Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Айсина Р. Г.
аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов
Багиев Г. Л.
заведующий кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ


К вопросу маркетингового обеспечения бизнес-коммуникаций на международном рынке энергоресурсов

Развитие энергетики страны и ее регионов происходит в условиях глобализации рыночных бизнес коммуникаций и объективных тенденций в развитии энергетической отрасли, связанных с процессами либерализации и децентрализации энергетического производства [1, 7]. Так, формирование глобального информационно-экономического пространства стимулирует интеграцию электроэнергетических систем (ЭЭС) в экономическом (энергетические рынки, инвестиции), технологическом (энерготехнические комплексы, взаимовлияние секторов энергетики) и межгосударственном отношениях.
С другой стороны, либерализация в электроэнергетике связана с расширением дерегулирования и конкуренции [8], развитием региональных, межрегиональных и межгосударственных рынков топлива и электроэнергии, а на уровне городов и городских агломераций – рынков тепловой энергии. Считается, что в результате либерализации повышается эффективность электроэнергетического сектора и теплового хозяйства, но также возрастает неопределенность условий функционирования и развития ЭЭС и ТЭС, усиливаются взаимовлияние и взаимозависимость ЭЭС, регионов и государств. С учетом складывающихся мировых тенденций к либерализации управления энергетикой Правительством РФ было принято решение о реформировании отраслей ТЭКа на основе акционирования как формы организации, наиболее адекватной рыночным преобразованиям.
Обеспечение координации всего топливно-энергетического комплекса (ТЭК) возложено на Министерство промышленности и энергетики. Для предотвращения монопольных проявлений со стороны энергетических компаний, а также энергоизбыточных регионов были созданы энергетические комиссии: Федеральная (ФЭК) для антимонопольного регулирования на общероссийском уровне и Региональные комиссии (РЭК) для осуществления этих же функций на региональном уровне. На базе «ЕЭС России» сформирован Федеральный общероссийский оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ). На базе региональных акционерных обществ энергетики и электрификации АО-энерго сформировались региональные рынки электрической и тепловой энергии. Вместе с тем, результаты либерализации отечественных рынков энергии все еще не обеспечивают решения всех поставленных задач.
Развитие ТЭК страны и высокий уровень надежности топливо- и энергоснабжения потребителей, а также живучесть его отраслевых систем сдерживаются следующими нерешенными проблемами.
1. Высокая энергоемкость национальной экономики, превышающая в 3–4 раза удельную энергоемкость экономики развитых стран.
2. Значительный износ основных фондов во всех отраслях комплекса, наличие большой доли морально устаревшего оборудования и чрезвычайно низкие темпы его обновления: ввод в действие новых производственных мощностей в отраслях ТЭК за 1990-е гг. сократился в несколько раз.
3. Сохраняется неудовлетворительное положение с инвестированием в отраслях ТЭК, особенно в электроэнергетике, газовой и угольной промышленности. Предприятия в большинстве случаев не имеют достаточных собственных средств не только для расширенного, но даже для простого производства. Привлечение заемных средств затруднено по причине неудовлетворительного инвестиционного климата. Это предполагает необходимость совершенствования налоговой, ценовой и таможенной политики.
4. Отсутствуют экономически обоснованные ценовые пропорции на взаимозаменяемые энергоресурсы, что приводит к чрезмерной ориентации на природный газ и снижению доли угля.
5. Для нефтегазового сектора характерна существенная зависимость от состояния и конъюнктуры мировых энергетических рынков.
6. Рост аварийности оборудования, обусловленной старением основных фондов и недостатками управления, что ведет к возникновению чрезвычайных ситуаций и снижению живучести систем энергетики.
Электроэнергетическая отрасль с 2000 г. функционирует в условиях развивающихся рыночных отношений (динамика производства электроэнергии за период 1990–2006 гг. представлена в таблице 1). Однако, важнейшие для электроэнергетики «смежные» рынки остаются слаборазвитыми: рынки топлива мало диверсифицированы и в целом ряде случаев имеют искаженную ценовую структуру, рынки отечественного оборудования слаборазвиты вследствие спада производства и отсутствия инвестиций; рынки капитала недостаточно емкие, чтобы обеспечить финансирование развития электроэнергетических компаний из внешних источников.
Таблица 1
Производство электроэнергии в России с 1990 по 2006 гг., ТВт ч

Фактически в стране реализована специфическая двухуровневая модель организации рынков электроэнергии (рис. 1).
Отличительной особенностью ТЭК России является то, что он не только полностью обеспечивает нужды страны в энергоресурсах, но и поставляет значительную часть (более 30%) производимых ТЭР на экспорт, в республики бывшего СССР и страны дальнего зарубежья. Уже в 1990-х гг. произошли глубокие изменения в экспортной торговле ТЭР со странами СНГ (табл. 2). В 1999–2001 гг. по сравнению с 1991 г. нефтепродуктов поставлялось примерно в 9–13 раз меньше, нефти – в 5–6 раз, угля – почти в 3 раза, природного газа – на 10–40%. Основными потребителями российской нефти и природного газа в СНГ являются Украина и Белоруссия, на долю которых в последние годы приходилось до 80–90% экспорта этих энергоресурсов в страны СНГ. Главная причина снижения экспорта ТЭР в страны ближнего зарубежья – падение в них производства и высокая задолженность за восстановленные мощности. Кроме того, значительно более выгодные условия реализации ТЭР в странах дальнего зарубежья привели к соответствующей переориентации российского экспорта в 90-е гг. (табл. 3).
Рис. 1. Организационная структура управления федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности (ФОРЭМ)
Таблица 2
Экспорт топливно-энергетических ресурсов в страны СНГ [3,6]
*Включая Латвию, Литву, Эстонию.
Таблица 3
Экспорт топливно-энергетических ресурсов из России в страны дальнего зарубежья [3,6]

Перед экономикой поставлена задача достижения нового более высокого качественного состояния ТЭКа. Цель энергетической политики государства состоит в том, чтобы обеспечить:
– структурную перестройку российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей и сферы услуг;
– реализацию потенциала технологического энергосбережения [11].
Перспективы развития ТЭК в количественном выражении определены напряженными нормативами (табл. 4).
Таблица 4
Нормативы развития отраслей ТЭКа [11]

Несмотря на ряд кардинальных организационных и управленческих мероприятий, проведенных в стране, достижение поставленных целей не может быть реализовано эффективно без использования методологии и инструментария маркетинга и в частности без маркетингового обеспечения становления и функционирования модернизированной энергетики страны.
Маркетинговое обеспечение понимается как процесс и комплекс маркетинговых ресурсов, инструментария, технологий, коммуникативных средств, используемых в целях поддержания устойчивого функционирования маркетинговой системы и, соответственно, согласования спроса и предложения на рынке [2].
В данном контексте маркетинговое обеспечение рассматривается как система поддержания, сопровождения, надежного снабжения бизнес-коммуникаций маркетинговым ресурсом. Система маркетингового обеспечения необходима для нормального (качественного и бесперебойного) функционирования процесса разработки и принятия решений в сети взаимоотношений (коммуникаций) бизнес-структур, которые вовлечены в процесс обмена ценностями (товарами и услугами) на коммерческой или некоммерческой основе.
Данная система включает ряд подсистем, основными из которых являются блоки информационного, организационного, правового, экономического, технического, программного, математического, социального и других видов обеспечения. Так, информационное обеспечение международных маркетинговых коммуникаций по своему содержанию включает комплекс средств и методов оформления маркетинговой документации, организации хранения данных, кодирование и поиск информации о состоянии и динамике всех элементов международного маркетинга. При этом основу информационного обеспечения международных бизнес-коммуникаций должна составлять маркетинговая информационная система (МИС).
МИС – это постоянно действующая, развивающаяся система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения релевантной информации в сфере международного маркетинга с целью ее использования при планировании, разработке, внедрении маркетинговых мероприятий и оценке их эффективности (рис. 2).
Необходимость организации системы информационного обеспечения, а также маркетинговой информационной системы для каждого из бизнес-партнеров, участвующих в активном международном предпринимательстве, обусловливается рядом факторов:
– укрепление и развитие мирохозяйственных связей и повышение значимости внешнеэкономической деятельности;
– непрерывный прогресс в области разработки современных средств бизнес-коммуникаций (транспортные системы, компьютеризация, информатизация и т.д.);
– рост международного товарооборота;
– бурное развитие международной торговли, интеграция и интернационализация международных связей;
– активное внедрение философии и инструментария маркетинга в национальные и международные экономические отношения;
– активизация процесса насыщения необходимыми товарами внутренних рынков и их замедленная диверсификация, что делает многообещающими и привлекательными иностранные рынки;
– наличие в национальных фирмах свободных производственных мощностей и незанятой рабочей силы;
– рост неустойчивости валютного курса;
– усиление национальной и международной конкуренции.
Как следствие происходящих в сфере международного предпринимательства процессов, растет потребность в развитии системы информационного обеспечения и МИС. Эта потребность в информации обусловлена также тем, что:
– принятие решений в международном маркетинге осуществляется в условиях неопределенности и повышенного коммерческого риска;
– существуют объективные трудности прогнозирования изменений условий среды международного маркетинга;
– имеет место неустойчивость экономического поведения участников бизнеса и рынка (конкуренты, покупатели, посредники, партнеры), что увеличивает затраты на коммуникативные процессы, информационное обеспечение и транзакционные издержки;
– отсутствует достаточная информация об использовании инструментария маркетинга бизнес-партнерами в меняющихся условиях на рынках зарубежных стран;
– растет дефицит информации о потенциале зарубежных рынков сбыта, капитала, производительных сил, сырья и топливно-энергетических ресурсов.
Рис. 2. Маркетинговая информационная система

Как видно, обобщающим фактором необходимости информационного обеспечения выступает неопределенность, органично присущая международной среде бизнеса. Чтобы уменьшить воздействие этого фактора, необходимо использовать стратегии оптимизации (дифференциации) среды, повышения качества и надежности информационного обеспечения бизнеса на международных рынках. Уменьшение неопределенности повышает эффективность принимаемых решений и позволяет снизить коммерческие риски на зарубежных рынках.


Литература
1. Айсина Р.Г. Маркетинговая оценка эффективности прямых иностранных инвестиций в ТЭК России: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич Л.С., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: «Питер», 2005.
3. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. – М.: Экономика, 2001.
4. Мелентьева Н.И. Организация и планирование бизнес коммуникаций: методология и методика /Под ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
5. Промышленность России. 2005г.: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006.
6. Российский статистический ежегодник .2006г. / Росстат. – М., 2006.
7. Савченко М.В. Инфраструктурное обеспечение предпринимательских структур: экономическая сущность, специфика и функции, направление рационализации.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
8. Системные исследования проблем энергетики / Л.С. Беляев, Б.Г. Санеев, С.П. Филиппов и др. / Под ред. Н.И. Вороная. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.
9. Нефтегазовая вертикаль // Статистика. – 2003. – № 2.
10. Татаренко В.Н. Информационная политика предприятия: информация – параллельная реальность. Знаниеориентированный менеджмент. Маркетинг влияния. Моделирующие технологии. Новое измерение конкуренции. – СПб.: Изд-во Борей Арт, 2006.
11. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Российская газета. – 2003. – 7 октября.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия