Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ермаков Д. Н.
профессор кафедры социального страхования факультета социального страхования, экономики и финансов Российского государственного социального университета (г. Москва),
доктор политических наук,
кандидат исторических наук


Влияние инвестиционной деятельности НПФ на экономическое и социальное развитие региона (на примере Ханты-Мансийского АО)

Мировая практика свидетельствует об успешном использовании на инвестиционные цели средств, аккумулированных в негосударственных пенсионных фондах. НПФ, с одной стороны, решают социальные задачи путем дополнительного пенсионного обеспечения населения, с другой, – выступают крупными инвесторами институционального типа.
Инвестиционная деятельность НПФ имеет большое значение для развития регионов. В ходе реализации региональной программы негосударственного пенсионного обеспечения предусматривается повышение размеров пенсий для лиц пенсионного возраста, не имеющих возможности сформировать пенсионные накопления, а также для работников бюджетной сферы и сотрудников предприятий и организаций. Кроме того, появляются возможности инвестирования пенсионных резервов в экономику региона. Успешным примером инвестирования со стороны НПФ в экономику региона является деятельность целого ряда НПФ в Ханты-Мансийском АО.
По расчетам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре численность постоянного населения, проживающего на территории автономного округа, в 2005 г. составила 1473,5 тыс. чел. * По сравнению с соответствующей датой предыдущего года численность населения Югры увеличилась на 0,7% (см. Приложение 7). Устойчивость демографического развития Югры достигается за счет двух факторов: относительно высокой доли молодежи в структуре населения и низкого уровня смертности в сравнении с другими регионами Российской Федерации. Средний возраст жителей округа составляет 32,4 г.
В связи с естественным старением населения непрерывно растет и доля пенсионеров. На сегодняшний день общее количество пенсионеров всех категорий, проживающих на территории автономного округа, составило 256,6 тыс. чел., из них неработающих – 146,9 тыс. чел. (в том числе, получающих трудовую пенсию – 243,1 тыс. чел.).
На территории автономного округа на 1.08.06 г. осуществляли деятельность по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению 7 негосударственных пенсионных фондов и два региональных филиала негосударственных пенсионных фондов *. Кроме того, на территории округа работают без открытия филиалов и представительств и, соответственно, без регистрации: НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант», НПФ «Газфонд», НПФ «Сберегательный банк», НПФ «Транснефть», НПФ «Благосостояние».
Развитие негосударственного пенсионного обеспечения в округе происходит в основном по инициативе работодателей – руководителей крупных предприятий, где в настоящее время реализуются пенсионные программы (планы) предприятий – ОАО «Тюменьэнерго», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Славнефть», ОАО «Газпром». Перспективный подход этих руководителей к решению социальных вопросов с использованием новых социально-финансовых институтов, которыми являются НПФ, позволил начать процесс пенсионного обеспечения ветеранов этих предприятий на основе прогрессивных рыночных механизмов и накопительных принципов, реализацию которых могут обеспечить только НПФ.
Работодатели выбирают разнообразные пенсионные программы для своих работников. Это могут быть схемы с установленными размерами пенсий, а могут быть и с фиксированным размером взносов. Если работодатель хочет, чтобы размер пенсионных выплат был заранее известен, то негосударственный пенсионный фонд рассчитывает, какими должны быть пенсионные взносы. Если же работодатель за основу принимает размер взносов, то сумма пенсии будет зависеть от срока накопления.
От работодателя зависит, как долго будет выплачиваться пенсия: пожизненно или в течение определенного периода времени. Все эти условия фиксируются в договоре между предприятием и фондом. А затем, согласно условиям пенсионного договора, организация в установленные сроки перечисляет в НПФ пенсионные взносы за своих работников.
Вопрос о том, на какой счет будут поступать пенсионные взносы (на именные пенсионные счета или на солидарные пенсионные счета), также решается при заключении пенсионного договора. Первый вариант предусматривает открытие индивидуального счета каждому работнику. Второй – открытие одного счета, на котором отражаются обязательства перед всеми работниками организации-вкладчика.
Общая численность работников организаций различных отраслей экономики автономного округа, в которых действуют программы (планы) по дополнительному пенсионному обеспечению, составляет более 263 тыс. чел. В целом участниками негосударственного пенсионного обеспечения в настоящее время являются 422 409 чел.; получателями пенсий – 150971 пенсионер. Средний размер дополнительной негосударственной пенсии в 2005 г. составил 696 руб.
Показатели системы НПО автономного округа говорят о том, что она занимает лидирующее место среди регионов в российской системе НПО:
– собственное имущество фондов, зарегистрированных в автономном округе, – 45 599 557,7 тыс. руб.; пенсионные резервы фондов, зарегистрированных в автономном округе – 22 863 144 тыс. руб.
Следует отметить бурный рост системы негосударственного пенсионного обеспечения в Ханты-Мансийском АО, что отражается на примере развития отдельных НПФ региона.
Так, Ханты-Мансийский НПФ основан в 1995 г. С 1996 г. Фонд осуществляет пенсионные выплаты. Учредителями являются Ханты-Мансийский автономный округ, представленный Департаментом государственной собственности, ОАО ГСК «Югория», ОАО «Ханты-Мансийский банк», ОАО «Уралсвязьинформ», ООО «Северавтотранс» и другие организации различных форм собственности. Фонд с 2003 г. выступает в качестве уполномоченного негосударственного пенсионного фонда Правительства Ханты-Мансийского автономного округа по реализации окружного закона «О дополнительном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа», под действие которого подпадают почти 150000 чел., а с 2005 г. – Закона № 81-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».
В целях реализации распоряжения Правительства округа * органами управлений социальной защиты населения муниципальных образований в течение 2005 г. проводилась передача обязательств по назначению и выплате доплат к пенсии неработающим пенсионерам в Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд.
С 1 июня 2005 г. ежемесячная доплата к пенсии неработающим пенсионерам АО реформирована в дополнительную пенсию. Полномочия по ее выплате переданы в негосударственный пенсионный фонд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и по предварительным данным ее размер составил 690 руб. * Пожизненные дополнительные пенсии из средств бюджета Югры через Ханты-Мансийский НПФ получают свыше 130 тысяч неработающих пенсионеров.
Пенсионные резервы НПФ «Ханты-Мансийский» увеличивались в некоторые кварталы 2004–2005 гг. на две с лишним тысячи процентов. Данный фонд относится к числу самых состоятельных фондов РФ.
НПФ «Ханты-Мансийский» оказался в числе крупнейших фондов (он занимает 3-е место после НПФ «Газфонд» и «Благосостояние»), хотя еще осенью 2005 г. его пенсионные резервы составляли лишь 317 млн руб., а по итогам года этот показатель увеличился на 2360%.
Рост объясняется тем, что в рамках фонда с конца 2004 г. реализуется целевая программа местного правительства, в рамках которой решается вопрос пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Параллельно посредством этой программы формируется проект строительства доступного жилья и ипотеки. Инвестором проекта является данный НПФ. Случай, следует отметить, уникальный для всего рынка коллективных инвестиций. Дело в том, что именно для нужд Ханты-Мансийского НПФ был зарегистрирован первый в России ипотечный ПИФ, а также создан фонд недвижимости. Взаимодействие фондов позволяет решать несколько задач одновременно – не только пенсионное обеспечение, но и развитие ипотечных программ, а также строительство жилья в регионе.
Вместе с тем финансировать такие программы могут позволить себе не все субъекты инвестиционной деятельности, поскольку вводимые требования по составу и структуре пенсионных резервов ограничивают вложения в ПИФы недвижимости и ипотечные бумаги в рамках 10% для каждого актива. То есть НПФ может позволить себе инвестировать в такие программы не больше 20% резервов. При этом вложение должно быть ликвидным: паи закрытых ПИФов недвижимости, в которые могут размещаться пенсионные резервы, должны быть допущены к торгам, чтобы при необходимости НПФ смог продать их на вторичном рынке. В одиночку такую программу может выполнить только крупный фонд. И многие НПФ уже намерены последовать этому примеру. Возможно, этот прецедент даст новый толчок для развития пенсионного рынка, который в последнее время находится в поиске дальнейших стимулов развития.
Следует отметить, что развитие корпоративных пенсионных программ осуществляют и другие НПФ региона. Так, в Сургуте работают два фонда, получившие право на участие в пенсионной реформе и новые лицензии на пенсионное страхование – НПФ «Профессиональный» и НПФ «Сургутнефтегаз».
НПФ «Профессиональный» занимает 11 место в рейтинге НПФ по обязательному пенсионному страхованию и такое же место по объему пенсионных резервов, он же – в числе лидеров роста за 2005 г. и в числе лидеров по объему пенсионных выплат (9-е место), а также – в числе 7-ми самых состоятельных фондов. Около 30000 граждан из 61 региона России, ближнего и дальнего зарубежья доверили фонду свои пенсионные накопления. В настоящее время участниками фонда являются 19 юридических лиц, самым крупным из которых выступает ОАО «Тюменьэнерго».
Среди лидеров в рейтинге негосударственных пенсионных фондов и «Сургутнефтегаз» (в частности, по количеству пенсионеров, получающих пенсионные выплаты; по объему пенсионных выплат). Фонд занимает по рейтингу 2005 г. 3-е место по состоятельности НПФ.
Все эти фонды входят в число лучших 40 фондов РФ. Такие показатели – во многом результат политики администрации АО. Реализация важного социального проекта по дополнительному пенсионному обеспечению бюджетников в Ханты-Мансийском автономном округе началась в 2003 г. На эти цели предполагалось до конца года затратить 100 млн руб. Работники бюджетных организаций, отработавшие в бюджетной сфере 15 и более лет, при уходе на заслуженный отдых после 1 октября 2003 г. стали получать дополнительную пенсию в Ханты-Мансийском НПФ, который выиграл объявленный правительством Югры открытый конкурс.
Дополнительная пенсия неработающим пенсионерам, трудившимся до выхода на пенсию в бюджетной сфере, состоит из следующих частей:
1) базовой части дополнительной пенсии, сформированной за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
2) накопительной части дополнительной пенсии, сформированной за счет добровольных пенсионных взносов работников и дополнительных пенсионных взносов за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В соответствии с окружным законом другие бюджетники с таким же стажем в бюджетной сфере, у которых еще не наступили пенсионные основания, будут часть средств откладывать на старость из личных доходов, а другая часть на их счета станет поступать из бюджета ХМАО.
Все НФП региона ведут активную инвестиционную деятельность. Так, НПФ «Ханты-Мансийский» осуществляет размещение средств пенсионных резервов самостоятельно и через управляющие компании. Фонд придерживается консервативной инвестиционной политики и ориентирован на достижение оптимального соотношения доходности и надежности используемых финансовых инструментов.
Наиболее эффективной для консервативных инвесторов является сбалансированная инвестиционная стратегия на следующих базовых принципах: а) формирование диверсифицированного портфеля из государственных, субфедеральных и корпоративных ценных бумаг, иностранных финансовых инструментов и новых инструментов, обеспечивающих участие в региональных инвестиционных программах; б) активное управление портфелем в соответствии с изменениями в макроэкономической и рыночной ситуации – долгосрочное управление риском и краткосрочное управление доходностью.
Выпуск субъектами Российской Федерации облигационных займов (что и было сделано в ХМАО) является одним из направлений решения проблемы дефицита региональных бюджетов, реализации региональных инвестиционных программ, ослабления зависимости региона от дотаций федеральных органов власти. Рынок акций имеет наибольшие перспективы для повышения доходности инвестиционного портфеля НПФ.
С декабря 2004 г. Ханты-Мансийский НПФ участвует в окружной программе жилищного строительства и ипотечного кредитования. Это привело к увеличению доходности фонда (20–25% в год) от инвестирования «длинных» пенсионных денег, которая пойдет на увеличение размера пенсий гражданам, заключившим с Фондом пенсионные договора по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.
Анализ финансовой отчетности показывает, что НПФ в регионе, не начинавшие пенсионные выплаты, инвестируют ресурсы пенсионного резерва в полном объеме, в то время как НПФ, уже осуществляющие выплаты, предпочитают инвестировать собственные средства. Кроме того, в большинстве случаев существует тесная взаимосвязь между НПФ и его учредителями, не предусматривающая возможность передачи активов за пределы региона.
Несмотря на успехи в развитии, необходимо отметить, что в автономном округе остается огромный потенциал для дальнейшего развития региональной системы негосударственного пенсионного обеспечения населения. Так, в общей сложности услугами НПФ охвачены менее 20% (в РФ – менее 5%) экономически активного населения автономного округа и только 4,3% пенсионеров (в РФ – менее 1%). Средний размер негосударственной пенсии составляет 14,6% от прожиточного минимума пенсионера и 3,2% от средней заработной платы в автономном округе.
Медленно развивается и сеть НПФ. В основном развитие НПО происходит в отраслях топливно-энергетического комплекса. В строительстве, транспорте, связи, лесопромышленном комплексе, бюджетной сфере и других отраслях негосударственное пенсионное обеспечение развивается слабо. Действующие негосударственные пенсионные фонды работают только в 4 из 22 муниципальных образований автономного округа, ориентированы в основном на реализацию пенсионных программ конкретных крупных предприятий, финансово-промышленных групп. Из-за слабого информационного обеспечения, узкой корпоративной направленности действующих НПФ их возможности по реализации пенсионных услуг не реализованы в полной мере.
В 15 муниципальных образованиях, расположенных за сотни километров от местонахождения действующих фондов, работодатели и граждане не могут реализовать свое право на негосударственное пенсионное обеспечение в местах осуществления деятельности и проживания. Тем не менее, развитие негосударственного пенсионного обеспечения в Ханты-Мансийском АО – пример эффективного взаимодействия финансовых институтов и региональных бюджетов, рыночных механизмов и государственных ресурсов.
Результаты проведенного исследования показали, что во всех регионах необходимо создание системы негосударственного пенсионного обеспечения, которая формируется и действует независимо от государственной для усиления социальной защиты работников муниципальных и региональных организаций и учреждений после окончания их трудовой деятельности. Это обеспечение осуществляется на основании соответствующего Положения и Договора, заключаемого между Администрацией (региона или муниципальной) и негосударственным пенсионным фондом – победителем открытого конкурса. Администрация перечисляет пенсионные взносы в Уполномоченный пенсионный фонд (см. Рис.). Участниками данной пенсионной системы, в пользу которых вносятся пенсионные взносы, являются работники региональных (или муниципальных – если программа муниципальная) организаций и учреждений, финансируемых по смете из регионального или муниципального бюджетов. Причем пенсионные взносы на дополнительное пенсионное обеспечение работников могут выплачиваться совместно администрацией и работниками в установленных долях.
Дополнительная пенсия может выплачиваться пожизненно или в течение определенного срока. Она должна ежегодно индексироваться по решению местного законодательного органа. Дополнительно могут быть установлены следующие коэффициенты: в зависимости от стажа работы в данной сфере; в зависимости от занимаемой должности. Путем инвестирования полученных средств Фонд добивается их прироста. После получения гражданином права на пенсию Фонд, за счет пенсионных резервов, выплачивает ему дополнительную пенсию.
Таким образом, социальные результаты инвестиционной деятельности НПФ оцениваются не только основными финансовыми показателями, такими, как прибыль или рентабельность, но и социальным эффектом (социальными результатами).
Рис. Муниципальная пенсионная схема
Социальные результаты применительно к инвестиционной деятельности НПФ определяются следующими показателями:
– рост пенсий, полученных по системе НПО;
– рост накопительной части средств пенсионных накоплений в системе ОПС;
– увеличение количества людей, вовлеченных в систему НПО;
– рост объемов инвестирования в объекты социальной сферы, например, жилищное строительство;
– созданные рабочие места.

Вместе с тем анализ инвестиционной деятельности НПФ одного региона выявил и ряд проблем, которые мешают успешной деятельности фондов в инвестиционной сфере и получению соответствующих социальных результатов. Так, некоторые направления инвестирования не находят применения в практике НПФ вследствие: законодательно установленных ограничений; пока еще относительно низкой по сравнению с другими направлениями доходности; повышенного риска и поэтому прямого запрета на их применение (форвардные и фьючерсные контракты, договоры займа и т.п.).

Значительные трудности испытывают региональные фонды в связи с неразвитостью инфраструктуры финансового рынка. Кроме того, крупнейшие НПФ, имея развитую сеть на территории страны, собирая средства на негосударственное пенсионное обеспечение в регионах, не всегда здесь же их и инвестируют. Отсюда отток инвестиций из региона.

Существующие методики оптимизации инвестиционных портфелей НПФ находят ограниченное применение в деятельности российских пенсионных фондов. В качестве причин этого – нестабильность экономической ситуации; ограниченные непостоянством динамики финансового рынка РФ возможности достоверной оценки необходимых для расчетов параметров финансовых инструментов и, как следствие, стремление НПФ к инвестированию в краткосрочные активы; консервативность действий управляющих и т. п.

Существуют и проблемы в налогообложении. Ранее взносы, уплачиваемые по пенсионным договорам, заключенным организацией-работодателем с НПФ, могли быть отнесены на себестоимость (в размере, не превышающем 12% от фонда оплаты труда). Соответственно, это стимулировало предприятия организовывать дополнительное пенсионное обеспечение для персонала за счет уменьшения налога на прибыль *.

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда законодатели не поощряют работодателей заботиться о достойной старости работников, а, скорее, наоборот. В то время как Президент РФ поставил задачу удвоить государственные пенсии к 2008 г.; такой дополнительный источник улучшения положения пенсионеров, как негосударственная пенсия, используется все хуже.

Остро встает вопрос о том, каким образом накопить на дополнительную пенсию работникам, которым осталось работать всего несколько лет. В таких случаях взносы надо вносить по максимуму, а существует ограничение по расходам для целей налогообложения *.

Поменялся и порядок удержания налога на доходы физических лиц. Подоходный налог стал удерживаться с негосударственных пенсий, выплачиваемых за счет средств работодателя. Как указано в 204-м Законе, налог берется с пенсий, выплачиваемых с 01.01.2005 г., независимо от того, когда она была назначена, в т.ч. и до 2005 г. Пенсионеры, которые получают негосударственную пенсию, стали получать на 13% меньше – ровно на сумму подоходного налога. Таким образом, на сегодняшний день остро стоит вопрос не только о дате применения закона, но и о его корректности. Этот закон не только имеет обратную силу, но и одновременно ухудшает положение налогоплательщиков, а это уже прямое противоречие Конституции РФ и Налоговому кодексу России.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия