Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Осипов М. А.
начальник отдела Управления ФНС по Республике Саха (Якутия),
кандидат экономических наук


Методы налогового стимулирования инвестиций в инновационное
развитие экономики

Активизация инвестиционной деятельности обычно осуществляется на основе использования потенциала регулирующей функции налогов. Застойные явления в сфере капитальных вложений, недоиспользование производственных мощностей, замораживание инвестиционных объектов периодически возникали и возникают на разных этапах развития ведущих индустриальных стран, таких как США, Германия, Япония, Франция, Великобритания и поэтому большой интерес представляет изучение опыта преодоления кризиса инвестиций в этих странах.
1. Зарубежный опыт использования налоговых льгот для стимулирования инновационного развития
Налоговые льготы как метод стимулирования предпринимателей к инвестированию средств в основной капитал и проведение научно-исследовательских работ получили распространение в развитых странах на рубеже 60-х гг. прошлого века. В этот период сформировались основные причины расширения сферы применения системы налоговых льгот, к числу которых можно отнести появление теоретических обоснований необходимости усиления регулирующей и стимулирующей роли налогов в условиях ужесточения конкуренции на мировом рынке. Не меньшую роль в указанном процессе сыграли такие факторы, как снижение государственных расходов на научно-технические исследования из-за низкой экономической эффективности результатов финансируемых бюджетом работ, а также уменьшение заинтересованности фирм в получении бюджетных средств по государственным программам на инвестирование производства. Снижение интереса частного бизнеса к участию в бюджетных программах было вызвано существованием целого ряда ограничений при использовании этих средств. В результате от непосредственного финансирования технического перевооружения производства и научно-исследовательских работ развитые страны перешли использованию экономических, в первую очередь, налоговых методов стимулирования фирм и корпораций, самостоятельно выполняющих такие работы.
Стимулирующие функции могут выполнять практически все налоги, но для активизации инвестиций наиболее часто используется корпоративный налог или налог на прибыль корпораций. Методы стимулирования инвестиций, основанные на использовании этого налога, применяются во многих странах. К их числу относится использование режима ускоренной амортизации, инвестиционный налоговый кредит и стимулирование расходов на научно-исследовательские работы.
Ускоренная амортизация впервые нашла применение в США в 1954 г. в отдельных приоритетных отраслях экономики, а в 60-е гг. ХХ в. распространилась и на другие страны. При этом основным методом начисления амортизации вместо линейного стал регрессивный или метод уменьшаемого остатка, при котором сумма амортизационных отчислений рассчитывается от остаточной стоимости амортизируемого имущества. В условиях инфляции и быстрой сменяемости моделей оборудования этот метод позволяет в первые годы его эксплуатации накопить большую часть амортизационных средств и сократить потери фирмы при досрочном списании техники. Кроме того, в 70-е гг. корпорациям было предоставлено право самостоятельно устанавливать амортизационный период по группам основных средств в пределах регламентированного временного диапазона, например, от 5 до 7 лет.
Во Франции для стимулирования переоснащения в дополнение к обычным амортизационным отчислениям предприятиям разрешено исключать из их доходов сумму, равную 10% исходной стоимости основных средств. Аналогичные стимулы при приобретении нового оборудования или строительстве производственных объектов предусмотрены законодательством Великобритании, где отдельные предприятия имеют право вычитать из доходов помимо амортизации суммы, равные 15–30% стоимости строительства объектов или нового оборудования.
В начале 60-х гг. в странах с рыночной экономикой стал применяться инвестиционный налоговый кредит, сумма которого обычно рассчитывалась в процентах от стоимости приобретаемого оборудования и уменьшала величину налога на прибыль корпорации. Условия предоставления инвестиционного налогового кредита на протяжении ряда лет неоднократно менялись. Это касалось и размера самого кредита, и видов вводимых активов, и процентов за пользование кредитом. В отдельные годы, когда наблюдался инвестиционный бум, действие кредита приостанавливалось.
Данная льгота позволяет весьма эффективно стимулировать обновление и расширение основных средств, однако ее применение было недостаточным для финансирования инициативных научно-исследовательских работ. Ведь результаты от их внедрения не могут в короткие сроки обеспечить окупаемость произведенных затрат. Поэтому в практику налогообложения были введены специальные налоговые льготы на проведение научно-исследовательских работ.
В США такие льготы стали применяться с середины 50-х гг. в виде единовременного исключения из налогооблагаемой базы корпораций затрат на проведение НИОКР или (по выбору) вычета этих затрат в течение нескольких лет. Следует отметить, что эта льгота широко использовалась крупнейшими корпорациями. Так, в 1971 г. налог на прибыль крупных нефтяных компаний составил всего 5% прибыли, подлежавшей обложению, тогда как в среднем по стране он достигал 40%. Подобные льготы вводились в Великобритании, ФРГ и других странах.
Наибольшая активность в стимулировании инвестиционной деятельности частных фирм за рубежом была характерна для периода конца 70-х – начала 80-х гог. Правительства ряда стран определяли приоритетные виды или направления предпринимательской деятельности, для которых устанавливались пониженные налоговые ставки, вводились освобождения инвестируемых сумм от налогов, разрешалась ускоренная амортизация. В первую очередь это касалось предприятий, занятых производством электроники, авиационной и ракетно-космической техники, автомобилей, горнодобывающей промышленности и ряда других отраслей. Однако в дальнейшем выяснилось, что вместо повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов, многие фирмы ставили для себя задачу получения максимальных налоговых льгот и ухода от налогов. Приоритетность отдельных отраслей приводила к экономическому неравенству налогоплательщиков. Поэтому в ходе налоговых реформ 80-х гг. целый ряд льгот был отменен.
Учитывая новые тенденции в развитии научно-технического прогресса, которые потребовали от предпринимателей расширения межотраслевых, межрегиональных и международных связей, стимулирование инвестиционной деятельности было переориентировано на поддержку создания новых организационных форм предпринимательства, способных быстро выполнять и реализовывать новейшие разработки и инновации на стыке различных сфер производства. При этом налоговое стимулирование научно-исследовательской деятельности даже расширилось. Оно охватило и фундаментальные исследования, и деятельность по внедрению изобретений в производство. Появилась новая форма инвестиционной льготы – исследовательский налоговый кредит, был снижен уровень налогообложения небольших внедренческих фирм, расширилось налоговое стимулирование сотрудничества фирм и корпораций с университетами.
В настоящее время во многих странах действуют льготы по затратам на научно-исследовательские работы, однако и сегодня в этой сфере ситуация не идеальна. В частности, данными льготами в первую очередь пользуются компании, которые уже обладают достаточным научно-исследовательским потенциалом. Фирмы, которые только начинают исследовательские программы и не имеют достаточных средств, не могут в полной мере воспользоваться льготами, так как по условиям налогообложения многих стран предоставление налогового кредита возможно только при условии подтверждения факта прироста затрат на НИОКР, что не всегда под силу этим фирмам.
В 80-е годы активизировался процесс кооперации промышленных компаний с научно-исследовательскими и конструкторскими фирмами. В США и странах Европейского союза появился новый тип научно-исследовательских партнерских объединений. Ведущая роль в таких объединениях часто принадлежит университетам. Инвесторам этих объединений предоставляются существенные льготы в виде освобождения инвестируемых средств от налогов, а прибыль, получаемая объединениями от реализации результатов научных исследований, облагается по сниженной ставке.
Важное место в системе налоговых льгот, в том числе инвестиционных, принадлежит упрощенным и облегченным условиям налогообложения субъектов малого предпринимательства, среди которых определенное место занимают венчурные фирмы. Во многих странах прибыль мелких компаний облагается не на общих основаниях, а по ставке индивидуального подоходного налога владельца предприятия, которая существенно ниже ставки налога на прибыль фирмы. Банки также могут пользоваться льготами в виде списания на издержки части прибыли, за счет которой они создают фонды на случай невозвращения кредитов и страхования операций с высокой степенью риска, каковыми являются фонды венчурного капитала.
Есть льготы для вновь создаваемых акционерных обществ, которые в течение первых лет работы полностью или частично освобождаются от налога. Такие льготы обычно называются налоговыми каникулами.
Новой разновидностью отсрочки налоговых платежей является налоговый кредит на затраты по профессиональной подготовке работников организаций. Обычно этот кредит представляет собой вычет из облагаемой прибыли в пределах установленного процента суммы прироста затрат предприятия на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров. На территориях с высоким уровнем безработицы расходы на подготовку кадров полностью вычитаются из налоговой базы по налогу на прибыль.
Налоговые льготы в ряде случаев имеют отраслевую направленность, например, предоставляются лицам, инвестирующим свои средства в сельское хозяйство или сельскохозяйственное машиностроение. Инвестиционные налоговые льготы часто используются для поддержки предпринимателей, функционирующих в регионах с невысоким уровнем экономического развития или со сложными природно-климатическими условиями. Так, компании в отсталых южных районах Италии освобождаются от налога на прибыль в течение первых десяти лет с момента их регистрации. В провинциях Канады с особо суровым климатом в пределах налога на прибыль фирмам предоставляется скидка в размере 20–50% затрат на приобретение оборудования и строительство. В Германии для фирм, осуществляющих капитальные вложения в регионы, где возникают так называемые «больные» отрасли, разрешается ускоренная амортизация основных средств. Это позволяет учесть региональный аспект в предоставлении налоговых инвестиционных льгот.
В условиях создания и расширения экономических сообществ государств, в частности Европейского Союза, процессы унификации налогообложения инвесторов получили дальнейшее развитие. Для создания единого внутреннего рынка страны ЕС решают вопросы гармонизации и унификации налогообложения прибыли предприятий и доходов от инвестиционной деятельности, чтобы обеспечить свободную миграцию капиталов в рамках Союза и расширить возможности научно-технической интеграции и распространения инноваций. В то же время, такая унификация затрагивает интересы национальных производителей и ограничивает влияние правительств на структуру и конъюнктуру внутренних рынков.
Унификация налогообложения инвесторов в рамках ЕС происходит по нескольким направлениям. Во-первых, происходит гармонизация порядка определения налогооблагаемой прибыли корпораций по линии сокращения различных льгот и введения национальных систем государственных дотаций налогоплательщикам на развитие производственной и научно-технической деятельности, устранение двойного налогообложения. Во-вторых, широко применяется использование ускоренной амортизации, которая должна постепенно заменяться амортизацией в соответствии со сроками экономического или коммерческого использования основных средств. Указанный процесс происходит на фоне ограничения практики приоритетного налогового стимулирования. В-третьих, осуществляется создание благоприятных условий налогообложения малых предприятий, в том числе в сфере венчурного бизнеса, включая создание сети дочерних фирм крупных компаний.
Гармонизация налоговых систем позволит обеспечить равные условия для всех потенциальных инвесторов, функционирующих в границах межгосударственного сообщества, создать условия для свободного перемещения капиталов на внутреннем интегрированном рынке, стимулировать развитие международного научно-технического сотрудничества и активизировать процесс привлечения внешних инвестиций.
Обобщая зарубежный опыт налогового стимулирования инвестиционной деятельности, можно сделать вывод о его основных инструментах, к числу которых относятся пониженные налоговые ставки, налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы и ускоренная амортизация.
2. Проблемы и перспективы развития системы налогового стимулирования в России
В России одним из основных факторов, препятствующих расширению инвестиционной деятельности, является общая макроэкономическая неустойчивость, которая снижает инвестиционную привлекательность страны в целом и отдельных ее регионов. Хотя в последние годы темпы роста экономики стали более устойчивыми, этот рост достигается в основном за счет увеличения объемов продукции добывающих отраслей, в значительной степени подверженных влиянию изменения цен на энергоносители на международном рынке. Одним из главных условий вложения средств со стороны инвесторов является стабильность условий и правил, устанавливаемых законами и подзаконными актами, в том числе в области налогообложения.
Помимо стабильности налогового законодательства значение имеет уровень налоговых изъятий. Высокая налоговая нагрузка сдерживает развитие инвестиционных процессов, ограничивая объемы финансовых средств, которые могут быть использованы в качестве капитальных вложений. Конечно, в первую очередь это касается собственных средств предприятий, но именно эти средства составляют подавляющую часть инвестиций в России. Дефицит долгосрочных ресурсов на рынке капитала и недоступность заемных средств из-за их высокой стоимости не позволяют широко использовать эти источники большинству предприятий.
Несмотря на разные взгляды отдельных групп ученых на роль государства и на государственное регулирование экономики (например, кейнсианская теория спроса, предполагающая высокие налоги, и неоклассическая теория, обосновывающая снижение налогового бремени), налоги в любом случае рассматриваются как инструмент регулирования экономических процессов, следовательно, и как средство влияния на инвестиционную деятельность.
Становление налоговой системы России происходило в обстановке высокой инфляции, экономического спада. Доля убыточных предприятий в 1998 г. превысила 50%. В последующие годы эта доля несколько снизилась, но до сих пор в некоторых регионах продолжает оставаться довольно высокой. Например, в Республике Саха (Якутии) в 2005 г. были убыточными 460 предприятий, или 49% от общего количества предприятий в регионе. При этом количество убыточных предприятий увеличилось по сравнению с 2004 г. почти на 12%. Наиболее высока доля убыточных предприятий в отраслях добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (более 70%), в машиностроении, текстильном и швейном производстве (более 60%).
В налоговой системе Российской Федерации стимулирование инвестиций осуществлялось, прежде всего, в виде льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог действовал с 1992 по 2001 гг. Указанная льгота предусматривала освобождение от налога части прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения, в том числе в порядке долевого участия, а также на погашение банковских кредитов, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Льгота предоставлялась при условии полного использования налогоплательщиками сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При этом совокупность налоговых льгот, включая инвестиционную, не должна была уменьшать фактическую сумму налога более чем на 50%. Это значит, что в условиях действовавшей в тот период налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 35% при полном использовании льготы предприятия могли снизить эту ставку до 17,5%, т.е. вдвое.
В 2002 г. с вводом главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» налоговая ставка была снижена до 24%, или на 11 процентных пунктов. Однако при этом практически все льготы по данному налогу были упразднены. Отмена льгот оправдывалась существенным снижением величины налоговой ставки, а также разрешением применять ускоренную амортизацию имущества для целей налогообложения прибыли. Кроме того, Постановлением Правительства РФ была принята новая классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая значительно сократила сроки полезного использования оборудования и другого имущества. И все же такие изменения ухудшили условия налогообложения для тех налогоплательщиков, которые в полной мере использовали прежнюю инвестиционную льготу. Если раньше инвесторы могли платить налог на прибыль в размере 17,5%, то теперь налоговая ставка повысилась для них до 24%.
Справедливости ради следует сказать, что в последние годы расширились возможности налогоплательщиков на включение в состав затрат при расчете налога на прибыль расходов, понесенных на выполнение научно-исследовательских и опытно конструкторских работ. Такая возможность регулируется статьей 262 главы 25 Налогового кодекса РФ. Расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованной продукции, признаются предназначенными для целей налогообложения после завершения исследований или разработок и подписания акта сдачи-приемки в установленном порядке. Если в 2002–2005 гг. указанные расходы равномерно включались налогоплательщиком в состав прочих затрат при условии использования результатов исследований в производстве в течение трех лет, то с 2006 г. период списания сокращен до одного года. Если работы не дали положительного результата, расходы на их выполнение также подлежали включению в состав прочих затрат в течение трех лет в размере, не превышающем 70% фактических расходов. С 2006 г. здесь также изменились условия списания. Во-первых, по работам с отрицательным результатом теперь можно списывать 100% расходов, а во-вторых, срок списания также сократился сначала до 2-х, а затем и до 1 года. Перечень исследований, на которые распространяются данные правила, является закрытым. В него включаются расходы на НИОКР, выполняемые с целью создания новых и совершенствования применяемых технологий, а также новых видов сырья и материалов.
В уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль идут также расходы на НИОКР, осуществляемые в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Эти расходы принимаются для целей налогообложения в пределах 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика по мере их фактического осуществления. Надо сказать, что такие отчисления большинством предприятий не осуществляется, поскольку у них отсутствует заинтересованность в этом. Данный механизм будет работать в том случае, если предприятия получат возможность кроме отчисляемых сумм в указанные фонды дополнительно уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, например, в пропорции 2:1.
С 2006 г. налогоплательщикам предоставлено право включения в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения. Таким образом, в российском налоговом законодательстве появилось новое понятие расходов, которые получили название «амортизационная» или «инвестиционная премия». Данная норма введена для регулирования роста инвестиционного потенциала промышленности и стимулирования отечественных производителей к накоплению инвестиционных ресурсов, необходимых для технического перевооружения производства.
Согласно статье 259 Налогового кодекса РФ в момент постановки на учет и в период ввода в эксплуатацию объекта основных средств предприятия могут отнести на затраты до 10% его первоначальной стоимости, включая расходы на достройку, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств. Это позволяет ускорить процесс амортизации и повысить роль амортизационных отчислений как инвестиционного источника собственных ресурсов предприятий, соответственно уменьшив налоговую базу по налогу на прибыль и сумму уплачиваемого налога.
Существенной поддержкой для инвесторов может стать полное отнесение на затраты процентов за пользование кредитами на инвестиционные цели. Надо сказать, что отечественное законодательство не делит кредиты по целевой направленности и предусматривает определенные ограничения по отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы. В большинстве случаев предельная величина процентов по кредитам, признаваемая расходом, согласно статье 269 Налогового кодекса РФ, не превышает ставку рефинансирования Центрального банка России, увеличенную в 1,1 раза. Это значит, что при ставке 10% (по состоянию на сентябрь 2007 г.) расходами будут признаваться проценты, уплачиваемые за кредит, процентные платежи по которому не превышают 11%. Суммы процентов, превышающие этот предел, не будут учитываться для целей налогообложения. На практике вряд ли найдется такой банк, который предоставит кредит организациям под 11%. Реальная сумма процентов будет значительно выше.
С 2007 г. льготу по единому социальному налогу получили организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Сниженная ставка этого налога для данной категории налогоплательщиков может применяться при достижении дохода работника свыше 75 тыс. руб., а не 280 тыс. руб., как при обычных условиях. Льготой могут воспользоваться российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, оказывающие услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных. При этом такие организации должны иметь соответствующий документ о государственной аккредитации, доходы от профильной деятельности должны составлять не менее 90% от суммы всех доходов, в том числе от иностранных лиц не менее 70%, и среднесписочную численность работников не менее 50 человек.
По другим федеральным налогам специальных налоговых льгот в виде сокращенной налоговой ставки или уменьшения налоговой базы для инвесторов не предусмотрено.
Другой вид льгот, который целенаправленно поддерживает инвесторов, известен как инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления регламентированы статьями 66 и 67 Налогового кодекса РФ. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется при проведении НИОКР, либо технического перевооружения собственного производства организации, при осуществлении внедренческой или инновационной деятельности, в том числе при создании новых или усовершенствовании применяемых технологий, новых видов сырья или материалов, а также при выполнении особо важных заказов по социально-экономическому развитию региона. Организации, получившие право на такой кредит, в течение определенного срока и в определенных пределах могут уменьшать свои платежи по налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 до 5 лет. Величина процентов по кредиту устанавливается в пределах от 0,5 до 0,75 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Анализ практики инвестиционного налогового кредитования выявил два противоречивых момента в механизме его предоставления. Во-первых, должно соблюдаться условие, при котором уменьшение налоговых обязательств, а соответственно и суммы кредита не должны превышать 50% платежей по налогу, уплачиваемых в обычных условиях без учета кредита. Во-вторых, сумма кредита в случае приобретения оборудования, используемого для НИОКР или технического перевооружения, не может превышать 30% его стоимости. Кроме того, субъекты Федерации или органы местного самоуправления могут устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита на своих территориях. Названные моменты ограничивают возможности инвесторов, а наличие права у региональных органов вводить свои условия может привести к слишком большому разнообразию правил предоставления инвестиционного налогового кредита на отдельных территориях.
Сектор малого предпринимательства в настоящее время пользуется достаточно либеральными условиями налогообложения в рамках специальных налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога. Однако эти режимы не предусматривают особых условий, стимулирующих развитие инвестиционной, инновационной деятельности или венчурного бизнеса.
С 2005 г. специальные льготы введены для особых экономических зон. От налога освобождается имущество, учитываемое на балансе организаций, которые являются резидентами этих зон, в течение 5 лет с момента его постановки на учет. Аналогичное освобождение установлено и по земельному налогу.
На региональном и местном уровнях налоговое законодательство предусматривает ряд льгот, способствующих созданию более благоприятных условий для организаций, реализующих инвестиционные проекты. Обычно эти льготы ориентированы на предприятия отдельных отраслей. Так, во Владимирской области по налогу на имущество предусмотрено снижение ставок на 50% в части, зачисляемой в областной бюджет, для организаций легкой и текстильной промышленности. Полученные в результате этой льготы средства должны быть направлены на инвестиции в производство. Организациям Владимирской области, занятым в отраслях машиностроения, цветной металлургии, химической, легкой, стекольной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, предоставляются льготы в зависимости от объема привлекаемых иностранных инвестиций и срока окупаемости проектов.
В Тюменской области инвесторам предоставляются льготы в размере 100% по налогу на имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта, а также по земельному налогу. Льготы предоставляются по тем инвестиционным проектам, которые включены в инвестиционную программу области, в приоритетных областях региона. При этом общая сумма налоговых льгот не может превышать 50% суммы инвестиций в расчете на год. Аналогичное условие предусмотрено в законодательном акте, регулирующем инвестиционную деятельность в Новосибирской области, при введении дифференцированных ставок и льгот по уплате налогов в областной бюджет.
В Республике Саха (Якутия), как уже отмечалось, региональная налоговая политика осуществляется в соответствии с одноименными ежегодно принимавшимися законами 2002 и 2003 гг., а с 2004 г. – на основе закона долгосрочного действия. С 2004 г. в связи с изменениями законодательства по налогу на имущество (введением Главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ) в Республике Саха (Якутия) были установлены льготы по ряду отраслей. В частности, было освобождено от налога имущество производственного назначения по переработке и выпуску кожевенно-обувной и меховой продукции, если стоимость указанного имущества превышает 250 млн. руб., основные производственные фонды предприятий, используемые для производства мебельной продукции в объеме более 40 млн. руб. в год. Пониженная ставка налога в размере 1,4% была установлена для предприятий по производству и реализации пищевой продукции, если стоимость их имущества превышает 500 млн. руб.
В республике действует порядок рассмотрения предложений по внесению изменений и дополнений в закон «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)». Согласно этому закону отдельные налогоплательщики или их объединения, а также другие субъекты права могут обратиться с инициативными предложениями в постоянно действующую налоговую комиссию при Правительстве Республики с заявкой на разработку проекта закона о предоставлении налоговых льгот. Заявка должна содержать формулировку предполагаемой цели введения льготы, критерии ее достижения, вид налога и размер налоговой льготы. Также необходимо указать состав налогоплательщиков, для которых предлагается установить льготу, примерную оценку доходов всех уровней бюджетной системы, выпадающих в результате введения льготы, предполагаемые направления использования налогоплательщиками высвобождаемых средств.
Краткий обзор практики применения инвестиционных льгот на региональном уровне показывает, что в большинстве случаев такие льготы носят отраслевой характер и устанавливаются для предприятий приоритетных отраслей, которые на определенный период времени признаны таковыми на территории субъекта. Поскольку перечень региональных налогов невелик, эти льготы устанавливаются в основном по налогу на имущество организаций в виде полного или частичного освобождения от данного налога. Возможность получения льгот обычно оговаривается или увязывается с определенными условиями, например, с обязанностью использования инвестиций на производственные цели, объемом привлекаемых иностранных инвестиций, со сроком окупаемости инвестиционного проекта, с включением проекта в региональную инвестиционную программу и др.
Также могут быть установлены некоторые ограничения, в частности, сумма льгот не должна быть больше 50% суммы инвестиций, срок предоставления льгот не может превышать 5 лет и т.д.
В Республике Саха (Якутия) инвестиционные льготы в чистом виде практически не применяются. Преимущества при уплате налога на имущество могут использовать организации некоторых отраслей, но среди целей, на которые ориентированы эти льготы, расширение инвестиционной активности не обозначено. Инвестиционный налоговый кредит также практически не применяется.
Таким образом, узость возможностей налоговой политики на уровне регионов не позволяет им активно включать в нее меры по расширению инвестиционной деятельности. Особенно это касается субъектов, где региональные бюджеты формируются с дефицитом. Там же, где инвестиционные льготы предусмотрены, они касаются только регионального налога на имущество организаций и частично, земельного налога.
Возможность введения инвестиционной льготы существует по федеральному налогу на прибыль организаций в рамках 4% из части налоговой ставки, зачисляемой в региональный бюджет. Однако при жестком дефиците бюджетных средств такое снижение могут себе позволить лишь немногие регионы. Хотя именно инвестиции с наибольшей степенью вероятности могут обеспечить рост налоговой базы и налогового потенциала региона в предстоящих периодах.
Федеральным законом № 195-ФЗ, принятым 19.07.2007 г., внесены изменения в Налоговый кодекс РФ по НДС, налогу на прибыль и упрощенной системе налогообложения с целью формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности. Но и в нем есть некоторые ограничения. В частности, коэффициент 3 может применяться к основной норме амортизации, рассчитываемой только линейным методом, и это не касается условий применения нелинейного метода, где установлен весьма низкий коэффициент 2.
Обобщение отечественной практики налогового стимулирования инвестиционных процессов показало, что эти меры действуют весьма ограниченно. На федеральном уровне указать на возможность ускоренного начисления амортизационных средств и включения некоторых видов расходов, связанных с выполнением научных исследований, в затраты для целей налогообложения прибыли организаций, а также предоставление инвестиционного налогового кредита. На региональном уровне инвестиционные льготы ограничиваются снижением ставки или освобождением от налога на имущество предприятий, реализующих инвестиционные проекты, но такие льготы установлены далеко не во всех субъектах Федерации.
Практически не предоставляются налоговые каникулы для вновь создаваемых предприятий, отсутствует льгота для предприятий венчурного бизнеса, специальная инвестиционная льгота по налогу на прибыль заменена возможностью применять ускоренную амортизацию. Другими словами, в России нет стройной системы поддержки инвесторов, существенной частью которой мог бы стать набор инвестиционных льгот для предприятий, активно ведущей этот вид деятельности и выводящих страну на путь инновационного развития экономики.


Литература
1. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Постановление Правительства РФ от 1.01.02 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
3. Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. – М.: Экзамен, 2000.
4. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Налоги в условиях экономической интеграции /Под ред. В.С. Барда и Л.П. Павловой. – М.: КНОРУС, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия