Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Герасимов В. А.
аспирант кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Государственная инвестиционная политика и инвестиционный климат в регионе

1. Состояние инвестиционного климата и задачи инвестиционной политики
Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.
Интересы развития российской экономики на обозримую перспективу не могут быть решены без привлечения отечественных и иностранных инвестиций, что возможно лишь путем создания надлежащего инвестиционного климата.
Для обеспечения экономического роста, без которого невозможно решение насущных социальных проблем и сохранение научно-технического потенциала, создание благоприятного инвестиционного климата на нынешнем этапе становится главной задачей. Инвесторы должны быть уверены в улучшении экономической ситуации в стране, как и в том, что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры [4; 8 12].
Влияние инвестиций на развитие экономики трудно переоценить. Для сохранения положительной динамики экономического развития, коренной модернизации производства в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, нужна активная государственная инвестиционная политика.
Вместе с тем, вопросы выбора приоритетных направлений экономического развития страны, способов стимулирования спроса на инвестиции и его удовлетворения, механизмов реализации инвестиционной политики на различных уровнях управления все еще остаются дискуссионными. Особенно остро стоят такие проблемы в регионах, где соседствуют порой диаметрально противоположные подходы к формированию и реализации инвестиционной политики.
Улучшению инвестиционного климата в России мешает целый ряд нерешенных проблем, главными среди которых являются следующие.
1. Несовершенство законодательного и административного регулирования экономики. Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают в силу с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. При этом во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.
2. Перегруженность нормативной базы. Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем, издаваемых также и на региональном и местном уровне. Они часто противоречат друг другу. При этом отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Поэтому ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. Планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми.
3. Отсутствие учета интересов инвесторов. Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются. В связи с этим было бы целесообразно в рамках законотворческого процесса выслушивать мнение всех экономических групп, интересы которых затрагивают законопроекты, и на основе этой дискуссии принимать решение.
Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.
Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, заключенным РФ. В частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является предоставление льгот иностранным инвесторам. Так, например, закон «Об иностранных инвестициях» [1] предусматривает льготы для приоритетных инвестиционных проектов, которые должны быть включены в список, утверждаемый правительством. Однако до сих пор не приняты ни соответствующий список, ни порядок включения в него инвестиционных проектов. Этим же законом значительно сокращен перечень документов, необходимых для регистрации компании. Тем не менее, регистрационные палаты в регионах продолжают применять устаревший перечень.
Одним из наиболее сложных препятствий на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования инвестиционных проектов. В упрощении нуждается система регистрации юридических лиц.
Слабым звеном в инвестиционной системе России остается защита прав собственников и инвесторов. Одной из основных остается проблема отсутствия должной защиты прав и интересов собственников. Без решения этих проблем невозможно развитие рыночной экономики, основанной на равноправии всех форм собственности. В вопросах защиты прав акционеров много проблем возникает при реорганизации юридических лиц. Предпринимаются попытки перевода миноритарных акционеров в новые компании, которые находятся в менее благоприятном финансовом состоянии, или перевода активов в сторонние предприятия.
Россия продолжает оставаться одним из лидеров в сфере нарушения прав на интеллектуальную собственность, включая нарушение использования товарных знаков и патентов, подделку, нарушение авторских прав и пиратство. Нарушение прав интеллектуальной собственности не только наносит прямой ущерб компаниям, работающим в России, но также сдерживает новые инвестиции – как иностранные, так и российские.
Мы полагаем, что рыночная экономика в случае нарушения равновесия и кризиса не способна к саморегулированию. Поэтому очень велико значение правильного выбора стратегии и тактики осознанного влияния на экономические процессы со стороны государства, в том числе, через региональные власти. Государственное регулирование инвестиционных процессов необходимо для стимулирования инвестиций в отрасли, развитие которых способствует устойчивому развитию всего общества. Органы государственной власти должны стремиться к формированию такого состояния системы инвестиционных факторов, которое бы в наибольшей степени благоприятствовало увеличению объемов и качества инвестирования.
Постепенное преодоление кризисных явлений и переход России к устойчивому развитию обусловливает необходимость решения задачи формирования и реализации эффективной инвестиционной политики [1–3; 11].
2. Особенности регионального инвестиционного климата
В современных условиях активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая включает в себя такие элементы, как выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков их реализации, создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата и др.
Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр, как определений инвестиционного климата, так и методик его исчисления [6; 9]. Обычно под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и влияющих на степень риска инвестиций. Оценки инвестиционного климата колеблются в широком диапазоне: от благоприятного до неблагоприятного.
Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. При этом степень благоприятности может оцениваться по-разному в зависимости от целей ее определения. В России существенным является различие формирования благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных инвесторов.
На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через многосторонние отношения предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйства и региональных органов власти. На этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой [11].
Инвестиционный климат представляет собой объект воздействия инвестиционной политики. Воздействуя на субъективные факторы, влияющие на инвестиционный климат, инвестиционная политика должна активизировать инвестиционный потенциал территории, способствуя тем самым социально-экономическому развитию. Одним из направлений этой политики является создание имиджа региона (территории).
В последнее время имиджу региона отводят все большую роль, и поэтому важным направлением деятельности региональных властей, особенно при формировании благоприятного инвестиционного климата, является презентация региона. Эта деятельность предполагает:
– разработку и издание различных материалов о регионе (рекламные проспекты на русском и иностранных языках; информационные брошюры о предприятиях, организациях и институтах рыночной инфраструктуры; специальные издания, содержащие информацию о крупных проектах, требующих инвестиций, и т. п.);
– проведение различных мероприятий, способствующих повышению имиджа региона (ярмарки, фестивали, выставки, конференции и т. д.);
– формирование банка данных производственных мощностей, предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, имущества, предназначенного для передачи в лизинг;
– создание видеофильма, подчеркивающего наиболее выгодные черты региона;
– создание бизнес-карты, включающей информацию о деловом потенциале региона и т.п.
Для формирования имиджа региона важно, с одной стороны, определить преимущества, отличающие его от других регионов, и подчеркнуть их, а с другой стороны – выявить нереализованные преимущества и приложить усилия к их развитию. Важным преимуществом при создании имиджа может стать безопасность для ведения бизнеса и всесторонняя поддержка малого предпринимательство (проектное финансирование на конкурсной или долевой основе, создание бизнес-инкубаторов, лизинг, информационная поддержка).
Другим направлением инвестиционной политики при создании благоприятного инвестиционного климата является организация правовой среды, что подразумевает создание и совершенствование законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности, развитие налогового, валютного, тарифного регулирования в сторону его более эффективного влияния на инвестиционную активность.
Особую роль в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата региона играет механизм взаимодействия органов власти с инвесторами и негосударственными предприятиями. Можно предложить некоторые меры, которые могли бы способствовать созданию благоприятного режима такого взаимодействия на региональном уровне.
Таким образом, можно утверждать, что создание благоприятного инвестиционного климата представляет собой довольно сложную задачу, требующую от органов власти активных действий во многих направлениях хозяйственной жизни. Тем не менее, решение этой задачи является необходимым шагом на пути формирования устойчивой тенденции экономического роста.


Литература
1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ;
2. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 15.07.1998 № 39-ФЗ;
3. Федеральный Закон «О регистрации юридических лиц», от 01. 07. 2002
4. Государственное регулирование инвестиций: М.: Наука, 2006.
5. Грицина В., Курнышева Н. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. – 2005. – № 3.
6. Иванова М.Ю. Понятие инвестиционного климата и его влияние на эффективность инвестиционного воздействия партнеров. – М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1996.
7. Итоги социально-экономического развития за 2006 г. Официальное издание Санкт-Петербурга. – СПб., 2007.
8. Концепция повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга до 2010 г.: Научный отчет /Под рук. Р.А. Исляева.
9. Лебедев В.М. Формирование инвестиционного климата в России //Финансы. – 1995. – № 4.
10. Методы привлечения инвестиционных ресурсов на региональном уровне //Инвестиции в России. – 2002. – № 10.
11. Справочник Инвестора: Официальное издание Администрации Санкт-Петербурга. – СПб., 2005.
12. Уринсон Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России //Вопросы экономики. – 2004. – № 1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия