Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ (Приглашение к новой дискуссии)
Киселёв А. С.
главный специалист-эксперт Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки России,
доцент кафедры философии биомедицинской этики и гуманитарных наук Московского государственного медико-стоматологического университета,
эксперт ЮНЕСКО, кандидат социологических наук


Влияние междисциплинарных научных исследований на развитие наноиндустрии в Российской Федерации

1. Значение координации междисциплинарных исследований в области нанотехнологий
Экономическая деятельность человека в условиях научно-технического прогресса сталкивается с необходимостью решения задач, связанных с классификацией и анализом будущих траекторий и перспектив развития материального мира. Человек стремится видоизменить окружающий его материальный мир путем придания материи новых свойств, обеспечивающих значительный прогресс в ключевых отраслях экономики. Наибольшие возможности влияния на свойства материи обнаруживаются сегодня в сфере внедрения нанотехнологий и производства наноматериалов, развитие которых способно вывести на качественно новый уровень такие отрасли, как энергетика, медицина, электроника, экология, связь, информатика и др.
Значимость указанных процессов ведет к возрастанию роли междисциплинарных научных исследований, основанных на кооперации различных научных областей, циркуляции общей терминологии, единиц измерения и научных идей. Определяемый в данном контексте, междисциплинарный подход способствует лучшему пониманию явлений в наносфере.
Методологическим основанием междисциплинарности является системный синтез. С синергетических позиций, результатом такого синтеза становится выделение из хаотически перемешивающихся частных параметров порядка небольшого числа тех параметров, которые в совокупности могут определять магистральный вектор развития системы. В сфере технологических инноваций в качестве таких ключевых параметров, выделяемых из числа возможных технологических решений, могут стать принципы создания определенных нанотехнологий и наноматериалов, в том числе, в энергетической отрасли. Таким образом, междисциплинарность можно рассматривать как своеобразный полипарадигмальный инструмент научного исследования наносферы.
В разных отраслях фундаментального и прикладного научного знания получено множество отдельных результатов, способных содействовать развитию исследований в области нанотехнологий. В сложившейся ситуации главным назначением междисциплинарных исследований является синтез разрозненного знания для дальнейшего производства нанотехнологий и наноматериалов на его основе. Первостепенным при этом становится вопрос о создании принципиально новой системы государственного управления новыми знаниями, при организации которой должна учитываться необходимость взаимодействия с выдающимися учеными, научными организациями, международным научным сообществом. В этой работе успех не может быть обеспечен какой-либо одной наукой. Он будет сопутствовать только тем, кто способен объединить необходимые научные силы и финансовые средства для осуществления междисциплинарного прорыва.
Координация междисциплинарных исследований в области нанотехнологий предполагает формирование институциональной среды, которая представляет собой совокупность правил, структурирующих деятельность научных, хозяйствующих субъектов и их взаимодействие между собой. Требуется создание институтов управления, ответственных за формирование креативной миссии, выработку стратегии междисциплинарных исследований, определение цели производства новых знаний в наносфере на основе междисциплинарных исследований.
Указанный блок институтов представляет собой совокупность компонентов, образующих целостную и самостоятельную систему управления, предназначенную для планирования, организации, стимулирования и контроля результатов междисциплинарных исследований, проводимых за счет средств федерального (регионального) бюджета и внебюджетных источников. Деятельность этих институтов позволит добиться снижения неопределенности при организации производства новых знаний, их структурного анализа, прогнозирования развития дальнейших междисциплинарных научных исследований.
Совершенствование институциональной среды может способствовать значительному снижению издержек и рисков, высокие значения которых затрудняют обеспечение необходимого уровня производства новых знаний, препятствуют удовлетворению необходимых потребностей научных организаций и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поиск путей повышения эффективности энергопотребления.
2. Институциональная среда развития нанотехнологий в России
В данной статье под институтами, осуществляющими научно- исследовательскую и внедренческую деятельность в области нанотехнологий, мы понимаем, прежде всего, координацию усилий ведущих научных центров, а также государственных и внебюджетных фондов, реализующих программы инновационного развития. В связи с этим представляется возможной следующая классификация основных институтов производства и применения новых знаний в интересах развития наноиндустрии.
1.Институт целенаправленного производства новых знаний фундаментального и прикладного характера на основе междисциплинарных исследований, который включает такие организации, как Российская академия наук и ее региональные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное); академии, имеющие государственный статус, такие как РАМН, РАСХН; ведущие классические университеты, такие как МГУ им. М.В. Ломоносова; а также вузы и научные организации-участники национальной нанотехнологической сети.
2.Институт финансового стимулирования производства новых знаний фундаментального и прикладного характера на основе междисциплинарных исследований, к которому относится ряд организаций и программ. В их числе – Российский Фонд фундаментальных исследований; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Существенную роль в организации процесса финансового стимулирования рассматриваемой сферы играют федеральные целевые программы, такие как «Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г.», ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии на 2008–2010 гг.», ФЦП «Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 гг.». В составе указанного института также можно рассматривать финансирование разработок в сфере нанотехнологий, повышения эффективности энергопотребления и доведение их результатов до стадии промышленного производства. Эта деятельность осуществляется в рамках федеральных целевых, региональных, отраслевых и ведомственных программ.
3.Институт по организации интеграционной научной деятельности для производства новых знаний на основе междисциплинарных исследований в области нанотехнологий, который может включать базовые специализированные кафедры, планируемые к созданию в институтах РАН в интеграции с вузами, а также специализированные учебно-научные центры, функционирующие в институтах РАН. В данной сфере возможно и создание сетевых интеллектуальных организаций, ориентированных на непрерывное производство, накопление и реализацию интеллектуального ресурса в области нанотехнологий по государственному заказу в интересах обеспечения национальной безопасности, в частности, энергетической безопасности страны.
4.Институт управления подготовкой кадрового резерва, в который могут входить 57 инновационных вузов – победителей конкурса на звание «инновационный вуз». Для соответствия поставленным задачам этим вузам необходимо осуществить переход от оценки квалификации к оценке компетенции своих выпускников, обучение которых осуществляется на основе межпредметного подхода. Для этого требуется сформировать систему государственного мониторинга недостающих компетенций и на основе этих данных усовершенствовать систему подготовки студентов, аспирантов и докторантов вузов.
5.Институт международного сотрудничества в проведении междисциплинарных исследований, основным содержанием деятельности которого является развитие международных междисциплинарных исследований с участием ученых стран СНГ, Европейского Союза, Китая, США и Японии на основе двусторонних и многосторонних межгосударственных договоров. Базовым документом для реализации этой деятельности может стать меморандум о сотрудничестве в области нанотехнологий и наноматериалов, подготовленный по инициативе Российской Федерации.
6.Институт менеджмента научных исследований, к главным направлениям работы которого относится такая деятельность, как доведение результатов фундаментальных и прикладных исследований до стадии производства, а также коммерциализация готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках. В США, где управление наукой децентрализовано, на одного перспективного ученого приходится до десяти менеджеров. Эти менеджеры, как правило, являются бакалаврами естественнонаучных и технических факультетов и дополнительно получают магистерскую степень в области бизнес-администрирования. В России подготовкой инновационных менеджеров, как известно, занимается ряд ведущих вузов страны. Среди них можно выделить МГУ им. Ломоносова, в структуре которого при участии крупных компаний созданы корпоративные университеты, имеющие статус факультетов. Кроме того, Высшая школа экономики при Президенте Российской Федерации может реализовывать подобные программы, используя потенциал факультета инновационно-технологического бизнеса. Немалую роль в формировании института менеджмента научных исследований играет и Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства.
Отметим, что Высшая школа инновационного бизнеса создана в 2006 г. совместно с компанией «Русснефть». Она готовит специалистов для нефтегазового комплекса. Магистры изучают нефтяную геологию, геофизику месторождений нефти, газа, управление природными ресурсами, экологическое проектирование. В настоящее время ГК «Роснанотехнологии» во взаимодействии с Ассоциацией технических университетов организует работу по подготовке инновационных менеджеров в сфере нанотехнологий.
3. Основные методы координации коллективных действий в сфере разработки нанотехнологий
Координация коллективных действий для производства и практического применения новых знаний на основе междисциплинарных исследований в области нанотехнологий должна базироваться на ряде ключевых принципов.
Во-первых, при осуществлении фундаментальных исследований поведение их участников должно быть ориентировано на будущие социально-экономические выгоды от прикладного использования полученных фундаментальных результатов. Во-вторых, в ходе выполнения междисциплинарных исследований прикладного характера основное внимание должно уделяться производственному использованию результатов с целью создания конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, что определит уровень капитализации полученных новых знаний. В-третьих, следует иметь в виду, что чем выше темпы роста качества междисциплинарных исследований, тем значительнее потенциал конкурентоспособности полученных нанотехнологий и наноматериалов.
На сегодняшний день в стране отсутствуют научные школы, которые проводили бы на постоянной основе междисциплинарные исследования в затрагиваемой области. Прообразом таких новых научных школ могут стать базовые специализированные кафедры, создание которых планируется в институтах РАН.
Кроме того, для создания конкурентной среды по проведению междисциплинарных исследований в области нанотехнологий в интересах повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации, представляется целесообразным одновременно форсировать работы по созданию в стране диверсифицированных по отраслям сетевых интеллектуальных организаций.
Мы полагаем, что для реализации мер по координации междисциплинарных исследований в области нанотехнологий необходимо решить ряд задач по организации и поддержке научно-исследовательской деятельности.
Прежде всего, требуется создание новых научных школ на междисциплинарной основе с учетом намерений Российской академии наук по формированию базовых специализированных кафедр в интеграции с вузами в рамках ФЦП «Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 гг.». Основой этого процесса могут стать вузы, относящиеся к национальной нанотехнологической сети. Таким образом, уже к 2013 г. в стране может быть создано несколько новых научных школ на основе междисциплинарного подхода, диверсифицированных по отраслям, в каждой из которых будет своя программа фундаментальных исследований.
В настоящее время в структуре РАН создано специализированное отделение по проблемам развития исследований в области нанотехнологий (куратором работ является член-корреспондент РАН М.В.Ковальчук). Кроме того, при Президиуме РАН образована Комиссия РАН по нанотехнологиям (руководитель – академик РАН Ж.И.Алферов).
Все эти организационные меры могут способствовать совершенствованию деятельности новых научных школ, создаваемых под эгидой РАН и повышению их потенциала в решении поставленных задач.
Другим существенным шагом в решении задачи координации действий научных организаций при разработке и внедрении нанотехнологий должно стать совершенствование условий для финансового стимулирования производства новых знаний фундаментального и прикладного характера на основе междисциплинарных исследований. Эта деятельность может осуществляться при содействии Российского Фонда фундаментальных исследований; Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г., а также ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии на 2008–2010 годы»; ФЦП «Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 гг.»; федеральных целевых программ, региональных, отраслевых и ведомственных программ, предусматривающих финансирование разработок в сфере нанотехнологий, повышения эффективности энергопотребления и доведение их результатов до промышленного производства. Это потребует внесения определенных изменений в конкурсную документацию в целях стимулирования участников конкурса на подготовку проектов научных исследований с учетом междисциплинарного подхода.
Не меньшее значение имеют усилия, направленные на формирование сетевых интеллектуальных организаций, созданных по кластерному принципу. Работа этих организаций должна быть ориентирована на проведение фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований по государственному заказу. Их деятельность может основываться на договорных условиях для всех потенциальных участников в целях качественного и своевременного выполнения государственного заказа по выбранному направлению работ и с учетом требований Минфина России о нецелесообразности создания дополнительных государственных структур. Организацию работы сетевых интеллектуальных организаций предлагается осуществлять не на жестких иерархических принципах, а на основе горизонтальных связей функционального характера. Это позволит преодолеть линейный характер деятельности научных кадров и сформировать их работу на принципах самоорганизации. Таким образом, будет обеспечена возможность использования научных комплексов коллективного пользования, имеющихся как у нас в стране, так и за рубежом.
Кроме того, требуется подготовка Меморандума о международном сотрудничестве в сфере нанотехнологий (для нужд энергетической отрасли), который будет предложен мировому научному сообществу по инициативе Российской Федерации. К этому меморандуму постепенно могут присоединиться все страны, заинтересованные в сотрудничестве в указанной области.
Россия уже имеет опыт международного научного сотрудничества в таком формате. Примером может служить подписание российской стороной Меморандума для работ над созданием большого адронного коллайдера (проект ЦЕРН-Швейцария).
Координацию междисциплинарных исследований предлагается осуществлять при поддержке министерств и ведомств с учетом решений Правительственного совета по нанотехнологиям и во взаимодействии с государственной корпорацией «Роснанотех», а также с привлечением к сотрудничеству других государственных корпораций (Ростехнология, Росатом и т.д.).
Программа междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных исследований должна быть нацелена на повышение эффективности использования потенциала отечественной фундаментальной и прикладной науки в интересах обеспечения энергетической самодостаточности страны с учетом сохранения ее мощного экспортного потенциала по энергоносителям.
4. Обеспечение энергоэффективности на основе нанотехнологий
Деятельность научных организаций, принимающих участие в интеллектуальном обеспечении энергоэффективности российской экономики, должна проводиться на принципах стабильности финансирования междисциплинарных научных исследований; с учетом концентрации ресурсов на главных направлениях научных исследований, определенных научным сообществом и государственным заказом. Для их успешной работы необходимо обеспечить развитие конкурентной среды в государственных академиях наук и подведомственных им организациях, вузах; создать дополнительные условия для увеличения масштабов конкурсного финансирования научных исследований при обязательном контроле эффективности расходования государственных бюджетных средств. Насущной задачей является разработка комплекса мер, направленных на повышение уровня объективности при выборе перспективных и приоритетных направлений междисциплинарных научных исследований и создание системы экспертной оценки научных проектов.
Для достижения промежуточных и конечных целей междисциплинарных исследования в области энергоэффективности необходимо обеспечить:
– всесторонний конкурсный отбор научных работ, соответствующих мировому уровню, практическая реализация которых обеспечит требуемые темпы развития энергетики;
– укрепление многосторонних научных связей, координацию междисциплинарных научных исследований, осуществляемых участниками Института целенаправленного производства новых знаний фундаментального и прикладного характера;
– стимулирование интеграционных процессов в целях формирования новых междисциплинарных научных школ;
– подготовку резерва научных кадров требуемой компетенции;
– интеграцию российской фундаментальной науки в мировое научное пространство посредством ее участия в реализации международных программ и проектов, проведения международных научных мероприятий;
– повышение престижа науки в обществе и популяризацию научных достижений в энергосфере.
Для достижения достаточной обеспеченности финансовыми ресурсами организаций, принимающих участие в междисциплинарных научных исследованиях, необходимо предусматривать базовую и конкурсную составляющие.
В дополнение к сказанному подчеркнем, что миссия государства направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации – главной составляющей устойчивого и динамичного развития экономики России. В соответствии с этим определяется первая стратегическая цель деятельности государства в этой сфере – обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.
Ориентация образования на рыночную экономику не означает отказа государства от ответственности за сферу образования. В условиях разграничения полномочий разных уровней власти возникает проблема идентификации новой роли государственного регулирования в сфере образования. Влияние государства должно предполагать прозрачные правила осуществления государственных инвестиций в сферу образования, обеспечивать решение общенациональных задач. Все это определяет вторую стратегическую цель деятельности государства в этой сфере – обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, фундаментальности и практической направленности образовательных программ, создание условий для развития непрерывного образования.


Литература
1. Декларация Санкт-Петербургского саммита G8. – СПб, 2006.
2. Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» (утверждена Президентом Российской Федерации 24.04.2007 г. Пр-688).
3. Киселев А.С. Приоритеты общественного развития, их влияние на концептуально-стратегический характер инновационных процессов в системе государственного управления. – СПб.: Институт ПИЯФ им Б.П. Константинова РАН, 2007. – 160 с.
4. Киселев А.С. Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы общественного развития: Науч.-метод. материалы «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии». – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия