Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Абубакиров Р. Ф.
докторант кафедры экономической теории и права Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева,
кандидат экономических наук


Механизмы реализации инновационных отношений в социальной сфере

Современные тенденции социально-экономического развития общества требуют выделения главной составляющей позитивных преобразований человека с его потребностями в благах и услугах. Отсюда и модификация системы потребностей современного общества, под влиянием которой на передний план выдвигается производство услуг и информации, являющееся отличительной особенностью перехода к постиндустриальной экономике. Доминантное значение при этом занимает производство знаний (информации), которые выполняют не только амортизирующую роль в воспроизводственном процессе, но и основную координационную функцию в хозяйственной системе, непосредственно включаясь в хозяйственные потоки и позволяя повысить уровень организованности экономического пространства и общества. Поэтому основные характеристики современного общества обусловлены и воспроизводятся на основе доминирующего влияния социальной сферы как источника услуг.
Социальная сфера включает в себя группу отраслей национального хозяйства, производящих услуги для жизнеобеспечения населения отдельно взятого государства, обладающего собственной культурой трудовой, семейно-бытовой и досуговой жизнедеятельности, с привычным уровнем и образом жизни, психологией и ценностями. Эта группа отраслей объединяется в комплекс социального хозяйства и включает просвещение, образование, культуру, здравоохранение, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, санаторно-курортный комплекс, оздоровительный и туристический комплекс (без экспортной доли), физкультуру и спорт (за исключением профессионального спорта). Социальное хозяйство выделяется в структуре национальной экономики не по технико-технологическим особенностям, не по месту в производственной кооперации труда, а по назначению производимых услуг. Его задача состоит в удовлетворении потребностей в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре.
Услуги отраслей социального хозяйства имеют двойственный характер: они одновременно являются потреблением благ и инвестициями в человеческий капитал. Социальные услуги принадлежат к смешанным общественным благам, производство и потребление которых определяется как индивидуальным спросом, так и потребностями общества в целом. С одной стороны, они отличаются от услуг, оказываемых организациями других отраслей непроизводственной сферы, так как создаются и предоставляются в интересах всего общества путем применения преимущественно умственного труда на основе оценки его с помощью показателей морально-этического характера. С другой стороны, их производство и потребление возможно с применением рыночных методов хозяйствования, а перечисленные свойства чисто общественных благ присущи очень небольшому количеству социальных услуг. Большинство же услуг социальной сферы этими характеристиками обладают не в полной мере и имеют товарную природу. Выгода, получаемая отдельными лицами от потребления частично общественных благ, выражается в повышении качества их жизни.
Инновации в социальной сфере решают следующие задачи.
1. Повышение качества жизни населения, под которым понимается комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе. Категория «качество жизни» учитывает также удовлетворение потребностей человека в творчестве, саморазвитии и самореализации своих потребностей.
2. Повышение эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы.
3. Улучшение качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества.
4. Снижение социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг.
Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:
– высокая неопределенность последствий крупных инноваций;
– сложность оценки эффекта инновации;
– комплексность инновации (так, например, новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры педагогического коллектива.
При этом значительная часть инноваций в социальной сфере носит некоммерческий характер, они предполагают длительный срок отдачи и оказывают влияние на большие группы людей. Отмеченные особенности определяют необходимость системного подхода к осуществлению инноваций в социальной сфере.
Инновационные отношения в социальной сфере возникают по поводу общественного воспроизводства результатов функционирования ее отраслей. Особенности инновационных отношений в социальной сфере основываются на роли ее субъектов как активных участников инновационного процесса в социально-экономическом развитии страны и взаимодействии с органами государственного управления, а также обусловливаются следующими отличительными признаками, характерными для этой сферы: непосредственный контакт производителей услуг (работ) с потребителями; присущая услугам более высокая степень индивидуализации; значительное влияние самих потребителей на эффективность предоставляемых услуг; сложность измерения качества оказываемой услуги и эффективности деятельности работников; более высокая, чем в других отраслях удельная трудоемкость услуг при относительно меньшей фондоемкости и материалоемкости; относительно высокая доля сотрудников с высшим образованием (инженерно-техническим и естественнонаучным), что характерно и для руководящего состава; дифференциация услуг по потребительским характеристикам (горизонтальная дифференциация) и по уровню качества (вертикальная дифференциация); выраженная сегментированность спроса на услуги в зависимости от доходов, субъективной оценки потребителя способностей производителей услуг, значимости (насущности) услуги, национальных традиций и особенностей потребления; социальной значимостью услуг в условиях глобализации; существенностью барьеров вхождения на рынок, обширной емкостью рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли крупных учреждений в отношении издержек производства и предпочтений обслуживания со стороны потребителя.
Инновационные отношения характеризуются тем, что они выступают промежуточным звеном между наукой и производством и представляются особо рискованной областью инвестиций с длительным периодом вложений. Эти особенности в России породили главную проблему реализации инновационных отношений в социальной сфере – противоречие между возрастающей потребностью в инновациях и существующими организационно-экономическими отношениями. Так экономические отношения, основанные на коммерциализации, с одной стороны, ускорили процесс реализации экономически выгодных инноваций, а с другой – усложнили переход в производственную стадию принципиально новых научных достижений, экономический эффект которых на данный момент не столь очевиден. В связи с тем, что значительная доля благ, производимых в социальной сфере, носит характер смешанных общественных благ, возникает противоречие между частно-общественным характером результатов инновационной деятельности как блага и общественным характером инноваций как основы неоэкономики.
Качественное изменение характера инновационных отношений на современном этапе развития российской экономики обусловлено следующими факторами.
1. Обострением социальных проблем в условиях ограниченности бюджетного и внебюджетного финансирования.
2. Ужесточением требований к качеству услуг предприятий и организаций социальной сферы в условиях развития рыночных отношений и конкуренции.
3. Стремлением к созданию открытого информационного общества на базе использования новых информационных технологий.
Полагаем, что под инновационной деятельностью следует понимать целесообразное изменение, преобразование различных сторон жизнедеятельности человека, в том числе рационализация производства, обновление его технологической структуры с целью достижения желаемого экономического или (и) социального результата. Инновационную деятельность осуществляют субъекты, которыми в соответствии с российским законодательством, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Инновационный процесс является совокупностью научно-технических, технологических и организационных изменений и функционально состоит из начально-подготовительной стадии, включающей анализ и прогнозирование рынка, стадий создания, освоения и распространения инноваций.
Основными элементами институциональной структуры инновационных отношений социальной сферы являются два блока институтов – формальных (право) и неформальных, в качестве которых выступают неформальные ограничения (стиль поведения, мировоззрение), структурирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие.
Эффективность функционирования институциональной структуры инновационных отношений в социальной сфере находит отражение в динамике трансакционных издержек, как средних (на одну сделку), так и совокупных в данном секторе экономики. В силу того, что в условиях неоэкономики знание и инновации выступают ведущими факторами, определяющими темпы экономического развития, то недопроизводство или недоиспользование имеющегося полезного знания и инноваций неизбежно приводит к снижению темпов экономического развития.
Для иллюстрации данного положения может быть приведен показатель использования полезного знаний и инноваций в социальной сфере (К), величина которого прямо пропорциональна количеству информации (I), (которое, в свою очередь, зависит от способов коммуникации и хранения знаний) и уровню образования Е (который формально определяется уровнем грамотности населения, средним количеством студентов и т.д.) и обратно пропорциональна трансакционным издержкам, которые в традиции Г.Демсеца трактуются как издержки использования ценового механизма (PSC). Таким образом, эффективность использования полезного знания и инноваций в обществе принимает вид:
Этот показатель может трактоваться как синтетический, так как отражает зависимость качества институциональной структуры инновационных отношений социальной сферы экономики, объема полезного знания и инноваций. Все это позволяет сделать вывод, что состояние институциональной структуры экономики в целом, и социальной сферы в частности, определяет динамические характеристики развивающейся неоэкономики.
Основными направлениями инновационной деятельности в со­циальной сфере сегодня являются:
1. Расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения.
2. Создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
3. Индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства.
4. Появление новых организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.
Представляется возможным выделить четыре группы факторов, определяющих характер инновационных отношений в социальной сфере. К ним следует отнести: наличие формальных (например, юридических, экономических, финансовых, образовательных) и неформальных институтов, которые задают правила и диапазон возможностей для инноваций; научную и техническую основы – накопленные знания и научно-технические учреждения, которые обеспечивают коммерческие инновации, предоставляя технологическое обучение и научные знания; каналы передачи знаний, навыков, информации, что в значительной степени определяется социальными и культурными характеристиками населения; динамические факторы внутри субъектов социальной сферы или в его непосредственном окружении.
В период становления и развития рыночной экономики такие проблемы, как обеспечение социальных гарантий населения, преобразование социальной сферы в регионах, приобретают особое значение, а методы и способы их решения весьма существенно влияют на материальное и социальное положение преобладающей части населения России, а также на политические решения. Предоставление населению более широкого круга социальных прав и гарантий служит одним из проявлений прогресса цивилизации. Следовательно, от успеха в управлении процессом развития социальной сферы во многом зависит результативность проводимых государством социально-экономических реформ. Однако до сих пор проблема государственного регулирования развития социальной сферы рассматривалась исключительно в плоскости оптимизации перераспределения ограниченных ресурсов между социально уязвимыми слоями граждан, поскольку действующая отечественная государственная модель социально-экономического развития предполагает относительно автономное существование производственной и социальных сфер с отведением последней роли надстройки над рынком. Этим определяется традиционное рассмотрение социальной сферы как затратной, отвлекающей ресурсы от инвестирования в основной капитал объектов производственной сферы.
В этой связи принципиальным становится вопрос о роли хозяйствующих субъектов социальной сферы как активных участников инновационного процесса в экономическом развитии страны и механизме взаимодействия с органами государственного управления. При этом необходимо учитывать, что область научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок перестает быть единственным источником инноваций, хотя и остается основным, поскольку все большее значение приобретают такие типы инноваций, как экономические и социальные, и поэтому необходимы институциональные преобразования, направленные на формирование структурных элементов и механизмов координации научно-инновационного комплекса. Кроме того, для обеспечения конкурентоспособности российским хозяйствующим субъектам социальной сферы необходимы радикальные изменения в характере их деятельности, связанные с использованием стратегического управления вне зависимости от их организационно-правового статуса.
Государственное регулирование инновационной деятельностью представляет собой взаимодействие совокупности принципов, функций и методов, применяемых в процессе деятельности государства в лице его органов, которые используют необходимые для участия в инновационном цикле ресурсы (материальные, финансовые, информационные). Наряду с этим государственное регулирование затрагивает как концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные аспекты долгосрочного развития предприятия и, следовательно, реализует свою функцию через структурные составляющие общего и функционального управления. Общее управление при этом определяет генеральную линию стратегического развития и включает стратегическое управление и текущее управление. В рамках функционального управления должны разрабатываться и реализовываться частные (функциональные) стратегические задачи, связанные с инновациями в отдельных сферах деятельности в учреждениях социальной сферы (маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансы, информационная база).
Сущность государственного регулирования инновационных отношений в основном проявляется в его функциях. В образующем управление единстве двух сторон – процесса и структуры – раскрывается его содержание. Отсюда следует то, что каждая функция государственного регулирования выступает в качестве основного элемента процесса управления, а управление представляет собой совокупное осуществление функций, включая такие функции, как организация, планирование, регулирование, контроль и учет. Однако до настоящего времени так и не сложилось единого мнения как о перечне стадий управленческого цикла инновационной деятельностью, так и о числе выделяемых функций и степени их дифференциации.
Процесс государственного регулирования инновационных отношений начинается с планово-расчетных обоснований формирования целей и задач на определенный период времени. При этом под целью государственного регулирования инновационных отношений следует понимать требуемое или желаемое состояние системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью экономических, управленческих, научно-инновационных характеристик. Цель управления инновационной деятельностью предприятия должна устанавливать определенные ориентиры развития инновационного объекта на заданные периоды времени. Количественное достижение цели хозяйствующего субъекта, осуществляющего инновационную деятельность, с одной стороны, зависит от результатов прогноза и оценок влияния внешней и внутренней среды, а, с другой стороны, выступает предельно возможным рубежом для результатов осуществления планируемых инновационных мероприятий.
Однако при реализации перечисленных функций на практике, следует учитывать то, что до недавнего времени в нашей стране успешное осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок рассматривалось как результат автоматического процесса, начинающегося с научных исследований и проходящего через стадии разработки, финансирования, производства, маркетинга и последующего распространения новшеств. Много внимания уделялось и установлению связей между множеством организаций, вовлеченных в продвижение результатов научных исследований в хозяйственную практику. Однако успешная коммерциализация достижений науки, как показывает опыт промышленно развитых стран, возможна лишь при прямом взаимодействии научных лабораторий и рынка при участии государства. Именно непонимание особенностей организационно-экономической природы передачи знаний и технологий является главным препятствием на пути реализации.
Инновационный процесс требует единовременных и текущих затрат, которые осуществляются за счет государственного финансирования в сочетании с участием государства в инновационных отношениях социальной сферы. Государственное финансирование инновационной деятельности обусловлено рядом факторов:
1. Инновационная деятельность субъектов социальных отношений связана с решением общенациональных задач – обеспечением устойчивых темпов экономического роста и национальной безопасности, повышением качества жизни и др.
2. Инвестиционный эффект (эффект мультипликатора) проявляется в том, что увеличение государственных расходов на инновационную составляющую социальной сферы обеспечивает в конечном счете прирост ВНП и выступает одним из условий эффективности национальной экономической системы.
3. Антициклический эффект проявляется во влиянии объемов производства инноваций на совокупный спрос.
4. Социальный эффект проявляется в развитии человеческого капитала, качественном улучшении окружающей среды, решении глобальных экологических проблем.
В целом особенности государственного регулирования инновационных отношений социальной сферы основываются на усилении роли их субъектов как активных участников инновационного процесса в социально-экономическом развитии страны и координации их взаимодействия с органами государственного управления, а также обусловливаются отличительными признаками, характерными для управления хозяйствующими субъектами этой сферы.
Правительство Российской Федерации использует программно-целевые методы управления, в основу которых положена система социально-экономических и научно-инновационных программ и проектов. Программы должны стать базой проводимой государством бюджетной политики, ориентированной на реализацию мер социально-экономического развития. При этом можно выделить такие программы и проекты, как интегрированные (между странами), федеральные, региональные, отраслевые и целевые комплексные. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных.
Уровень научной работы целесообразно оценивать через определение качества созданной инновации и качественного уровня деятельности научного учреждения, поскольку качество научной продукции является обязательным условием, обеспечивающим результативность ее использования, а достижение экономической эффективности во многом зависит от уровня управления научным учреждением. В отличие от других отраслей народного хозяйства, уровень качества созданной инновации в социальной сфере имеет первоочередное значение.
На наш взгляд, развитие системы государственного регулирования инновационной деятельности в социальной сфере предполагает:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, в первую очередь нормативно-правового регулирования в области защиты, охраны и распределения прав на объекты интеллектуальной собственности.
2. Совершенствование налогового законодательства. В частности, необходимо устранить механизм двойного налогообложения для венчурных инвестиционных фондов.
3. Государственная поддержка и участие в важнейших инновационных проектах. Помимо получения непосредственно новых технологий господдержка преследует еще одну важную цель – создание связей между главными участниками инновационного процесса: наукой, малым бизнесом и промышленностью.
4. Венчурное финансирование.
Изменение институциональной среды инновационных отношений происходит в связи с переходом от индустриального общества к постиндустриальному и развитием глобализационных процессов. В зависимости от комбинации в социальных услугах характеристик частных и общественных благ решается вопрос о целесообразности поиска рыночного механизма воспроизводства инновационных отношений, уменьшении степени государственного участия в производстве инноваций, изменения его форм и способов. Представляется целесообразным решение данной проблемы, во-первых, путем разграничения инноваций по глубине вносимых ими изменений и определения в зависимости от их уровня государственного или рыночного начала как регулятора инновационной деятельности (эффект двухслойности, или эффект Тобина), во-вторых, через инициирование государством конкуренции в сфере инновационных отношений, в-третьих, посредством заключения контрактных отношений государственных и негосударственных структур, а также использования потенциала некоммерческих организаций. Любой вариант оппортунистического поведения субъектов инновационных отношений ведет к усилению инертности социальной сферы и торможению темпов экономического роста.


Литература
1. Салжаницын А.И. Современные проблемы развития материальной базы отраслей социальной сферы России. – М.: ПрофВариант, 2002.
2. Собственность в XX столетии. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.
3. Тарасов В.И. Формирование негосударственных институтов в сфере социальных услуг. – М.: Едиториал УРСС, 2003.
4. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы. Сер: Научные труды. – М.: Изд-во Института экономики переходного периода (ИЭПП), 2003.
5. Энциклопедия. Россия: федеральные округа и регионы (география, недра, история, население, религия, власть, экономика, социальная сфера, достопримечательности, стратегия развития). – М.: Содружество, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия