Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Лукин С. В.
заведующий кафедрой бизнес-менеджмента Высшей школы управления и бизнеса Белорусского государственного экономического университета (г. Минск),
доктор экономических наук


Формирование православной доктрины социальной ответственности бизнеса

Социальная ответственность бизнеса в Российской Империи
Исторически частная благотворительность на христианском Востоке и, особенно, в России осуществлялась, по преимуществу, при посредничестве Церкви. В Киевской Руси княжеская власть передавала Ей функции социальной защиты населения. В период до татарского нашествия (конец X века – середина XIV века) из собираемой князем дани выделялась церковная десятина и передавалась епископу. * При этом Церкви передавались функции торгового контроля, социальной защиты, и, частично, суда. Впоследствии практически все эти функции государство взяло на себя, тем не менее, Русская Церковь заботилась о социальной защите обездоленных на протяжении всей ее истории.
Непосредственная частная благотворительность и социально – ответственная деятельность частного бизнеса сформировались как институт лишь в XIX веке. В этот период частный бизнес нес основной груз социальной ответственности. К 1910 году в России существовало не менее 4762 благотворительных обществ и 6278 благотворительных заведений различных видов. Из их общего бюджета лишь 25% составляли средства казны и местных органов власти. Оставшиеся три четверти бюджетов составляли частные пожертвования, в основном пожертвования купечества, * представители которого осознавали себя членами Церкви и считали своей обязанностью взять на себя функции социального служения людям по мере данных им способностей. Расходовались эти средства целенаправленно, с учетом предпринимательского опыта жертвователей и гораздо эффективнее, чем при государственном финансировании социальных программ. Средства направлялись на социальную помощь инвалидам, вдовам и престарелым, детям и учащимся, на медицинскую помощь бедным и болящим.
Пастырская социология архиепископа Сан-Францисского Иоанна
В период гонений на Церковь в СССР почти все усилия клира и мирян были направлены на то, чтобы сохранить литургическую жизнь Церкви в России. Русская Православная Церковь за рубежом была в лучшем положении в аспекте внешних гонений. Кроме того, большинство ее членов нашли себе приют в наиболее экономически развитых странах мира. Все это создавало более благоприятные условия для развития православной социально-экономической мысли. Одним из наиболее ярких ее представителей является архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), представитель древнего русского дворянского рода, долгое время несший пастырское служение в нацистской Германии и переехавший затем в Калифорнию.
В своих «Основах пастырской социологии» владыка Иоанн, касаясь христианского понимания бедности и богатства, уделяет внимание и социальной ответственности бизнеса, рассматривая ее как служение богатых. Отмечая нравственную нейтральность богатства, владыка Иоанн констатирует, что не богатство само по себе вредно, и не сама по себе бедность полезна, но «похотение», обожествление богатства и для богатых и для бедных есть личный и социальный яд. * На этической карте мира, по выражению владыки Иоанна, находятся три лагеря: 1 – безбожные бедняки, 2 – безбожные богачи и 3 – бедные и богатые (материально) христиане. Для Церкви Христовой богатые и бедные существуют в ином качестве: богатые – это «нищие духом» (смиренные), бедные – это «богатящиеся» (похваляющиеся) своими земными ценностями. *
В отношении богатых (материально), по словам владыки Иоанна, у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных обычай другой: Она им служит. Бедные почитаются достойными помощи, богатые – достойными служения. «В чисто земном смысле богатство, власть, положение всегда для христианского сознания связаны с принципом служения, а не … наслаждения земной жизнью (что есть принцип не только язычества, но язычества низшего, ибо высшее возвышалось над этим принципом эпикурейства). *Далее владыка Иоанн так развивает свою мысль: «Говоря миру «Бόльший да будет всем слуга», Господь Иисус Христос под «бόльшим» разумел богатого, все равно чем: деньгами, положением, талантом… «Бόльший» должен служить, а не властвовать чрез те дары (материальные или духовные), которые даны ему лишь на время.» * То, что дано человеку как «талант», по мысли владыки Иоанна, должно быть пущено в оборот на пользу всего мира, а не зарыто для себя. Зарыть для себя означает эгоистически использовать свое богатство. К этому можно добавить, что получение прибыли для себя, с христианской точки зрения, есть не пускание в оборот, а как раз зарывание «таланта». Оборот же есть благодатное управление богатством, в котором, по мысли архиепископа Иоанна, возможны два пути: одни раздают свою собственность сразу или постепенно. Другие сохраняют всю видимость владения, но в душе своей искренно отдают его Богу, заботясь только о правильном его распределении. Это правильное распределение может быть «обычным экономическим хозяйствованием, построением хорошего земного фабричного или сельскохозяйственного предприятия». Однако, как замечает владыка Иоанн, «по виду оно будет как «все дела мира сего», но по внутреннему содержанию своему оно уже будет малым осуществлением Царствия Божия». * Имеющие состояние христиане, землевладельцы и предприниматели, формально являясь хозяевами, на деле становятся заботливыми отцами или даже слугами работающих у них людей. «Таково миросозерцание всех имеющих состояние христиан: хозяев, промышленников, фабрикантов… Таково было и владение истинно православных царей». *
Современный православный взгляд на социальную ответственность бизнеса
На рубеже тысячелетий был созван Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (РПЦ). Важнейшим документом, принятым Собором, стали Основы социальной концепции РПЦ (Основы). В разделах, посвященных экономической проблематике нашлось место и вопросам социальной ответственности бизнеса. Развернутое изложение православного взгляда на эту проблему содержится в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятом VIII Всемирным Русским Народным Собором (Свод). Оба документа представляют собой нормативное учение, описание, как отмечается в преамбуле к Своду, идеальной модели хозяйствования, которой не существует сейчас, но к воплощению которой можно и должно стремиться в повседневности. *
В Основах и Своде акцент делается на личной социальной ответственности предпринимателя. Примечательно, что предпринимательство рассматривается как вид трудовой деятельности, хотя и весьма специфический. «Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам». * В Основах отмечается, что Господь наш Иисус Христос в своих притчах, упоминая о различных профессиях, в том числе, связанных с ведением бизнеса и менеджментом (купец, домоправитель) не выделяет ни одну из них. В Своде предпринимательская деятельность приравнивается к трудовой: «Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу». Выражая такой взгляд, Церковь явно стремиться преодолеть сформировавшийся и укоренившийся в годы коммунистической власти стереотип о непримиримых противоречиях между трудом и капиталом. Церковный взгляд видит, прежде всего, общие цели бизнеса и наемных работников. Во Христе нет ни предпринимателя ни наемного работника. Если уже нет «ни раба, ни свободного», как говорит св. апостол Павел в Послании к Галатам *, то тем более это относится к свободным работодателю и работнику.
Социальная ответственность лежит на каждом трудящемся, как на предпринимателе, так и на наемном работнике. Эта идея приобретает важность в современном мире, особенно для жителей Гигаполиса, * в котором доля доходов, получаемых от труда, в общем объеме доходов превысила 60% и продолжает расти. Более того, доходы многих формально наемных работников (представителей топ-менеджмента корпораций, успешных спортсменов, популярных музыкантов и др.) многократно превышают доходы предпринимателей, подвизающихся в сфере мелкого и среднего бизнеса, а также доходы рядовых акционеров на их акции. В итоге появляются основания говорить об эксплуатации наоборот, т.е. об эксплуатации «статусным трудом» капитала. В Основах выделена мысль о том, что Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. * В Основах также отмечается, что заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь – немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах. С ними необходимо делиться плодами труда, «чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24. 19–22). * В Своде развивается эта мысль: «Выделение части доходов на помощь пожилым и больным людям, инвалидам и обездоленным детям должно быть нормой для любого рентабельного предприятия, а также для любого состоятельного работающего человека, в том числе наемного работника». *
На предпринимателей, в силу специфики их деятельности, связанной с использованием наемного труда, лежит ответственность перед занятыми ими работниками. Прежде всего, она выражается в своевременной оплате честного труда. В Основах говорится, что отказ от оплаты честного труда является не только преступлением перед человеком, но и грехом перед Богом. * Труд для наемного работника – основной источник его средств к существованию, развивает эту мысль Свод, поэтому необоснованное увольнение, низкая оплата труда, несвоевременная и неполная выплата заработной платы (весьма распространенное явление в 1990-е годы в России) ставят его на грань выживания. * Хищением называет Свод неуплату предпринимателями достойного жалования своим работникам, что обрекает их на нищету и озлобление, лишая радости труда. * Свод качественно определяет прожиточный минимум, нижний предел оплаты труда. Заработная плата должна позволять человеку не только полноценно питаться, но и приобретать необходимые для быта товары, растить детей, обеспечивать себя жильем. * Но это важнейшая, но не единственная с точки зрения Основ и Свода обязанность работодателя. Хозяйствование во всех его проявлениях, является социально ответственным видом деятельности. * Основы и Свод выделяют несколько аспектов такой ответственности бизнеса.
1. Ответственность за духовное, интеллектуальное и физическое развитие работников, забота об их полноценном отдыхе. В Своде отмечается, что капитал материальный и финансовый сегодня невозможно ни создать, ни удержать без капитала интеллектуального – добровольного приложения человеком своих способностей, умений и знаний. Дальновидный работодатель будет заботиться и о досуге, развивающем способности работников. Ведь личность, потенциал и таланты которой всесторонне раскрылись, принесет максимальную пользу и обществу в целом, и конкретному делу в экономике. *
2. Участие в программах социального и пенсионного страхования работников. «Работник, который не имеет перспективы заработать на достойную пенсию, лишен доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, социальному страхованию, – никогда не будет трудиться с радостью и удовлетворением». *
3. Работодателям следует развивать программы партнерства, привлечения работников к управлению предприятием в соответствии с их профессиональным уровнем и образованием. Целью таких программ должно быть превращение наемного работника в партнера, ощущающего свою «сопричастность судьбе общего дела». *
4. Бизнес не должен делаться на разрушении общественной нравственности. Тем более для этого не должны привлекаться работники. В Основах отмечается, что современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом. * Нравственно ответственный бизнес не может иметь ничего общего с такими явлениями, как торговля людьми, проституция, порнография, медицинское и духовное шарлатанство, незаконный оборот оружия и наркотиков, политический и религиозный экстремизм. *
5. Экологическая ответственность. Производство и все другие виды хозяйствования не должны наносить невосполнимого ущерба природе, которая есть достояние не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений. Те природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и по возможности заменять восполнимыми ресурсами. Участие в проектах, направленных на защиту окружающей среды, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий – важнейшая задача делового сословия. *
6. Обкрадыванием своих соотечественников называет Свод неуплату налогов, положенных по закону, сокрытие доходов и незаконный увод капиталов за рубеж. *
7. Социально ответственным поведением является и добросовестная конкуренция, в частности, воздержание от использования рекламы, разрушающей нравственность народа. Реклама, содержащая откровенный обман, эксплуатирующая половой инстинкт, побуждающая человека к пьянству, курению, использующая душевную незрелость детей и подростков – должна считаться делом безнравственным и не поддерживаться предпринимательским сообществом. Нельзя оскорблять в рекламе религиозные и национальные чувства людей. *
Заключение
Таким образом, современный православный взгляд на социальную ответственность бизнеса основан на учении святых отцов первого тысячелетия христианства. Особое внимание вопросам хозяйственной жизни, в том числе и социальной ответственности состоятельных людей уделяли св. Климент Римский, Ориген, св. Климент Александрийский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст. Святоотеческое учение о социальной ответственности основано на важнейшем принципе: служить ближнему своим имуществом по мере внутренней готовности к такому служению.
Идею служения имуществом развивали и православные авторы последних двух столетий. Так, представитель русского зарубежья архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) идею социального служения сформулировал следующим образом: богатые служат Церкви, Церковь служит бедным. Бедные почитаются достойными помощи, богатые – достойными служения.
Развернутое изложение современного православного взгляда на проблему социальной ответственности содержится в двух важнейших документах – Основах социальной концепции Русской Православной Церкви и Своде нравственных принципов и правил хозяйствования. Первый из них является официальным церковным документом, второй – одобрен Церковью. В Основах и Своде акцент делается на личной социальной ответственности предпринимателя. Предпринимательство рассматривается как вид трудовой деятельности, хотя и весьма специфический. Социальная ответственность лежит на каждом трудящемся, как на предпринимателе, так и на наемном работнике. Эта идея приобретает особую важность в современном мире. На предпринимателей в силу специфики их деятельности, связанной с использованием наемного труда, лежит дополнительная ответственность перед нанятыми ими работниками. Она выражается в своевременной оплате честного труда, ответственности за духовное, интеллектуальное и физическое развитие работников, заботе об их полноценном отдыхе, участии в программах социального и пенсионного страхования работников, привлечении работников к управлению предприятием в соответствии с их профессиональным уровнем и образованием. Предприниматели используют материальные ресурсы страны и предлагают обществу широкий спектр товаров и услуг. В связи с этим на них лежит личная и корпоративная ответственность за выпускаемые товары и услуги, которая не должна подрывать нравственные устои общества. Производство и все другие виды хозяйствования не должны наносить невосполнимого ущерба природе, являющейся достоянием не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений.
В Основах и Своде идея служения Богу и ближнему в экономической сфере изложена в развернутой и адаптированной к проблемам современности форме. Можно предположить, что в этом направлении будет осуществляться и дальнейшее развитие православного учения о социальной ответственности бизнеса.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия