Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Давыдюк Н. В.
соискатель Государственной полярной академии

Прогнозирование динамики цен на рынке нефтепродуктов

Из всех показателей, характеризующих мировой рынок того или иного товара, наибольший интерес с точки зрения долгосрочных перспектив расширения международных торговых отношений чаще всего представляет прогнозирование уровня цен и уровня потребностей. Анализ перспективной динамики цен позволит определить абсолютную эффективность, например, экспорта или импорта товара, а исследование долгосрочных тенденций в развитии потребностей – оценить возможный объем валютных поступлений от реализации продукции на мировом рынке.
Это значит, что при долгосрочном прогнозировании мировых товарных рынков необходимо ответить на вопрос о том, сколько можно будет продать или купить товара на этих рынках и по каким ценам.
1. Основные принципы анализа динамики цен на сырьевых рынках
В основе предлагаемой методологии долгосрочного прогнозирования на базе математических моделей лежит единый принцип. Его суть состоит в использовании тесной зависимости развития всех более или менее крупных рынков сырьевых товаров от движения мировой экономики в целом, неразрывными звеньями которой и являются такие рынки. Это и определяет основу методологического подхода к построению математических моделей сырьевых рынков для целей долгосрочного прогнозирования. Поэтому в модель в качестве аргументов привлекаются макроэкономические показатели (такие, как индексы промышленного производства, численности населения, производительности труда и т.д.), которые с наибольшей полнотой характеризуют самые важные стороны процесса воспроизводства в долговременном плане.
Использование таких агрегированных показателей позволяет с большей надежностью описать макроэкономические долговременные тенденции, избежав при этом нежелательного влияния многочисленных кратковременных факторов конъюнктурного характера.
Опыт долгосрочного прогнозирования показывает, что точность и надежность прогноза повышается вследствие большей мобильности (инерционности) используемых агрегированных макроэкономических показателей, поскольку последние, в отличие от микропеременных, характеризующих специфику развития конкретного рынка, не вносят или точнее в меньшей степени вносят внутренние искажения в долгосрочный прогноз.
Использование в моделях идентичных показателей определяет то, что в итоге в основу прогнозирования рынков сырьевых товаров (пока основной статьи экспорта РФ) кладется одна гипотеза развития мирового хозяйства. Это дает возможность разработать долгосрочные прогнозы цен и потребностей в сырьевых товарах на мировом рынке на основе единых суждений и предпосылок, получить логически обоснованные и, что особенно важно, объективно сравнимые результаты прогнозирования для различных товарных рынков.
В целом разработка долгосрочного прогноза сырьевого товарного рынка может быть представлена в виде следующей блок-схемы (рис. 1), которая дает наглядное представление о поэтапных задачах, решение которых обеспечит достижение общей конечной цели.
Рис. 1. Блок-схема разработки долгосрочного маркетологического прогноза товарного рынка нефтепродуктов
Рассмотрим некоторые методологические особенности построения и использования долгосрочных прогностических моделей цен на мировых товарных рынках, что представляет первостепенный интерес для развития внешнеторговой деятельности.
Объектом прогнозирования в данном случае должен являться усредненный уровень цен, отражающий общую долговременную, устойчивую тенденцию (или тренд) в движении цены, без учета возможных отклонений от тренда в ту или иную сторону под воздействием факторов чисто конъюнктурного характера. Вполне очевидно, что под влиянием этих факторов будут наблюдаться кратковременные периоды относительно более высоких или более низких цен, однако выявление и должный учет таких отклонений от основной долговременной тенденции будет являться задачей среднесрочного прогнозирования.
Основным фактором, определяющим долгосрочную динамику цен сырьевых товаров (как и вообще цен производства), является, как известно, изменение издержек производства, что в свою очередь обусловлено колебаниями в стоимости товаров. Таким образом, если, например, при прочих равных условиях наблюдается тенденция роста производительности труда, то стоимость, а соответственно и издержки производства товара снижаются, что в итоге приводит к понижению его цены. Отсюда следует, что для правильного определения динамики цен в длительной перспективе необходимо выявить факторы (или найти соответствующие им количественные показатели), оказывающие основное воздействие на изменение издержек производства того или иного товара, как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
Что касается нормы прибыли (как составного элемента цены), то ее изменения серьезного влияния на долгосрочную динамику цен, по всей видимости, не оказывают. В рамках промышленного цикла норма прибыли, несомненно, испытывает значительные колебания в связи с резкими конъюнктурными взлетами и падениями цен на соответствующих фазах цикла.
При построении долгосрочной модели цены, по-видимому, нельзя не учесть в ней влияние факторов, отражающих движение переменного капитала, или затрат на рабочую силу. Несмотря на относительное (с ростом органического строения капитала) уменьшение значения этого фактора, его влияние на формирование издержек производства остается весьма существенным, особенно в условиях усиления инфляционных тенденций. Вместе с тем, попытка количественного учета всех факторов, воздействующих на изменение издержек производства, а, следовательно, и на долгосрочную динамику цен, встречает ряд чисто практических трудностей. Речь идет о невозможности в большинстве случаев найти сколько-нибудь надежное, однозначное количественное определение тем факторам формирования долгосрочной динамики цен, которыми обычно оперирует экономист.
Чаще всего при разработке долгосрочного прогноза цен пытаются детально проанализировать стоимостную структуру издержек производства, включая отдельные их элементы: сырье, энергию, рабочую силу, амортизационные отчисления и т.п. Вместе с тем вполне очевидно, что на практике получить такого рода надежную исходную информацию по подавляющему большинству товарных рынков, как правило, не представляется возможным.

2. Основные показатели долгосрочного прогнозирования цен

Опыт построения многофакторных математических моделей для целей долгосрочного прогнозирования цен на примере ряда рынков позволяет в первом приближении классифицировать эти показатели следующим образом:
Показатели, характеризующие естественные природные условия производства сырьевых товаров промышленного и сельскохозяйственного происхождения.
Неуклонно растущий спрос на сырьевые товары в связи с ростом численности населения и развитием экономики неизбежно наталкивается на ограниченность невоспроизводимых природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции высокого качества. Таким образом, рост потребностей ведет к вовлечению в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов низкого качества, на производство которых требуются все большие затраты. В частности, выпуск сырьевых товаров промышленного происхождения диктует необходимость перехода к разработке месторождений с худшими горно-геологическими условиями добычи, переноса центров добычи в экономически слабо освоенные, труднодоступные районы и все это происходит на фоне постепенного истощения богатых и легкодоступных месторождений. В сельском хозяйстве подобный процесс идет в направлении постепенного исчерпания ресурсов, наиболее удобных для эксплуатации земельных угодий и лесов и вынужденного вовлечения в сферу производства все менее плодородных земель в районах с менее благоприятными, худшими климатическими условиями.
Конкретные количественные показатели, характеризующие изменение природных условий отражают их влияние на динамику издержек производства сырьевых товаров. Это такие показатели, как снижение среднего процентного содержания полезного компонента в добываемой руде, динамика удельных капиталовложений, затраты на инфраструктуру, а для сельскохозяйственного сырья – также еще и показатели климатических условий, плодородности почв, затраты на восстановление почв и др.
Показатели, характеризующие научно-технический прогресс. Влияние этого фактора будет проявляться на всех стадиях производства сырьевых товаров, а также в сфере потребления в условиях неизбежной конкурентной борьбы с заменителями. Наиболее общим и конкретным показателем воздействия НТП на издержки производства сырьевых товаров может служить динамика производительности труда на различных стадиях производства и переработки сырья, что будет в самой общей форме отражать конечный суммарный эффект научно-технического прогресса на конкретном товарном рынке. В ряде случаев показателем этого процесса будут являться затраты на НИОКР, изменение форм и методов производства, средние и оптимальные размеры предприятий, а для сельского хозяйства – и показатели изменения средней урожайности, масштабы применения удобрений и гербицидов и т.п.
Благодаря наличию соответствующего статистического материала за ряд лет, использование таких показателей становится практически возможным для анализа издержек производства, как правило, всех крупнейших сырьевых товаров.
При построении долгосрочного прогноза следует иметь в виду возможность появления научно-технического скачка, который в перспективе в решающей степени может оказать влияние на динамику издержек производства исследуемого товара.
Показатели, характеризующие динамику основных элементов затрат. Существенной частью издержек производства сырьевых товаров являются затраты на рабочую силу. Конкретным его отражением может служить движение номинальной заработной платы работников по отдельным стадиям переработки сырья. Следует при этом отметить, что изменение данного параметра является по существу единственным более или менее надежным прямым показателем влияния инфляционных тенденций на динамику издержек производства.
Длительные перспективы развития цен на сырьевые товары будут определяться как факторами, обусловливающими изменение затрат, так и процессами, происходящими в финансовой сфере. Цена товара, представляющая собой денежное выражение стоимости, определяется не только непосредственно величиной товарной стоимости, отражающей количество общественно необходимого труда на его производство, но зависит и от «стоимости» денег.
Несомненно, что инфляция оказывает повышательное влияние на все компоненты издержек производства и реализации, вызывая рост общих и удельных капиталовложений, амортизационных отчислений и т.д. Однако количественно учесть инфляционное воздействие на каждом конкретном товарном рынке, по всей видимости, крайне затруднительно.
Рассмотренные выше показатели отражают долговременные тенденции движения цены, включая по существу все аспекты социально-экономического развития товарного рынка. В частности, через них может быть логически учтено в длительной перспективе и воздействие на рынок все более усиливающегося государственно-монополистического регулирования, а также дальнейшее усиление процесса монополизации на отдельных товарных рынках и в рамках всей мировой экономики в целом.

3. Методика прогнозирования мировых цен в системе предпринимательства на мировых товарных рынках отечественных ТНК

Долгосрочное прогнозирование цен требует решения ряда взаимосвязанных задач. Необходимыми являются такие операции, как выявление основных тенденций изменения во времени прогностических показателей цены и ценообразующих или эффектообразующих факторов; анализ вариации уровня значений прогнозируемых показателей и соответствующих факторов; вероятностное предсказание значений факторов цены на период упреждения.
Методика прогнозирования должна учитывать необходимость постоянного уточнения результатов прогноза по последней поступающей исходной фактографической информации. Обычно используются, как и при прогнозировании развития любой природы сложных систем и значений их параметров, модели различных категорий, включающие построение корреляционно-регрессионного анализа и экспертных оценок.
Методы прогнозирования и закономерности разработки прогнозов тесно связаны друг с другом и определяют как структуру системы терминов и понятий, так и структуру методики прогнозирования.
При разработке моделей ценообразования постулируется, что включенные в них экономические объекты цены обладают свойствами математических величин и, прежде всего, измеримостью. Характер и тип величин связан не только с их внутренним экономическим содержанием, но и с особенностями применяемой в исследовании методики математического формализма, статистической техники, вычислительного алгоритма. В этой взаимосвязи смысловых и формальных моментов состоит основная сложность проблемы прогнозирования цены товарной продукции.
Ценообразующие факторы – это переменные параметры, элементы исследуемого объекта или внешней среды. Они представляют собой концентрированное проявление ряда обстоятельств, которые находятся в определенной физической, статистической или другой формах связи и оказывают в той или иной степени влияние на формирование и динамику показателей цены и коммерческой эффективности маркетинговой системы.
В методике используется сочетание методов моделирования (статистического, факторного), экстраполяции и экспертной оценки.
Необходимо учитывать следующую специфику прогнозирования цен в маркетинговой системе:
1) сравнительно небольшая длина временных рядов, которыми реально можно располагать;
2) большое число факторов, которые могут оказывать влияние на цену;
3) большое число факторов, которые не могут быть учтены в математической постановке задачи (изменения в политике, научно-техническая революция, установление цен на материалы монополиями и т.п.);
Отметим, что характер изменения временных рядов факторов, влияющих на цену, отличается большей закономерностью, чем сами цены и, следовательно, более точно прогнозируется.
Применение метода экстраполяции базируется на допущениях о том. что развитие явления может быть с достаточным основанием охарактеризовано плавной (эволюторной) траекторией трендом, а общие условия, определяющие тенденцию развития в прошлом, не претерпят существенных изменений в будущем.При этом надо иметь в виду, что точное совпадение фактических данных и прогностических точечных оценок маловероятно.
В системе международного маркетинга применяется и такой исселдовательский метод, как построение «дерева связности моделирования и прогнозирования цен предпринимательского продукта». В основе методики лежит прогнозная экстраполяция, то есть метод прогнозирования, исходящий из предположения, что между количественными оценками функциональных элементов маркетинговой системы и их характеристиками, а также основными факторами, характеризующими отдельные периоды механизма ценообразования и внешней среды, существуют количественные связи. Задача состоит в том, чтобы вскрыть эти связи, отобрать из множества факторов главные, локализовать связи, не поддающиеся количественной оценке и связать всю совокупность определяющих факторов математической моделью.
Сущность прогнозирования по экономико-математическим моделям ценообразования заключается в том, что по статистическим зависимостям, отражающим влияние на цену, определяются вероятные изменения, когда факторы принимают новые значения, отличные от тех, которые наблюдались в исходной статистической совокупности.
3. Пути использования результатов прогнозирования цен на мировых товарных рынках отечественными ФПГ.
Прогнозирование, на наш взгляд, не должно ограничиваться чисто исследовательскими задачами. Прогноз сам по себе, без принятия на его основе маркетинговых предпринимательских решений, не имеет смысла. Прогноз цен представляет, таким образом, основу для разработки оптимальной тактики поведения на мировом рынке. Помимо инструмента прогнозирования, описанные выше математические модели конъюнктуры рынка могут быть использованы для общего анализа ситуации на рынке, а также для постановки различного рода «экспериментов». Последнее особенно важно в условиях, когда один из входящих в модель аргументов является показателем, которым мы может управлять (изменять в определенных пределах). Примером такого рода показателей могут служить регулярные выступления ФПГ («Газпром», «Россвооружение» и др.) страны на мировом рынке в качестве покупателя или продавца, конкретным выражением чего будет показатель экспорта или импорта соответствующего товара.
Естественно, что тактика выступления на рынке будет являться одним из конъюнктурообразующих факторов; изменение уровня закупок или продаж за определенный период времени соответствующим образом скажется на динамике цен. Математическая модель не только позволит количественно оценить вероятный эффект влияния этого фактора на цены, но и в конечном итоге даст возможность выработать оптимальную в определенный период времени тактику выступления на рынке, исходя из объема плановых продаж (закупок). Очевидно, что если стана выступает в качестве продавца, то критерием эффективности торговой политики страны в целом будет служить максимально возможный средневзвешенный уровень продажных цен или максимальный объем валютных поступлений от реализации заданного количества продукции. По существу, решение этой задачи без использования математической модели практически не представляется возможным, ибо найти такой оптимум опытным путем затруднительно, а проводить «эксперименты» непосредственно на рынке крайне рискованно.
В общем виде в математической постановке указанная задача может быть сформулирована следующим образом:
1) цена m в момент времени (t+L)
L – временной лаг, характеризующий запаздывающее влияние продаж на цену;
2) общее количество товара, предназначенное (запланированное) для реализации в данный период времени, – X;
3) емкость рынка по данному товару в t-й момент – S.
В соответствии с принятым критерием оптимальности задачи, необходимо обеспечить максимальный суммарный объем выручки от месячных продаж товара (x) за плановый период времени t = 1,2,3...,n (например, 12 месяцев), т.е.
при условии, что
Эта задача представляет практический интерес и с той точки зрения, что позволяет оценить и проанализировать эффективность выступления той или иной отечественной внешнеторговой фирмы на мировом рынке за прошедший период. Так, зная фактическую динамику цен за рассматриваемый период и общий объем продаж фирмы, можно рассчитать оптимальный (теоретический) вариант выступления данной компании на рынке, сравнить его с той тактикой, которая осуществлялась на практике, и на строго количественной основе оценить, насколько успешно была использована конъюнктура.
Кроме того, использование математических моделей, в частности, описанной выше оптимизационной, дает возможность повысить эффективность текущего внешнеторгового планирования на предстоящий год, т.е. рассчитать научно обоснованный уровень вероятных цен для соответствующих внешнеторговых фирм.
Результаты долгосрочного прогнозирования товарных рынков могут быть приняты во внимание при разработке оптимального плана развития маркетинговой стратегии компании с учетом возможностей и потребностей мирового рынка с целью более полного использования преимуществ международного разделения труда. Так, сопоставление долгосрочного прогноза цен на мировом рынке с перспективными плановыми оценками себестоимости производства того или иного сырьевого товара в нашей стране позволит оценить будущую эффективность его экспорт и заблаговременно выделить группу товаров, расширение вывоза которых будет наиболее выгодным для компании в перспективе. Прямым показателем этого в самом общем случае может служить коэффициент валютной эффективности, который даст возможность ранжирования различных товаров по степени предпочтительности расширения экспорта либо, напротив, определенного сокращения их производства внутри страны и увеличения импорта.
Вместе с тем совершенно очевидно, что на этом проблема не исчерпывается, поскольку остается неопределенным количество товара, например, наиболее эффективного с точки зрения экспорта, которое реально может поглотить мировой рынок. Иначе говоря, речь идет о потенциальном максимально возможном объеме экспорта по определенным товарам.
Для России, которая выступает на мировом рынке в основном как экспортер сырьевых товаров, в долгосрочном плане наибольший интерес будет представлять не столько уже сложившийся объем импорта данного товара другими странами, сколько уровень потребления, как объективный показатель потенциального суммарного спроса (потребностей).
Вместе с тем, для расширения российского экспорта, учитывая специфику структуры конкретного товарного рынка (и в первую очередь, степень монополизации на нем), наибольший интерес может представлять не столько само абсолютное значение потребностей, сколько владение информацией об их динамике. Таким образом, прогнозируемый прирост потребностей в сырьевых товарах на мировом рынке можно рассматривать как наиболее вероятный, потенциальный верхний предел расширения российского экспорта. Увеличение вероятного объема российского экспорта с учетом изменения цен мирового рынка даст возможность рассчитать размеры роста валютных поступлений в долгосрочной перспективе, что в свою очередь позволит с большей надежностью планировать в прогнозируемом периоде покрытие импортных потребностей нашей страны.
Долгосрочные прогнозы товарных рынков дают возможность рассчитать оптимальный путь развития производства сырьевых товаров в России с учетом фактора мирового рынка, определить оптимальную структуру капиталовложений в отрасли России по производству сырьевых товаров с экспортной ориентацией на долгосрочную перспективу, например до 2010 г.
Отметим, что если при применении описанной выше методики охватить достаточно большое число сырьевых отраслей, полученная структура распределения капиталовложений будет по существу однозначно оптимальной, хотя в основе ее лежит входная прогностическая информация, вероятностная по своему характеру. Это объясняется тем, что расчеты долгосрочных перспектив развития всех без исключения товарных рынков базируются на одной и той же общей предпосылке развития мирового хозяйства (определенные темпы роста промышленного производства в целом, увеличения производительности труда и заработной платы, динамики численности населения, дальнейшего развития инфляционных тенденций и т.д.). В соответствии с описанной выше методологией построения прогностических моделей, перечисленные макроэкономические показатели являются важнейшими факторами-аргументами, формирующими долгосрочную динамику как потребностей в основных сырьевых товарах, так и цен на них.
Таким образом, окончательное заключение о предпочтительности развития в России тех или иных сырьевых отраслей с экспортной ориентацией будет правомерным и, что особенно важно, в значительной степени объективно независимым от степени правдоподобия наших представлений о перспективах развития экономики зарубежных стран.
Единый методологический подход в вопросе выбора показателей-аргументов для построения математической модели является важнейшей предпосылкой получения надежных выводов в решении задачи определения оптимальных путей развития производства сырьевых товаров в России на экспорт в длительной перспективе и общего повышения эффективности Российской внешней торговли.
Решение поставленной задачи даже при охвате относительно ограниченного круга отраслей предпринимательскими структурами типа ФПГ, позволит резко увеличить экспортный потенциал (экспансию отечественных ФПГ) страны, прейдя к целенаправленному развитию экспортных отраслей, способных при минимальных внутренних затратах давать максимум валютных поступлений. Это поможет также значительно улучшить структуру экспорта, полностью отказавшись в перспективе от вывоза низкоэффективных товаров или товаров, остро необходимых нашему хозяйству.
Рассмотренные примеры использования кратко- и долгосрочных прогнозов развития мировых товарных рынков, разумеется, не исчерпывают всех областей их возможного приложения. Однако, несомненно, что внедрение методов прогностического моделирования в маркетинговые разработки позволит существенно повысить эффективность внешнеторговой маркетинговой деятельности отечественных ФПГ, более полно использовать преимущества международного разделения труда в целях ускоренного развития отечественного международного предпринимательства для превращения отечественных ФПГ в отечественные транснациональные корпорации.


Литература
1. Андрианов В. Государство и рынок: механизмы взаимодействия //Маркетинг. – 1999. – №5.
2. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: Материалы к научно-практическому семинару. – Л.: Ленинградское областное правление ВНТОЭ, 1990.
3. Белорусов А.С. Международный менеджмент и американские ТНК // США: экономика, политика, идеология. – 1998. – №3. – С. 89 –101.
4. Гладышеский А.И. Методы и модели отраслевого экономического прогнозирования. – М.: Экономика, 1977.
5. Горбунов А.А.; Ардемасов Е.Б. Теоретические и методические основы маркетинговых исследований в сфере рынка недвижимости. – СПб.: Изд-во МФИН, 1999.
6. Дэниеле Д.Д., Радеба Л.И.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд. – М.: «Дело Лтд», 1994. – 784 с.
7. Маевский И.В., Маевский В.И. Некоторые вопросы измерения экономической эффективности. – М.: «Наука», 1970.
8. Международный менеджмент в системе американских ТНК //Экономика и управление в зарубежных странах. – 1999. – №2. – С. 3–13.
9. Минго Д. Секреты успеха великих компаний /Пер. с англ. – М.: Изд-во «Дис», 1997.
10. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и межд. отношения. – 1999. – №6.
11. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Науч. ред. В.В. Круглов. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
12. Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1993.
13. Савин В.А., Тяпышев О.Г. Оценка ближайших перспектив экономического развития ста стран мира // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. – № 4. – С. 98–102.
14. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. – СПб.: «Геликон плюс», 2000.
15. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. Вып. 1–5 /Пер с англ. – М.: Прогресс, 1992.
16. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело 1993.
17. Щетинин В. Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве и их взаимодействие на международную конкуренцию //Политэконом. – 1997. – №3–4. – С.57–63.
18. Экономическая энциклопедия /Науч. ред. совет изд-ва «Экономика» ин-та эконом. РАН; гл. ред. Л.И. Абалкин. – М.: Экономика, 1999.
19. Ingenito R., Trehan B. Using Monthly Data to Predict Quartely Output. Прогнозирование степени роста выпуска продукции, основанное на ежемесячных статистических данных //Economic Review. Federal Reserve Bank of San Francisco. – 1996. – № 3. – p.3–11.
20. Kwang W., Singh H. The Determinants of Foreign Direct Investment in Developing Countries //Transnational Corporations. – 1996. – August.
21. World Investment Report, 1995. Transnational Corporations and Competitiveness. – N.Y. and Geneva, 1995.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия