Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - УСЛОВИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
Ковалев А. И.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента образования Омского государственного педагогического университета им.Ф.М.Достоевского,
доктор экономических наук,
профессор

Жарикова Ю. Н.
аспирант кафедры экономики и менеджмента образования
Омского государственного педагогического университета


МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рассмотрены некоторые аспекты проблемы интеграции менеджмент-образования и потребителей его конечной продукции - предприятий, учреждений, организаций. Выводы сделаны на основе исследований, производившихся в вузах, на предприятиях и в организациях производственной и непроизводственной сферы Омского региона РФ.
Новый взгляд на образовательные учреждения как на полноправных участников рынка и деловых партнеров предполагает использование новых принципов и методов управления в высшей школе.

Исследования, проводимые в течение последних десяти лет в Омском регионе, позволили выявить основные проблемы в организации взаимодействия вузов, работающих по программам менеджмент-образования, с предприятиями и организациями, а также главные причины неуклонно возрастающего спроса на услуги высших учебных заведений, относящихся к системе менеджмент-образования, и конкуренции между вузами, оказывающими образовательные услуги в области менеджмента.
К таким причинам относятся:
- изменение стандартов высшего образования, открытие новых специальностей, введение многоуровневой системы образования;
- сложность управленческих решений и форм организации деятельности, характерных для менеджмент-образования;
- повышение требований к качеству подготовки менеджеров по мере дальнейшего развития социально-экономических процессов.
В нашем регионе уже можно говорить о достаточно высоком уровне подготовки специалистов-менеджеров в омских вузах и о их востребованности.
В последнее время промышленная политика в регионе направлена на снижение трансакционных издержек с целью повышения конкурентоспособности предприятий и на совершенствование рыночных механизмов. Все большее значение приобретают дальнейшее развитие эффективных транспортных коммуникаций, регионального и местного законодательства, рынка услуг для бизнеса, регулирование региональных и местных монополий, решения в области правоохранительной деятельности, обеспечения высокого качества жизни. Все это требует и соответствующего кадрового обеспечения, изменений в системах институционального управления, в деятельности менеджеров.
Однако, на современном этапе реформирования российской экономики многие вопросы, связанные с формированием управленческого персонала предприятий и организаций, остаются открытыми.
В 2002 году в Омске был проведен опрос 93 компаний для установления проблем в области менеджмента и менеджмент-образования. Он показал, что компании, наконец, начали признавать значение деятельности менеджеров и принимают специальные меры по развитию персонала, в том числе за счет увеличения объемов внутреннего тренинга. Для многих компаний особую трудность представляют проблемы в области информационного и международного менеджмента, менеджмента в маркетинге, проблемы лидерства. В связи с повышением требований к профессионализму и компетентности менеджеров возникают и заказы вузам на подготовку соответствующих специалистов.
Все организации, участвующие в опросе, отметили необходимость нового стиля управления.
98% компаний имеют свои системы подготовки и повышения квалификации менеджеров. Но примерно 30% из них подтвердили, что не используют ничего нового в области совершенствования управленческого персонала.
В настоящее время предприятия и организации Омской области практически сформировали заказ на новых менеджеров и на переподготовку управленческого персонала, от которого ожидают:
- способности к инновациям и управлению изменениями;
- способности управлять людьми с различными целевыми установками;
- выраженной склонности к лидерству;
- способности руководить в изменяющемся экономическом окружении;
- способности эффективно оперировать усложнившимися информационными системами;
- способности руководить "без национальных границ".
Объективно возникает необходимость и в разработке и реализации комплексной программы подготовки, адаптации и развития управленческих кадров на основе создания оптимальной профессионально-квалификационной модели, позволяющей гибко реагировать на изменения внутри организации и во внешней среде.
Несмотря на наличие спроса у потребителей на конечную продукцию вузовской системы менеджмент-образования, наблюдается, однако, рассогласование между парадигмами развития предприятий и организаций и высших учебных заведений. Это показала осуществленная нами сравнительная характеристика усредненных параметров организационной культуры вузов и предприятий и организаций. Исследование организационной культуры проводилось в 10 вузах, работающих по программам менеджмент-образования (Омском государственном университете, Омском государственном педагогическом университете, Омском государственном техническом университете, Сибирской автомобильно-дорожной академии и др.), и на 20 предприятиях и организациях производственной и непроизводственной сферы (машиностроения, строительной промышленности, торговли, образования и др.).
В организационной культуре предприятий и организаций г. Омска, независимо от сфер деятельности и форм собственности, преобладают, на наш взгляд, элементы "восточно-ориентированной" организационной культуры, что выражается в сохранении системы достаточно жесткой иерархии, использовании авторитарных методов управления, централизованном принятии решений, низкой степени участия сотрудников в решении организационных проблем. Существует ориентация преимущественно на ценности, представления и ожидания руководителя.
Вместе с тем, поскольку карьера сотрудников определяется их способностью выполнять предъявляемые требования, при данном типе культуры достаточно легко могут осуществляться и инновационные решения.
Большее внимание уделяется материальным, санитарно-гигиеническим, эстетическим условиям деятельности сотрудников. Однако психологические аспекты, являющиеся основой развития организационной культуры, практически не рассматриваются. Организационная культура поэтому не всегда обеспечивает использование присущих ей функций содействия развитию сотрудников и их трудовых мотиваций.
Организационная культура на факультетах, относящихся к системе менеджмент-образования, может быть охарактеризована как культура деятельности, культура задачи. Отличительной ее особенностью является работа в группах, формирование группового фаворитизма и ослабление межгрупповых коммуникаций. Акценты делаются преимущественно на психологические условия деятельности.
Результаты вторичной статистической обработки данных (корреляционного анализа) показали, что тесная прямая связь существует между типом организационной культуры вуза (факультета) и степенью вовлеченности студентов в процесс ее формирования (К = 0,70), обратная связь - между типом организационной культуры и степенью ее соответствия ожиданиям студентов (К = 0,58). В то же время корреляция практически отсутствует между типом организационной культуры вузов и организационной культуры предприятий и организаций (К = 0,08). Вследствие этого предприятия и организации увеличивают затраты на адаптацию и социализацию молодых сотрудников вместо того, чтобы заниматься вопросами повышения квалификации и формирования у них специальных навыков.
Отсюда одна из ответственных задач регионального уровня - максимально возможное приближение организационной культуры вузов к культуре предприятий и организаций. Решение данной задачи должно способствовать повышению таких показателей, как выполнение норм труда, качество выполняемых заданий, темпы повышения квалификации, удовлетворенность работой и т.д. Достижение соответствия таких культур необходимо как для повышения эффективности деятельности молодых специалистов на предприятиях и в организациях, так и для оптимизации параметров образовательных процессов в вузах. Без участия предприятий и организаций в подготовке специалистов вузы ограничены в возможностях развивать у студентов навыки работы на современном оборудовании, способности оперативно включаться в творческий поиск по новым перспективным направлениям науки и техники.
Привлечение в высшую школу части ресурсов других отраслей для увеличения ее потенциала - другая задача, имеющая огромное значение для системы менеджмент-образования, для совершенствования научно-методической и материально-технической базы образования, хотя, в принципе, интеграция сферы профессионального образования и предприятий и организаций не является просто следствием нехватки каких-либо ресурсов.
Наши исследования показали, что основные преимущества широкого сотрудничества вузов с предприятиями и организациями, во-первых, состоят в том, что оно побуждает вузы регулярно пересматривать программы подготовки и учебные материалы, приводя их в соответствие с изменяющимися требованиями экономики, и делает возможным привлечение к преподаванию специалистов различных организаций. Во-вторых, при таком взаимодействии студенты с начала обучения более активно приобщаются к научной работе и включаются в производственный процесс, а исследовательская деятельность приобретает очевидное практическое значение для преподавателей и студентов и предполагает, зачастую, и материальное вознаграждение. В-третьих, появляется возможность пользоваться и в образовательном процессе новейшим дорогостоящим оборудованием или закупать его на средства, выделяемые предприятиями и организациями.
Теснейшая интеграция производственной и непроизводственной сфер, новые принципы их взаимодействия - это один из основных рычагов организационно-экономического механизма менеджмент-образования. Но пока он используется далеко не в полной мере. Масштабы интеграционных процессов еще незначительны, их развитие часто имеет стихийный характер. В результате эффективность связей вузов с предприятиями и организациями весьма различна, что объясняется и неодинаковой степенью заинтересованности сторон в совместной деятельности, и качеством нормативных документов, регламентирующих взаимоотношения контрагентов.
На наш взгляд, дальнейшее развитие экономических отношений между системой менеджмент-образования и отраслями народного хозяйства - центральная задача внедрения в экономику современных методов управления.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия