Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Смирнова Л. Н.
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России

Некоторые аспекты обеспечения экономической безопасности исполнения государственного бюджета

Российская экономика в последние годы развивается достаточно высокими темпами: страна имеет стабильный курс национальной валюты, рост доходов бюджетной системы и населения. Все это в совокупности позволяет создать условия для повышения уровня жизни населения, обеспечения безопасности граждан и дальнейшего усиления экономических позиций России в мировом пространстве.
Эффективная бюджетная система страны считается важнейшим фактором устойчивого экономического роста, поскольку из бюджетных средств осуществляется финансирование всех направлений деятельности государства. Национальные интересы государства в экономической сфере являются приоритетными, их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики, сохранении, развитии и эффективном использовании всех видов ресурсов (бюджетных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, информационных, ресурсных и др.).
Обеспечение экономической безопасности исполнения бюджета означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на бюджет государства, сохранение экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан.
Экономическая безопасность государственного бюджета предполагает деятельность по защите бюджетных отношений государства от нежелательных и опасных по возможным последствиям воздействий. В целом безопасность государственного бюджета следует рассматривать, как такое состояние всех сегментов бюджета, при котором обеспечивается гарантированная защита и гармоничное социально-направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовых отношений и процессов в стране, связанных с формированием бюджета.
Отсутствие четких целей и конечных результатов использования бюджетных средств является одной из основных угроз, влияющих на экономическую безопасность исполнения бюджета.
Проанализируем угрозы, прежде всего, непосредственно относящиеся к исполнению бюджета, которые влияют на требуемый уровень устойчивости, эффективности и целевой направленности государственных бюджетных средств.
С нашей точки зрения, угрозами исполнения бюджета являются потенциальные или реально возможные действия по отношению к бюджету, приводящие к нарушениям механизмов формирования доходной и расходной частей государственного бюджета. Эти угрозы можно сгруппировать следующим образом:
• отсутствие четких целей и конечных результатов использования бюджетных средств;
• ограниченность полномочий и ответственности получателей бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
• отсутствие четкого закрепления доходов бюджетной системы за получателями соответствующих платежей;
• предоставление бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет без учета финансируемых направлений мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
• формальный характер применяемых методов программно-целевого планирования бюджета (в том числе разработки и реализации федеральных целевых программ);
• отсутствие эффективной системы государственного финансового контроля.
Весьма опасной угрозой экономической безопасности бюджета является угроза нецелевого использования бюджетных средств.
Объектом правонарушения во всех случаях нецелевого расходования бюджетных средств являются интересы государственной власти в части исполнения бюджета и использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, то есть общественные отношения, охраняемые законом в области осуществления государственной бюджетной политики. Законодатель определил это правонарушение как «расходование бюджетных средств получателя бюджетных средств лицом на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере» 1.
Предметом правонарушения являются средства бюджетов всех уровней и средства государственных внебюджетных фондов, выделяемые на конкретные цели, которые определены утвержденным бюджетом, либо сметой. Указанные средства должны расходоваться на любом уровне бюджетной системы только на цели, предусмотренные вышеперечисленными документами. Для этого необходимо, во-первых, хорошо организовать процесс управления расходами и, во-вторых, четко определить ответственность за принятие и реализацию решений в области расходования бюджетных средств.
Для установления факта нецелевого расходования бюджетных средств следует в обязательном порядке выяснить, на основании какого документа произведено бюджетное финансирование, и в чем конкретно выразилось нецелевое расходование бюджетных средств.
Совершенствование механизма уголовно-правового регулирования общественных отношений в сфере государственной власти, интересов государственной службы – одно из направлений деятельности российского государства по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью. В этом смысле, в интересах государственной службы очень важно решение вопроса о соблюдении режима законности, связанного с целевым расходованием бюджетных средств.
Серьезность угроз экономической безопасности бюджета со стороны фактов нецелевого расходования бюджетных средств были учтены государством. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» 2, вступившими в законную силу со дня его опубликования, установлена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Этим же Законом гл. 30 УК РФ; «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» дополнена ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств».
Статья 285.1 УК РФ определяет, что является нецелевым расходованием бюджетных средств применительно к уголовному праву. Ранее ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусматривалась только законами о федеральном бюджете, законами о бюджете субъектов РФ, нормативными актами о бюджетах муниципальных образований, что было явно недостаточно для обеспечения экономической безопасности бюджета.
Общественные отношения, складывающиеся по поводу расходования бюджетных средств, в настоящее время в Российской Федерации урегулированы недостаточно эффективно, о чем свидетельствуют массовые случаи нецелевого расходования бюджетных средств, а также злоупотребления, допускаемые должностными лицами бюджетополучателей.
К сожалению, в настоящее время само понятие эффективности использования бюджетных средств не регламентировано бюджетным законодательством, оно лишь упоминается в Бюджетном кодексе Российской Федерации среди принципов бюджетной системы. Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса, принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств 3. При этом порядок и методика определения эффективности расходования бюджетных средств отсутствуют как в законодательстве, так и в иных нормативных правовых актах.
Несмотря на многоуровневый характер и сложность решаемых задач, бюджетная система страны должна оставаться единым финансовым организмом, в рамках которого должны осуществляться согласованные процессы управления государственными финансами и обеспечиваться сбалансированное развитие, как всех ее элементов, так и системы в целом.
Единство бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается наличием единой правовой базы, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, применением санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и территорий.
Единство в управлении логично требует создания стройной системы бюджетно-финансового контроля, которая обеспечит законность и единообразие контроля за денежными средствами во всей бюджетной системе России и позволит сопоставить показатели экономичности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов на разных ее уровнях.
Одним из факторов формирования политики соблюдения целевого расходования бюджетных средств в эффективный механизм обеспечения экономической безопасности должна выступить деятельность системы государственного финансового контроля, как источника информационного обеспечения в процессе принятия управленческих решений.
В соответствии с решением Коллегии Минфина России, в настоящее время Федеральным законом от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам функционирования системы государственного и муниципального финансового контроля 4. Усиление ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, несомненно, приведет к снижению нецелевого расходования бюджетных средств и реализации экономической безопасности государственного бюджета в целом.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия