Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Огнев Д. В.
заведующий кафедрой экономики, маркетинга и психологии управления Ангарской государственной технической академии,
кандидат экономических наук


Развитие лизинга и ограничения инвестиционной активности в России

Инвестиционную активность частного отечественного и иностранного капитала на территории России сдерживают такие факторы, как недостаточное развитие нормативно-правовой базы, призванной гарантировать защиту прав собственности, несовершенство корпоративного управления, неравенство условий конкуренции, неоптимальное административное регулирование рынков и недостаточная прозрачность хозяйственной деятельности. Во внешней среде организаций основные препятствия к развитию лизинга создаются на уровне политической, экономической, социокультурной и технологической сфер.
Среди политических факторов торможения инвестиционного процесса наибольшую роль играет зависимое положение России в международном сообществе, институциональные и бюрократические барьеры. В социокультурном плане тенденции имущественного расслоения общества и низкий уровень культуры участников бизнеса также не создают благоприятного инвестиционного климата. Эти факторы, а также ряд макроэкономических условий, таких как несовершенство рыночных отношений, инфляция и колебания валютных курсов, формируют характер деловой и экономической среды, в которой осуществляется инвестиционная деятельность российских предприятий.
1. Детерминанты инвестиционной активности российских предприятий
На уровне внутренней корпоративной среды отрицательное воздействие на развитие инвестиционных процессов оказывает отсутствие действенной маркетинговой службы на большинстве предприятий. Несмотря на уже сформировавшееся понимание со стороны директорского корпуса необходимости наличия таких служб, менеджеры среднего звена значительной части компаний все еще не обладают достаточной квалификацией для принятия грамотных стратегических решений и проведения качественного анализа рынка. Традиционно слабым местом в разработке бизнес-планов продолжает оставаться анализ рынка – ключевой раздел любого инвестиционного проекта [4, с. 40]. Отсутствие действенной системы внутреннего контроля, особенно в части обеспечения производства материальными ресурсами, приводит к завышению цен на приобретаемое сырье, материалы, услуги. Неэффективным оказывается также контроль над работой сбытовой службы, что приводит к неэффективной системе формирования цен реализации продукции и политики скидок.
Но все же, по нашему мнению, наиболее сильное влияние на инвестиционные возможности компании оказывают макроэкономические условия, в которых работают отечественные предприниматели.
Среди факторов, определяющих процесс внедрения лизинга в экономику страны, следует выделить значительное возрастание роли услуг посреднических организаций в сфере обращения, появление спроса на услуги лизинговых фирм со стороны малого предпринимательства; необходимость развития производителями новых форм сбыта. В свою очередь, такие факторы, как изношенность основных средств производства и низкий уровень инвестиций в объекты производственной сферы, существенно препятствуют развитию лизинга.
Опросы, проведенные в Иркутской области для выявления мнения лизингополучателей, показывают, что причинами обращения предпринимателей к услугам лизинговых компаний оказываются большая гибкость лизинга как финансового инструмента, менее жесткие требования по дополнительному обеспечению и гарантиям по сравнению с банковским кредитованием. Не меньшее значение имеют также более продолжительные сроки финансирования, меньшее количество бюрократических барьеров, налоговые преимущества и большая поддержка со стороны поставщиков. Макроэкономические проблемы деятельности лизинговых компаний в стране в основном родственны проблемам большинства российских предприятий.
2. Основные стимулы и ограничения развития рынка лизинга в России
Во-первых, кредитование через лизинг крайне ограничено из-за недостаточности финансовых ресурсов. Возможности улучшений в этой сфере связаны с необходимостью укрепления всей российской экономики и развития внутренней банковской и финансовой систем. Та или иная сделка может не состояться или долго откладываться по причине трудностей с получением финансирования у самой лизинговой компании. В других случаях лизинговые компании могут иметь ограниченные возможности по финансированию крупных сделок, и размеры их собственного капитала или лизингового портфеля могут не обеспечивать достаточной диверсификации при одной крупной лизинговой сделке.
Основными характеристиками отечественного финансового сектора по-прежнему остаются его крайние слабость и неопределенность. Большинство банков все еще испытывают серьезные проблемы с ликвидностью и несоответствием между требованиями к выдаче кредита и наличием средств для финансирования [9]. У многих банков для обеспечения кредитования нет почти ничего, кроме краткосрочных депозитов или вкладов до востребования, и почти или полностью отсутствуют фонды для более или менее долгосрочного кредитования, и эта ситуация вряд ли радикально изменится в ближайшее время.
Вторым важным фактором, сдерживающим развитие лизинга, является несовершенство юридических аспектов деятельности лизинговых компаний. В качестве наиболее типичных случаев респонденты указывают на проблемы с налогообложением, в частности, с НДС, и на затруднения, связанные с выполнением норм гражданского законодательства. Определенные сложности продолжает вызывать система бухгалтерского учета, процедуры таможенного оформления и несовершенство механизма возврата.
Наибольшая роль в улучшении текущей ситуации на рынке лизинговых услуг принадлежит налоговой политике. Поправки к Налоговому кодексу, снизившие налог на прибыль с 35%до 24%, устраняют многие из имеющихся льгот наряду с введением налоговых вычетов, которые используются в большинстве других стран мира, таких как страхование, реклама и расходы по процентам. Новое законодательство о лизинге во многом стало более органичным и достаточно хорошо вписывается в общую схему гражданского законодательства. Однако при этом осталось еще много нерешенных вопросов, связанных с процедурой возврата лизингового имущества в случае разрыва договора, защиты прав лизингодателей при внезапных изменениях в нормативной и законодательной базе. Поэтому в этом направлении предстоит еще очень много работы. При разработке последующих изменений и дополнений в нормативно-правовую базу лизинга необходимо сохранить все те преимущества, которые имеют лизинговые операции.
Трудности, возникающие вследствие различных пробелов в нормативно-правовом обеспечении, по-прежнему имеют место, однако, уже появилась более прочная база в виде различных инструкций федеральных министерств и ведомств, а также решений суда. В этих условиях вероятность для лизинговых компаний столкнуться с произволом со стороны государственных органов гораздо ниже, и, в случае необходимости защищать свои права в суде, они имеют больше шансов выиграть дело.
Хотя действующие региональные лизинговые компании приспособились к существующему законодательству, барьеры на пути привлечения инвесторов в отрасль все же остаются, и пока они существуют, отечественные лизинговые компании будут практически лишены доступа к финансированию со стороны международных финансовых институтов, поставщиков, международных банков и структур внешнего кредитования.
В данных условиях существует насущная необходимость постоянного участия правительственных и околоправительственных кругов в лизинговом секторе, особенно, в «стратегических» отраслях, таких как сельское хозяйство, и, в значительно меньшей степени, в поддержке малых и средних предприятий.
Лизинговые компании по-прежнему испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности. Банки и другие кредиторы в большей степени рассчитывают на определенные формы собственного контроля над деятельностью компаний – будь то прямое участие в структуре учредителей, управленческий контроль или контроль за денежными потоками компании. Это может быть свидетельством трудностей в судебной системе, т.к. суды считаются и медленными, и проблемными структурами. Зачастую, при возникновении проблем между лизингодателями и лизингополучателями в интересах обеих сторон просто сократить свои убытки и согласиться на любые взаимоприемлемые условия. В любом случае, необходимость усовершенствования юридической процедуры возврата оборудования очевидна. Укрепление уверенности кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.
В этой связи следует отметить, что отсутствие кредитного рейтинга предприятий затрудняет оценку надежности лизингополучателя и увеличивает риск для лизингодателя. В результате, лизингодатели вынуждены требовать предварительной частичной оплаты в счет лизинговых платежей, а также их обеспечения, что делает лизинговую сделку менее привлекательной для лизингополучателей.
Среди прочих проблем, как показывают результаты проведенных опросов, лизингополучатели выделяют вопросы, связанные с налогообложением лизинговых операций, коррупцией, преступностью, неопределенностями юридической системы, низким уровнем спроса.
В целом российский рынок лизинговых услуг характеризуется высоким уровнем рисков. Среди них традиционно можно выделить риски политических изменений, риски макроэкономической нестабильности, высокий уровень преступности и коррупции. Для лизинга, наряду с упомянутыми рисками, крайне важное значение имеет адекватная оценка рисков. Они могут быть связаны с существующим налоговым окружением и потенциальными изменениями налогового законодательства, внесением изменений в законодательную и нормативную базы не только в области лизинговой деятельности, но и в других областях. Особенно высоки эти риски в период реализации уже заключенных сделок, когда после изменения правовой среды необходимо вносить изменения в уже действующие договора лизинга. Риск лизинговой компании можно уменьшить, развивая страховую деятельность. Для этого властными органами должен быть предусмотрен ряд мер, направленных на развитие деятельности страховых компаний, на включение в сферу их деятельности страхования в лизинговых сделках не только имущества, но и других видов риска.
Лизинг в России играет все большую роль в кредитовании малых и средних предприятий. Несмотря на существующие трудности, такие как слабая законодательная база, отсутствие широкого понимания преимуществ лизинга в предпринимательской среде, а также проблемы с возвратом оборудования в случае отказа лизингополучателя выполнять договорные обязательства, российским лизинговым сектором к настоящему времени достигнут значительный прогресс.
Есть основания полагать, что у лизингового рынка существует большой потенциал роста. Одной из ключевых составляющих эволюции (хоть и медленной) всей экономической среды является развитие малых и средних предприятий, в частности тех, которые стоят ближе к потребителю и по которым отсутствует надежная статистика (методы Госкомстата ориентированы на крупные предприятия). В отраслях, где преобладает наличный расчет и продукция быстро реализуется в розницу, деньги «просачиваются» до нижних уровней экономики. В качестве примера можно привести пивоваренное производство, пищевую и легкую промышленность. Эта перемена также отражается в изменении доли наличности в спросе.
Правительство и Государственная Дума РФ в настоящее время предпринимают серьезные совместные усилия по «дебюрократизации» российской экономики, включая такие меры, как уменьшение требований по лицензированию. Несмотря на то, что дебюрократизация экономики – огромная и трудная задача, ее выполнение обеспечит раскрытие большего предпринимательского потенциала, чем любая другая реформа.
3. Внутренние проблемы развития лизинга в процессе инвестирования в основной капитал
Несмотря на значительный рост доступности финансирования вообще и лизинга, в частности, спрос на лизинговые услуги значительно превышает предложение. В большинстве регионов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) в сфере лизинга работает одновременно не более пяти компаний, причем в очень многих регионах рынок лизинговых услуг представлен всего одной или двумя фирмами. С учетом определенной специализации компаний, конкуренция между ними, как таковая, отсутствует. Вне региональных центров действующих лизинговых компаний может не быть вовсе.
Конкуренция на региональном рынке лизинговых услуг еще не достаточно развита. Во многом это связано с тем, что большинство лизинговых компаний находится под патронажем определенных хозяйствующих субъектов, которые создают преференциальные условия своим подопечным. Отсутствие достоверной информации о финансовом положении потенциального лизингополучателя с целью прогнозирования его кредитоспособности, инфляционные ожидания, также усложняют ситуацию и тормозят развитие конкурентных отношений на рынке лизинговых услуг [10].
На основе всестороннего анализа рынка лизинговых услуг в регионе и оценки перспектив его развития необходимо сформулировать рекомендации и разработать меры по поддержанию и развитию конкуренции. По нашему мнению, развитие конкуренции всегда направлено на улучшение качественных характеристик рынка, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности инвестиций. Подобного улучшения можно добиться такими способами, как увеличение количества лизинговых организаций, обеспечение добросовестной конкуренции (повышения качества конкурентной борьбы), в том числе через систему правил и обычаев делового оборота, принятие кодексов предпринимательской этики.
В ряде случаев лизинговые компании требуют определенного подхода к лизинговой сделке, который ставит лизингополучателя в неблагоприятные условия, и, при этом, не желают идти ему навстречу. Это часто касается вопросов страхования и учета лизингового оборудования.
В качестве наиболее часто встречающейся проблемы лизингополучатели области выделяют высокие требования по гарантиям или дополнительному обеспечению, предъявляемые компаниями потенциальным лизингополучателям. Хорошо информированные лизингополучатели все чаще ссылаются на тот факт, что на Западе лизинговое оборудование само зачастую является достаточным обеспечением и что в прочих гарантиях необходимость может отсутствовать. У нас же, в отличие от западных стран, возврат предмета лизинга сопряжен со значительными трудностями и неопределенностью. Вторичный рынок оборудования также развит недостаточно. В этих условиях требование дополнительных гарантий является вполне обоснованным. Более того, сравнивать западный рынок лизинговых услуг и российский не совсем корректно. Более уместен сравнительный анализ гарантий, требующихся при лизинговой сделке, а также гарантий, необходимых для получения банковского кредита; при этом имеет значение относительная, а не абсолютная разница. Так как собственность на лизинговое оборудование является основным отличием между этими двумя формами финансирования, то гарантии должны быть меньше, чем в случае, когда собственность переходит к заемщику, но они в любом случае необходимы.
В конечном итоге, хотя защита прав собственника может представлять меньшую трудность, чем защита прав обычного кредитора, она требует финансовых затрат и не исключает возможных рисков. Однако требования к дополнительным гарантиям, во многих случаях, гораздо ниже, чем при получении банковских кредитов.
Сама лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям. Поэтому одной из основных задач по развитию рынка лизинга является организация обучающих программ и семинаров.
Рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор, пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга. Некоторые поставщики могут частично решить эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям «гарантии выкупа», таким образом, принимая на себя часть риска.
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, основным негативным фактором, тормозящим развитие лизинга в регионе, является острая нехватка среднесрочного финансирования банков для потенциальных предприятий – лизингополучателей. Данная проблема будет и в дальнейшем сдерживать банковское финансирование лизинговых сделок.
Лизинг, как финансовый инструмент, может успешно работать только на основе определенных таможенных, валютных и налоговых льгот, предоставляемых государством при заключении лизинговых договоров. За счет этого удешевляются лизинговые сделки, они делаются более привлекательными, чем, допустим, сделки по приобретению оборудования за счет обычного банковского кредитования. В известном смысле, эти льготы нужны не только лизинговым компаниям или лизингополучателям. Про подобные льготы можно сказать, что государство предоставляет их самому себе, ускоряя темпы своего экономического и технологического развития и сводя при этом к минимуму собственные затраты.
Это определяет необходимость решения вопросов рационального и эффективного налогообложения лизинговых сделок, совершенствования таможенного режима, стимулирующего развитие этого вида инвестиционной деятельности, валютного регулирования импортно-экспортных операций.
Проблема привлечения в регион средств зарубежных инвесторов относится, прежде всего, к сфере государственной инвестиционной политики. В этой сфере задача состоит в повышении кредитных рейтингов регионов страны. Иностранный инвестор на рынке лизинговых услуг чрезвычайно осторожен, поэтому рассчитывать на дешевые западные кредиты для инвестирования основного капитала предприятий региона пока не приходится.


Литература
1. О финансовой аренде (лизинге): Закон РФ от 29 окт. 1998 г. № 164-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2005 г.).
2. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/113 «О порядке налогообложения налогом на прибыль операций по предоставлению имущества в лизинг».
3. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/173 «О правомерности учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на страхование имущества, полученного в лизинг».
4. В поддержку малого бизнеса Приангарья [Электронный ресурс] / Портал электронных средств массовой информации для предпринимателей «Деловая пресса». Новости малого бизнеса, 2004. – 25 октября. – № 42 (184). – Режим доступа: http//www.businesspress.ru, свободный. – Загл. с экрана.
5. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. – М.: ООО Изд.-консалтинговая компания «ДеКа», 1999. – 280 с.
6. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. – М.: Фонд «Правовая культура», 1997. –416 с.
7. Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
8. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 206 с.
9. Левкович А.О. Парадокс лизинга //Лизинг Ревю. – 2003. – № 2. – С. 21–27.
10. МАП России. Доклад о конкурентной политике в РФ 1999–2001 гг. /Под общ. ред. Н.Е. Фонаревой. – М, 2002. – С. 109.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия