Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Куценко С. В.
аспирант Уфимского государственного авиационного технического университета

Экономические аспекты посредничества в современном обществе

Актуальность исследования посредничества, как социально-экономического феномена определяется исключительной распространенностью этого явления в практике Российского общества и низкой изученностью его в научной литературе. В этой связи необходимо рассмотреть посредничество как многоаспектное социально-экономическое явление.
Посредничество – весьма важная и неотъемлемая часть современной рыночной экономики. В экономической науке посредничество — это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции и доведением ее до потребителя. [2, c. 25] Таким образом, посредническая деятельность заполняет четко выраженный разрыв в воспроизводственном процессе, который в условиях рыночных отношений опосредуется договорами купли-продажи товара. Институт торгового посредничества, наряду с маркетинговой и рекламной деятельностью имеет глубокие и широко развитые формы, определенные традиции в мировом сообществе, а также достаточно развитую нормативно-правовую базу. Большинство экономистов к собственно посреднической деятельности относят деятельность по содействию в заключении контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами рынка товаров и услуг.
Посредничество как неотъемлемая часть рыночной экономики, как рыночный «феномен» в постсоветском обществе рассматривается в трудах Н. Беликовой, О. Бодягина, Е. Пузиковой, Н. Семенова, Л. Стровского.
Посредничество как явление сферы теневой экономики в советский период изучалось В. Исправниковым, В. Куликовым, В. Таций, А. Шохиным, А. Яковлевым.
В зарубежной экономической науке торговое посредничество рассматривается как более широкое понятие, как устоявшаяся категория международной торговли. В общем плане значимость института торгового посредничества для экономик переходного периода отражена в работах Я. Корнаи, В. Леонтьева, П. Линдерта, А. Маршалла, Ф. Хайе­ка, Л. Эрхарда.
В настоящее время наблюдается отчетливая тенденция возрастания роли торгово-посреднической деятельности. Происходит укрупнение и объединение торгово-посреднических фирм, создание крупных монополий и транснациональ­ных корпораций с их участием. Торговые монополии через мелкие и средние фирмы экспортеров и производителей в развивающихся странах осуществляют скупку сырья (характерно и в отношении России), которое сами перерабатывают и реализуют через собственные магазины. [6. c. 110]
Таким образом, уточнение сущности посреднических операций в рамках коммерческой инфраструктуры рыночной экономики позволяет отобрать во всем многообразии экономических понятий те из них, которые наиболее полно на сегодняшний момент отражают явление посредничества.
Коммерческое посредничество – это продукт товарного производства, который появляется там и тогда, где и когда возникает объективная потребность в посреднике между товаропроизводителем и потребителем. Именно в рыночной экономике коммерческое посредничество обретает наиболее зрелые формы, организационно – технически и социально – экономически обосабливается от других форм коммерческой деятельности.
Для дифференциации коммерческого посредничества можно использовать разделение по видам рынков: коммерческое посредничество на рынке товаров, коммерческое посредничество на рынке капитала, коммерческое посредничество на рынке труда, коммерческое посредничество на рынке информации, коммерческое посредничество на рынке услуг, прочие.
С позиции удовлетворения запросов потребителей коммерческое посредничество выступает поставщиком специфического продукта – услуги, потребительская стоимость которого выражается в способности преодоления организационно-экономически и пространственно-экономически разобщенных субъектов рынка (товаропроизводителей, поставщиков, покупателей, потребителей и т.д.). Это касается продуктов всех форм коммерческого посредничества независимо от специализации по видам деятельности. Экономическая природа коммерческого посредничества на рынке товаров и услуг выражается в его способности восстанавливать единство пространственно-экономической разобщенности производства и потребления товаров и услуг с максимально возможной выгодой для товаропроизводителей и потребителей, а также, разумеется, и самих коммерческих посредников.
Так, под коммерчес­ким посредничеством будем понимать содействие в совершении торговой сделки между продавцом и покупателем за определенное вознаграждение, под торговым посредничеством – занятие в виде промысла посредничеством между сторонами, желающими заключить сделку. При этом существует посредничество, связанное с другими элементами коммерческой инфраструктуры (биржевое, фондовое, финансовое и т. п.).
В данном случае наибольшее внимание будет уделено вопросам социально экономического посредничества, выполняющего следующие основные функции:
– операции по организации сбыта — подысканию контрагентов, заключению сделок от имени продавца, предоставлению гарантий оплаты товара покупателем, проведению рекламных кампаний и исследований рынков;
– транспортно-экспедиторские операции; операции по транспортировке и страхованию грузов;
– финансирование торговых операций;
– технические услуги, послепродажное техническое обслуживание;
– сбор и предоставление информации о рынках;
– создание дочерних предприятий по переработке и сборке продукции.
В динамично развивающихся экономиках посредничество так же как и в России имеет тенденцию устойчивого роста. Так, в США насчитывается около 20 типов различного рода посреднических структур, а с учетом товарной специализации их число превышает несколько тысяч. При этом в США на независимых посредников приходиться 52% общего объема продаж продукции, а на долю оптовых филиалов промышленных компаний лишь 40%. В Японии функционируют около 120000 посреднических структур, на долю которых приходиться почти 60% объема продаж продукции производственно-технического назначения. [1. c. 345]
Экономическая теория говорит о трех формах полезности коммерческого посредничества независимо от статуса самой посреднической организации:
1. полезность состояния, т.е. превращение производственного ассортимента товаров в потребительский, включая предпродажное и послепродажное обслуживание;
2. пространственная полезность, т.е. снижение затрат (потерь) из-за пространственной разобщенности производства и потребления товаров;
3. временная полезность, т.е. компенсация затрат (потерь) временной разобщенности производства и потребления товаров.
Для раскрытия концепции посреднической деятельности необходимо указать основные принципы, действующие на рынке.
Во-первых, это тесная связь посредничества с маркетингом, она определяется сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков, и воплощена в лозунге «Продавать нужно только то, что можно продать».
Во-вторых, умение предвидеть коммерческие риски является так же очень важным принципом для предпринимателя в сфере посредничества. Риск – это степень неопределенности результата, это возможные убытки в работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации. Риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, из-за уничтожения или порчи груза при транспортировке, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, риск может воз­никнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Посредническая деятельность без рисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияние риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.
В-третьих, существует такое понятие как личная инициатива, которая зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере посредничества, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств. Под культурой труда подразумевается определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, бережное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.
В-четвертых, работа посреднической организации в сфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей, а именно, объемом реализации товаров, уровнем издержек обращения, показателями товарооборачиваемости и рядом других. Однако наиболее точно отражает эффективность посреднической работы показатель прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов посреднической деятельности.
Основная цель использования посредников – повышение экономической целесообразности и эффективности отдельных операций. [5, c. 64] Несмотря на расходы по оплате вознаграждения посредникам экономичность операций повышается за счет следующих факторов:
– привлечение посредников повышает оперативность сбыта товаров, что способствует увеличению прибыли продавца за счет ускоренного оборота его капитала;
– посредники, находясь ближе к покупателю, лучше знают рынок и более оперативно реагируют на изменение его конъюнктуры, что позволяет реализовывать товар на более благоприятных для экспортера условиях, освобождая его от многих забот, связанных с реализацией товара;
– привлечение посредников создает возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков поставок и промежуточных складов, лучшего складирования и хранения товаров, предпродажного сервиса и технического обслуживания, специальной маркировки, комплектации изделий в соответствии с местными требованиями;
– некоторые посредники финансируют сделки предприятия (на основе как краткосрочного, так и среднесрочного кредитования), авансируют поставщиков, вкладывая собственный капитал в создание и функционирование сбытовой сети, что создает важные экономические преимущества от экономии средств, вкладываемых в обращение;
– посредники обеспечивают для предприятия возможность относительно быстрого выхода на новые рынки, более легкого доступа к покупателям, дают возможность экспортеру уменьшить или устранить кредитные риски, экономить на бухгалтерских и канцелярских расходах, оптимизировать затраты на маркетинг, рекламу и т.п.;
– посредники, всегда находясь в более тесном контакте с конечными потребителями товаров и услуг, являются важными постоянными источниками ценной первичной информации о рынке – его емкости, тенденциях формирования и изменения спроса, его сегментации, положении конкурентов, перспективах сбыта, ценах и возможностях их изменения, современных требованиях к уровню качества и конкурентоспособности товара. Умелое использование такой информации, как показывает практика работы отдельных фирм, часто позволяет им получать важные конкурентные преимущества, активно совершенствовать тактику и стратегию сбыта, многократно окупая затраты на оплату услуг посредников;
– при работе через посредников, специализирующихся на массовом сбыте определенной номенклатуры товаров, обычно возникает дополнительная выгода за счет снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара.
Посредничество – неизменный атрибут рыночных взаимоотношений. У нас в стране определению посредник «повешен ярлык» с негативным, даже презрительным отношением, что не соответствует истинной полезности и целесообразности деятельности коммерческих посредников. Трансформационные процессы в сфере коммерческого посредничества протекают весьма не равномерно. Это вызвано проблемами, как отраслевого характера, так и общими издержками переходного периода в России. Для того чтобы, более точно определить влияние посредничества на общество, необходимо проводить исследования, изучать процессы, происходящие в обществе, в экономике, в мире.
Таким образом, посредническая деятельность является одной из форм социально-экономических отношений в обществе, имеет глубокие корни и широко развитые формы, содействует осуществлению связей между субъектами и реализуется в сфере товарного обращения, финансов, новых технологий, продуктов интеллектуального труда и многих других сферах.


Литература
1. Гриффитс А., Уолл С. Экономика для бизнеса и менеджмента М.: Изд-во: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 944 c.
2. Босчаева 3.Н. Формула экономического роста. – М.: Экономика, 2007. – 368 с.
3. Голиков В.Д., Кузнецова Е.В., Черкасова Ю.Ю. Социальный феномен рынка / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2006. – 296 с.
4. Коммерческие организации и фирмы /Под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург: МП «ПИПП» при изд-ве УрГУ, 1999. – 405 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – 752 с.
6. Пузаков Е.П., Бодягина О.В. / Внешнеэкономическая деятельность торгово-посреднического предприятия – М.: 1997. – С. 216.
7. Серова С.В. Проблемы формирования стратегии развития в сфере коммерческого посредничества // Современные аспекты экономики. – 2001. – №4. – С. 180–183.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия