| | Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003 | | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | | Смыков В. В. начальник НГДУ "Ямашнефть" ОАО "Татнефть",
кандидат технических наук
| |
| | Интегрированная корпорация - совокупность юридически и хозяйственно самостоятельных фирм, предприятий и организаций, имеющих устойчивые технологические, информационные и кооперационные связи, а также логистический центр, координирующий деятельность участников корпорации с помощью не только рыночных (контрактных), но и организационно-плановых методов.
Интегрированные корпорации как мезоэкономические структуры различаются:
- по формам экономических связей: 1) холдинговые компании (интеграция на основе отношений собственности); 2) предпринимательские сети (контрактные объединения); 3) стратегические альянсы (управление совместными проектами по доверенности);
- по характеру кооперации: 1) вертикально интегрированные (концерны и т.д.); 2) горизонтально интегрированные (комбинаты и т.д.); 3) конгломераты (преобладают информационные, а не технологические связи);
- по организационно-правовым формам: 1)акционерные общества (как правило, открытые); 2)государственные организации (при наличии органа публичного управления, чьи указания обязательны для всех участников корпорации); 3) объединения, не требующие регистрации в качестве юридического лица и формирования общего уставного капитала, разделенного на акции;
-по масштабам деятельности: 1)региональные; 2)национальные; 3)транснациональные корпорации;
- по статусу интеграционного центра: 1) финансово-промышленные (возглавляются банком, инвестиционным или другим финансовым институтом; 2) производственные (интеграционный центр - производственная организация); 3) научно-технические (во главе с конструкторским бюро или иной научно-технической организацией); 4) торгово-промышленные (во главе с торговой фирмой или распределительным центром).
К числу главных преимуществ интегрированных корпораций относятся: расширение горизонта стратегического планирования (от микроэкономического на мезоэкономический уровень, в том числе глобальный), концентрация ресурсов в высокоэффективных крупномасштабных проектах, снижение трансакционных издержек, соединение рыночной конкуренции с планомерно организованным сотрудничеством юридически независимых фирм. Интегрированные корпорации в России на этой основе воссоздают среднее звено управления, разрушенное в конце 80-х-90-х гг.
Интегрированные корпорации могут создаваться тремя путями: 1) поглощения мелких компаний, занимающих рентабельный сегмент рынка, обладающих специфическим технологическим, управленческим и коммерческим знанием; 2) создания технологических сетей, состоящей из независимых компаний, использующих базовые технологии головной, либо работающих по ее заказам; 3) формирования потребительских сетей, включающих фирму - производителя конечной продукции, ее дилеров и постоянных клиентов.
Технологические сети позволяют распределить риски инвестиций, дают внешнюю экономию благодаря введению единых технологических стандартов, проведению совместных НИОКР, узкой специализации и устранению ненужного дублирования.
Интегрированная корпорация выполняет следующие основные функции:
-управление технологическими цепочками, включающими поставщиков и разработчиков, участвующих в едином научно-производственном цикле (supply chain management), производителей конечной продукции, сбытовые структуры (торговые дома, дилеры, комиссионеры, консигнаторы и т.д.);
- управление связями с потребителями, включая маркетинговые исследования, постоянный учет изменяющихся запросов, контроль за выполнением заказов (customer asset management); послепродажное обслуживание, утилизация отслуживших изделий и т.д.;
- сбор и анализ внешней макроэкономической, внешнеэкономической и маркетинговой информации, необходимой для разработки и корректировки стратегии бизнес-групп;
- формирование эффективной системы консолидированного бухгалтерского, налогового и управленческого учета, включая не только стоимостные, но и натуральные показатели (затраты материалов, энергии, рабочего времени, сроки выполнения заданий, производственные и складские запасы, сроки реализации продукции) по каждой продуктовой линии, сегменту рынка, бизнес-процессу, заказу и т.д.;
- превращение структурных единиц фирмы в центры финансовой ответственности - центры прибыли (подразделения, реализующие конечную продукцию фирмы), затрат и доходов (заготовительные, вспомогательные и обслуживающие цеха и участки), инвестиций;
- интеграция всех этапов производства, распределения, сбыта и сервиса (вплоть до конечного потребителя) независимо от места расположения участников технологической цепи;
- оперативный учет запросов клиентов, сокращение сроков и повышение надежности исполнения заказов;
- выбор на конкурентной и аукционной основе наиболее целесообразных поставщиков за пределами интегрированной корпорации, синхронизация сроков поставок, позволяющая резко сократить складские запасы и расходы.
В современной экономике необходимо совместное планирование и тесная координация деятельности фирмы и ее независимых (с точки зрения отношений собственности) подрядчиков и поставщиков. Именно это одна из главных причин формирования интегрированных корпораций.
Изменения в технологии, способах коммуникаций, в образовании, культуре, ценностных ориентациях оказывают особое влияние на стратегию интегрированных корпораций, которые сильнее всего зависят от экспорта и импорта.
Можно выделить следующие основные изменения в корпоративном менеджменте:
- новые факторы конкурентоспособности: способность предвидеть изменения и появление новых конкурентов на глобальном рынке, мобильность, развитие альянсов и партнерство с конкурентами, точное соблюдение контрактов, учет индивидуальных особенностей клиентов;
- новая корпоративная культура, учитывающая человеческий капитал, способность персонала создавать новую информацию в качестве главного конкурентного преимущества, переход от командного управления в иерархических структурах к партнерским отношениям сетевого типа, рассчитанным на интеллектуальных, знающих работников (Knowledge Worker), которые отличаются высокой избирательностью при выборе места работы и находятся в процессе постоянного интенсивного обучения;
- новый дистанционный сетевой менеджмент, позволяющий управлять дочерними фирмами, филиалами, офисами в любом регионе мира через Интернет, быстро изменяя структуру бизнеса в соответствии с изменением рынков;
- переход от пирамидальных к распределительным сетевым структурам, позволяющим сочетать централизованное управление финансами, базовыми нововведениями и инвестициями из стратегического центра с широкой самостоятельностью бизнес-единиц;
- появление потребителя нового типа с высокой избирательностью, информированностью об альтернативных поставщиках во всем мире, способностью к собственному маркетинговому поиску, особыми требованиями к качеству товаров и услуг;
- новая среда конкуренции, переход от региональных и национальных к весьма насыщенному глобальному рынку.
Признание интегрированных объединений основным субъектом управления в глобальной экономике требует существенных изменений в экономической политике и ее правовом обеспечении, в том числе в отдельных регионах РФ. Нуждается в пересмотре антимонопольная политика. Корпорация, доминирующая на национальном рынке, во многих отраслях не может устанавливать монопольные цены в связи с конкуренцией импорта, которая усилится после вступления России в ВТО.
Необходимо скорейшее принятие закона о холдингах, позволяющего создавать их не только на базе владения контрольным пакетом акций, но и на основе прав материнской компании на ноу-хау и другую интеллектуальную собственность. В этом случае обязательность ее указаний дочерним фирмам по стратегическим вопросам закрепляется в их уставах или обеспечивается перекрестным владением акциями.
Одной из приоритетных тем исследований в зарубежной экономической литературе стали социальные аспекты деятельности корпораций. В отечественной науке анализ предприятия как социальной ячейки общества также занимал видное место в 20-х, а затем в 60-80-х гг. ХХ века. Однако, в условиях социально-экономического кризиса 90-х гг. социальное планирование на предприятиях прекратилось. Была некритически воспринята либерально-монетарная концепция, в соответствии с которой корпорация как "черный ящик" преобразует производственные ресурсы в продукцию под воздействием рыночных результатов, стремясь к максимальной прибыли. Между тем корпорация - это и социальный институт, на поведение которого, наряду с конкурентными факторами, большое влияние оказывает присущая корпорации система ценностей и стандартов, агентских отношений между собственниками, менеджерами, персоналом, партнерами и покупателями, а также отношений с органами власти.
"Социальный капитал" корпорации - совокупность средств повышения ее конкурентоспособности на основе развития и эффективного использования человеческого капитала, системы управления знаниями и отношениями между участниками корпорации.
Концепция социальной политики корпораций должна базироваться на таких категориях, как корпоративные культура и гражданство, облик (душа) корпорации, управление знаниями, человеческий и инновационный капитал, социальное планирование. Целью корпоративной социальной политики является укрепление взаимного доверия между внутренними (менеджеры, администрация, работники) и внешними (инвесторы, кредиторы, партнеры, покупатели, органы власти, общественные организации) участниками корпорации, развитие производственной демократии, формирование социальной и инновационной сети, которая должна становиться основой национальной инновационной системы.
В ряде публикаций (1,2,3,4) развита институциональная концепция социальной ответственности интегрированных корпораций перед обществом в регионах, в которых они ведут свою деятельность. Эта концепция исходит из положений социо-эколого-экономической теории, согласно которым экономика представляет собой подсистему общества, а экономический эффект - не самоцель, а средство обеспечения устойчивого социального развития.
Развитие социальной ответственности корпораций объективно необходимо в условиях глобализации экономики и формирования постиндустриального информационного общества. Оно особенно важно для преодоления последствий кризиса 90-х гг., реального проведения структурных реформ и устойчивого развития России в ХХI веке. В этой связи, на наш взгляд, важен опыт Татарстана, где органы власти не допустили "обвальной" приватизации тяжелой индустрии до создания соответствующих институциональных условий, разрабатывали и обеспечивали реализацию приоритетных социальных программ.
К числу основных слагаемых социальной ответственности корпораций относятся:
- формирование рынка труда, обеспечивающего эффективную занятость населения региона на базе институциональной концепции, учитывающей специфику национальных институтов и рынков труда, соотношение открытого и теневого рынка, первичной и вторичной занятости и т.д.;
- предоставление социальных услуг работникам корпорации, членам их семей, пенсионерам и другим категориям населения на основе рационального разграничения функций управления социальной инфраструктурой с местными органами власти и организации благотворительности через посредство некоммерческих организаций;
- участие в формировании региональной и национальной элиты, благоприятного делового климата - совокупности правовых, организационных и социально-психологических условий, этики бизнеса, определяющих возможности рентабельного вложения капитала при допустимом уровне риска.
Социальная ответственность интегрированных корпораций как ответственность за устойчивое развитие общества предполагает ответственность за сохранение окружающей среды, развитие инновационного потенциала региона и страны в целом.
Институциональная теория отвергает представления о корпорации как "бесструктурном" объекте, автоматически реагирующем на рыночные сигналы. Экологическая ее ответственность требует управления изменениями для лимитирования предельных нагрузок на природные комплексы, экологизации технического развития одновременно с государственным регулированием эко-социо-экономических процессов (глобального рынка выбросов в окружающую среду, платы за воду, другие природные ресурсы, за негативное воздействие на окружающую среду) с помощью экономических и административных методов.
К числу наиболее важных направлений повышения экологической ответственности корпораций в нефтегазохимическом комплексе следует отнести: продление сроков эксплуатации месторождений, более полное извлечение и комплексное использование сырья, повышение энергетической эффективности этих процессов, сокращение площади земель, выводимых из сельскохозяйственного оборота, сокращение водозабора и защиту водного бассейна, прекращение выброса опасных веществ в атмосферу, предотвращение технологических аварий.
Основой устойчивого развития и социально-экономической безопасности во всех российских регионах является переход к подлинному федерализму, базирующемуся на общественном договоре. Он должен предусматривать законодательное разграничение собственных и делегируемых полномочий центра, регионов и местного самоуправления, соответственно устойчивое закрепление источников финансирования, ежегодную фиксацию плановых или прогнозируемых показателей социально-экономического развития и механизм разрешения возникающего при этом конфликта интересов.
Возрастание роли корпораций в обеспечении социально-экономической безопасности региона обусловлено не только общественными, но и корпоративными интересами.
Во-первых, в связи с насыщением рынков корпорации заинтересованы в росте платежеспособного спроса на свою продукцию, т.е. в росте благосостояния населения соответствующих регионов.
Во-вторых, по мере роста значимости интеллектуальных и научно-технических факторов конкурентоспособности, корпорации заинтересованы в развитии социального потенциала тех регионов, где расположены ее производства, в росте образовательного и культурного уровня, а также улучшении здоровья населения.
В-третьих, отношения корпорации с населением и общественными организациями в местах ее деятельности во многом определяют ее рыночные позиции. Негативные действия (забастовки, судебные иски, негативные публикации в средствах массовой информации и т.д.) наносят корпорации материальный и моральный ущерб. При этом особое значение имеют отношения с публичными негосударственными объединениями: профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, профессиональными объединениями аудиторов и бухгалтеров, менеджеров, научных работников и инженеров, юристов, журналистов, экономистов и т.д.
В-четвертых, корпорации жизненно заинтересованы в благоприятном деловом и инвестиционном климате в регионе, а такой климат во многом зависит от их отношений с местной властью.
Все эти факторы имеют особое значение в социально-ориентированной рыночной экономике, которая как и централизованно-плановая, представляет собой экономику публичных лиц и тем отличается от рыночной экономики частных лиц.
Особое значение имеет концепция регионального социального партнерства на основе ответственного диалога и договора ассоциаций работодателей, профсоюзов, других субъектов гражданского общества и местного самоуправления при посредничестве органов власти субъекта федерации. Новый Трудовой Кодекс и Закон "Об объединениях работодателей" (2002 г.) позволяют работодателям, прежде всего крупным корпорациям, выступать как ответственная сторона в договорах с профсоюзами, органами власти и местного самоуправления. При этом сохраняется и личная "суверенность" (право выбора работодателей и т.д.) работников как основного субъекта трудовых отношений.
Социальный контракт предполагает выделение основных направлений воздействия корпораций на социально-экономическое развитие региона. К ним можно отнести: 1) вклад в валовой региональный продукт и доходы бюджета; 2) воздействие на инновационные и инвестиционные процессы, межрегиональные и внешнеэкономические связи, 3) создание и защита рабочих мест для работников квалифицированного труда; 4) участие в формировании среднего класса; 5)создание благоприятного делового климата и общественного мнения; 6) развитие человеческого капитала на основе системы образования, здравоохранения, воспитания молодежи в регионе; 7) участие в охране окружающей среды. Необходимы: развитие отношений доверия между партнерами по технологической цепи, между собственниками, внешними инвесторами, менеджерами и персоналом, отношений с региональным социумом и постоянными клиентами, специализация корпораций на ключевой компетенции, создание эффективной системы управления человеческим капиталом, формирование региональной элиты и цивилизованного рынка труда. |
| |
|
|