Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Беккин Р. И.
старший научный сотрудник Института Африки РАН (г. Москва),
доктор экономических наук, кандидат юридических наук


Малайзия: дуалистическая модель исламской экономики

Малайзия – одна из стран, где появились первые институты исламской экономики. В 1959 г. профессор Унгку ‘Абдул ‘Азиз * подготовил «План по улучшению экономического положения будущих паломников», в котором предлагал создать специализированный банк или другой финансовый институт, с помощью которого лица, желающие совершить хаджж, могли накопить в соответствии с требованиями шариата необходимую сумму. Идея нашла отклик у руководства страны, и уже в 1962 г. Махмуду Шалтуту, ректору университета ал-Азхар во время его визита в Малайскую Федерацию (так тогда называлась Малайзия) был представлен план создания подобной структуры.
В августе того же года Сберегательная корпорация для паломников была зарегистрирована, и в сентябре 1963 г. начала свою работу. В 1969 г. в связи со слиянием Сберегательной корпорации с Офисом по делам паломников, существовавшим с 1951 г. в штате Пенанг, был образован Совет по управлению и накоплению средств для пилигримов (The Pilgrims Management and Fund Board of Lembaga Urusan dan Tabung Haji), более известный как «Табунг Хаджи». Статус фонда регулируется специальным законом – Законом о Совете по управлению и накоплению средств для пилигримов *.
Любой мусульманин – подданный страны – может открыть счет в «Табунг Хаджи». Минимальная сумма вклада на момент создания «Табунг Хаджи» составляла 10 малайзийских ринггитов. В настоящее время клиенты могут осуществить инвестирование: 1) в любом отделении «Табунг Хаджи», 2) в почтовых отделениях по всей стране, 3) путем ежемесячных отчислений из заработной платы, 4) отправив взносы по почте непосредственно в отделения «Табунг Хаджи», 5) используя другие схемы.
Клиент предоставляет право «Табунг Хаджи» управлять своими сбережениями в инвестиционных целях на основе механизма мудараба. Таким образом, «Табунг Хаджи» выступает в роли мудариба, а клиенты в роли владельцев капитала (ед.ч. рабб ал-мал). Полученная прибыль именуется бонусом. Так, по данным на 1994 г. прибыль «Табунг Хаджи» возросла по сравнению с 1993 г. на 3 миллиона ринггитов до 214, 8 миллионов ринггитов *. Соответственно, прибыль возросла на 0,5 % с 9 % в 1993 г. до 9,5 % в 1994 г *. Немаловажным фактором, способствующим росту накоплений паломников, явилось освобождение вкладчиков от уплаты подоходного налога с 1 января 1986 г.
При инвестировании аккумулированных средств «Табунг Хаджи» использовал следующие механизмы финансирования в соответствии с шариатом: мушарака, бай’ бисаман аджил, мудараба, мурабаха, кард хасан, иджара.
Инвестиции осуществляются в дозволенные шариатом объекты: акционерный капитал, дочерние структуры, недвижимость, операции с ценными бумагами и др.
Таким образом, основными услугами «Табунг Хаджи» является помощь в накоплении необходимой суммы для совершения хаджжа и организация самого паломничества. Однако есть и другие дополнительные услуги. «Табунг Хаджи» дает возможность своим сотрудникам приобрести недвижимость или автомобиль в соответствии с механизмом бай’ бисаман аджил. «Табунг Хаджи» предоставляет паломникам, уже находящимся в Саудовской Аравии беспроцентные займы, которые те должны вернуть по возвращении домой.
У «Табунг Хаджи» имеется много дочерних структур, – например, Корпорация по транспортировке паломников и торговле (Perbadanan Pengangkutan dan Perusahaan Tabung Haji Sendirian Berhad), занимающаяся, помимо прочего, вопросами приобретения и доставки билетов для паломников, отправляющихся в хаджж.
Начало же экономических реформ в духе ислама относится к 1981 г., когда премьером страны стал Мохатхир Мухаммад. Одной из первых мер, предпринятых кабинетом Мохатхира, было учреждение Исламского Консультативного Совета в рамках провозглашенной политики «Внедрения исламских ценностей» *. Основной функцией нового образования стал контроль за соответствием проводимых реформ «исламским ценностям» *.
Очень скоро страна заслужила репутацию «прогрессивной исламской нации», которая сохранилась и по сей день. Малайзия наряду с Бахрейном является страной, где получила распространение дуалистическая модель исламских финансов.
В 1983 г. был учрежден «Бэнк Ислам Мэлэйжиа Берхад» – первый исламский банк в стране. В следующем 1984 г. преобразованный Фонд исламского экономического развития Малайзии активно подключился к проектам по ликвидации бедности, образовательным проектам. В 1985 г. начала работу первая в Малайзии исламская страховая компания – «Шарикат Такафул Мэлэйжиа Берхад».
На 1990-е годы приходится рост числа исламских финансовых институтов. Многие коммерческие банки открывают исламские окна, создается рынок исламских облигаций.
Важно также отметить, что параллельно с созданием соответствующих структур уделялось внимание подготовке квалифицированных специалистов по исламской экономике. Главной кузницей кадров для исламских финансовых институтов стал созданный в 1983 г. Международный Исламский Университет Малайзии.
Малайзия оказалась первой страной, где были разработаны специальные законы, регулирующие статус исламских банков и страховых компаний: в 1983 г. был принят Закон об исламском банковском деле, а в 1984 г. – Закон о такафуле *. При этом деятельность традиционных банков и страховых компаний продолжала регулироваться общим законодательством о банковском деле и страховании.
При этом подчеркивалось, что проводимая руководством новая экономическая политика осуществляется в интересах всех граждан, а не только мусульман, составляющих около 60 % населения страны.
Однако некоторые специалисты утверждают, что у руководства Малайзии не было четкого плана соответствующих исламу экономических преобразований. Имелось лишь представление о механизме функционирования отдельных исламских финансовых институтов и финансовых инструментов. Впрочем, реформаторы и не задавались целью полностью исламизировать экономику, а для создания альтернативной модели оказалось достаточно отдельных институтов, подготовки правовой базы и поддержки со стороны государства.
Большую роль сыграли мусульманские правоведы. Их модернистская позиция в отношении целого ряда актуальных экономических вопросов позволила широко применить исламские принципы в экономике. В то же время, в других странах более консервативные богословы и правоведы далеко не всегда признают практику исламских финансовых институтов в Малайзии полностью соответствующей шариату.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия