Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Юдникова Е. С.
профессор кафедры организации торговли, предпринимательской деятельности и маркетинга Санкт-Петербургского торгово-экономического института,
кандидат экономических наук


Методологические подходы к анализу конкурентной среды в торговле

Обострение конкуренции является важнейшей особенностью торгового рынка России. В этих условиях особое значение приобретает формирование конкурентного преимущества в торговом бизнесе на основе понимания механизма конкурентной борьбы. Первостепенное значение в этом процессе имеет методология анализа конкурентной среды.
В стратегическом менеджменте анализ конкурентной среды является составной частью отраслевого анализа, в ходе которого экономическая характеристика отрасли сопровождается анализом конкуренции по пятифакторной модели М. Портера (4, 33). А. Томпсон и А. Стрикленд считают важным после анализа движущих сил в отрасли изучение конкурентной позиции основных игроков, их стратегий (5, 130). Miller (8), Shay и Rothaermel (9) считают важнейшим шагом в анализе конкурентной борьбы выявление потенциальных и фактических конкурентов.
По нашему мнению, важной методологической задачей при анализе конкурентной среды является исследование процесса концентрации, который прямо и косвенно влияет на конкурентную среду, с четким определением границ малого, среднего и крупного бизнеса.
Под рыночной концентрацией понимается степень контроля предложения или покупки определенных благ (товаров, услуг) крупнейшими его участниками. В первом случае концентрацию называют концентрацией продавцов, во втором – концентрацией покупателей, когда крупнейшие покупатели осуществляют контроль покупок каких-либо благ. Важным показателем абсолютной концентрации является показатель совокупной концентрации, который отражает долю крупнейших фирм в общем объеме производства или предложения.
В официальной статистике России выделены две группы предприятий. В составе первой – крупные и средние предприятия, во второй группе – малые предприятия.
Таблица 1

Основные показатели деятельности предприятий розничной торговли в РФ за период с 1998 по 2005 год (6)
Динамика изменения доли крупных и средних предприятий в общей численности и товарообороте предприятий розничной торговли свидетельствует о том, что процесс концентрации в розничной торговле развивается слабо, хотя с точки зрения рыночного поведения существенно влияет на экономию от масштаба, эффективность бизнеса. За последние годы (2004–2005 гг.) даже наблюдается снижение их удельного веса соответственно с 12,7% до 11,8% и с 19,9% до 19,6%.
В то же время в зарубежной практике показатели концентрации рассчитываются относительно крупнейших компаний. Так, в Великобритании коэффициент концентрации по отраслям рассчитывается относительно 3–5 фирм, в США – 4.
Для оценки процесса конкуренции в торговле России автором была рассчитана доля 15 крупнейших розничных компаний за период с 2002 по 2005 г. по данным Агентства «Эксперт РА», разработавшего методику рейтинга 400 крупнейших компаний России.
Анализ динамики товарооборота за 2002–2005 гг. по крупнейшим торгующим организациям России показал: только пять из них («Эльдорадо», «Метро», «Магнит», «Ашан», Группа компаний «Пятерочка») имеют стабильное или поступательное развитие. Следующие пять организаций, среди которых «М. Видео», «Дикси», «Техносила», «Лента», «Раменка», вошли в список крупнейших только в 2004–2005 гг. В то же время такие торгующие организации, как «Глобаль – НН», «Паттерсон», «Дисконт Центр», «Максидом», «ТЕМП 1 Находка» в перечне 2004–2005 гг. уже не указаны. Для остальных организаций характерна тенденция снижения рейтинговой оценки в списке 400 крупнейших компаний России (7).
Рассчитанный коэффициент концентрации в торговле РФ составил соответственно в 2002 г. – 1,92%, в 2003 г. – 2,68%, в 2004 г. – 5,38%, в 2005 г. – 6,58%, что свидетельствует о слабой степени концентрации в розничной торговле России, хотя наблюдается некоторое ускорение этого процесса.
Однако для анализа процесса концентрации в розничной торговле этот показатель является слишком обобщенным. Более эффективными, по нашему мнению, являются так называемый трехдольный коэффициент концентрации и индекс Херфиндаля.
Трехдольный коэффициент концентрации представляет собой сумму долей трех самых крупных предприятий на изучаемом рынке.
CR(3) = Dk,
где CR(3) – трехдольный коэффициент концентрации,
Dk – сумма долей трех самых крупных предприятий на рынке.
Если величина трехдольного коэффициента превышает 70%, то степень концентрации рынка высокая, если находится от 45% до 70%, это свидетельство умеренной концентрации, при значении менее 45% характерна низкая степень концентрации рынка.
Автором был рассчитан трехдольный коэффициент относительно 15 крупнейших торгующих организаций России и в целом по розничной торговли РФ. В 2002 г. эти коэффициенты соответственно составили 36,24% и 0,695%, в 2003 г. – 37,17% и 0,98%, в 2004 г. – 40,59% и 2,18%, в 2005 г. – 37,7% и 2,56%, что также свидетельствует о слабой степени концентрации на рынке розничной торговли.
Также для оценки степени концентрации продавцов на торговом рынке был использован индекс Херфиндаля. Этот индекс (Н) равен сумме возведенных в квадрат долей фирм, рассчитанных как отношение объема продаж конкретной фирмы к общему объему продаж рынка.
Если верхняя граница индекса Херфиндаля равна 1, то это соответствует монополии на рынке, значение индекса близкое к нулю свидетельствуют о слабой степени концентрации рынка.
Итоговые значения по расчету коэффициентв Херфиндаля приведены в таблице 2.
Таблица 2
Значения коэффициента Херфиндаля по розничной торговле РФ за период 2002–2005 гг.
Рассчитанный индекс Херфиндаля также свидетельствует о происходящем процессе концентрации в розничной торговле России, который можно оценить пока как достаточно низкий.
Думается, что процесс концентрации в розничной торговле за 2006–2007 гг. продолжал динамично развиваться и в действительности сегодня этот уровень несколько выше, особенно в крупнейших городах России – Москве и Санкт-Петербурге и других городах с миллионным населением.
Специфика рынка розничной торговли проявляется в том, что процесс концентрации проявляется не только в форме увеличения доли крупных торговых предприятий типа гипермаркетов, суперсторов, супермаркетов и т.п., но и в наличии средних и мелких торговых предприятий, которые могут объединяться в сети, союзы, размещаться в составе торговых центров, комплексов и т.п. Именно это направление создает основы скрытой концентрации, когда собственник владеет множеством юридически самостоятельных предприятий без консолидированного бюджета.
Мировой опыт показывает, что наиболее радикальные инновации осуществляются малым и средним бизнесом. Однако они становятся движущей силой экономики тогда, когда внедрением их начинает заниматься крупный бизнес. В российских условиях передовые идеи совершенствования бизнес-процессов в розничной торговле рождаются и реализуются, прежде всего, в крупных торговых компаниях, причем в большинстве своем иностранных.
Проведенные выше расчеты показали, что в розничной торговле не хватает крупных национальных торговых компаний, способных успешно конкурировать на мировом рынке. Для создания крупной отечественной экономики торговли нужны условия не только для появления следующих десятков крупных торговых организаций с оборотами 100–500 млн долл. в год, но и обеспечение уже существующими компаниями устойчивых темпов роста с увеличением масштабов деятельности. Иначе, при вхождении в ВТО потребительский рынок России может столкнуться с ситуацией, аналогичной польской. В Польше после прихода крупнейшей немецкой сети Metro местных торговых сетей почти не осталось. Располагая огромной финансовой мощью, представители западного торгового бизнеса могут позволить себе долгое время работать с предельно низкой рентабельностью или даже с запланированными убытками.
В то же время высокие темпы роста товарооборота крупных розничных торговцев, и в первую очередь иностранных, свидетельствуют о необходимости контроля развития рынка розничной торговли, разумного соотношения малого, среднего и крупного бизнеса. Для адресной политики государства в области регулирования процессов концентрации в торговле необходимо четко разграничить понятия крупного, среднего и малого бизнеса.
В то же время в торговле определение размера, масштаба деятельности субъекта конкуренции – до сих пор сложная проблема из-за отсутствия общепринятого определения среднего и крупного предприятия.
Относительно малого бизнеса, совокупность определяющих его признаков представлена в законе РФ № 88-ФЗ от 14.06. 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Среди этих признаков выделены следующие параметры:
1. В уставном капитале доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%.
2. Доля активов принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
3. Средняя численность работников за отчетный период не превышает:
– в промышленности 100 человек,
– в строительстве 100 человек,
– на транспорте 100 человек,
– в сельском хозяйстве 60 человек,
– в научно-технической сфере 60 человек,
– в оптовой торговле 50 человек,
– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек,
– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.
Такие классификационные признаки малого бизнеса не до конца устраивают отечественных ученых, пока не пришедших к единому и устоявшемуся определению малого предприятия. Автору близка точка зрения Крейнера Г.Б., считающего, что такое определение должно быть увязано с конкретной задачей исследования, сферой производства и т.д.(3, 128, 166). По мнению. Д.И. Валигурского, определение малого предприятия с учетом лишь одного количественного показателя – численности работающих – является односторонним (2, 487). Нам представляется, что в определении малого, среднего, крупного предприятия в торговле целесообразно использовать комбинированный подход, учитывающий как количественные, так и качественные показатели.
Среди иностранных специалистов сложилась традиция при определении малых, средних и крупных фирм использовать такие критерии, как добавленная стоимость, стоимость активов, объем ежегодных продаж, численность персонала. Большинство зарубежных исследователей считают, что численность персонала малого и среднего бизнеса не может превышать 250 человек, а объем продаж составляет менее 50 млн евро (1, 37).
Европейская комиссия распространила в 2001 г. документ, устанавливающий единое определение малых, средних, крупных организаций. Он носит характер не имеющих принудительного значения рекомендаций странам-участницам, Европейскому инвестиционному банку и Европейскому инвестиционному фонду, призывающему утвердить эти определения для использования в своих программах.
Таблица 3
Определение размера предпринимательства, предложенное Европейской комиссией (1, 39)
Проведенный обзор определения малой, средней и крупной предпринимательской фирмы за рубежом позволил выделить две группы параметров, характеризующих, по мнению западных ученых, размер предпринимательства (табл.4).
Таблица 4
Перечень параметров, характеризующих размер предпринимательства зарубежными учеными
Источник: составлено автором по данным (1, с.36–39)
Автором было проведено на основе случайной выборки исследование коммерческих организаций, действующих в торговле г. Санкт-Петербурга. Анализ охватывал 123 предпринимательские структуры, которые по признаку численности работающих были объединены в три группы. При группировке были учтены положения закона РФ № 88 – ФЗ от 14.06.1995 года, предложения ЕС по численности занятых. Первую группу составили предприятия малого бизнеса с численностью до 30 человек, во вторую группу вошли организации среднего бизнеса с численностью работающих от 30 до 250 человек, и в третьей группе были представлены коммерческие организации крупного бизнеса с числом работающих более 250 человек. В результате рассматривалась следующая совокупность торговых предприятий: малый бизнес представляли 70, соответственно средний и крупный бизнес – 33 и 20 коммерческих организаций. Анализ позволил выявить особенности масштабов деятельности предпринимательства в торговле крупнейших городов России. Достаточная обоснованность приведенных ниже предложений основывается на следующих умозаключениях:
– рассматривались торговые предприятия в крупнейшем, втором по величине городе России, поэтому данная ситуация в предпринимательской среде может считаться типичной картиной для миллионных городов;
– в средних, малых городах, населенных пунктах России предпринимательские структуры в торговле, как правило, не могут быть крупнее, чем в городах с миллионным населением;
– минимальный размер представителей в подвыборках (в данном случае – в группах по численности занятых) должен быть в пределах 20–30, что также нашло свое отражение в данном исследовании.
На основании результатов исследования выявлено, что на потребительском рынке действуют в качестве:
– малого бизнеса предпринимательские структуры численностью до 30 человек в розничной торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, до 50 человек – в оптовой торговле с оборотом не более 35 млн руб. (до 1 млн. евро). Отдельно выделяется микрофирма с численностью работающих до 9 человек с оборотом до 15 млн руб. (500 тыс. евро);
– среднего бизнеса – с численностью от 30 (50) до 250 человек и ежегодным оборотом от 1 до 350 млн руб. (5 млн евро);
– крупного бизнеса – с численностью свыше 250 человек и ежегодным оборотом выше 350 тыс. рублей (выше 5 млн евро).
Отдельно следует выделить группу крупнейших торговых предприятий, включающих национальные торговые сети, межрегиональные и региональные оптовые предприятия. Результаты данного исследования могут быть использованы при определении границ торгового бизнеса, что важно.
Таким образом, представляется методологически важным при анализе конкурентной среды изучение процесса концентрации, который должен строиться на учете доли в товарообороте и других экономических показателей не только крупных предприятий, но и среднего, малого бизнеса. Создание конкурентоспособных хозяйствующих субъектов предполагает научно-обоснованную политику государства относительно регулирования происходящих процессов концентрации.


Литература
1. Аналоуи Ф., Карами А.Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. – М.:Юнити,2005. – 395 с.
2. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. – М.: Дашков и К,2005. – 737 с.
3. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Г.Б. Крейнер и др. – М.:Наука,2002. – 345 с.
4. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Изд-во Дом «Вильямс», 1993. – 246 с.
5. Томпсон А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. – М.: Вильямс,2005. – 924 с.
6. Статистический сборник. Россия в цифрах. – М.: Росстат, 2007. – 494 с.
7. Эксперт – 2006. – №37. – 15 октября.
8. Miller D. The relationship of Porter s business strategies to environment and structure, Akademi of Management Journal. – 1988. – № 37.
9. Shay J.P. and Rothaermel F.T. Dynamic competitive strategy: toward a multi perspective conceptual framework // Long Range Planning. – 1999. – № 32.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия