Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Черкашина А. А.
заместитель начальника финансового управления ГУП «ТЭК СПб»,
соискатель экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета


Некоторые аспекты функционирования организационно-экономического механизма факторинга

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФАКТОРИНГА

А.А. Черкашина,
заместитель начальника финансового управления ГУП «ТЭК СПб»
соискатель экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета

Экономическая ситуация в России характеризуется обострением конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), поэтому приоритетными направлениями в деятельности организаций становятся выпуск конкурентоспособной продукции, оказание качественных услуг на максимально выгодных условиях для покупателей. В целях создания условий для роста прибыли от реализации продукции в условиях конкурентной среды, организации заинтересованы в увеличении объема производства, обеспечении ритмичности отгрузки продукции, снижении ее себестоимости, повышении качества и конкурентоспособности, проведении своевременных расчетов с покупателями 1.
В качестве эффективного инструмента, с помощью которого данные условия могут быть созданы, предлагается рассмотреть факторинг.
В настоящее время в странах, где проводится факторинг, в том числе и России, сложилось разное понимание его сущности, однако существует ряд принципов, с помощью которых факторинг можно отличить от иных инструментов современного менеджмента. Так, по условиям договора, заключенного между поставщиком товаров (работ, услуг) и фактором (финансовым агентом) должны выполняться следующие условия:
1.Поставщик уступает фактору денежные требования, вытекающие из договоров купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями;
2.Фактор выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
–финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;
–ведение учета по причитающимся суммам;
–предъявление к оплате денежных требований;
–защита от неплатежеспособности должников;
3.Должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования 2.
Вышеперечисленные принципы – есть ничто иное, как содержание общих положений Конвенции УНИДРУА от 28 мая 1988 г «О международном факторинге». Данная конвенция не была ратифицирована Россией, но ее положения использовались при написании Гл. 43 ГК РФ, посвященной финансированию под уступку денежного требования, в текстах статей данной главы отсутствует термин «факторинг» 3, хотя в последние 5–7 лет он стал употребляться в Комментариях к ГК РФ 4. В вышеуказанной главе сформулированы цели договора финансирования под уступку денежного требования, а также регламентированы права и обязанности сторон – участников сделки. Таким образом, казалось бы, все точки в законе расставлены, факторинг представлен как договор финансирования под уступку денежного требования, то есть стал самостоятельным институтом гражданского права, однако среди исследователей юридических аспектов факторинга развернулась серьезная полемика о месте договора факторинга в системе гражданского права. Большинство исследователей данного вопроса полагают, что Гл. 43 ГК РФ посвящена исключительно факторингу, но вместе с тем нельзя отрицать, что данная глава регулирует также отношения по договорам форфейтинга, секьюритизации 5. Кроме того, существует еще один важный аспект в проведении истинного факторинга, а именно, участники рынка факторинга, действуя в рамках гражданского законодательства РФ, осуществляют финансирование под уступку денежного требования либо путем покупки у поставщика денежных требований, либо в целях обеспечения исполнения ему обязательства клиента. При этом следует отметить, что осуществление финансирования путем покупки у поставщика денежного требования по текущим поставкам является распространенной практикой в западной экономике, что, по сути, должно стать отличительной чертой истинного факторинга. Интересно мнение президента ЗАО Банк «Национальная факторинговая компания» М.И. Трейвиша, по его словам: «Гл. 43 ГК РФ – это глава не о факторинге, а о финансировании под уступку денежного требования, что не является факторингом, прежде всего потому, что факторинг – это не только финансирование. Кроме того, факторинг – молодой инструмент, имеющий лишь некие общие принципы, но все то, что находится за пределами этих принципов, существенно отличается от страны к стране» 6. Таким образом, если рассматривать существующие в настоящее время виды факторинга, то не каждый из них можно отнести к истинному факторингу. По данному вопросу ведется дискуссия среди западноевропейских и российских экономистов. Такие экономисты, как А. Кокс и Дж. Маккензи объединяют под понятие факторинг все операции с неоплаченными долговыми требованиями, в свою очередь Ф. Сэлинджер, М. Форман, Дж. Гилберт придерживаются мнения, что большинство видов факторинга не отражают его истинную сущность, являясь лишь близкими к нему операциями с долговыми требованиями. К таким видам можно отнести дисконтирование счетов-фактуры, факторинг с правом регресса, агентский факторинг. Истинным же факторингом, по мнению этих экономистов, считается открытое соглашение о полном обслуживании клиентов без права регресса 7. Надо отметить, что большинство российских исследователей данного вопроса, таких как Б.З. Гвоздев, Ю.А. Соколова, А.Г. Ивасенко, С.А. Орехов разделяют такую позицию. Данная позиция представляется наиболее верной, поскольку в противном случае искажается экономическая сущность факторинга. При определении сущности факторинга как эффективного инструмента современного менеджмента мы должны в первую очередь понимать, что он обеспечивает поддержкой организации в период их роста и становления на рынках товаров (работ, услуг), способствует увеличению объема продаж, обеспечивает защиту от рисков и помогает управлять дебиторской задолженностью.
Рассмотрим некоторые аспекты функционирования механизма факторинга. Под организационно-экономическим механизмом факторинга понимается совокупность специальных институтов, органов и лиц, в том числе коммерческих банков, специализированных факторинговых компаний, организаций – поставщиков и покупателей товаров (работ и услуг), а также набор разных видов факторинговых соглашений, определяющих место проведения факторинга, способ финансирования, перечень сопутствующих услуг, оказываемых фактором, таких как ведение бухгалтерского учета, информационное, юридическое обслуживание и т.д. 8.
Основным аспектом функционирования данного механизма является обеспечение своевременного поступления денежных средств поставщику за реализованную продукцию, при этом риск неплатежа со стороны покупателей берет на себя фактор. В этом случае риск потери ликвидности снижается благодаря факторингу, в свою очередь, действующая политика управления оборотным капиталом должна обеспечивать поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Как правило, она (политика управления) сводится в основном к решению двух важных задач:
1. Обеспечение платежеспособности. Организации, не имеющие достаточного уровня оборотного капитала, могут столкнуться с риском неплатежеспособности.
2. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что различные уровни оборотных активов по-разному воздействуют на прибыль 9.
Грамотное управление дебиторской задолженностью, являющейся важнейшим элементом оборотного капитала, напрямую связано с обеспечением платежеспособности организаций и может существенным образом повлиять на формирование конечных показателей их экономической деятельности. Кроме того, за счет передачи функции по управлению дебиторской задолженности фактору в рамках соглашения о полном обслуживании, организации могут снизить свои издержки.
В результате использования организациями данного механизма улучшается показатель оборачиваемости оборотных активов, что будет свидетельствовать об эффективном управлении оборотными активами и снижении риска в деятельности организаций. Экономия от ускорения оборачиваемости оборотных средств может использоваться организациями в качестве внутреннего финансового резерва, поскольку для эффективного функционирования в рыночной среде каждая организация должна стремиться к эффективному использованию оборотных активов и ускорению оборачиваемости оборотных средств для того, чтобы поддерживать достаточный уровень финансовой устойчивости и платежеспособности.
При неэффективном использовании оборотных активов, финансовое состояние организаций неизбежно ухудшается, что сказывается на их платежеспособности и, в конечном счете, может привести к банкротству. Перечислим наиболее важные причины, детерминирующие данный процесс: отсутствие эффективного механизма пополнения оборотных средств; высокий уровень инфляции; высокая налоговая нагрузка. Во избежание развития данного процесса, организации могут использовать факторинг, который, в свою очередь, является эффективным механизмом пополнения собственных оборотных средств, способствует созданию четкой системы расчетов с контрагентами и государством, а также «сглаживанию» инфляционных эффектов утраты оборотных средств.
Таким образом, факторинг, являясь эффективным инструментом в системе управления оборотными активами становится не только источником пополнения собственных оборотных средств, но и способствует построению эффективного механизма управления финансами, обеспечивающего прозрачность текущего и будущего финансового состояния организации.
Применение данного механизма особенно актуально для производственных и торговых организаций в период их становления на рынках, так как в период роста организации вынуждены активно кредитовать покупателей для завоевания большей доли рынка, поддерживать широкий ассортимент продукции, поэтому проблема обеспеченности оборотными средствами представляется для них наиболее острой. В целях обеспечения конкурентоспособных позиций на рынках организации – поставщики имеют возможность предоставлять отсрочку платежа за поставленную продукцию, поддерживать ассортимент продукции в необходимом объеме, увеличивать объем выпускаемой продукции. Для таких организаций политика в области управления оборотными активами направлена главным образом на определение максимально допустимых сроков предоставления товарных кредитов, а также лимитов по ним 10, факторинг, в свою очередь, обеспечивает ее успешную реализацию. Современный факторинг помогает бизнесу бороться с негативными сторонами товарного кредита и дает предприятию ряд других преимуществ, и в первую очередь – это защита от рисков.
Рассмотрим еще один аспект организационно-экономического механизма факторинга, такой как организация его проведения. В настоящее время факторинг представляет собой, с одной стороны, финансовую услугу, которую предоставляют коммерческие банки, в основном она сводится к финансированию, а с другой – самостоятельную деятельность факторинговых компаний, оказывающих комплексное обслуживание клиентов. На данном финансовом рынке действуют несколько крупных факторинговых компаний, таких как ЗАО Банк «Национальная факторинговая компания», ЗАО «Еврокоммерц», ЗАО Банк «Петрокоммерц» и т.д. На их долю приходится более 70% всех факторинговых сделок. Перспективность развития факторинга, как самостоятельного направления финансовой деятельности в России, заметили уже инвесторы. Так Гедрюс Пукас выкупил 50% плюс 2 акции ЗАО «Еврокоммерц», считая его лидером данного рынка. По его словам: «факторинг – потенциально огромный рынок, который находится в начальной точке своего развития» 11. Также возросло число коммерческих банков, которые создали в своей структуре отдельные подструктуры (ЗАО «НОМОС – БАНК», ЗАО АКБ «Промсвязьбанк»), которые занимаются проведением факторинга, хотя для большинства коммерческих банков факторинг до сих пор остается одним из общего числа банковских продуктов. На сегодняшний день сложилась тенденция объединять возможности коммерческих банков и специализированных факторинговых компаний, обусловленная необходимостью диверсификации ресурсов, оптимизацией бизнес-процессов. Результатом такого сотрудничества в дальнейшем может стать снижение размера комиссионного вознаграждения фактору и соответственно повышение доступности факторинга для большего числа организаций.
Такую тенденцию можно считать положительной, т.к. исторически коммерческие банки оказывали серьезное влияние на становление факторинга в его современном понимании. Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее – торговых банков. Процесс специализации банковского дела, сочетающийся с процессом специализации кредитных учреждений, привел к следующему: с одной стороны, факторы развивали посреднические функции, доведя их до универсальной системы торгово-посреднического обслуживания клиентов; с другой стороны, активное проникновение в эту деятельность коммерческих банков, их стремление к универсализации своих операций создали практически новое направление факторингового обслуживания, а функции торговых посредников были дополнены развитой системой кредитования оборотного капитала. Таким образом, в процессе эволюции факторинг лишился коммерческо-сбытовой функции, и сосредоточился на финансовой стороне работы с клиентами, обеспечивая их комплексное финансовое обслуживание, что и представляет собой современный факторинг 12.
В настоящее время идет процесс становления факторинга как самостоятельной отрасли, которая достаточно быстро развивается. Общий объем российского рынка факторинга за 2004 год составил порядка 3 млрд. долл. США. При объеме 3 млрд. долл. США в 2004 г. доля факторинговых сделок в ВВП составила 0,5 %. Объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд. долл. США), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд. долл. США – объем новых эмиссий в 2004 г.) 13. По прогнозным оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, к 2008 г. доля факторинговых сделок в ВВП должна составить не менее 3%. Размер комиссионного вознаграждения в процентах от общего объема финансирования с каждым годом сокращается, что повышает доступность факторинга для большинства организаций. Это связано с появлением новых возможностей оптимизации бизнес-процессов 14.
Современный факторинг сумел показать свою эффективность в западной экономике, и доказывает свою растущую дееспособность российским компаниям. Результатом от использования организациями факторинга станет повышение уровня их платежеспособности, конкурентоспособности, а развитие реального сектора позволит соответственно улучшить макроэкономические показатели экономики России.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия