Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - УСЛОВИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
Жалимбетова Р. Б.
Ответственный секретарь Совета по взаимному признанию и эквивалентности
документов об образовании, ученых степенях и званиях
при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС,
кандидат экономических наук


ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

При глобализации экономики конкурентные преимущества любой стране обеспечивает развитие образования и науки. В Декларации Пятой международной конференции ЮНЕСКО (1997 г.) было подчеркнуто, что в современных условиях необходима такая образовательная политика, реализация которой позволит в XXI веке "учиться познавать и делать, учиться быть вместе". В развитых странах, исходя из этого, образовательные реформы уже ориентированы на перспективные потребности общества, в том числе на эффективное использование ресурсов самих систем образования.
В государствах-членах ЕврАзЭС в последние годы проведена значительная работа по установлению того, что было утрачено в сфере образовательных услуг в процессе различных реформ и что надо возродить на качественно новой основе. В разрабатываемых ими программах особая роль отводится вопросам преемственности государственных образовательных стандартов, совершенствованию системы лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования и науки.
Решение стратегических задач их экономической интеграции делает самыми актуальными вопросами вопросы эквивалентности и признания национальных документов об образовании, ученых степенях и званиях. Согласно Банкогской конвенции международное признание свидетельства, диплома или степени для начала или продолжения обучения в высшем учебном заведении дает их обладателю возможность поступления в высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения, расположенные на территории другого государства.
Это признание не освобождает обладателя иностранного свидетельства, диплома или степени от необходимости удовлетворять другим условиям, которые могут быть поставлены компетентными правительственными или профессиональными органами или работодателями государств Сообщества.
Развитие системы образования при осуществлении интеграции предполагает:
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на доступ к образованию;
- создание законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования;
- формирование и реализацию экономических механизмов развития системы образования и ее материально-технической базы;
- введение приемлемых образовательных стандартов;
- совершенствование содержания образования с учетом достижений отечественной и мировой науки, культуры, техники;
- разработку и реализацию новых, прежде всего информационных, технологий обучения;
- разработку комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников образования и студентов.
В Евразийском экономическом сообществе важнейшей стратегической задачей становится создание общего образовательного пространства на основе согласованной системы признания документов об образовании (от начального до высшего и послевузовского), позволяющей беспрепятственно получать образование в учебных заведениях государств-партнеров.
Необходимо создать такую систему образования, которая могла бы оперативно реагировать на происходящие социально-экономические изменения в наших странах, эффективно адаптироваться к изменяющимся жизненным реалиям, позволила бы постоянно повышать уровень квалификации кадров.
Решение этой задачи требует разработки принципов, стратегии, механизмов реализации права граждан Сообщества на образование, соответствующее мировому уровню, формирования и развития общего рынка труда государств-членов ЕврАзЭС как системы, обеспечивающей наряду с общим образовательным пространством согласованное развитие процессов воспроизводства, распределения, обмена и совместного использования кадров, повышение отдачи от совокупного трудового и интеллектуального потенциалов.
Общее образовательное пространство государств-членов Евразийского экономического сообщества может быть создано только при общности принципов государственной политики в сфере образования, только при условии обеспечения равных возможностей и прав граждан на получение образования и единых подходов к разработке государственных образовательных стандартов и программ.
Его создание, вместе с тем, должно ускорить процессы становления общего научно-технологического, экономического и информационного пространства, расширить возможности подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей экономики, науки, культуры, образования и социальной сферы, создать условия для совершенствования отношений межнационального общения.
К основным параметрам концепции общего образовательного пространства государств-членов Евразийского экономического сообщества относятся обоснования:
- стратегии и этапов реформирования национальных систем образования;
- формирования эффективной системы координации деятельности государственных органов управления образованием и наукой;
- условий, необходимых для реализации прав граждан государств-членов ЕврАзЭС на образование;
- направлений повышения качества образования и образовательных программ;
- развития межгосударственного информационного обмена в сфере образования;
- путей совершенствования управления системой образования;
- направлений модернизации материальной базы организаций образования;
- механизмов реализации принятых международных документов в данной сфере.
К основным принципам формирования и развития общего образовательного пространства государств-членов ЕврАзЭС могут быть отнесены: сближение национальных систем образования в общем образовательном пространстве; поддержка инициатив субъектов образования всех уровней по организации сотрудничества в области образования; развитие кооперации и создание совместных образовательных и научно-исследовательских учреждений; открытость информации о состоянии и деятельности национальных образовательных систем.
Говоря об основных направлениях формирования общего образовательного пространства государств-членов ЕврАзЭС, следует, прежде всего, отметить: разработку предложений по гармонизации нормативной правовой базы, регулирующей развитие интеграционных процессов в сфере образования; деятельность по согласованию государственных образовательных стандартов общего среднего и профессионального образования; решение задач по правовому и организационному обеспечению взаимного признания документов об образовании; расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования; создание служб маркетинга для выявления образовательных потребностей населения и прогнозирования ситуации на рынке труда; разработку согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества образования, механизмов его внутригосударственного и совместного проведения; правовую, организационную, финансовую, материально-техническую, кадровую, научно-методическую, технологическую и информационную поддержку существующих и вновь открываемых образовательных учреждений.
Приоритетами при формировании рынка образовательных услуг являются: развитие эффективных связей между национальными рынками образовательных услуг; обеспечение равных стартовых возможностей для получения образования путем последовательного расширения сферы реализации дошкольных и школьных образовательных программ; повышение конкурентоспособности учреждений среднего и высшего профессионального образования; создание системы межгосударственных диссертационных советов для присвоения или подтверждения ученых степеней и званий; обеспечение условий для привлечения в сферу образования дополнительных инвестиций.
Концепция является основой межгосударственной Программы формирования общего образовательного пространства государств-членов Евразийского экономического сообщества, в соответствии с которой предусматриваются следующие этапы создания такого пространства:
Первый этап (2003 г.) - разработка и принятие межгосударственной Программы евроазиатского образовательного стандарта государств-членов ЕврАзЭС.
Второй этап (2004-2005 гг.) - согласование национальных законодательств в области образования в целях формирования евроазиатского общего образовательного пространства. На этом этапе предполагается разработка и принятие согласованных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, межгосударственной программы сотрудничества, а также определение национальных координирующих центров, ответственных за их реализацию.
Третий этап (2006-2008 гг.) - создание системы социально-экономических и организационно-управленческих механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования, включая обмен информацией по вопросам образования, разработку согласованных параметров качества образования.
Четвертый этап (2009-2010 гг.) - углубление интеграции образовательных систем государств-членов Евразийского экономического сообщества.
Уже на первом этапе необходимы и анализ национальных законов об образовании, и обмен нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы признания и эквивалентности документов об образовании, и согласование учебных программ, сроков обучения и направлений реформирования образования.
Разрабатываемая межгосударственная Программа евроазиатского образовательного стандарта призвана способствовать дальнейшей гуманитаризации образования путем создания и внедрения учебников и учебно-методических комплексов нового поколения, современных программ по экологическому, экономическому, правовому, гражданскому образованию детей и молодежи, развитию инновационных преобразований и внедрению новых технологий обучения.
Общее образовательное пространство предполагает, таким образом, общность принципов государственной политики в сфере образования и науки, согласованные государственные образовательные стандарты и критерии подготовки, переподготовки и аттестации педагогических и научных кадров, равные возможности и свободную реализацию прав граждан на получение образования на территории всех стран ЕврАзЭС.
Начало большой и ответственной работе по формированию общего образовательного пространства положено. Начата реализация Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, Соглашения о равных правах граждан на поступление в учебные заведения, Соглашения о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений. Разработан проект Единых требований к порядку проведения аттестации и аккредитации организаций образования государств-членов ЕврАзЭС, приняты критерии взаимного признания и эквивалентности документов об образовании.
Устойчивое экономическое и социальное развитие государств-членов ЕврАзЭС в XXI веке, усиление их позиций в мировом сообществе и на мировых рынках напрямую зависят от отношения к уровню подготовки современных высококвалифицированных специалистов, к развитию образования в целом.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия