Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Лобанич В. А.
аспирант кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

К вопросу о региональном экономическом интересе в современной политике

Региональный экономический интерес – это система экономических интересов групп населения, проживающих в данном регионе или имеющих здесь какую–либо собственность.
Региональные интересы существуют столь же объективно, как и групповые интересы трудовых коллективов предприятий, отраслей хозяйства, представляя особые, вызванные реальной спецификой условия, мотивы и способы действий, проживающих в данном регионе людей. Эти интересы направлены на воспроизводство факторов жизни и труда в региональном звене производственной и социально-экономической структуры общества и на удовлетворение материальных и духовных потребностей жителей региона посредством эффективного территориального хозяйствования. Региональный интерес реализуется в эффективном использовании имеющихся на территории региона производственных, трудовых и природных ресурсов, а также в присвоении определенной части результатов от их использования *.
Экономический интерес – понятие, необходимое для определения тенденций развития экономики и политической сферы региона. Его выявление предполагает изучение действий и поступков различных субъектов хозяйственной деятельности, анализ их объективного положения, а также определение перспектив формирования и направлений трансформации интересов отдельных групп населения. Экономические интересы являются тем инструментом, который используется в хозяйственном механизме. Именно через них можно оказать воздействие на характер и темпы рыночных преобразований в регионе.
В условиях рыночных отношений и в связи с предоставлением регионам (субъектам Российской Федерации) большей самостоятельности, неизбежно возрастают значимость и противоречивость региональных экономических интересов. Важнейшими компонентами регионального интереса являются две составляющие: прямая и косвенная, приоритет которых зависит от тесноты связи с потребностями региона. Прямая составляющая включает компоненты, которые отражают непосредственные потребности региона, – обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения: удовлетворение потребностей в товарах народного потребления, создание благоприятной экологической обстановки, обеспеченность в услугах социальной инфраструктуры, обеспечение потребностей населения в труде. Косвенная составляющая включает такие компоненты, которые отражают потребности системы более высокого уровня, в которую регион входит как подсистема. Это, прежде всего, производство продукции, удовлетворяющей потребности федерального уровня. На это направлены действия отраслей народного хозяйства и это является прямой составляющей отраслевого интереса. Прямые составляющие являются объектом непосредственной деятельности субъектов интересов, а косвенные составляющие – областью их взаимодействия *.
Экономическим интересам в регионе свойственна определенная противоречивость, которая вытекает, прежде всего, из объективных противоречий между интересами разных групп населения: личными и общественными, отраслевыми и региональными, региональными и групповыми. Единство всех видов региональных интересов может быть обеспечено путем проведения большой организационной работы по согласованию и сглаживанию существующих противоречий. Единство интересов является не столько исходной предпосылкой, сколько конечным результатом деятельности субъектов регионального хозяйствования, который может быть получен в результате согласования противоречий в системе экономических интересов.
Проводниками экономических интересов на региональном уровне являются субъекты экономической политики. Субъектов экономической политики региона можно условно подразделить на три группы: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носителями хозяйственных интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по уровню доходов, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам. В число носителей хозяйственных интересов входят такие группы населения, как: наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные социально – экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному виду деятельности. Реакция органов государственного регулирования экономики на инициативы носителей экономических интересов может быть различной.
Выразителями хозяйственных интересов являются специализированные организации, объединяющие носителей экономических интересов, которые выражают и отстаивают экономические интересы данной группы населения регионов. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов – это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они могут оказывать реальное воздействие не только на региональную, но и на общегосударственную экономическую политику. Политические партии являются выразителями более широкого круга интересов населения: политических, социально – экономических, религиозных, культурных. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют от имени общенациональных интересов, но вместе с тем они тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов *.
Исполнители хозяйственных интересов призваны осуществлять государственную экономическую политику регионов. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу (федеральный, региональный и муниципальный уровень).
Существуют разнообразные каналы воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на государственную экономическую политику: через органы массовой информации, манифестации, сбор подписей, обращения в суды и пр.Наиболее действенным каналом воздействия является обоснованное обращение в суд в случае нарушения государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами. Есть несколько направлений обратной связи между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов. Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, увеличении занятости, улучшении структуры хозяйства, положительном платежном балансе региона, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня. Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: уровень социальной напряженности, оценка государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни населения. В-третьих, носители хозяйственных интересов непосредственно или через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.
Система хозяйствующих субъектов региона – это комплекс реально действующих институтов, оказывающих воздействие на общественное воспроизводство в регионе. В условиях рынка система хозяйствующих субъектов коренным образом меняется. Если в условиях административной системы в качестве субъектов экономики региона выступали только государственные структуры, то в настоящее время в регионах страны сформировалось многоукладное хозяйство, включающее предприятия и организации различных форм собственности, в том числе иностранные. Существенно возрастает в новых условиях роль местных администраций не только как субъектов управления экономикой регионов, но и как субъектов хозяйствования. Перечень важнейших хозяйствующих субъектов региона включает предпринимательский сектор, частные некорпорированные предприятия, частные корпорированные предприятия, население, местные органы управления и органы самоуправления.
В состав предпринимательского сектора входят, наряду с государственными предприятиями, акционерные общества, арендные предприятия, товарищества, частные фирмы, иностранные компании, совместные предприятия, а также коммерческие банки, биржи, финансовые группы, страховые компании, внешнеторговые фирмы, представительства иностранных фирм. Государственное предприятие, являясь субъектом региональной экономики, интегрируется в систему рыночных структур региона. На основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о ценах предприятия приобретают на рынке для нужд собственного производства средства производства, сырье и материалы. При этом государственные предприятия взаимодействуют с рыночными структурами различных форм собственности, товарными биржами, внешнеэкономическими посредническими фирмами, торговыми домами и другими субъектами экономики регионов. К числу частных некорпориванных предприятий относятся индивидуальные предприятия, а также мелкие предприятия типа обществ с ограниченной ответственностью, товариществ и пр. К числу частных корпорированных предприятий относятся корпорации различного типа, включая иностранные и совместные предприятия, коммерческие банки и другие объекты рыночной инфраструктуры.
В условиях рыночной экономики население (домашние хозяйства) выступает как активный субъект, участвующий в предпринимательской деятельности, формировании рынков потребительских товаров, услуг, жилья, ценный бумаг, рабочей силы. В сферу деятельности населения в условиях рыночной экономики включаются потребительская деятельность, индивидуально – трудовая, частнопредпринимательская, финансово-экономические операции между отдельными гражданами, участие в финансировании развития экономики региона. В структуре населения региона можно выделить четыре группы: 1)работающие на государственных и предприятиях; 2)работающие на акционерных, частных, совместных предприятиях и фирмах; 3)работающие в бюджетных организациях (просвещение, здравоохранение, науки, управления и др.); 4)неработающие (пенсионеры, студенты, учащиеся и др.).
Население, работающее на государственных предприятиях, заинтересовано, прежде всего, в росте заработной платы, и других выплат, а также льгот, получаемых из фондов социального развития (жилье, санаторно-курортное обслуживание, дошкольные учреждения и т.д.). Не являясь совладельцами предприятия, представители этой группы населения мало заинтересованы в его развитии, повышении производительности труда, экономии ресурсов и т.д. В отличии от этой группы лица, работающие на акционерных, частных, совместных предприятиях, коммерческих структурах, непосредственно заинтересованы в перспективном их развитии, в росте прибыли и дивидендов. Работающие в бюджетных организациях и неработающие граждане, получающие средства из бюджета, заинтересованы в перераспределении доходов частнопредпринимательского сектора через бюджет в свою пользу. Отсюда следует учитывать различие интересов различных групп населения следует учитывать при разработке механизма согласования интересов всех субъектов.
К местным органам управления, наряду с государственными органами региональной власти, относятся также органы местного самоуправления. Их основная функция – экономическое регулирование поведения субъектов рыночных отношения. Органы управления, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных предприятий, должны заниматься формированием социально – экономической среды региона, в чем заинтересованы все предприятия и население.
Экономические возможности региональных органов управления по регулированию системы воспроизводственных циклов, связанных с формирование социально – экономической среды в регионе, зависят от эффективности функционирования предприятий, поскольку финансово- экономическая база региона строится на основе эквивалентных экономических связей между предприятиями и региональными органами власти.
Взаимоотношения местных органов власти, предпринимателей и населения должны рассматриваться с учетом множественности интересов каждого субъекта (финансовых, инвестиционных, технологических и др.). Так, решения по вопросам местного налогообложения оцениваются предпринимателями с позиции влияния на прибыль, инвестиции, технологию, а для местных органов власти важна возможность свободы в выборе налоговой системы, установления налоговых ставок, проведения независимой политики регионального развития, а также получения внешних источников доходов.
Отношения предприятий и местных органов власти должны строиться на принципах партнерства. При этом местные налоги выступают как эффективное средство поддержания взаимовыгодных отношений. Располагая соответствующей базой налогообложения, местные власти могут обеспечить совершенствование условий конкуренции в регионе, улучшение условий жизни населения.


Литература
1. Бухвальд Е. Местное самоуправление: этап обновления и укрепления // Экономист. – 2004. – №4.
2. Варламов В.С., Трейвиш А.И. Федеральные целевые программы развития регионов России и их роль в смягчении межрегиональной ассиметрии. (http://www.antax.ru/doc/articles/federalnie_tcel/htm)/
3.Евроазиасткое бюджетное пространство: вызовы интеграции / Под.ред. А.М. Лаврова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256с. (Общественные финансы, Вып. 7.)
4. Ларина Н.И. Мировой опыт региональной политики: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1996.
5.Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: социально–экономическая ситуация, право, статистика. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
6. Смирнягин Л.В., Петров Н.П., Трейвиш А.И. Региональное развитие России и задачи региональной политики //Районирование и региональные проблемы. – Екатеринбург,1993.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия