Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Чернова И. Ю.
аспирант Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (г. Москва)

Методы оценки рисков бюджетного планирования на предприятии

Введение
Приток иностранных инвестиций и увеличение конкуренции на российском рынке, неопределенность экономической и политической обстановки в стране, слияние и поглощение компаний, влекущие изменение структуры капитала, отсутствие «прозрачной» системы учета и несовершенство системы внутренней отчетности обуславливают необходимость повышения качества бюджетного планирования на российских предприятиях в целях укрепления их рыночной устойчивости.
Возникновение ошибок при бюджетном планировании, связанных с нерациональным распределением денежных средств вследствие принятия ошибочных решений, может привести к финансовым потерям предприятия. Минимизация этих потерь связывается с адекватным учетом в бюджетах предприятия издержек управления рисками, определяемых как возможные потери капитала вследствие неблагоприятных изменений ожидаемых условий деятельности предприятия , включая затраты на мероприятия, направленные на их снижение.
Важным направлением в решении проблемы снижения рисков бюджетного планирования на промышленных предприятиях является совершенствование и разработка экономико-математических методов и моделей, направленных на оптимизацию политики предприятия по управлению рисками.
1. Факторы рисков бюджетного планирования
При анализе исполнения бюджета причинами возникновения «план-факт» отклонений является недостаточность учета возможных изменений условий среды (факторов) деятельности предприятия, которые обычно разделяют на внешние и внутренние.
1.1. Внешние факторы деятельности предприятия
Американский ученый Майкл Мескон [10] разделяет внешние факторы на две основные группы. Первые относятся к среде прямого воздействия; вторые – к среде косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции, но тем не менее, сказываются на них. Хан Дитгер [17] под внешними факторами понимает ограничения, накладываемые внешней средой предприятия. По К. Боумэну [5] внешняя среда предприятия состоит из компонентов макросреды (политико-правовая, экономическая, социокультурная и технологическая среда) и микросреды (поставщики, потенциальные конкуренты, покупатели, товары-субституты). Принцип группировки компонентов макросреды, используемый Боуменом в стратегическом финансовом анализе, получил название PEST-анализа1. В настоящее время этот подход применяется на многих предприятиях, но он не является универсальным в анализе всех внешних факторов окружающей предприятие среды.
Согласно классификации Шеремета, внешние факторы определяются рынком, на котором действует предприятие. К ним можно отнести общий покупательский спрос на продукцию, объем конкурирующей продукции на рынке, качество конкурирующей продукции, текущие цены на конкурирующую продукцию, сезонность покупательского спроса и проч. [18, 19] Предложенный подход прост в применении, но он не учитывает воздействия всех внешних для предприятия факторов.
В то же время, выбранные в первоначальный момент времени t0 внешние для предприятия факторы не являются постоянными во времени, их количество и содержание может меняться в моменты t1, t2, t3… Это происходит под влиянием характеристик внешней среды (см. табл. 1).
Таблица 1
Характеристики внешней среды предприятия
Для выбора и корректировки значимых для компании факторов применяют методы математической статистики и эконометрические модели.
Рассмотренные выше внешние факторы деятельности предприятия могут быть различно представлены в соответствии со взятой в основу группировкой. Но независимо от выбранной классификации внешних факторов, все они формируют условия рынка и влияют на выбор стратегии хозяйствующего субъекта. Отраслевая и конкурентная среда, спрос на товары и услуги и другие явления оказывают влияние цены выпускаемой продукции и закупаемых ресурсов. Поэтому при формировании бюджета закупок и продаж предприятие должно учитывать влияние внешних факторов на ценовую политику.
1.2. Внутренние факторы деятельности предприятия
Под внутренними факторами мы будем понимать «ситуационные факторы внутри организации». Так как организация – это созданная людьми система, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Но это не значит, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. В общем виде внутренние переменные организации и их взаимосвязи можно представить на рис.1 [10].
Рис.1. Внутренние факторы организации и их взаимосвязи
Систему исследуемых факторов внутренней среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. Среди внутренних факторов деятельности предприятия наиболее важными являются себестоимость продукции, трудоемкость производства, качество материалов и труда, использование ограниченных ресурсов и покрытие долгосрочных капитальных вложений (инвестиций).
В табл. 2 представлены внутренние факторы среды предприятия с точки зрения его финансовой деятельности. Подобный подход часто используется на практике при проведении SWOT и SNW анализа.
Таблица 2
Состав основных факторов внутренней финансовой среды предприятия
Источник: [3; 4].
Рассмотренные в разных разрезах (организация, предприятие, финансовая среда предприятия), внутренние факторы идентичны по своей сути и, в основном, определяют количество выпускаемой компанией продукции или закупаемых ресурсов. Внутренние факторы влияют на изменение размера предприятия, по количеству привлекаемого персонала или объему закупаемого сырья. Не следует забывать, что на показатели объема операций влияют и внешние факторы, но в меньшей степени.
Таким образом, негативное влияние внешних и внутренних факторов может привести к возникновению на предприятии рисковой ситуации, ведущей к потере прибыли и банкротству. Положительное влияние факторов может принести предприятию спекулятивный доход.

2. Оценка рисков бюджетного планирования

Разработка бюджета на предприятии сводится к двум основным задачам: оценке будущих цен и определению оптимальных объемов выпускаемой продукции и расходуемых ресурсов. При решении этих задач с необходимостью надо учитывать ценовые и объемные риски. «Объемный» риск обусловлен ошибками в определении плановых объемов (операций) на предприятии, отклонением от «оптимальных» для фирмы размеров. Объемный риск зависит от качества планирования, обоснованности выбранных методов оценки рациональных объемов операций. Однако объемный риск обуславливается и внешними факторами – потребностями и спросом на товары и услуги, уровнем конкуренции, ограничениями на ведение операций, налоговыми ставками и т.п., а также неопределенностью, присущей этим факторам в плановом периоде. «Ценовой» риск обусловлен отклонениями финансовых показателей рынка (цен, тарифов, курсовой стоимости акций и т.п.) от их ожидаемых значений. На ценовой риск влияет точность оценки ожидаемых значений финансовых показателей и внешние факторы. Показатели точности также зависят от обоснованности выбранных компанией методов их оценки.
Ошибки бюджетного планирования, связанные с неточным определением параметров объема операций и их цен, могут принести убыток предприятию, но вместе с тем фирма может рассчитывать и на получение прибыли, если отклонение параметров, в основном цены, оказывается благоприятным.
Под риском бюджетного планирования мы будем понимать риск, связанный с возможной потерей прибыли, обусловленной отклонением плановых показателей бюджета от реальных рыночных характеристик.
Влияние ценовых и объемных рисков на суммарный риск бюджетного планирования можно с некоторой долей условности отобразить с помощью индексного метода. Рассмотрим случай формирования бюджета предприятия на примере ресурсов (или производимой продукции).
Обозначим через pi фактические цены на проводимые на предприятии операции, плановые («оптимальные») – через pi0, достигнутые объемы операций обозначим как qi, а запланированные объемы – qi0. Тогда уровень «относительных» потерь компании можно оценить следующим образом с помощью индекса товарооборота [7, 8, 9]:
Относительные потери, обусловленные «объемным» риском, оцениваются индексом физического объема согласно следующему выражению:
Относительные потери, обусловленные «ценовым» риском, оцениваются индексом цены по нижеследующей формуле:
Разница между числителем и знаменателем в выражениях (1) – (3) характеризует «абсолютные» величины риска, выраженные в потерях ожидаемой прибыли.
Выражения (1) – (3) в некоторой степени условны, поскольку они зависят от методики оценки показателей pi0 и qi0. В теории риска при их оценке исходят из понятия «среднего риска». Кроме того, данные выражения имеют смысловое содержание риска только в случае неблагоприятных отклонений фактических показателей от запланированных величин, например, когда плановая операционная прибыль или рентабельность оказалась выше фактической.
Теоретически «ценовые» параметры можно оценить с использованием следующего подхода. Предположим, что известен закон распределения цены p0i. Выразим его через функцию плотности f(p0i). Математическое ожидание этого распределения примем на уровне цены pi0, на которую ориентируется предприятие. Тогда потери компании в виде недополученной по ресурсам прибыли находятся в области p0i < pi0 (по производимой предприятием продукции – в пределах p0i > pi0). Для этой области можно оценить среднюю величину «доходности» i-ой операции согласно следующему выражению:
Подставив выражение (5) в формулу (4), найдем среднюю величину «доходности» i-ой операции.
В общем случае примерно так же можно подойти и к оценке потерь, обусловленных «объемным» риском, используя предположение о том, что известен закон распределения f(qi). Однако это не совсем корректно с содержательной точки зрения, поскольку значения qi0 определяются предприятием, как параметры его стратегии. Естественно предположить, что компания при их оценке стремится оптимизировать объемы операций q, используя для этих целей некоторый критерий. В таком случае размер отклонения выбранных предприятием значений qi0 от их фактических аналогов qi должен определяться по результатам анализа особенностей и качества постановки задачи «оптимизации» объемных параметров qi0 [12].

3. Формирование планового бюджета предприятия с учетом рисков

На примере дилерской компании «Геополигон», торгующей геодезическим оборудованием на российском рынке с 2003 г., определим плановые показатели цены закупаемого у поставщика оборудования на бюджетный период (2008 г.) с использованием предложенного выше подхода. Для наглядности, найдем плановую цену на адаптер треггера WILD, общий алгоритм нахождения которой можно представить в следующем виде:
1. Находим математическое ожидание и стандартное отклонение цены адаптера по существующей выборке, в нашем примере они составляют 828,75 руб. и 32,57 руб. соответственно.
n – количество независимых реализаций γi, причем в данном конкретном случае2 (когда слагаемые, независимые случайные величины, имеют равномерное распределение вероятностей на интервале [0; 1]) для n принимается значение, равное n=12.
3. Разыгрываем значения сконструированной случайной величины pi0, «имитирующие» выборку объема N, где N 10000.
4. По имеющейся выборке объема N оцениваем математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение, они составили 828,75 руб. и 32,87 руб. соответственно для N=10000.
5. Находим функцию плотности нормального закона распределения для pi0 (см. рис.1) и подставляем в формулу (4).
Рис. 1. График плотности распределения закупочной цены адаптера треггера WILD
Для определения плановых цен на закупаемый товар перепишем формулу (4) в следующем виде (7), используя аппарат дифференциального и интегрального исчисления [13]:
Таким образом, проведя вычисления по формуле (7), получим плановую величину цены на адаптер треггера WILD в размере 828,69 руб.
Приведенный пример показал, что при небольших колебаниях цены во времени ее распределение близко к нормальному, поэтому предложенный подход дает небольшую корректировку прогнозных значений цен. Предположение о нормальности закона распределения цен в случае их скачкообразного изменения во времени позволяет спланировать цены будущего периода, определив степень их возможного отклонения, в интервале с 95% (99%) вероятностью.
Используемый подход имеет и ряд недостатков. Например, по своей сути имитационные модели являются моделями «черного ящика», т.е. они позволяют оценить прогнозные состояния элементов системы (цены) в том случае, если на вход системы поступает информация о воздействиях внешней среды, управлениях, взаимодействиях между ее элементами. Поскольку в имитационном моделировании параметры модели часто определяются на основе не вполне достоверных данных, непроверенных гипотез, то окончательное заключение об истинности значений параметров может быть сделано только после анализа чувствительности результатов расчетов. При этом основным критерием является разумная реакция модели на допускаемые изменения значений параметров. Если при незначительных их вариациях результаты сильно разнятся, то причиной этого, как правило, является ошибка модели. Аналогичный вывод может быть сделан и в том случае, когда конечные результаты не реагируют на изменения параметров модели в широких диапазонах. Таким образом, решения, полученные при имитационном моделировании в отличие от математических моделей (воссоздающие альтернативные условия развития процессов на базе минимума информации), представляют собой непосредственно количественные оценки характеристик исследуемого процесса и требуют тщательного анализа. [11, 15]
Применение метода имитационного моделирования Монте-Карло и предположение о нормальности закона распределения цен на ресурсы (продукцию) инновационной деятельности может привести к ошибочным результатам вследствие неполноты информации по исходным данным, отсутствия накопленного опыта (статистических данных) подобных видов деятельности на рынке. В результате возникает необходимость прибегать к мнению экспертов для оценки будущих цен, устанавливая плановые показатели при помощи проведенных анкетирования, интервьюирования и опросов. Однако оценка цен с использованием знаний, интуиции и опыта экспертов достаточно субъективна и не может служить окончательным решением. В целях снижения ошибок при планировании цен в инновационном бизнесе можно предложить следующий двухэтапный подход определения их плановых показателей:
1. Определение плановых цен с использованием человеческого опыта и интуиции на основе индивидуальных («интервью», аналитические докладные записки, написание сценария) или коллективных методов (анкетирование, метод Дельфи, метод мозгового штурма). Разработку прогнозного решения по результатам экспертного оценивания можно осуществить в следующей последовательности [11, 15]:
2. Определяется обобщенное мнение группы (например, как средневзвешенное из индивидуальных оценок).
3. Исследуется степень согласованности экспертных оценок (по характеристикам рассеивания, корреляции, конкордации и т.п.).
4. Выявляются оценки, отличающиеся от группового решения (по величине отклонения от него, на основе кластеризации и т.п.) и исследуются причины расхождений во мнениях экспертов.
5. При отсутствии обоснованных решений, отличных от общегруппового, последнее оформляется в виде точечного или интервального прогноза.
6. При наличии обоснованных противоречивых решений проводится дополнительный анализ проблемы (например, при методе Дельфи проводится следующий тур опроса).
7. Полученные на первом этапе прогнозные значения цен можно оценить при помощи аналитических моделей3. К их числу относятся игровые, оптимизационные, имитационные модели и их сочетания.
Еще один подход в определении плановых показателей цен и объемов продукции (ресурсов), основанный на построении функции спроса (предложения) и ее экстраполировании, был предложен компанией «Carana Corporation». Под функцией спроса в данном методе понимается функциональная зависимость цены единицы продукта от общего количества продаж (объема реализации) продукции этого вида за некоторый период времени. При построении функции спроса предлагается использовать методы регрессионного анализа, в предположении о стабильности причинно-следственных связей и регулярности эволюции факторов внешней среды [20]. Так как в предложенном подходе рассматривается ситуация в условиях определенности, то его можно использовать только в случае экспресс-оценки планируемых показателей объема и цен на краткосрочный период.

4. Заключение

Решение задачи оценки рисков бюджетного планирования в основном связывается с определением потерь компании от возможных неблагоприятных изменений «ценовых» показателей, обусловленных «внешними событиями», и с обоснованием оптимальных объемов выполняемых операций. В рамках такого обоснования могут возникнуть «внутренние» риски бюджетирования. В этом случае придется решить оптимизационные задачи на максимум доходности с ограничением по рискам и на минимум рисков с ограничением по затратам и доходам, а также прочие многокритериальные задачи. Возникновение указанных рисков обусловлено некорректностью решения оптимизационной задачи по определению оптимальных значений объемов операций. По своему содержанию эта задача относится к классу «управленческих» и требует дополнительного анализа и проработки.


Литература
1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998 – 1022с.
2. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика в задачах и упражнениях: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 – 270с.
3. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т.1. – Киев: «Эльга», «Ника–Центр», 2004. – 624 с.
4. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т.2. – Киев: «Эльга», «Ника–Центр», 2004. – 624 с.
5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 175 с.
6. Бродецкий Г.Л. Методические указания. – Москва, 2003.
7. Давыдова Л.А., Теория статистики в вопросах и ответах: учебное пособие – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006 – 160 с.
8. Колесникова И.И. Статистика: учеб. Пособие – М.: «Новое издание», 2006. – 208 с.
9. Кильдишев Г.С., Овсиенко В.Е., Рабинович П.М., Общая теория статистики: Учебник, М.: Статистика, 1980 – 423с.
10. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1994 – 702с.
11. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: Учебное пособие для вузов / Под. ред. Тихомирова Н.П., М., ЮНИТИ – ДАНА, 2003г. – 350с.
12. Минаев Ю.Н. Стабильность экономико-математических моделей оптимизации. М: Статистика, 1980. – 103 с.
13. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления для втузов. Т1. – М.: «Наука», 1966 – 552 с.
14. Соболь И.М. Метод Монте-Карло. – М.: «Наука», 1968, – 68с.
15. Тихомиров Н.П., Попов В.А. Методы социально-экономического прогнозирования. – М.: Изд-во ВЗПИ, А/О «Росвузнаука», 1992. – 228с.
16. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: ИНФРА–М, 2000. – 696 с.
17. Хан Дитгер, Хунгенберг Харальд ПиК Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. Л.Г. Головоча, М.Л. Лукашевича и др. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 925с.
18. Шеремет А.Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Ин-т профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ - БИНФА», 2005. – 310с.
19. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 237с.
20. Business toolkits, «Carana corporation», 1996.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия