| | Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Берестов B. Л. заведующий кафедрой экономики и управления на предприятиях лесного комплекса и природопользования Брянской государственной инженерно-технологической академии,
кандидат экономических наук, профессор Афонина С. А. аспирант кафедры экономики и управления на предприятиях лесного комплекса и природопользования Брянской государственной инженерно-технологической академии
| |
| | Степень устойчивости функционирования промышленного предприятия определяется качеством осуществляемых им видов деятельности: производственной, финансовой, инвестиционной, социальной и маркетинговой. С переходом к рыночным условиям, формированием изменчивой внешней конкурентной среды, все большее значение приобретает маркетинговая деятельность предприятия. Эффективность управленческих решений, принимаемых в рамках маркетинговой деятельности предприятия, во многом определяется результатами ее анализа и оценки.
Учитывая необходимость объективного анализа маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях, нами предлагается соответствующий методический подход, позволяющий получить ее качественную характеристику и оценку. Алгоритм анализа и оценки маркетинговой деятельности промышленных предприятий представлен на рис. 1.
Анализ и оценку состояния маркетинговой деятельности на промышленном предприятии, как нам представляется, следует осуществлять как с позиции ее активности, так и с позиции эффективности. В свою очередь, каждая из этих позиций должна оцениваться по основным направлениям маркетинговой деятельности предприятия: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.
В настоящее время существует большое количество показателей, позволяющих оценить состояние и тенденции развития маркетинга на предприятии. Для целей оперативного анализа, на наш взгляд, достаточно выделить два-три наиболее значимых показателя, которые могли бы наиболее полно отражать каждое из направлений маркетинговой деятельности предприятия. | | | Рис. 1. Алгоритм анализа и оценки маркетинговой деятельности промышленного предприятия | 1. Оценка активности маркетинговой деятельности
Активность маркетинговой деятельности предприятия можно оценивать следующими показателями:
– товарная политика – показателями, характеризующими степень и динамику новизны продукции и ее качества:
– коэффициент, показывающий степень новизны производимой продукции: | | | – сбытовая политика – показателями, характеризующими уровень и динамику выполнения обязательств перед потребителями, степень и динамику послепродажного обслуживания:
– коэффициент, характеризующий своевременность выполнения обязательств перед потребителями: | | | 2. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
Эффективность маркетинговой деятельности позволяет оценить ее конечные результаты. Наиболее полно эффективность маркетинговой деятельности предприятия отражают показатели, характеризующие соотношение результата и затрат на мероприятия в рамках товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.
В рамках отдельных направлений маркетинговой деятельности можно выделить следующие показатели экономической эффективности:
– товарная политика:
– экономическая эффективность производства новой продукции: | | | – сбытовая политика:
– экономическая эффективность от своевременного выполнения обязательств перед покупателями: | | | предприятия, связанные с совершенствованием рекламных мероприятий.
Учитывая взаимосвязь рассматриваемых показателей, необходимо проводить анализ их динамики с позиций системного подхода, основными принципами которого являются комплексность, непрерывность, целенаправленность. Кроме того, соблюдение этих принципов позволит наиболее полно и объективно охарактеризовать текущее состояние маркетинговой деятельности и определить направления его дальнейшего развития.
Безусловно, активность и эффективность различных направлений маркетинговой деятельности предприятия зависит от рациональности организации службы маркетинга и эффективности работы его персонала.
Оценка маркетинговой деятельности предприятия предполагает сравнение полученных результатов анализа с прогнозируемыми значениями соответствующих показателей, с показателями конкурентов и с результатами прошлых периодов.
Завершающим этапом оценки маркетинговой деятельности предприятия является выявление складывающихся тенденций и разработка мероприятий, позволяющих повысить ее эффективность и, соответственно, результативность функционирования службы маркетинга. |
| |
|
|