человека и фирмы. Вот почему в условиях конкурентного рынка, где столкновения как бы изначально запрограммированы, необходимо соблюдать «правила игры» и понимать ради чего и на что ты идешь. Как показывает жизнь, реальный успех в конкурентной борьбе возникает не из прямолинейного противостояния конкурентов, но из искусного комбинирования множества факторов, ориентированных, прежде всего, на разностороннюю работу с клиентами и с предлагаемыми продуктами, включая тщательное изучение рынка, меры по эффективной организации собственного производства и системы сбыта.


Литература
1. Коллинз Дж. От хорошего к великому. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
2. Коллинз Дж., Поррас М.. Построенные навечно. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
3. Коллинз Дж., Лазье У. Больше чем бизнес. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
4. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2005.
5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью предприятий. – М.: Эксмо, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия