Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Брацило А. Н.
аспирант Таганрогского института управления и экономики,
аудитор службы внутреннего контроля ОАО «Новороссийский морской торговый порт»


Капитал в системе ресурсов инновационной экономики: структурный аспект

Обеспечение экономического роста является приоритетным направлением политики, проводимой сегодня президентом и правительством РФ. Ресурсный потенциал роста (за счет сырьевого сектора) в нашей стране на сегодняшний день практически исчерпан. Даже при благоприятном влиянии внешних факторов в долгосрочной перспективе невозможно обеспечивать экономический рост только за счет сырьевого сектора ввиду ограниченности природных ресурсов.
Использование российскими компаниями новых факторов роста, как показывают современные исследования, осуществляется на совершенно недостаточном уровне: доля инновационной продукции в отечественной экономике составляет менее 5% [2]. Кроме того, дефицит продуктивных инноваций и несовершенство организационной структуры управления, отсутствие долгосрочных целей и стратегий развития, невнимательность к персоналу вызывают сомнения в устойчивости роста российских микроэкономических систем [3].
С целью обеспечения нормального экономического развития нашей страны необходимо прийти к пониманию современных тенденций мировой экономики и четкому определению стратегии эффективного инвестирования в основной капитал в режиме инновационной экономики.
На каждой стадии развития экономики существуют определенные блага, эффективность использования которых определяет эффективность всей системы в целом. В результате постиндустриализации производственные отрасли все дальше отходят от использования ресурсов, предоставляемых природой, к ресурсам, произведенным человеком. Тем не менее, основным ресурсом для производства инноваций является основной капитал. Ведь особенностью капитала является его способность воспроизводить себя в расширенных масштабах – однажды возникнув, капитал в дальнейшем увеличивается по стоимости. Таким образом, изучению подлежит изменение структуры капитала, а также динамика этого изменения; темпы обновления капитала.
На сегодняшний день процессы реструктуризации и повышения мобильности рынка, преобразование экономики в целом предъявляют высокие требования к способности структуры капитала реагировать на новые условия. С учетом этих тенденций возникает необходимость четкого понимания отличий в составе и структуре основного капитала, рассматриваемого как элемент в системе ресурсов инновационной и мобилизационной экономики.
Изначально при производстве использовались земля и полезные ископаемые, затем общество переключилось на использование вторичных ресурсов. При исследовании мобилизационной экономики в масштабах страны в составе основного капитала рассматриваются, прежде всего, вещественные ресурсы, такие как земля, природные богатства, демографический состав и достаточность трудоспособного населения. На уровне предприятия под основным капиталом понимаются основные производственные фонды, представленные в виде машин и оборудования, зданий, сооружений, передаточных устройств, транспорта и других материальных составляющих. В данном случае мы наблюдаем явный «вещный» состав основного капитала.
Современные экономические системы развитых стран базируются на использовании информации и знаний. Именно знания и информация лежат в основе понятия «технология». По мнению специалистов-экспертов, понятие «технология» включает в себя систему соответствующих знаний, технические средства, кадровые и информационные ресурсы, навыки и производственную культуру, в которой реализуется данный процесс. В свою очередь, понятие «наукоемкая технология» относится к технологиям, созданным на основе использования научных достижений, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки [8].
Для развития всех экономических систем (компании, отрасли, государства) необходимы видение будущего, определение места системы во внешней среде и стратегический план, призванный использовать имеющиеся ресурсы для реализации поставленных целей. В последнее время теория стратегического управления дополняется идеями органичного развития сотрудников, сокращения негативного воздействия на окружающую среду, формирования позитивного восприятия организации у потребителей, клиентов.
Таким образом, в инновационной экономике в составе основного капитала в обязательном порядке должны присутствовать «нематериальные» составляющие, такие как эффективный менеджмент; внутрифирменная организационная структура; характер взаимодействия с внешней средой; применение информационных технологий; способность персонала к самообучению и генерированию новых идей, творчеству. Специфика этих ресурсов заключается в том, что они являются результатом интеллектуальной деятельности человека и информационной деятельности общества.
На использование знаний и информации как экономических ресурсов влияют их сущностные характеристики, которые значительно отличают знания и информацию от традиционных продуктов и факторов производства и, соответственно, влияют на их вовлечение в хозяйственный оборот, и это позволяет рассматривать их в качестве элементов основного капитала.
Применение знаний, информации и информационных технологий в производстве непосредственно представляет собой систему использования информации разного характера в производственном процессе. Роль знаний и информации как ресурсов будет различной в зависимости от характера производства и уровня его развития. Их значение будет возрастать с повышением уровня интеллектуализации производства и индивидуализации выпускаемого продукта.
В этом аспекте складывается нестандартная ситуация использования нематериальных ресурсов, которая противоречит существующим экономическим подходам к сфере материального производства. Как отмечает В.Л. Иноземцев, «столь же отчетливо наступление постиндустриальной эпохи проявляется в кризисе традиционных экономических концепций, вызываемом ростом производства и потребления информации. Так как основным ресурсом постиндустриального хозяйства является знание (как теоретическое, так и прикладное), а его использование, в отличие от потребления материальных, во-первых, не тождественно уничтожению блага, во-вторых, может осуществляться одновременно неограниченным числом хозяйствующих субъектов, применение ряда фундаментальных принципов экономической теории оказывается невозможно» [5].
Однако следует отметить, что эта тенденция справедлива для знаний и информации только на определенном этапе ее производственного использования. На начальном этапе появление информации и знания и их движение в качестве экономических ресурсов осуществляется по традиционным экономическим законам индустриальных обществ. В этот период знания и информация обладают свойством редкости. С точки зрения их включения в состав капитала, по нашему мнению, следует остановиться на следующих характеристиках указанных ресурсов.
1. На издержки производства знаний и информации не влияет количество потенциальных потребителей, ценность знания и информации сложно поддается предварительной оценке. Статистическая и бухгалтерская оценки их затруднены, так как часто между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия, поэтому бывает сложно с достоверностью оценить качество интеллектуального труда и стоимость его продукта через количество усилий и ресурсов, приложенных к его достижению. Но, в то же время, информация и знания требуют значительных затрат на их получение.
2. Знания и информация не убывают по мере их использования и могут использоваться многократно, но в то же время могут утратить свою актуальность – морально устареть. Они независимы от пространства, т.е. могут потребляться одновременно различными субъектами в различных местах, однако, они часто зависимы от времени и ценны только в определенный период времени, либо до наступления определенных событий или обстоятельств, после чего могут полностью утратить свою ценность, либо так ее и не приобрести. Таким образом, темпы морального износа знаний и информации могут быть гораздо выше, чем у других ресурсов.
3. Знания и информация неотчуждаемы: они могут использоваться одновременно большим числом потребителей без потери количества и качества. В силу своей внутренней природы они передаются безвозвратно, их изобилие как блага не снижает их ценности, но в современном обществе включаются юридические механизмы регулирования использования знаний и информации (лицензирование, патенты и пр.), что налагает ограничения на использование знаний и информации в воспроизводственных процессах.
4. Знания и информация нематериальны и нуждаются в объективации. Это значит, что они должны быть представлены в письменной, печатной, графической, вербальной или иной символической форме.
Исходя из приведенных характеристик знаний и информации, можно сделать вывод о том, что их, как и на другие производственные ресурсы, можно смело ввести в состав основного капитала. Это необходимо сделать прежде всего потому, что их роль в современных производственных процессах как ресурсов постоянно усиливается.
Данные выводы подтверждаются и мировой практикой рассмотрения информации и знания в качестве базиса ресурсного потенциала. Так, в соответствии с международными стандартами системы национальных счетов, одобренной ООН в 1993 г., одним из элементов произведенных нематериальных активов, входящих в состав основных фондов, являются «наукоемкие промышленные технологии» (НТП). Кроме того, сегодня одним из структурных элементов национального богатства, объектом купли-продажи и обмена на рынке являются индустриальные наукоемкие технологии (ИНТ). Они составляют основу современных производственно-технологических структур отраслей и предприятий экономики и при надлежащих условиях обеспечивают качество продукции, ее устойчивую конкурентоспособность на рынке.
Новые ресурсы в составе основного капитала сегодня объединены в понятии «интеллектуальный капитал», под которым в современной экономической науке понимается фактор производства, основанный на знаниях и информации.
Потребности реальной экономики уже сегодня заставляют собственников и управленцев на микроуровне не только вести учет затрат на «нематериальную» составляющую основного капитала, но и просчитывать эффективность инвестирования в подобные активы. Кроме того, большой разрыв между ценами на инновационные продукты и стандартной оценкой затрат вещественных ресурсов при их изготовлении делает необходимым отражение в составе ресурсов предприятий стоимости нематериальных активов и публичного представления их оценки и вклада в производственный процесс. Некоторые крупные корпорации, начиная с 1990-х гг., представляют помимо стандартной финансовой отчетности «нефинансовые отчеты», где раскрывают информацию о нематериальных аспектах своей деятельности. Это находит отклик и на правительственном уровне. Так, например, в Великобритании рассматривается вопрос о том, чтобы сделать такую отчетность обязательной для компаний с большой долей рыночной капитализации.
В большинстве работ, затрагивающих проблемы интеллектуального капитала, проводятся исследования на микроуровне. Анализируя структурные сдвиги в основном капитале, следует остановиться на структуре интеллектуального капитала в модели «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона. На сегодняшний день данное исследование не только не потеряло своей актуальности, но и признается многими учеными одним из самых интересных. В основу исследования положена проблема определения рыночной стоимости фирмы на сегодняшний день, порожденная тем, что в реальной стоимости активов не отражается стоимость «нематериальной составляющей» основного капитала. Особенно актуальной является данная проблема для современных предприятий инновационной экономики, где широко используется интеллектуальный капитал. Стоимость составляющих интеллектуального капитала сегодня принято рассчитывать как разницу между рыночной и балансовой стоимостью компании.
Исследователи интеллектуального капитала выделяют в его составе три основных элемента: человеческий капитал, структурный или организационный капитал и клиентский капитал. При такой структуре интеллектуального капитала в составе человеческого капитала рассматриваются, как правило, неотчуждаемая от каждого индивида величина его личных умений и навыков, состояние его здоровья, его предпринимательская активность, культурно-нравственное состояние и способность к труду и творчеству. Отчуждаемая составляющая интеллектуального капитала представлена структурным, организационным и клиентским капиталом. Структурный капитал – это способность фирмы управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно изменяя ее в выгодном для фирмы направлении. Ценность структурного капитала будет возрастать с увеличением неопределенности влияния конкурентной среды, в которой действует фирма.
Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами, – это имидж компании, торговые марки, признание продукции. Ведущие корпорации, а вслед за ними и остальные в условиях несовершенной конкуренции вынуждены производить не просто конкретные товары и услуги, но и сложные социальные комплексы типа «материальные продукты и услуги плюс их потребители плюс их предпочтения», позволяющие увеличивать спрос по принципу положительно обратной связи, когда рост спроса увеличивает спрос [4]. После того, как определенный продукт завоевал значительную часть рынка, у населения появляется сильная побудительная причина продолжать покупать его модификации.
Организационный капитал – это по своей сути систематизированная и формализованная компетентность компании, а также системы, усиливающие ее творческую эффективность, организационные возможности, направленные на создание продукта и стоимости. Этот элемент капитала включает в себя интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы и ценности, обеспечивающие способность компании к обновлению (инновационный капитал). Кроме того, в структуру организационного капитала входят системы производства, сбыта, послепродажного сервиса, в процессе деятельности которых формируется стоимость продукта (процессный капитал).
Организационный капитал составляют знания, которыми владеет организация, а не ее отдельные работники. Его создают люди, однако он принадлежит компании и его можно развивать с помощью управления знаниями. По сути, организационный капитал можно представить как внедренные или сгенерированные знания, которые можно хранить с помощью информационных технологий. Он может включать в себя определенную информацию, которая записана в базах данных, в инструкциях и стандартах по выполнению процедур, или же неписаные знания, которыми можно овладеть, обменяться или, насколько возможно, кодифицировать их [1].
Сложившаяся основная структура интеллектуального капитала постоянно дополняется новыми подходами и попытками более точного учета нематериальных факторов основного капитала.
Исследования структуры интеллектуального капитала на макроуровне встречаются сегодня крайне редко. Внимание ученых привлекали пока, в основном, вопросы интеллектуального человеческого капитала и сконцентрированы они были на проблемах воспроизводства трудовых ресурсов и проблемах образования, при этом четкого определения интеллектуального капитала страны в науке пока не сложилось. Тем не менее, можно также говорить о сформировавшихся в научном сообществе представлениях о структуре интеллектуального капитала, представленного на макроуровне. Как и на уровне фирмы, на государственном уровне будет очевидным разделение интеллектуального капитала на непосредственно человеческий капитал (человеческие ресурсы) и структурный капитал (нематериальные ресурсы). Такое деление интеллектуального капитала на человеческий и структурный – уже устоявшаяся норма как для практиков, так и для теоретиков [10]. Подобное исследование, в частности, провел В.А.Супрун. Указанный автор также выделяет на макроуровне человеческий капитал (совокупность работоспособного населения) и интеллектуальный капитал (совокупность части человеческого и структурного капитала). В соответствии с этим подходом, к интеллектуальному человеческому капиталу относятся определенные группы населения, прежде всего, его высокообразованная часть, представленная лицами, обладающими высшим и дополнительным образованием и различными учеными степенями, а также бизнесмены и предприниматели среднего звена ( в том числе, венчурный бизнес).
Соответственно, к элементам структурного капитала в составе интеллектуального на национальном уровне относятся следующие.
1. Информационная структура общества – как элемент, отвечающий за накопление и хранение информации, важнейший ресурс в условиях постиндустриального общества.
2. Система научных и проектных учреждений – как элемент, объединяющий любые виды научных, научно-производственных структур, конструкторских бюро и проектных учреждений, а также вузовская наука и научные лаборатории крупных корпораций.
3. Система образования (среднего, высшего и дополнительного) – как элемент воспроизводства как человеческого, так и интеллектуального капитала.
4. Государственная структура управления – как элемент, в котором интеллектуальный капитал страны представлен в виде сложившейся системы государственного менеджмента, эффективность которой проявляется в снижении трансакционных издержек на макроуровне, через формирование наиболее адекватной институциональной структуры.
Таким образом, для обеспечения инновационной составляющей экономического роста наряду с традиционными факторами развития сегодняшних производств – рациональным использованием основных факторов производства (труд, «вещный» капитал), применением достижений научно-технического прогресса и использованием современных технологий – необходимы и нематериальные факторы. В их числе – новые методы управления, информационные технологии, разработка миссии и стратегии компании, эффективное использование человеческого капитала. При этом все большую роль приобретают именно факторы роста, основанные на техническом прогрессе и человеческом капитале, формировании современной управленческой (организационной) структуры, оплате труда, управлении финансовыми и материальными потоками, использовании финансового рычага, проведении маркетинговых и рекламных кампаний.


Литература
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2004.
2. Астапов К. Модернизация систем факторов роста // Экономист. – 2004. – №7–8.
3. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. – 2002. – №6.
4. Гроув Э. Высокоэффективный менеджмент. – М.: Наука, 1996.
5. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. – М.: «Асademia»–«Наука», 1998.
6. Марцинкевич В.Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика //Мировая экономика и междунар. отношения. – 2005. – №9.
7. Путь в XXI век стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Под ред. Д.С. Львова. – М.: Экономика, 1999.
8. Ресурсный потенциал экономического роста /Под ред. Л.И. Абалкина. – М.: Экономическая литература, 2002.
9. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: главный фактор конкурентоспособности экономики в ХХI веке. – М.: КомКнига, 2006.
10. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital. Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Roots. – N.Y.: Harper Business, 1997.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия