Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Тикин В. С.
доцент кафедры экономической теории Марийского государственного университета,
докторант кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Конкуренция и соревнование: общее и особенное

Чувство соперничества в различных сферах общественной жизни порождает свои модификации, модернизируется, приобретает свою специфику в зависимости от сферы проявления. В недалеком прошлом в советской экономической науке использовалась категория социалистического соревнования. Через призму этой категории рассматривались различные аспекты человеческой деятельности, от творческой инициативы трудящихся до их морального облика. Для экономической теории тех времен характерно было отрицание мотивации соревнования в любой сфере, кроме производственной, при этом иные точки зрения трактовались как проявления «глубоко ошибочной концепции социалистической конкуренции» [8. С. 16].
Сегодня в экономической науке появляются и противоположные представления, например, определение конкуренции как процесса межличностного и межорганизационного взаимодействия, «сотрудничества» [4. С. 73–84].
Указанное противоречие отчасти может быть снято путем рассмотрения труда как призвания. Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором «труд становится абсолютной самоцелью», отмечая, что такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. В.А. Гага замечает, что оно не может возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания [5. С. 82]. Тем не менее, наличие призвания в структуре трудовой мотивации означает, что человек на своем рабочем месте стремится к максимально полной реализации своих творческих способностей, к участию в принятии решений.
Негативная оценка конкуренции зачастую связывается с тем, что движущим мотивом в поведении предприятий является их стремление к наживе, получению наивысшей прибыли. Еще со времен И. Бентама используются три главных упрека по отношению к подобной мотивации: это упреки в эгоистичности, материализме и в «опасности начала пользы» [2. С. 39–40]. Подобная точка зрения достаточно распространена. Так в переизданном учебнике Г.Ф. Шершеневича указывается: «… если бы человек совершенно отрекся бы от личного расчета и проникся альтруистскими мотивами … конкуренция была бы немыслима» [10. С. 109].
Объединение разных категорий, отражающих различные явления, позволяет и одновременно требует искать в них как общие черты, так и различия. Важно найти критерий, который позволил бы разделить процессы соревнования и конкуренции в разных сферах общественного воспроизводства по ключевым отличительным признакам.
Так называемое коммерческое соревнование, т.е. деятельность по получению максимальной прибыли, не принадлежит к области сакральных действий, эта форма человеческого поведения появляется одновременно с торговлей. Именно развитие торговли стимулирует деятельность, нацеленную на нейтрализацию одних экономических агентов другими путем применения экономических методов. Этот процесс совпадает и с формированием человеческой индивидуальности в общекультурном смысле. Именно в личных качествах проявляется состязательность – демонстративность, умение показать себя и желание это делать. В отличие от экономической войны, простое экономическое соперничество (соревнование, или добросовестная конкуренция) не ставит перед собой в качестве главной цели ослабление экономики противника; его цель состоит в том, чтобы усилить собственную экономику, сделав ее более конкурентоспособной.
Поэтому, как отмечает И. Хейзинга, «не могло не случиться, что понятие рекорд, возникшее в спорте, завоевало себе место и в деловой жизни. Рекорд в его нынешнем, обиходном значении первоначально означал отметку, которую пришедший первым конькобежец – если не выходить из голландских понятий – оставлял на балке в трактире. Сравнительная статистика торговли и производства сделала этот элемент спорта достоянием экономической и технической жизни. Всюду, где промышленные достижения обнаруживают свою спортивную сторону, царит погоня за рекордами: наибольшее водоизмещение почтового судна, голубая лента за самый короткий по времени трансатлантический рейс» [9. C. 225]. По мысли Г.А. Муравьева, «основное противоречие конкурентного вида производственного соревнования состоит в противопоставлении каждым отдельным тружеником, занятым общественным трудом, своих интересов (стремление увеличить лишь долю материальных благ за счет других тружеников) интересам других тружеников (стремящихся к тому же)» [6. С. 195]. Однако, в соответствии с приведенным определением, это противоречие касается всех членов общества, а между всеми соревнование существовать не может.
Между соревнованием и конкуренцией можно найти сходства (общие черты) и различия. Как утверждает Л.А. Бейлин, «конкуренция – это форма соревнования, но соревнование не форма конкуренции, и нельзя считать соревнование при социализме, как об этом иногда пишут некоторые экономисты, «здоровой конкуренцией», «социалистической конкуренцией», а также конкуренцией, не отягощенной «пороками ее капиталистической формы»» [1. С. 90].
Таким образом, можно утверждать, что конкуренция и соревнование – это взаимосвязанные, но относительно независимые понятия. Данная проблема содержит различные схемы урегулирования взаимоотношений категорий. При этом относительная независимость категорий предполагает относительную независимость методов использования процессов, которые отражаются выделенными категориями, а сама проблема порождается не столько составляющими особенностями категорий, сколько отношениями между ними.
Для возможного выделения у соревнования и конкуренции некоторых общих черт следует отметить сходство различных форм соперничества в различных сферах общественного производства: обмене и производстве. Главное, что объединяет конкуренцию и соревнование, состоит в объективности их существования. Под объективностью в экономической науке понимается независимость существования тех или иных процессов от воли и желания отдельного человека или группы людей и, следовательно, обладание способностью возникать независимо от конкретного человека. Именно такими характеристиками обладают и соревнование, и конкуренция. Вторым общим свойством конкуренции и соревнования является то, что это процессы, протекающие во времени. В-третьих, в соревновании и конкуренции постоянно присутствует стремление обеспечить коммерческую тайну, не позволяющую распространять новые знания на другие предприятия и фирмы, кроме тех, которые принадлежат одному собственнику, особенно в современных условиях, тогда как во времена социалистического строительства коммерческая тайна полностью отменялась. В-четвертых, указанные категории объединяет психологическое стремление участников оказаться первыми, победителями.
Различия между соревнованием и конкуренцией можно выделить по целому ряду критериев, приводимых далее.
По различию субъектов, между которыми протекает процесс соперничества. Так, конкуренция возникает между субъектами рынка, в то время как соревнование имеет место внутри предприятия, производства, между членами отдельного коллектива. Тем не менее, соревнование на уровне рабочих и служащих при определенных условиях, лучше сказать, при слабом менеджменте, может перерастать в конкуренцию.
По наличию противопоставляемого явления. Наиболее часто в социалистической литературе соревнование противопоставлялось конкуренции. Но в соответствии с нормами русского языка и формированием экономических понятий конкуренции, как структуре рынка, противопоставляется монополия. Соревнование, в свою очередь, противостоит либо приспособленчеству, которое характерно для людей, занятых карьеризмом, либо уходу от активной позиции на производстве. Конкуренцией на рынке стремятся подавлять монополию, соревнованием на производстве подавляются апатия и безразличие.
По уровню проявления. Соревнование возникает на уровне рабочих и служащих, а конкуренция – как на уровне предприятий, так и на уровне отдельных работников. Отсюда виды и классификация конкуренции.
По личному интересу. Конкуренция в любых условиях управляется личным корыстным интересом. Как отмечал А. Смит, люди движимы корыстными побуждениями: «не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах» [7. С. 39].
По общественным интересам. Для участников соревнования главная цель состоит в получении общественного признания и одобрения своих результатов у членов коллектива, славы победителей в труде, морального вознаграждения. Целью участников конкуренции является передел возможных выгод в свою пользу, обретение материального успеха, который часто бывает связан с негативной известностью. Поэтому негативная оценка конкуренции зачастую определяется тем, что движущим мотивом в поведении компаний и отдельных людей является их стремление к личной пользе и выгоде непосредственно, к наживе, к получению наивысшего денежного вознаграждения, прибыли.
Конечно, в СССР результатом для победившего в соревновании были не только почет и слава, но и материальные блага. То есть победители в условиях развитого социализма получали не только почет и уважение, но и стимулировались материально. Но очень важно учитывать, что размеры денежного вознаграждения победителя на производстве, «героя» фирмы, несопоставимы с материальными результатами преуспевающего в конкуренции на рынке. При внедрении денежных, материальных стимулов для участников соревнования, тем самым, произошел рост мотивов конкуренции между ними.
По достигаемой цели. В соревновании для участников цель состоит в том, чтобы превзойти трудовые результаты соперников, для экономики в целом – добиться роста производительности труда. Как уже отмечалось, главным в конкурентной борьбе является получение максимальной экономической выгоды, при этом достижение предела невозможно. Хотелось бы отметить, что соперничество между капиталистическими предпринимателями ведется ради единственной цели. Провозглашаемая цель конкуренции – отбор наиболее эффективных (прибыльных) фирм за счет разорения и банкротства мелких и средних предприятий. Но давно существуют исследования, утверждающие, что часто победителями в естественном экономическом отборе оказываются неэффективные предприятия.
Прежде всего, цель конкуренции состоит в том, чтобы захватить экономическую власть над рынком, диктовать свою волю, влияя на уровень цен. Но даже безличная конкуренция неизбежно несет на себе печать борьбы личностей, независимо от того, знакомы ли отдельные люди между собой. Следовательно, можно указать направленность соревнования и конкуренции: соревнование направлено на созидание, то есть вперед и вверх, а конкуренция – к перераспределению уже имеющегося, то есть по горизонтали.
По показателям. Соревнование направлено на достижение высоких конечных результатов, имеющих вещественные (натуральные) трудовые показатели, а конкуренция – на денежные результаты, такие как цены, размер полученной прибыли, обеспечивающие, наравне с качественными показателями изготовленной продукции, сравнение и сопоставление достигнутых успехов фирм.
Из-за наличия коммерческой тайны информация о достигнутых результатах в трудовом соперничестве (соревновании), чаще всего, оказывается внутренним делом компании. Следовательно, показатели трудовых результатов не являются инструментом борьбы, а при конкуренции цены, как показатель результатов, наоборот, выступают как главный инструмент борьбы.
По используемым средствам. При конкуренции фирма может стремиться к достижению доминирующего положения на рынке за счет устранения фирм, выпускающих аналогичную продукцию. В соревновании главное средство обретения успеха – личные трудовые достижения. Как известно, проявление разнообразия личных достижений в той или иной области является важным показателем развития людей, а трудовое соревнование часто провоцировалось соперничеством, которое основано на блестящем индивидуальном исполнении заданного процесса.
При конкуренции индивидуальное мастерство проявляется в привлечении посторонних сил для обеспечения собственной победы, т.е. характерны внерыночные формы борьбы. В трудовом соревновании подобное невозможно, так как привлечение посторонних сил для победы (либо работников, либо руководителей) неизбежно вызовет сбои в производстве, чего руководство фирмы (контролер соревнования) никогда не допустит. Скорее наоборот, руководство фирмы будет способствовать созданию условий для соперничества в форме соревнования.
По полученным результатам процесса, которые тесно связаны с целями соперничества. В соревновании победитель, сумевший превзойти результаты соперников, обычно получает славу и одобрение непосредственных участников, то есть положительную оценку признания заслуг. В условиях конкуренции борьба обычно заканчивается полным крахом проигравшего, у которого практически не остается возможностей вновь начинать свое соперничество. В отличие от конкуренции соперники, проигравшие в соревновании, вновь готовы показывать высокие результаты. Проигравший в экономической борьбе не имеет таких условий. Следовательно, конечным результатом соревнования окажется создание дополнительных продуктов, а результатом конкуренции – выделение наиболее «эффективных» предприятий. Таким образом, конкуренция неизбежно приводит к концентрации и монополизации отраслей производства, а соревнование – к повышению результатов труда.
По условиям возникновения – одно из главных различий соревнования и конкуренции. В соревнованиях участие всегда добровольное, участие в конкуренции – вынужденное, часто против воли участников. Любое начало соревнования предваряется гласным или негласным договором между участниками. Следовательно, вовлечение в соревнование (его организация) – всегда осознанный процесс, и для своего возникновения и существования соревнование требует лишь организаторской работы менеджеров предприятия. Вовлечение в конкуренцию осуществляется без всякой осознанной организации. В отличие от конкуренции, победить в соревновании, уклоняясь от борьбы, невозможно.
По количеству победителей. В соревновании возможно одновременное существование нескольких победителей, а в конкуренции победителем, в конечном итоге, становится лишь один участник борьбы за экономическую власть, который, в конечном итоге, превращается в монополиста.
По характеристикам: конкуренция – высшее проявление частной собственности на факторы (а не только средства) производства, в том числе между работниками как собственниками ресурса рабочей силы. Соревнование есть высшее проявление личных способностей работающих людей в процессе труда. Конкуренция является объективной закономерностью товарного производства, так как каждое предприятие экономически обособленно и самостоятельно в своем поведении. Следовательно, конкуренция – это состояние конфликта между участниками процесса, в котором учитываются усилия участников, направленные не на игру и соревнование, а на войну. Другими словами, конкуренция – состояние войны, а не состязания. Но, как и у любого конфликта, у конкуренции возможны различные стадии и состояния.
По участию в процессе. Как указывается в экономической литературе, конкуренция является удивительным экономическим состязанием, вернейшим способом победить в котором остается уклонение от борьбы. И от способности российских фирм овладеть им зависит будущее страны.
По используемым методам (характеристикам течения процесса). Методы борьбы за первенство существенно различаются: успех в соревновании определяется непосредственно участником, а в конкуренции для победы очень часто привлекаются силы, внешние по отношению к участникам такого соперничества. В условиях конкуренции никогда не помогают окружающим, не подтягивают их, они, прежде всего, враги. В соответствии с понятиями для конкурентов следует создавать условия для дальнейшего отставания. Конкуренция может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренты обязательно мешают друг другу, так как перехватывают друг у друга рыночные ниши.
По интересам наблюдателей. Соревнование всегда проигрывают в равной борьбе. Для экономики аналогичная ситуация практически невозможна, так как на рынке не существует равных по экономической мощи экономических субъектов.
По регулированию процесса соперничества. Конкуренция не требует особой организации, хотя процесс реализации продукции требует обеспечения гласности и сравнимости результатов деятельности фирм через механизм цен, который отчасти регулируется государством. Но внутрифирменное соревнование способно просто заглохнуть без достаточной организации и стимулирования победителей внутри предприятия.
Кроме того, организация соревнования всегда предстает как осознанный процесс, в то время как вовлечение в конкуренцию осуществляется без всякой осознанной организации.
По виду движения. Конкуренция – это столкновение, соревнование – независимое, параллельное движение к единой цели.
По предлагаемым оценкам легко провести разграничение между конкуренцией и соревнованием. Всюду, где имеются промышленные достижения, которые считаются экономическими, обнаруживается спортивная сторона и царит погоня за трудовыми рекордами. В качестве дополнения следует отметить, что если средством для победы в конкуренции является использование передовых технологий, то при организации соревнования используются преимущественно организационные резервы.
Если состязательность между людьми направлена на завоевание всеобщей признательности и уважения и осуществляется под пристальными взглядами и взорами большинства как участников, так и наблюдателей, то перед нами, конечно, соревнование. Но соревнование для своего существования требует организаторской работы менеджеров предприятия, умеющих различать мотивы соперничества, способных поощрять соревнование и гасить конкуренцию. Для существования рыночной конкуренции требуется организаторская работа органов власти, регулирующих отношения на рынке.


Литература
1. Бейлин Л.А. Социалистическое соревнование как экономическая категория. – М., 1970.
2. Бентам И. Введения в основании нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса. – СПб., 1867.
3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХY–ХY111 вв. Т.2. Игры обмена. – М.: Прогресс. 1988. – 632 с.
4. Ведин Н.В., Газизуллин Н.Ф., Хасанова А.Ш Актуальные вопросы разработки методологии современной экономической науки // Проблемы современной экономики. – 2003. – N 3. – С.39–48.
5. Гага В.А. Сравнимость результатов труда в системе социалистического соревнования и заработной платы. – Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1980. – 198 с
6. Муравьев Г.А. Производственное соревнование. – Изд-во ЛГУ, 1970.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1993. Кн. I–III.
8. Торкановский Е.П. Управление соревнованием. – М., 1985.
9. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. – 464 с.
10. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. – М.: Фирма СПАРК; 1994.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия