Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Тюкавкин Н. М.
доцент Самарского государственного университета,
кандидат экономических наук


Стратегические направления развития рынка в России

Главное направление рыночных реформ определяется природой современного рынка и его основных институтов, а также ролью, которую они играют в экономике и в государстве в целом. Эти институты определяют те реформы, которые необходимо провести в конкретной рыночной экономике того или иного государства. Современный рынок и его основные направления развития имеют сформировавшиеся институты и определенные особенности. В международном, а тем более в национальном масштабе рынок перестал быть сферой конкуренции отдельных производителей и их экономических интересов.
Современная экономика – это экономика крупных компаний и корпоративных систем. Отсюда следует, что рыночная конкуренция – это конкуренция крупных транснациональных компаний, а не конкуренция отдельных предприятий. Практически все стороны и механизмы современного рынка определяются конгломератами и картелями, которые во многих случаях прямо или косвенно поддерживаются государством. Более того, эта государственная поддержка приобретает зримый характер, когда доля участия государства в той или иной компании составляет более пятидесяти процентов уставного капитала. В данном случае государство может снижать цены на определенный вид продукции, компенсируя убытки за счет другой деятельности.
Под влиянием процесса глобализации всех видов экономической деятельности, а также высокого уровня информатизации, стираются границы государственных и мировых рынков. Национальные рынки превращаются в часть мирового рынка и межгосударственного рыночного регулирования. Совокупный международный рыночный оборот растет быстрее, чем увеличивается размер валового мирового продукта. Следовательно, политическая составляющая, как институт рынка, приобретает важную роль. Более сильное государство в экономическом, военном, социальном и других отношениях имеет возможность проводить мощную экономическую экспансию на рынках и устанавливать свои «правила игры». В некоторых случаях такое государство сможет определять состав участников рынка и осуществлять контроль за ценами.
В конце 90-х годов прошлого столетия для России многие рынки оказались практически закрытыми. Там, куда удалось проникнуть российским товаропроизводителям, их жестко теснили, используя все доступные средства. Активно использовались такие специфические средства, как свертывание производства через инициирование банкротства, через лишение доступа к источникам сырья, через демпинг и давление традиционных поставщиков и пр. Приходится признать, что те «квазирыночные» структуры, которые были созданы за годы реформ, оказались не способны к жесткой рыночной конкуренции и к требованиям выживаемости в современных условиях. Сложность положения России на мировом рынке известна, но нельзя все отнести к ошибочной экономической политике государства. Большую роль в этом сыграла политика приватизации, но основная причина заключается в неразвитости и в отставании российской экономики от мировой. Со вступлением России на рыночный путь развития экспорт сырья стал преобладающим. То, что из России экспортируется сырье, выгодно мировому рынку, который в значительной степени израсходовал свои сырьевые ресурсы.
По уровню ВВП за 2006 г. Россия стоит в ряду экономически слаборазвитых стран: Россия – 1 триллион долларов; Китай – 11,5 триллиона долларов; США – 13 триллионов долларов.
В геополитической конкуренции все более усиливается значение научно-технического прогресса, способности к внедрению новых технологий. Возрастает роль человеческого фактора в организации производства. Страны, не способные обеспечить необходимый уровень образования населения, развития науки и качества информационной среды, будут обречены на углубление зависимости от внешних финансовых и информационных центров. Они сохранят за собой главным образом функции источника природного сырья и человеческого материала для транснациональных корпораций из развитых стран, концентрирующих глобальный интеллектуальный потенциал. Стратегия транснациональных компаний сосредоточена на установлении полного контроля над наиболее прибыльными сферами деятельности, где источниками сверхдоходов является обладание политической, природной или интеллектуальной монополиями:
– управление государственными долгами, эмиссией денег;
– банковские, аудиторские и юридические услуги;
– международная торговля;
– добывающая промышленность;
– естественные монополии;
– энергетика;
– наукоемкая промышленность и новые технологии.
Ключевыми методами в этом процессе являются: включение стран в режим неэквивалентного внешнеэкономического обмена и долговую финансовую зависимость. Результатом такой деятельности становится последовательное возрастание роли «ядра» мировой экономической системы, включающего США, Западную Европу и Японию. Неэквивалентный внешнеэкономический обмен между «ядром» и периферией характеризуется втягиванием периферийных стран в ловушки сырьевой специализации и внешней задолженности. Темпы экономического роста большинства стран мира колеблются в диапазоне 2–4% в год, что сопоставимо со ставкой процента на мировом рынке ссудного капитала.
В настоящее время Россия вышла из долговой зависимости благодаря росту цен на нефть. Она получает сверхприбыли от торговли нефтью, но в экономику страны и в золотовалютный резерв эти деньги не попадают, а идут в стабилизационный фонд. В общем объеме ВВП за 2006 г. доля от торговли нефтью составила 40%. Стабилизационный фонд России хранится в самых «ликвидных бумагах» – в ценных бумагах федеральной резервной системы США. Возникают вопросы: зачем вкладывать деньги в экономику США и зачем России громадный стабилизационный фонд? Предназначение стабилизационного фонда – сглаживание перепадов, но для этого существует золотовалютный резерв, который в России на конец 2006 года составил порядка 400 млрд. долларов (при ВВП – 1 трлн. долларов). Для сравнения: у Китая при ВВП равным 11,5 трлн. долларов золотовалютные резервы составляют 1 трлн. 200 млрд долл., а у США государственный долг в 7 трлн. долларов при ВВП – 13 трлн. долларов.
Вышеприведенные цифры говорят о том, что Россия не направляет средства на развитие своей национальной экономики. Более того, она плохо привлекает иностранные инвестиции по сравнению с КНР и другими странами. Приоритетные национальные проекты, связанные с образованием, сельским хозяйством, жильем, здоровьем – это перспективные вложения в человеческий капитал, которые принесут экономический эффект далеко не сразу. А промышленность? Как быть с порогом экономической безопасности, когда Россия закупает больше 50% продукции за рубежом? Вывод только один: Россия должна проводить политику повышения конкурентоспособности национальной экономики. Впереди у России вступление в ВТО. Это означает, что на российский рынок придет зарубежный товаропроизводитель. Что можно ему противопоставить? Большинство промышленных производств имеет изношенное оборудование, устаревшие технологии, отсутствие квалифицированных кадров. За 15 лет Россия не смогла стать полноправной рыночной страной с развитой системой управления народным хозяйством. России по существующим критериям и показателям еще далеко до развитой рыночной экономики. В настоящее время у России есть цель – достичь уровня развития экономики Западной Европы и США.
В сложившихся условиях выход на позиции устойчивого роста экономики страны возможен на основе мобилизации внутренних ресурсов, повышения эффективности производства, качества государственного регулирования экономики, подъема трудовой, творческой и предпринимательской активности граждан. Роль государства в регулировании экономики определяет успех. Пример: после кризиса 1933 года в США государственное вмешательство в экономику доходило до 65%, после Второй мировой войны в Японии государство полностью определяло экономическое развитие страны. Государственное вмешательство в определенные периоды необходимо и дает положительный эффект. Либерализация возможна при развитой экономике.
С целью завоевания мирового рынка экономически развитые страны выносят свои промышленные производства в слаборазвитые и развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, дешевое сырье, снижая тем самым стоимость продукции. Населению своих стран выплачивают социальное пособие, которое колеблется в пределах 500 евро на человека в месяц. Наблюдается более чем странная ситуация: человек, который не хочет работать, этим довольствуется, а деятельная натура ищет возможности для самореализации. Этот момент коснулся России, где нет возможности вынести свои производства в третьи страны и нет возможности выплачивать большие пособия. В результате сложившейся в стране ситуации предприятия теряют квалифицированные кадры, а на многих из них возник дефицит рабочей силы. Если учесть, что за годы реформ была разрушена система профессионально-технического образования, то закономерно произошло снижение объемов промышленного производства и уменьшение доли отечественного рынка.
Рассмотрим вопрос инфляции. Если нефть стоит порядка 100 долларов за баррель – это хорошо: Россия зарабатывает валюту. Но доллары нужно предъявлять к оплате, т.е. переводить в рубли. Существует предельный объем закупок долларов и продаж, если приток валюты будет идти сверх норм, то в результате получаем рост инфляции. По официальной статистике годовая инфляция в России 8–12%%, но если пересчитать на объемы торговли нефтью, то получим в два раза выше. Государственные меры по замораживанию цен на бензин и основные продукты питания не приведут к остановке роста цен в стране. Производителю необходимо создать условия, чтобы продажа нефти в стране была ему выгодна, а это можно осуществить с помощью тарифной политики. В этом случае не потребуется продавать нефть за рубеж, выгоднее продавать продукты переработки.
Из сказанного выше следует, что без целенаправленной стратегии развития экономики государства, используемые средства подменяют цели и инструментальные задачи: типа «здесь и сейчас получить доход, а дальше хоть трава не расти». В результате отсутствует стратегия развития, а на практике доминирует конъюнктурная игра краткосрочных коммерческих интересов отдельных групп влияния. В системе регулирования экономики прогнозирование социально-экономического развития играет декоративные функции, а система целеполагания просто отсутствует. Но это можно исправить: необходимо иметь прогнозы от одного года до двадцати пяти лет.
Руководство страны должно четко представлять, что можно достичь через определенный срок, опираясь на имеющуюся базу и трудовые ресурсы. Выбор срока в 25 лет обусловлен отставанием России по целому ряду позиций и видам деятельности от достижений мирового уровня развития. Государственный сектор и в обозримом будущем должен выполнять роль ведущей и направляющей силы развития с тем, чтобы получить конкретный результат, который мы наблюдаем у других стран. Четко обозначив цель и пути ее достижения возможно реально управлять экономикой страны.
Восполняя действие механизмов рыночной конкуренции, государство может содействовать снижению неопределенности и неустойчивости рыночной конъюнктуры, помогать предприятиям ориентироваться в перспективах развития производства и вовремя осуществлять перераспределение капитала в освоение новых технологий и рынков сбыта.
Выбранная стратегия развития государства определяет эффективность функционирования экономики. Сильное государство – это страна, которое имеет хорошо развитую экономику, в первую очередь промышленность и банковскую систему. России не нужно «изобретать велосипед»: опыт становления рыночных отношений имеет Западная Европа и страны Америки. Необходимо воспользоваться опытом этих стран или ее трансформированной версией с учетом специфики России. В настоящее время Россия идет путем проб и ошибок, теряя время и средства за скромный результат. Цель у всех стран одна: иметь высокоразвитую экономику, которая едина для всех стран земного шара, следовательно, и средства для достижения этой цели примерно одни и те же.


Литература
1.Аузан А.А. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория: Учебник. – М.: Инфра-М., 2006.
2.Видякина В.И. и др. Экономическая теория: Учебник. – М.: Инфра-М, 2006.
3.Елизарова Ю.Д.. Экономика организаций. Учебник для вузов. М.: Изд. «Экзамен», 2006.
4.Самуэльсон П. и др. Экономика /Пер. с англ. – М.: «И.Д. Вильямс», 2007.
5.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент /Пер. с англ. – М.: «И.Д. Вильямс», 2007.
6.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник.. – М.: Дело, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия