Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Теребова С. В.
инженер-исследователь Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН

Резервы развития региональной инновационной инфраструктуры

Оценка перспектив эволюционного перехода нашей страны к инновационной экономике показала, что в ближайшие 25–30 лет «при сохранении сложившихся отношений между наукой, бизнесом и государством» он невозможен [5, с. 5]. Только для перехода к стандартам инновационной экономики развитых стран мира, без ускорения темпов роста уровня развития, достигнутых в России в 2002–2003 гг., потребуется порядка 15–25 лет. Тем не менее «медлить» с переходом к экономике, основанной на знаниях, нельзя, иначе стране грозит утрата научно-технического потенциала и его воспроизводства. Одним из важнейших инструментов, позволяющих ускорить данный процесс, является создание и развитие соответствующей инфраструктуры. Этот факт признан и на уровне высшего руководства страны, о чем свидетельствует поставленная им задача создания эффективной инновационной инфраструктуры, утвержденная в Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. В рамках решения данной задачи нами ведется работа, посвященная исследованию сущности инновационной инфраструктуры, определению ее состояния, проблем и направлений развития с учетом имеющихся ресурсов на региональном уровне.
Сам термин «инфраструктура» перенесен в экономику в конце 1940-х гг. из военного лексикона, где он обозначал совокупность постоянных сооружений вспомогательного назначения, обслуживающих вооруженные силы. В широком смысле под ним понимается самостоятельная сфера экономики, основная функция которой – обеспечение внешних условий хозяйствования как экономических субъектов, так и национальной экономики в целом. Целесообразность выделения отдельного понятия «инфраструктура инновационной деятельности» вытекает из того, что как составная часть общей экономической жизни, имеющая вместе с тем собственную внутреннюю специфику, эта деятельность также должна обладать своей определенной инфраструктурой, которой присущи не только типические, но и характерные лишь для нее черты и особенности. Она представляет собой единую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга подсистем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления деятельности, предполагающей полное обеспечение и сопровождение инновационного цикла [3, с. 56].
Формирование и развитие инновационной инфраструктуры зависят от основополагающих характеристик национальной инновационной системы (НИС). Поэтому инфраструктуры административно-командной и рыночной НИС значительно различаются. В НИС первого типа роль инфраструктуры выполняли Госплан, Госбанк, Арбитраж, министерства и ведомства, которые с помощью принятия директивных решений, доведения их до предприятий, научно-исследовательских организаций и контроля за их выполнением обеспечивали организационно-экономические и юридические условия производства. В НИС второго типа функции инфраструктуры выполняют различные инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, конструкторские бюро и т.д. Они могут находиться как в частной, так и в государственной собственности.
В России, в условиях перехода от одной экономической системы к другой, формирование инновационной инфраструктуры началось стихийно, без необходимого государственного регулирования. Часто ее отдельные элементы появлялись прежде, чем получала развитие инновационная деятельность. В результате на сегодняшний день по уровню интеграции образования, науки и производства Россия занимает 45 позицию среди 80 стран мира, по качеству инфраструктуры – 57-ю, уровню развития финансового рынка – 74-ю, маркетинга – 75-ю, инновационной активности компаний – 76-ю [4, с. 202]. Последний показатель находится на крайне низком уровне – 9,7% в 2005 г., тогда как в развитых странах он превышает 70%. Во многих регионах не сформирована целостная инфраструктура, способная обеспечить цепочку «идея – технология – производство продукции – рынок». Особенно актуальна данная проблема для регионов с незначительным уровнем развития и использования научно-технического потенциала. По данным статистики, таких регионов в стране большинство. Так, в 2005 г. в России было создано всего 637 передовых производственных технологий, что в разы меньше, чем в промышленно развитых странах. В сложившейся ситуации, на наш взгляд, «выходом» может быть как организация трансфера (передачи) технологий предприятиям от разработчиков (вузов, НИИ, индивидуальных изобретателей и т.д.), находящихся на территории конкретного региона либо других регионов РФ и за рубежом, так и организация передачи запросов на технологии от предприятий разработчикам. По данному направлению в стране реализуется ряд инициатив на различных уровнях: на национальном – создана и функционирует Российская сеть трансфера технологий (RTTN), включающая два международных сегмента – Франко-Российскую технологическую сеть и Британо-Российскую технологическую сеть; на уровне федерального округа – формируется сеть (консорциум) инновационных организаций университетов Приволжского федерального округа; на уровне региона – развиваются региональная информационная сеть Свердловской области, региональная система трансфера технологий Калужской области, инновационная сеть Самарской области. Как правило, инициатива создания подобных структур порождается потребностями самих участников инновационных процессов и идет «снизу». Поддержка проектов органами власти может осуществляться в виде финансовой, организационной, материальной и другой помощи. Попытки решения проблемы обеспечения предприятий новыми технологиями и коммерциализации научно-технического потенциала регионов предпринимаются и находящимися в 53 регионах страны локальными представителями RTTN. В их числе – Вологодский НКЦ ЦЭМИ РАН (таблица).
Показатели работы ВНКЦ в RTTN за 2005–2007 гг.
В направлении активизации инновационной деятельности в Вологодской области ведется целый комплекс работ. Так, сформированы и успешно функционируют многие элементы региональной инновационной инфраструктуры. Принята Концепция инновационной деятельности хозяйственного комплекса Вологодской области на 2005–2010 гг.; действует областная инвестиционная программа; присуждаются премии по науке и технике; создан ряд коммуникативных площадок (выставки «Российский лес», «Российский лен», «Свой дом», «Инновации вокруг нас»); проводятся конкурсы инновационных проектов, конференции и семинары и др.
Часть элементов находятся на этапе становления и развития: а) инновационно-технологический центр на базе Вологодского государственного технического университета; б) бизнес-инкубатор в г. Вологде; в) система грантов на проведение НИР; г) научно-образовательный центр (НОЦ) и др.
Однако необходимо отметить, что инициативы развития инфраструктуры носят фрагментарный характер, слабы связи между ее отдельными элементами. Как показал анализ, для перевода экономики на инновационный путь развития предстоит еще большая работа. Так, судя по оценке, проведенной нами на основе статистических данных, область находится на седьмом месте по уровню развития инновационной деятельности среди регионов СЗФО [5, с. 33]. Развитию инновационной деятельности в Вологодской области препятствуют следующие проблемы.
Во-первых, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, незначительна, наблюдается дефицит профессиональных инновационных менеджеров. Проведением НИОКР на территории региона в 2005 г. занимались всего 464 чел., или 7,0 чел. в расчете на 10000 экономически активного населения. Аналогичный показатель в среднем по СЗФО составлял 139,4 чел., по РФ – 110,7 чел.
Во-вторых, низок уровень практического использования существующего на данный момент научного потенциала. Вузы области, в которых работает порядка 1670 человек, из них 112 докторов наук и 839 кандидатов наук, ориентированы в первую очередь на ведение образовательной деятельности. Тем не менее, в вузах накоплен значительный научный потенциал, который может быть успешно коммерциализирован. Однако система организации научной и инновационной деятельности полностью еще не выстроена. Согласно статистическим данным, в 2006 г. организациями региона не было создано ни одной передовой производственной технологии. Удельный вес инновационно-активных организаций был всего лишь 8,4%.
В-третьих, низкая эффективность работы отдельных механизмов, призванных стимулировать сотрудничество между хозяйствующими организациями и научными учреждениями, вузами региона. Исследование инновационных процессов в регионе показало, что тематика научных разработок, выполняемых в вузах, не совпадает с приоритетными направлениями развития технологий, реализуемыми предприятиями. Ряд интересных предприятиям направлений (переработка и воспроизводство лесных ресурсов, быстрое возведение и трансформация жилья и др.) пока не стали вузовскими приоритетами.
Для преодоления отмеченных проблем, исходя из имеющихся в регионе резервов, на наш взгляд, необходимо:
1. Создание системы подготовки профессиональных инновационных менеджеров.
2. Формирование структуры, позволяющей объединить усилия субъектов инновационной инфраструктуры по развитию инновационной деятельности в регионе, ускорить трансфер технологий.
По первому направлению требуется объединение усилий структур школьного, вузовского и послевузовского образования, научно-исследовательских и инновационных организаций и организация их совместной деятельности по подготовке менеджеров по следующей схеме (рис. 1).
Подготовленные в научно-образовательном центре школьники поступают в вуз, по окончании которого лучшие из них приглашаются в аспирантуру, а затем в молодежный научно-инновационный центр (МНИЦ). Создание на территории региона МНИЦ – это еще одна форма организации подготовки инновационных менеджеров (в частности, путем оказания консалтинговых услуг). Данные центры, как и НОЦ, следует создавать по приоритетным для области направлениям науки.
Рис. 1. Схема подготовки инновационных менеджеров
Подготовленные в МНИЦ высококвалифицированные кадры будут осуществлять реализацию инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области. В рамках МНИЦ предполагается функционирование двух структурных подразделений: первое осуществляет поиск инновационных идей и проектов через Российскую сеть трансфера технологий и ее международные сегменты, второе – поиск финансовых средств, необходимых для реализации данной идеи или проекта (гранты, конкурсы, средства фондов, частных инвесторов). Дальнейшее «превращение» инновационной идеи в продукцию целесообразно проводить в стенах Вологодского ГУ «Бизнес-инкубатор». Итогом этой цепочки станут «выращенные» малые инновационные предприятия, выпускающие конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию, руководство которыми будут осуществлять подготовленные в МНИЦ кадры. Таким образом, создается еще один инструмент подготовки менеджеров для сферы управления инновационной деятельностью в регионе.
Вторая задача может быть решена посредством формирования региональной сети трансфера технологий (РСТТ). Мы изучили существующие в Вологодской области предпосылки для ее создания, рациональные формы организации сетей трансфера технологий, их состав и принципы функционирования и пришли к нижеследующим выводам.
РСТТ – это объединение на добровольной основе организаций, работающих в области трансфера технологий или смежных областях, для осуществления совместной деятельности по достижению поставленных целей. Цель РСТТ Вологодской области – развитие инновационной деятельности и коммерциализация научно-технического потенциала региона путем содействия предприятиям и вузам в поиске и продвижении современных технологий как в России, так и за рубежом. Участники сети будут оказывать услуги, связанные непосредственно с трансфером технологий, а также с обучением, маркетинговыми исследованиями, защитой интеллектуальной собственности и т.п. Потенциальные клиенты РСТТ – заинтересованные в ее услугах компании, НИИ, вузы, частные лица. При организации работы сети целесообразно опираться на опыт, стандарты оформления технологической информации и методику работы европейских инновационных релей-центров, адаптированную с учетом российской специфики, а также методологию работы RTTN. Необходимо создание веб-сайта РСТТ, базы данных технологических разработок и запросов. Схематически сеть можно представить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Схема РСТТ Вологодской области
Для успешного функционирования сети требуется организационная и финансовая поддержка региональных органов власти, в свою очередь, участники РСТТ будут содействовать активизации инновационных процессов в регионе, участвовать в мероприятиях по реализации региональной инновационной политики. Источниками финансирования РСТТ могут быть:
– субсидии из регионального бюджета, например, предусмотренные в рамках программы инновационного развития региона;
– доходы от оказания платных услуг;
– различные гранты.
Для оценки функционирования сети следует организовать регулярный мониторинг ее деятельности и определить индикаторы работы, например:
– количество клиентов, которым оказаны услуги;
– число созданных технологических профилей, выражений интереса к ним;
– количество и стоимость соглашений о трансфере технологий;
– количество созданных малых инновационных предприятий;
– объем привлеченных финансовых ресурсов;
– стоимость всех прочих оказанных услуг и т.д.
Формирование региональной сети трансфера технологий позволит повысить конкурентоспособность предприятий региона за счет внедрения новых технологий, а также поможет вузам продвигать свои разработки на рынок.
Таким образом, предложенные мероприятия позволят без существенных финансовых и капитальных затрат сократить разрыв между секторами «наука» и «рынок», обеспечить экономику региона высококлассными специалистами в области управления инновационной деятельностью. При поддержке органов власти реализация данных проектов может значительно повысить инновационный потенциал Вологодской области.


Литература
1. Наука и инновации области: Стат. сб. – Вологда, 2007. – 44 с.
2. Регионы Северо-Западного федерального округа: социально-экономические показатели: Стат. сб. – Вологда, 2006.– 157c.
3. Гневко В.А. Региональные проблемы инновационного развития экономики. – СПб., ИУЭ. 2004. – 480 c.
4. Дежина И. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок // Общество и экономика. – 2004. – №7–8. – С. 188 – 248.
5. Императивы формирования инновационной системы в стратегии развития Вологодской области: заключительный отчет о НИР / ВНКЦ ЦЭМИ РАН; Под рук. В.А. Ильина; Исполн. К.А. Задумкин, Е.А. Мелехина, С.В. Теребова. – Вологда, 2006. – 216 с. – Инв. №02.02.007 01661.
6. Задумкин К.А. Инновационная деятельность в регионе: концептуальные подходы и практика: Учеб. пособие. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2006. – 144 с.
7. Ивантер В.В. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России // Проблемы прогнозирования. – 2007. – № 3. – C. 3–20.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия