Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Шакуров И. Г.
доцент Самарского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук


Об общих принципах регулирования современного сектора услуг

В последние годы за рубежом вышел ряд монографий об общих принципах регулирования современного сектора услуг. В них выделяются следующие принципы:
1. Необходимость постоянного анализа производительности 1, занятости и эффективности управления в различных отраслях индустрии услуг с помощью математико-статистического моделирования 2 с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность национальной экономики.
Важной особенностью сектора услуг является личный контакт производителя с клиентом, что вызывает необходимость предупреждения конфликтных ситуаций, которые ведут к нарушению деловых коммуникаций и снижению производительности. 3
2. Прогнозирование новых тенденций в развитии сектора услуг, информирование об этих тенденциях производителей и потребителей, разработка соответствующих программ. 4 В постиндустриальной экономике изменяются и кадры сектора услуг, осваивающие современные знания (service Knowledge), и организационные формы и технологии производства услуг на основе современных информационных технологий, развития сетевых структур, глобализации сервиса с помощью перехода от внешней торговли к прямым иностранным инвестициям. 5
Специальные исследования посвящены роли женщин в секторе услуг: благодаря своим личным качествам они способны устанавливать доверительные отношения с клиентами, тщательно выполнять свои функции, что с помощью различных форм неполной и домашней занятости позволяет эффективно использовать труд женщин, воспитывающих детей. 6
Экспорт услуг становится важнейшей чертой глобализации экономики 7. При этом сетевая организация и другие нововведения дают особый выигрыш развитым государствам, обеспечивая рост их богатства, несмотря на перемещение трудоемких, энергоемких и экологически опасных производств в другие страны. 8 Анализ новых тенденций развития производительности и превращения сектора услуг в инновационную и знаниеемкую сферу деятельности требует не узкоэкономического, а социоэкономического, т.е. институционального подхода. 9
Специальные исследования посвящены роли услуг в международной экономике 10, анализу динамики спроса и издержек в этом секторе 11, глобальным инновациям, связанным с появлением новых продуктов и услуг по их использованию 12, инновационной системе в секторе услуг и соответствующему правовому регулированию движения интеллектуальной собственности. 13
Сектор услуг рассматривается как главная сфера создания новых рабочих мест в странах ЕС, страдающих от безработицы и конкуренции более дешевых товаров из Китая, Индии, других азиатских и восточноевропейских стран. 14 В связи с этим по поручению ООН исследованы перспективы реформы сектора услуг в развивающихся странах 15, а также в странах с переходной экономикой 16. Особое внимание при этом обращено на перспективы экспорта финансовых, транспортных и других услуг в Россию и республики СНГ.
Эффективность глобализации сервиса исследуют в первую очередь экономисты США и Великобритании 17 – стран, в экспорте которых услуги играют наибольшую роль. Предложены направления реформ в секторе сервиса западных стран, которые позволили бы им при государственном регулировании процессов интеграции и либерализации занять доминирующие позиции на мировом рынке услуг. 18
3. Основной идеей западных представителей теории услуг является либерализация мирового рынка и повышение конкурентоспособности западных стран на этом рынке. Предлагается привести в действие «невидимую руку» на рынке образовательных услуг. 19 Исследование ОЭСР указывает на выгоды экспорта экологических услуг в условиях либерализации мирового рынка на базе Киотского протокола, к которому присоединилась Россия. 20
Исследования ОЭСР анализируют пути либерализации рынка услуг в Азии и Европе 21, классифицируют имеющиеся барьеры, показывают их специфику в переходной и развивающейся экономике, предлагают модели для разных отраслей сектора услуг, методологию оценки выгод от либерализации для потребителей услуг и ВВП стран-производителей. 22 Для подготовки соответствующих кадров разрабатываются учебные курсы, типовые ситуации на открытом рынке услуг. 23
К либерализации призывают не только западные страны, но и Австралия, рассчитывающая занять позиции на проектируемом общем рынке стран АТР. 24
Россия не может отгородиться от либерализации и глобализации рынка услуг, но без активного государственного регулирования станет чистым импортером услуг. Это неприемлемо, т.к. на рынке стандартных промышленных товаров она не может конкурировать с Китаем, Индией, Турцией и другими быстро развивающимися странами с громадными трудовыми ресурсами.
Не могут быть образцом для России и страны Балтии, чей опыт в области либерализации рынка банковских, телекоммуникационных и авиационных услуг активно пропагандируется ОЭСР. 25 Открытие этих сфер привело к их полному переходу в собственность зарубежных ТНК. Конкурентная политика развитых государств направлена на поддержку нововведений, но не на отказ от национального контроля за стратегическими видами услуг. 26
4. Антимонопольное регулирование сектора услуг становится особенно актуальным в связи с развитием глобальных сетей 27, которые доминируют не только в розничной торговле, но и в других отраслях сектора услуг – рестораны, гостиницы, кино- и видеозалы, игровые залы; автозаправочные сети на основе франчайзинга (джобберское обслуживание), аренда автомобилей, информационные услуги и т.д. Сети создают собственные склады, логистические и транспортные компании, что позволяет сократить трансакционные издержки, потери при доставке, время поступления товаров к потребителю. Доля сетевой торговли в крупных городах России в 2000–2006 гг. выросла с 20–30% до 40–60%, что сократило долю нецивилизованной палаточной и лоточной торговли, мелкооптовых рынков, малых магазинов.
Это требует специальных мер по трудоустройству высвобождаемых работников в других отраслях сферы услуг, регистрации сетей в налоговых инспекциях по месту нахождения предприятий, а не центральных офисов, стимулированию закупок у местных производителей, созданию пулов (ассоциаций) торговых компаний с общей системой маркетинга, строительства и логистики.
Наряду с сетями возможности для развития должны получить небольшие магазины, мастерские и т.д. шаговой доступности в жилых кварталах, небольших населенных пунктах и специализированных сферах. Для этого они должны получить у местных властей преференции при аренде и выкупе недвижимости, налоговые льготы и т.д. Иначе они не смогут конкурировать с такими гигантами как Wal-Mart, занимающая первое место в мире по доходам (свыше 260 млрд.долл. в год) и прибыли (10 млрд.долл. в 2006 г.). Располагая около 2.9 тыс. магазинов и более 500 складов на территории США, компания занимает первое место в мире по продажам бакалеи, игрушек, ювелирных изделий, аудио- и видеокассет, мебели и бытовой электроники, диктуя здесь дизайн и цены.
Доля продаж за рубежом у Wal-Mart составляет 17% (10 стран), а у французских Carrefour и Promodes – более 1/3, у шведской Handu и голландской Royal Ahold – более ¾. В России активно развиваются зарубежные сети McDonald’s, владеющая 30 тыс. ресторанов в 120 странах (около 400 тыс. работников), «Метро», «О’Кей», «Патерсон», IKEA, Peacocks, Reserveds и др. и российские сети «Пятерочка», «Седьмой Континент», Евросеть и др.
5. Основной формой рыночного регулирования сектора услуг становится стратегический маркетинг, который включает не только маркетинг предприятий, но и макромаркетинг, в т.ч. государственный маркетинг, базирующийся на федеральной контрактной системе, управлении государственными и муниципальными заказами. 28
В последние годы вышел ряд зарубежных монографий по теории и технологии стратегического маркетинга услуг 29, особенностям отношений агентов и клиентов в этом секторе 30, методам исследования спроса и предложения услуг, в т.ч. публичных услуг, контролируемых государством. В них исследуется новая парадигма маркетинга на базе современных информационных технологий, позволяющих с помощью государства и новых методов анализа данных прогнозировать сдвиги в поведении потребителей, устойчивости клиентской базы и развитии техники. 31 Государство призвано помогать некоммерческим организациям в оказании комплекса публичных услуг, в т.ч. контролируя их качество и конкурентоспособность. Составление рейтингов и оценку профессиональной этики берут на себя саморегулируемые организации. 32
Сетевой маркетинг как разновидность прямого маркетинга предполагает создание электронных площадок для продажи товаров и закупки материалов, участие в телеконференциях и электронных досках объявлений. Маркетинговые исследования становятся основой планирования, ценообразования, организации распределения и продвижения товаров. Функцией маркетинга становится не только изучение, формирование и развитие спроса в условиях постоянно меняющихся запросов различных групп покупателей, но и анализ внешней среды деятельности предприятия, согласование производственных программ участников сети, анализ потенциальных возможностей развития производства, структуры спроса потребителей, планирования и организации стимулирования товародвижения и сбыта, ценообразования, а также соблюдения технологических и экологических норм при производстве, распределении и потреблении товара.
Российские экономисты разработали методику планирования цен на рынке консультационных услуг. 33 Качество услуг, особенно технического обслуживания, ремонта, обучения персонала, консультаций и т.д., оцениваемое с помощью государства и НКО, становится важным конкурентным преимуществом. 34 Маркетинг наряду с исследованием рынка, планированием бизнеса, стимулированием сбыта и распределения все более ориентируется на взаимодействие с клиентом, установление долгосрочных отношений с партнерами. В основе партнерского взаимодействия предприятий лежит процесс установления, поддержания и улучшения их взаимоотношений с покупателями, поставщиками и другими субъектами рынка, согласования интересов всех участвующих в сделке сторон. 35
Особую роль государственная защита интеллектуальной собственности играет в развитии брендинга – управления созданием и повышением ценности торговой марки. Создание сильного бренда выводит услуги из разряда рядовых, придает им уникальность, позволяет сохранить прежний уровень цен при усилении конкуренции. 36 По данным Г.Чармассона 37 и С.Дэвиса 38 77% покупателей в развитых странах готовы заплатить за свою любимую марку товара дополнительно не менее 20%, 50% – 25%, 40% – более 30%, а 25% покупателей считают, что при приобретении предпочтительной для них марки цена вообще не имеет особого значения. Volkswagen приобрел имущество компании Rolls-Royce за 1 млрд.долл., а BMW – ее торговую марку за 66 млрд.долл. 39
Современные информационные технологии и развитие гибких компьютеризированных систем, используемых для производства и управления в самых различных отраслях, расширяет диапазон осязаемых услуг. Маркетинг услуг при этом направлен на создание спроса, т.е. на то, чтобы предлагаемая продукция стала известной потенциальным клиентам, вызвала у них интерес путем разъяснения преимуществ, которые они могут получить от использования услуги.
6. Преобразование сектора услуг при переходе к постиндустриальной экономике связано с развитием интернета, мобильной связи и электронных платежей. Рыночные стимулы способствуют их развитию лишь в регионах с достаточным платежеспособным спросом. Государство призвано реализовать концепцию универсальной услуги, обеспечив доступ к информационной сети всех населенных пунктов за счет предписанного законом перераспределения доходов высокорентабельных производителей услуг.
Следует учесть, что средства массовой информации выполняют важные функции по интеллектуализации общества. Переход телевидения на чисто коммерческие рельсы, как это произошло в России, (за исключением канала «Культура», который, однако, не занимается пропагандой научных знаний) ведет к дебилизации общества.
Интернет как глобальная информационная сеть, использующая общие программные языки и интегрированная с локальными системами управления фирмами и домохозяйствами, представляет собой общественную производительную силу, которая не может находиться в частной собственности и развиваться на основе лишь рыночного регулирования.
В России к 2006 г. число пользователей интернета увеличилось до 22 млн., персональных компьютеров – до 18 млн. (12 на 100 человек). Доходы от услуг электро- и почтовой связи в 2000–2004 гг. выросли со 145 до 540 млрд.руб. и в 2005–2006 гг. росли по оценке Мининформсвязи на 30% в год. Доля доходов связи в ВВП в 2000–2005 гг. выросла с 3,1 до 5,2%.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия