Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Гузь В. С.
заместитель председателя правления ОАО «Банк «Санкт-Петербург»»,
соискатель кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета


Перспективные банковские продукты для корпоративных клиентов

В настоящее время наиболее актуальной представляется проблема разработки и продвижения новых банковских продуктов. Прежде чем охарактеризовать с теоретической и практической точки зрения новые банковские продукты отметим, что в экономической литературе продолжается дискуссия по поводу содержания и разграничения таких понятий как «банковская операция», «банковская услуга», «банковский продукт». Анализ современной научной литературы позволил выделить различные подходы к определению данных понятий и провести их систематизацию.
При маркетинговом подходе, исследователи выделяют такие категории, как «банковская операция» и «банковская услуга». Отметим, что данный подход представляется как наиболее традиционный. Банковская услуга определяется как выполнение банком определенных действий в интересах клиента (1). Современное понятие «банковский продукт» при данном подходе не используется.
Отметим, что при данном подходе, в рамках другой концепции, наблюдается совмещение определений «банковский продукт» и «банковская услуга». Уткин Э.А. (2) предлагает определять банковский продукт (услугу) как разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства. Маркова В.Д. (3) определяет банковский продукт как комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям.
Представителями другого подхода являются Лаврушин О.И., Быкова Н.И, Головин Ю.В. и другие исследователи. Так, в частности, Головин Ю.В. (4) определяет деньги – как ресурс, который «изготавливается» банками в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Автор не делает разграничения «денежной» и «неденежной» составляющих банковского продукта.
Анализ современного банковского законодательства (5) позволяет сделать вывод о том, что такие понятия как «банковская услуга» и «банковская операция» трактуются неоднозначно, а понятие «банковский продукт» не нашел отражения.
Ряд исследователей отмечают, что критерием, позволяющим отличить «банковскую услугу» от «банковской операции» представляется механизм удовлетворения потребностей клиентов. Так, в частности, Коробов Ю.И. (6) использует «банковский продукт» как синоним «банковской услуги». Он отмечает, что услуги как результат выполнения банковских операций имеют свои отличительные признаки, а именно – абстрактность, непостоянство спроса на банковские услуги, вторичность удовлетворяемых потребностей и другие (7).
Современные исследователи определяют банковскую услугу как деятельность банка, направленную на удовлетворение потребности клиентов (участников экономических отношений) в приращении финансовых ресурсов, получении дополнительных ресурсов, проведении расчетов, хранении и информационном обеспечении. В процессе осуществления банковской услуги появляется банковский продукт. Банковский продукт – это то, что клиент в действительности приобретает у банка (8).
На наш взгляд, для того, чтобы определиться в терминологии «банковский продукт», необходимо обозначить критерии отнесения к данному продукту. Термин «банковский продукт» достаточно новое явление в теории и практике банковского дела. Мы согласны с мнением Л.В.Конаковой (9) о том, что к критериям определения «банковского продукта» представляется возможным отнести следующие: банковский продукт, предлагаемый на рынке должен быть выгоден и клиенту банка и непосредственно банку, обладать определенными полезными свойствами.
Г.Ю. Мещеряков определяет «…банковскую услугу как совокупность операций, удовлетворяющих какую-нибудь потребность клиента. Банковские услуги состоят из различных операций, выполняемых в процессе денежного обращения. В этом заключается их отличие от других видов услуг. Только одна банковская услуга может быть идентифицирована как продукт – это эмиссия денег, включая их электронную форму» (10). Все остальные услуги, по его мнению, обеспечивают перемещение денег, в том числе их перемещение со счета на счет и образование денежных фондов.
В концепции маркетинга получила развитие трехуровневая концепция продукта Ф.Котлера (11), которая включает:
– товар по замыслу: основная выгода или услуга;
– товар в реальном исполнении: марочное название, упаковка, качество, внешнее оформление, свойства;
– товар с подкреплением: поставка, послепродажное обслуживание, гарантии, монтаж.
По аналогии с данным подходом, Павлов В.В.(12) предлагает представить «банковский продукт» в следующем виде:
1) товар по замыслу: основная выгода или услуга, которая лежит в основе банковского продукта;
2) товар в реальном исполнении: банковские операции, банковская технология, банковские документы;
3) товар с подкреплением: обслуживание (материальная обстановка, в которой оказывается услуга; процесс оказания услуги; персонал банка).
Павлов В.В. отмечает, что все указанные элементы образуют банковский продукт. Банковская услуга лежит в основе потребительской ценности банковского продукта. Элементы, перечисленные во втором уровне, оказывают влияние на различные аспекты производства банковского продукта: банковские операции влияют только на себестоимость; банковские технологии влияют как на себестоимость, так и на потребительскую ценность; а банковские документы отражают юридический аспект продукта. Третий уровень банковского продукта формируют «расширенные» характеристики, увеличивающие потребительскую стоимость товара.
Ужесточающаяся конкуренция в банковском бизнесе за корпоративных клиентов вынуждает российские банки разрабатывать и предлагать новые банковские продукты. На основе рассмотренного выше методологического подхода, проанализируем современные банковские продукты.
В настоящее время, крупные российские банки развивают такие перспективные банковские продукты, как проектное финансирование и инвестиционное кредитование. Компания получает средства на осуществление расходов инвестиционного характера, приобретение оборудования для реализации проектов реконструкции и перевооружения, модернизации или создание нового производства, приобретение объектов недвижимости и т.п. Долгосрочные кредиты интересны компаниям, реализующим проекты с длительным сроком окупаемости, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией недвижимости.
Отметим различия между проектным финансированием и инвестиционным кредитованием. Проектное финансирование предполагает возврат вложенных средств и получение доходов на этапе реализации проекта, преимущественно за счет денежных потоков, генерируемых проектом. Таким образом, при проектном финансировании, банк более тщательно изучает заемщика, т.к. профессиональное мотивированное суждение формируется на основе большого объема информации о заемщике и, соответственно, о проекте и предполагает значительный объем средств.
При инвестиционном кредитовании источником погашения предоставляемых средств является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доходы, приносимые объектом инвестиций. Отметим, что в данном случае кредит, как правило, выдается в рамках установленного на заемщика общего лимита, что предопределяет меньший пакет предоставляемых клиентом документов и оперативность принятия банком управленческого решения.
Долгосрочное кредитование, как банковский продукт, отличается следующими критериями:
– сроки предоставления от 3 до 7 лет;
– возможность применения плавающей процентной ставки в зависимости от объема поступлений на счета заемщика за определенный период, т.е. исходя из анализа оборотов по расчетным и текущим счетам;
– возможность снижения процентной ставки при достижении заемщиком определенных, заранее согласованных параметров по проекту, что свидетельствует о снижении уровня кредитного риска и не ухудшении категории качества кредита;
– в зависимости от вида, характера и сложности выполняемых операций возможно взимание платы за экспертизу проекта, резервирование банковских ресурсов, непосредственный мониторинг проекта, а также неполное исполнение заемщиком договорных условий по предоставлению обеспечения, консультирование банком различных аспектов инвестиционной программы.
Как мы отмечали, банковский продукт должен обладать рядом критериев. Так, в частности, в настоящее время наиболее актуально снижение стоимости заимствования и удлинения сроков. Если для реализации проекта требуется оборудование иностранного производства, банк предлагает наиболее перспективный банковский продукт – так называемое структурированное финансирование. Суть его состоит в том, что российский банк заключает соглашение с иностранным банком об открытии кредитной линии под гарантии национального экспортного агентства. Срок кредита составляет порядка 8–10 лет. Стоимость заимствования по проекту уменьшается в связи с тем, что происходит гарантирование возврата иностранному банку. При реализации данного банковского продукта могут применяться различные банковские услуги и операции. Так, в частности, может применяться аккредитивная форма расчетов за поставляемое оборудование, где выставленный российским банком аккредитив для расчетов за оборудование подтверждается иностранным банком без перевода покрытия, т.е. без отвлечения средств клиента (13).
На наш взгляд, при продаже банковских продуктов необходимо использовать проектный подход, который предполагает:
– определение финансового состояния заемщика,
– характеристику структуры управления, состав учредителей,
– порядок распределения денежных потоков,
– анализ этапов и параметров проекта, исследование рынка, анализ конкурентоспособности,
– наличие разрешительной документации,
– структуру и достаточность источников финансирования.
Успешная продажа банковского продукта предполагает определение параметров проекта и построение модели денежных потоков. Для установления степени влияния уровня объема производства, величины цен и затрат на продукцию на срок погашения кредита необходимо проводить анализ чувствительности проекта.
Таким образом, банковский продукт кредитного характера отличается следующими основными критериями: лимит кредитования, срок кредитования, процентная ставка, график использования кредита, возврат кредита, форма обеспечения.


Литература
1. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. – Тернополь: АО «Тарнекс», 1993 – С.368.
2. Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Нововведения в банковском бизнесе России. – М.: Финансы и статистика, 1998. – С.220.
3. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М.:1996. – С.90.
4. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 1999. – С.14.
5. Гражданский Кодекс РФ. Ч. I–II.
6. Коробов Ю.И. Банковская конкуренция в условиях рыночных отношений Автореф. дисс.… Саратов. – 1996. – С. 23.
7. Коробов Ю.И. Практика банковской конкуренции. – Саратов: Изд. Центр Сарат. Экон. Акад. – 1996. – С.64–67.
8. Павлов В.В. Разработка и реализация маркетинговой стратегии универсального банка на региональном уровне: Автореф. дисс.… – СПб.: СПБГУЭФ, 2007.
9. Конакова Л.В. Банковский маркетинг: организация, особенности, тенденции: Автореф. дисс… – СПб.: СПБГУ, 2005.
10. Мещеряков Г.Ю. Банковские операции на рынке ссудного капитала. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С.97.
11. Кулибанова В.В. Маркетинг сервисных услуг. – СПб.: Вектор – 2006. – С.30.
12. Павлов В.В. Разработка и реализация маркетинговой стратегии универсального банка на региональном уровне. Автореферат диссертации… – СПб.: СПБГУЭФ, 2007.
13. Суханов М. Банковские услуги //Бухгалтерия и банки. – 2005.– №3. – С.40.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия