Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Пилявский В. П.
проректор Государственной полярной академии по развитию и инновациям
кандидат технических наук, доцент


Управление безопасностью населения и предпринимательских структур мегаполиса

С каждым годом чрезвычайные ситуации, порождаемые производственными и транспортными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, становятся все более частыми, масштабными и опасными, сопровождаются все большими человеческими жертвами, материальным ущербом и деградацией природной среды. Особенно тяжелые последствия эти ситуации приобретают в крупных городах – мегаполисах.
По причинам возникновения и своему характеру чрезвычайные ситуации могут быть разделены на три группы:
1. Техногенные аварии и катастрофы (транспортные аварии, пожары и взрывы, выбросы сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, обрушения сооружений, электроэнергетические аварии, аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, гидродинамические аварии, террористические акты).
2. Опасные природные явления и стихийные бедствия (разрушительное воздействие геокосмических, геофизических, геологических, метеорологических и гидрологических сил; природные пожары, инфекционные заболевания, распространение природных вредителей).
3. Экологические бедствия (аномальные изменения состояния сфер природной среды – суши, атмосферы, гидросферы и биосферы).
Как свидетельствует анализ статистических данных, большая часть чрезвычайных ситуаций, возникающих в мегаполисе, имеет техногенный характер.
Мегаполис, являясь частью антропосферы, в грубом приближении можно представить как соединение производственного сектора и сектора компактного проживания населения. Связующим звеном между этими секторами служит инфраструктура жизнеобеспечения. Сбои в работе инфраструктуры могут нести потенциальную опасность для жизни и здоровья населения микрорайонов и целых районов мегаполиса. Особую опасность в этом смысле представляют неполадки, которые могут возникнуть в системах энергообеспечения, как показали случаи отключении электричества из-за аварий на подстанциях, имевшие место в Москве и Санкт-Петербурге.
Аварии на коммунальных системах, в частности системах отопления в зимний период, приводят к разрушению внутридомовых сетей теплоснабжения и гибели людей в образовавшихся водоемах с горячей водой. В последнее время участились аварии на газовых сетях. Так, за первые две недели 2008 г. при взрывах бытового газа в городах России погибло пятнадцать человек, сотни человек пострадали, были разрушены жилые здания. По данным МЧС, ежегодно в России происходит около трех сот тысяч пожаров, при которых погибает около двадцати тысяч человек, получают ранения свыше двенадцати тысяч. Ежедневный материальный ущерб составляет в среднем 17,2 млн. рублей.
Одним из возможных решений указанной проблемы является создание и внедрение интегрированных систем управления зданием. Использование подобных систем позволит обеспечивать своевременную локализацию аварийных ситуаций, осуществлять интегрированное управление безопасностью и вести оптимальный режим управления инженерным оборудованием.
Не менее острой для мегаполисов является проблема твердых бытовых отходов (ТБО). К началу 80-х гг. в нашей стране годовой оборот ТБО оценивался в 40 млн.т., в настоящее время их образуется уже более 60 млн. т. в год. Удельный годовой выход ТБО на одного жителя современного города составляет 450–700 кг. В развитых странах эта величина ежегодно возрастает на 4–5%, что втрое превышает рост населения. Проблема утилизации ТБО, а также очистки бытовых и промышленных сточных вод становится все более актуальной. Для ее решения сформировано понятие паспорта безопасности муниципального образования и района (округа) мегаполиса, разработана методика оценки риска, возникающего в процессах прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций.
Значительное количество проблем возникает при функционировании автотранспортного комплекса мегаполиса. Ежегодная статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации однозначно свидетельствует о том, что автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, поэтому обеспечение безопасности участников движения на автодорогах страны представляет собой актуальную, многоплановую задачу. В результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно в мире гибнет около 250 тыс. человек, а травмы получает около 7 млн. человек. В дорожно-транспортных происшествиях, которых в России в 2005 г. произошло 189 тыс., ежегодно гибнет около 35 тыс. человек, число раненых превышает 215тыс. человек в год. Ущерб от автокатастроф за 2005 г. составил 243 млрд рублей. Печально, что прирост указанных показателей составляет около 16% в год. Количество людей, погибающих на дорогах в нашей стране в течение года, составляет 14% от мирового числа, при этом численность населения страны составляет всего 2,3 % от мировых значений.
С другой стороны, транспорт является одним из важнейших элементов материально-технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и сферы обслуживания.
Но наряду с преимуществами, которые обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс сопровождается и негативными последствиями, например, отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду. Автомобильный парк является практически основным источником загрязнения окружающей среды мегаполиса, а также одним из постоянных источников, создающих высокий уровень шума и вибрации. Ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 млн. тонн различных загрязняющих веществ: окиси углерода, окислов азота и серы, углеводородов, сажи, а также бензола, формальдегида, ацетальдегида, толуола, свинца и др. Являясь крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно влияет на увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа и, тем самым, на процесс глобального потепления климата в мире.
В среднем на долю автомобильного транспорта приходится около 40% выбросов вредных веществ в атмосферу, а в крупных городах эта цифра достигает 60%–80%. Автотранспортный комплекс воздействует на все составляющие биосферы: атмосферу, водный бассейн, почву, растения, животных, человека.
В то же время, быстрый процесс развития автомобилизации сопровождается целым рядом острых социальных проблем. Наблюдаемая мировая тенденция увеличения количества автомобилей создает трудности в борьбе против загрязнения атмосферы, почвы, водоемов, препятствует уменьшению уровня шума, обеспечению безопасности движения. В мегаполисах, где количество автомобильного транспорта постоянно растет, изучение влияния автотранспорта на безопасность среды обитания является важной задачей.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в районе автодорог зависит от многих факторов, например, от степени загрузки автомагистралей, типа автодороги (ее назначения), состояния дорожного покрытия, условий регулировки движения, рельефа местности, системы озеленения и характера застройки примагистральных территорий. Кроме того, на уровень загрязнения оказывают влияние и такие факторы, как климат региона, а также метеорологические условия и синоптические ситуации, при которых наблюдаются максимальные концентрации загрязняющих веществ.
Существенное влияние на токсичность выбросов, создаваемых автомобильным транспортом, оказывают режимы движения автомобиля, которые можно разделить на установившиеся и неустановившиеся. В городских условиях эксплуатации преобладающими являются неустановившиеся режимы, характеризующиеся постоянным изменением скорости автомобиля. Продолжительность режимов в балансе времени для условий города примерно такова: холостой ход – 23%, разгон – 39%, постоянная скорость – 12%, замедление – 26%. Известно, что в неустановившемся режиме увеличивается расход топлива, следовательно, растет и величина загрязнения.
Среди основных способов уменьшения загазованности на улицах мегаполиса можно выделить технические, организационно-правовые и градостроительные.
К техническим способам можно отнести применение альтернативных энергоносителей; создание принципиально новых видов двигателей, контроль технического состояния автотранспортных средств, установка в выпускной системе двигателей термических, каталитических, жидкостных нейтрализаторов для очистки отработанных газов. Организационно-правовые мероприятия могут быть реализованы путем нормирования выбросов токсичных веществ с отработавшими газами автотранспорта. В различных странах мира действует более 90 нормативно-технических документов, нормирующих токсичность выхлопных газов автомобилей.
Практика показывает, что наиболее эффективным способом снижения негативного влияния транспортных средств на биосферу является внедрение системы управления природоохранной деятельностью предприятий транспортного комплекса. Снижения уровня загрузки автомобильных магистралей можно достигнуть за счет рациональной организации автомобильных перевозок, а также путем рассредоточения транспортных потоков в пространстве и во времени, увеличением пропускной способности магистралей.
При решении указанной задачи не бесполезными оказываются и градостроительные мероприятия. Они должны быть направлены, в основном, на предотвращение распределения загрязнения от источника непосредственно в среду обитания человека. Эти мероприятия включают оптимальную планировку улиц и дорог, использование территориальных разрывов, зонирование застройки, сооружение магистралей-дублеров, кольцевых дорог, развязок на разных уровнях, использование естественных и создание искусственных экранов, защитное озеленение. Так, при одинаковой интенсивности движения наибольшее загрязнение воздуха фиксируется в районах плотной застройки с высокими зданиями. Увеличение расстояния между транспортной магистралью и жилой застройкой дает резкое снижение концентрации загрязняющих веществ.
Учет опасностей и вызовов, обусловленных техногенными причинами, и использование рациональных подходов к их предупреждению и устранению позволит обеспечить безопасность жизнедеятельности населения мегаполиса и повысит эффективность деятельности предпринимательских структур.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия