Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Корнеев А. Е.
руководитель комиссии по инвестиционной деятельности
Российского союза туриндустрии,
аспирант кафедры экономики туризма
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики


Совершенствование методов оценки инвестиционных проектов в туризме

Первые модели измерения и оценки результатов инвестирования и эффективности деятельности предприятий появились еще в ХIХ веке. В качестве базового критерия оценки рассматривалась прибыль, получаемая предприятием. Сравнительно небольшой объем инвестиций, отсутствие достаточно развитой системы прогнозирования будущих результатов делало вполне достаточной оценку эффективности, основанную на принципе – «прибыльное» предприятие или «не прибыльное».
В 90 гг. прошлого века основными являлись несколько отчасти похожих друг на друга методик.
К настоящему времени можно выделить несколько основных показателей, объединяющих все основные подходы к оценке инвестиционных проектов.
1. NPV и связанные с ним показатели
Развитие математической экономики и экономической теории привел к осознанию необходимости дисконтировать (приводить к текущей) будущую стоимость денег. В результате этого в западной экономической литературе в 60-х годах ХХ в. появились такие показатели как
Net Present Value (NPV, Чистая текущая/дисконтированная стоимость)
Разность между текущей стоимостью денежных поступлений по проекту или инвестиций и текущей стоимостью денежных выплат на получение инвестиций, либо на финансирование проекта, рассчитанная по фиксированной ставке дисконта [46].
Internal Rate of Return (IRR, Внутренняя норма прибыли, внутренняя норма доходности). Ставка дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость денежных выплат и поступлений равна нулю.
Profitability Index (PI, Economic rate of return, ERR, Индекс рентабельности инвестиций), рассчитывается как отношение дисконтированной чистой прибыли к сумме дисконтированных инвестиций.
Discounted Payback Period (DPP, Дисконтированный период возврата), период, который необходим, чтобы NPV стало неотрицательным.
Практика применения к проектам с регулируемыми государством тарифами NPV, а не EF приводит к тому, что все предприниматели оказываются заинтересованными в реализации инвестиционных проектов, увеличивающих стоимость товаров и услуг. Следствием использования в этой сфере такого показателя эффективности как NPV является ускоренный рост тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Применительно к туристско-рекреационному бизнесу это наиболее ярко проявляется в санаторно-курортном обслуживании социально незащищенных категорий населения. Использование критерия NPV в этом секторе приводит к выбору инвестиционных проектов с максимально возможными текущими затратами, особенно, если реализация путевок гарантируется соответствующими органами социальной опеки.
Сравнительный анализ критериев эффективности
Несмотря на многочисленность показателей, в практике принятия инвестиционных решений чаще всего применяются критерии NPV, PI и IRR. Однако возможны ситуации, когда эти критерии противоречат друг другу. Приоритет одного критерия над другим существенно зависит от того, в какой конкретно ситуации применяются эти критерии. Существует целый ряд точек зрения на приоритетность того или иного критерия.
Прежде всего, все ситуации инвестирования должны быть разделены на две группы:
Сравниваемые проекты являются альтернативными (конкурентными) или независимыми (комплементарными).
Проекты считаются конкурентными (альтернативными), если по техническим или финансовым ограничениям они не могут быть реализованы одновременно. Реализация одного проекта делает невозможным реализацию другого. Например, если гостиницу предполагается реконструировать под гостиницу *** звездочки, то на этом же месте нельзя одновременно создать пятизвездочный отель (техническая конкуренция проектов). Если компания не может привлечь финансовые средства для одновременной реализации ряда проектов (например, из-за недостаточности собственного капитала и невозможности его расширить за счет выпуска дополнительной эмиссии), то возникает финансовая конкурентность (альтернативность) проектов.
2. Показатель ЕVA и дальнейшее развитие показателей финансовой эффективности
В 90-е гг. ХХ в. широкое распространение получил показатель Economic value added (EVA, Экономическая добавленная стоимость).
При его расчете происходит сравнение чистой прибыли компании от операционной деятельности после вычета налогов (NOPAT – net operating profit after taxes) и совокупной стоимости капитала компании, включая как собственный, так и заемный капитал. Таким образом, если NOPAT фирмы превышает совокупную стоимость ее капитала в какой-то отчетный период, это означает, что фирма имеет положительную EVA на заданный период и увеличивает свою стоимость для акционеров. В противном случае, если EVA фирмы имеет отрицательное значение, это означает, что за отчетный период фирма не смогла покрыть всех своих издержек, и тем самым, уменьшила стоимость компании для акционеров.
Наиболее часто на практике метод добавленной экономической стоимости применяется при выработке стратегии, создающей наибольшую стоимость для акционеров, аналитиками инвестиционных банков и инвестиционных фондов при выборе ценных бумаг для инвестирования. Применительно к оценке инвестиционных проектов показатель EVA может использоваться как способ определения рационального источника финансирования проекта. Если проект требует дополнительного привлечения акционерного или заемного капитала, то дополнительная прибыль, генерируемая проектом, должна давать прирост EVA.
Естественно EVA проекта может быть определена только после определения источников финансирования.
Критерий NPV по своему назначению является тактическим критерием, схожим по своему смыслу к прибыли, а EVA стратегическим, обеспечивающим устойчивый рост фирмы. Поэтому имеет смысл разделить все проекты на две группы:
– стратегические, определяющие основные перспективы развития компании;
– тактические, обеспечивающие решение задач в рамках уже сформированных направлений.
В соответствии с этим происходит и деление инвестиционного портфеля. Величина каждого из портфелей зависит от конкретных условий функционирования компании. Если фирма уже сформировала свою стратегию и начала реализовывать один или несколько стратегических инвестиционных проектов, то величина стратегического портфеля должна быть сравнительно мала. Напротив, в тех случаях, когда новая стратегия еще не сформирована, а реализация принятой ранее приводит к устойчивому падению величины EVA, то доля стратегического портфеля может приближаться к 100% от всего возможного объема инвестиций в развитие компании.
3. Сбалансированная система показателей (BSC)
Неоднократно было замечено, что менеджеры отказываются вкладывать средства в долгосрочное развитие предприятия, поскольку это ухудшает текущие результаты его деятельности. Конечно, такая практика не обеспечивает предприятию долгосрочный сбалансированный рост. Несмотря на то, что идеи стратегического управления уже тридцать лет рассматриваются как необходимый элемент стратегических управленческих решений, однако они традиционно базируются на финансовых показателях. Нефинансовые, немонетарные показатели используются значительно реже, хотя они не менее важны.
Основная идея BSC заключалась в создании систем показателей за счет органического согласования интересов разных групп – акционеров, потребителей, партнеров, кредиторов. Для того чтобы реализовать подобную многовекторную политику управления, нужно было иметь комплексную систему стратегических целей и ключевых показателей, а также хорошо организованную и сбалансированную систему стратегического измерения.
Концепция BSC выгодно отличается от других концепций тем, что финансовые и нефинансовые индикаторы интегрируются с учетом причинно-следственных связей между результирующими показателями и ключевыми факторами, под влиянием которых они формируются.
Применительно к туризму это могут быть проекты информационных тур центров.
Эффективное сочетание BSC и финансовых показателей
Среди финансовых показателей эффективности наиболее близок концепции BSC показатель EVA. Теоретически с BSC может сопрягаться NPV. Однако у этой конструкции имеются определенные недостатки. BSC и EVA одинаково хорошо привязываются к процессам планирования и бюджетирования, могут разворачиваться от корпоративного уровня до уровня хозяйственных подразделений и даже отдельных индивидов. Преимущество BSC состоит в ее целостности и системности, полноте охвата основных процессов в области производства и маркетинга. EVA позволяет точно определить финансовые результаты реализации инвестиционного проекта, достаточно легко рассчитывается при изменении финансовых условий реализации проекта. Объединяя положительные стороны обеих концепций, можно получить эффективную систему оценки проекта с достаточно высокими прогностическими возможностями точного предсказания
Таким образом, к настоящему времени можно выделить основные показатели, взаимоувязывающие все основные методики и комплексно оценивающие проекты:
– NPV отражающий показатели краткосрочной эффективности, – EVA отражающий показатели стратегической эффективности, – BCI отражающий показатели нефинансовые немонетарные стратегические индикаторы.


Литература
1. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. – М.: Изд-во БЕК, 1999.
2. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997. – 160 с.
3. Галасюк В.В. Вопрос о сферах применения расчетов общей и сравнительной экономической эффективности. – Днепропетровск, 1987. – 17 с. – Деп. в ИНИОН АН СССР 31.03.87, – № 28929.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия