Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Мандрица И. В.
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Разработка модельного комплекса проектных продуктов стратегических решений

Описание стратегии строительного предприятия, как и любого многогранного понятия, не исчерпывается лишь простым его определением. Стратегия строительного предприятия, по нашему мнению, является структурированной совокупностью нескольких взаимосвязанных аспектов, таких как: институциональный, экономический, нормативно-правовой, информационно-аналитический и другие.
1. Основные аспекты формирования стратегии строительного предприятия
Институциональный аспект стратегии строительного предприятия заключается в специфике видов его инвестиций, структуры инвестиционного портфеля, стратегических рисков. Нормативно-правовой аспект может быть представлен системой законодательства, его реализация образует юридическую основу и формирующие фискальную среду фирмы. Большую роль в формировании стратегии играет также учетная политика строительного предприятия, внутренние регулирующие документы, которые позволяют обеспечивать стратегически единый инвестиционный процесс в рамках подразделений компании. В свою очередь, экономический аспект представлен совокупностью экономических частей стратегии, к которым относятся: система экономических показателей для оценки стратегии, управление, финансирование инвестиционного процесса.
Информационно-аналитический аспект стратегии строительного предприятия представляет собой систему обработки информации, состоящую из следующих частей: подсистема сбора и сортировки информации, подсистема хранения информации, подсистема поиска, подсистема анализа информации. Система обработки информации является базисом оперативного информационного обмена в рамках корпоративной стратегии, позволяет оперативно реагировать на изменения в юридических основах и фискальной среде, прогнозировать экономические перспективы рынков и планировать изменения в пределах институционального аспекта и корректировать основные части экономического аспекта стратегии строительного предприятия.
Таким образом, стратегия строительного предприятия предстает как единая высокоинтегрированная система, состоящая из различных аспектов, неразрывно связанных между собой для достижения главной стратегической цели предприятия.
Нормализация параметров ресурсных технологий в рыночных условиях должна осуществляться путем реализации цепи: вход – выход – нормализация. Эти процессы еще не достаточно разработаны, что снижает эффективность принятия решений по стратегическому управлению потенциалом производственных систем.
Если рассматривать механизм взаимодействия ресурсов используемых строительной компанией региона, а в качестве объекта исследования рассматривать потенциал производственной системы данной строительной компании, тогда в условиях рынка данный потенциал является базисом (составной частью) бизнес-потенциала компании, который формирует рыночную стоимость компании через постоянную оценку ликвидности данных активов. В целях измерения данные активы составляют всю сумму ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) строительной компании, а также технологию (уровень) их использования. В итоге бизнес-потенциал получает информационное поле измерения и исследования.
Нормализация параметров ресурсных технологий в рыночных условиях должна осуществляться в цепи: «вход – выход – нормализация – ликвидность».
Ликвидность таким образом – это ресурс строительной компании, формирующий рыночную оценку самой компании и возможность ее стратегического выживания в условиях рынка.
Ликвидность ресурсной технологии отображается «черным ящиком» любой строительной компании, входом которого являются ограничения (риски) и задания по объему продукции, выходом – параметры качества продукта и новая рыночная оценка компании (она может быть меньше или больше предыдущего отчетного периода основной деятельности). В «черном ящике» осуществляются процессы нормализации параметров ресурсного потока и управление ими для достижения нормализованных значений параметров. Поскольку внешние условия постоянно изменяются, задачей ресурсного комплекса является постоянное совершенствование качества технологий.
Нормализация параметров ресурсных технологий в рыночных условиях должна осуществляться в цепи: вход – выход – нормализация. Эти процессы еще не достаточно разработаны, что снижает эффективность принятия решений по управлению потенциалом производственных систем.
На современном этапе в экономической литературе [1] ресурсы классифицируются по следующим признакам: функциональному содержанию; форме представления; месту образования и направлению движения; принципу образования; возможности использования; условиям применения.
Организация ресурсов осуществляется в соответствии с требованиями непрерывности базового – материального ресурса и компоновки схем обслуживающих ресурсов с учетом ограничений их размерности по времени в рамках этапов продуктового преобразования материальных ресурсов [2].
2. Основные модели стратегического развития строительной компании
В данной статье мы рассмотрим несколько ключевых моделей, описывающих процесс обеспечения стратегического развития бизнес-потенциала предприятия.
Информационная модель инвестиционного обеспечения стратегического развития бизнес-потенциала предприятия [4]:
где Сi, – i-я стратегия сочетаний форм инвестирования; ИВ – инвестиции; КР – кредит; РИ – реинвестирование, ЛИ – ликвидность компании (рыночная оценка активов компании).
Информационная модель формирования программы стратегического развития бизнес-потенциала предприятия:
где Пj – j-й проект развития – инвестиционный, инновационный, организационный, экологический, ликвидный.
Информационная модель формирования инвестиционного проекта:
Информационная модель формирования инновационного проекта:
Информационная модель формирования организационного проекта:
Информационная модель формирования экологического проекта:
Информационная модель формирования проекта ликвидности:
где ФЛК – формы, в том числе оценочный аудит (мониторинг), А, П – изменение активов и пассивов (обязательств) строительной компании, Пр – прибыль (убыток) строительной компании отчетного периода, Р – риски строительной компании отчетного периода.
Представленный здесь модельный комплекс обеспечивает логическое отображение структуры проектных продуктов стратегических управленческих решений по развитию бизнес-потенциала производственных систем и служит основой для развития информационно-аналитической модели стратегии развития предприятия.

3. Учет эффективности стратегического развития

Еще одним аспектом ресурсного моделирования стратегического развития является учет эффективности.
Эффективность производства означает, что ресурсы используются или, точнее сказать, размещаются таким образом, что невозможно увеличить производство одного товара или услуги, не сокращая производства других товаров или услуг [3].
В неоклассической экономической теории решение проблемы выбора варианта мощности производства основано на анализе функции маргинальных затрат (marqinal cost).
Для дальнейшего построения модели необходимы некоторые дополнительные рассуждения по вопросу учета при выборе данного критерия условий построения стратегии в рамках ресурсного подхода, ориентированной на формирование «динамических способностей» предприятия.

4. Значение динамических аспектов стратегии предприятия

1. Учет «жизненного цикла» продукции, инновационного характера его развития.
Если известна функция ценовой эластичности спроса, периодом окончания жизненного цикла продукции для строительного предприятия можно считать достижение продуктом такого ценового уровня Pkp и объема продаж qkpc, при которых выполняется следующая система условий:
где R – экономическая рента для конкретного вида бизнеса.
2. Цена как оценка рынком правильности стратегии. Включение в целевую функцию цены позволяет говорить об учете оценки рынка. В условиях экономического роста цена может снижаться только в условиях превышения предложения над спросом. При этом снижение цены приведет к изменению оптимального объема производства данной продукции и может стимулировать принятие стратегии «диверсификации» или пересмотра позиционирования на определенном сегменте рынка. Кроме того, снижение цены становится индикатором нерациональности выбранного комплекса задач для достижения цели создания «динамических способностей» строительного предприятия (инновационной монополии).
Таким образом, мы получили универсальную целевую функцию:
5. Ключевые ограничения стратегии строительного предприятия

1. Оптимальный объем производства не может быть выше производственной мощности строительного предприятия. При этом в качестве расчетной, можно использовать не скорректированную на конец планового периода фактическую среднегодовую производственную мощность:
где Кm, Кт – коэффициенты использования соответственно машинных и трудовых ресурсов;
Оф – фактически выполненный в базовом году собственными силами строительно-монтажного объединения объем СМР;
m – доля работ, выполненных механизированным способом, в общем объеме СМР.
2. Ресурсные ограничения. В условиях ограниченности ресурсов на уровне предприятия важным является учет обеспеченности стратегии ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми). При введении ресурсных ограничений в условиях развития предприятия предлагаем совокупную стратегию рассматривать как комплекс мероприятий, в целом носящих инвестиционно-инновационный характер. Введем условные обозначения:
3. Достижение связи стратегии предприятия со стратегией развития региона:
В качестве одного из ограничений следует признать необходимость участия предприятия в реализации стратегии ИСК региона. Рост величины привлеченных внебюджетных средств в стратегические проекты ИСК региона увеличивает коэффициент активности бюджетных инвестиций.
Следовательно, необходимо определять долю готовой строительной продукции, произведенную в рамках стратегических проектов региона


Литература
1. Герасимов В.В., Григоров О.С., Круглова Э.В. Система управления ресурсным потенциалом производственных систем // Известия вузов. Строительство. Вып. 12. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного архитектурно-строительного ун-та. – 2002.
2. Рюли Э., Шмидт С. Исследование стратегических процессов в организации //Проблемы теории и практики управления. – 2000. – №5. – С. 99–104.
3. Садовникова Н.А. Статистическая оценка эффективности деятельности строительных организаций: проблемы методологии. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 272 с.
4. Статистика промышленности /В.Е. Адамов и др. – М: Финансы и статистика, 1987.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия