Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Рейхерт Н. В.
старший преподаватель кафедры экономики и управления филиала Московского
государственного индустриального университета в г. Рославле Смоленской области,
кандидат экономических наук


Проблемы рынка производителей молока Смоленской области

Состояние экономики государства во многом зависит от уровня развития агропромышленного комплекса. Эффективное развитие сельского хозяйства в современных условиях требует внедрения новых технологий, совершенствования экономических отношений между производителями сельскохозяйственной продукции и перерабатывающими предприятиями. Необходимость активного использования достижений науки и передовой практики для выхода из экономического кризиса становится все более значимой и актуальной.
Проведенный анализ состояния рынка производителей молока в Смоленской области показывает, что он имеет ряд проблем, которые требуют решения.
Сокращение поголовья крупного рогатого скота характерно не только для животноводства Смоленской области (см. табл. 1):
Таблица 1
Показатели развития животноводства Смоленской области

По состоянию на 1 января 2007 года в области насчитывается КРС 185 тыс. голов, в том числе коров 109,4 тыс. голов, или 92,8% и 92,4% к соответствующему периоду прошлого года. Естественное сокращение поголовья скота сопровождалось уменьшением производства молока, что представлено в табл. 2.
Таблица 2
Производство молока по Смоленской области в различных районах
Рис. 1. Производство молока в районах Смоленской области (в 2006 г. в сравнении с 1996 г.)

Молочный комплекс, как и весь АПК Смоленской области, пытается выйти из кризиса за счет крупных сельхозпредприятий. Снижение поголовья скота за последние годы происходило по следующим причинам: отсутствие у товаропроизводителей оборотных средств, большие расходы на содержание животных, низкие закупочные цены, слабая кормовая база, высокие цены на комбикорма, низкий уровень воспроизводства стада.
Еще одной проблемой рынка производителей молока является проблема реализации своей продукции. Приведенная ниже таблица 3 показывает, что основным каналом реализации молока для сельскохозяйственных предприятий области являются перерабатывающие предприятия. Следует отметить и низкую долю потребительской кооперации, что обусловлено неразвитостью данного вида кооперации в Смоленской области. Доля продукции, реализуемой на рынке, через собственную сеть и населению, за последние годы постепенно увеличивается, но в целом остается на невысоком уровне.
Таблица 3
Динамика объемов и структуры реализации молока сельхозпредприятиями Смоленской области по различным каналам сбыта

Анализ реализации каналов молока показал, что сельскохозяйственные предприятия предпочитают реализовывать свою продукцию через молокоперерабатывающие предприятия из-за отсутствия информации о конъюнктуре рынка, низкой конкурентоспособности товара, плохой сохранности молока и слабого применения агромаркетинга.
Поворотным моментом в поиске эффективных каналов сбыта стал 2000 год, когда в строй вошли первые линии молочных заводов, построенных иностранными компаниями. Эти компании предложили смоленским товаропроизводителям условия сотрудничества, привлекательные по ценам и порядку взаиморасчетов, но весьма жестокие по соблюдению технологических режимов и качественных параметров поставляемой продукции. На региональном рынке молока сформировался новый оптовый сегмент сбыта.
Для выяснения наличия проблем со сбытом сельскохозяйственной продукции и определения спроса был проведен опрос руководителей СХО Смоленской области, в ходе которого использовалась специально разработанная анкета. В общей сложности было опрошено 26 руководителей СХО Смоленской области. Данные обработки результатов опроса, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство СХО в той или иной степени испытывают проблемы со сбытом своей продукции. Только 18,4% предприятий не имеют таких проблем, а у интегрированных организаций этот процент на 9 пунктов выше, чем у остальных. Это объясняется тем, что значительная часть агрохолдингов представлена коммерческими структурами с полным циклом производства, включающим в себя СХО в качестве производителей сырья для их перерабатывающих или торговых подразделений. СХО в таком случае получает гарантированный канал сбыта своей продукции, но так обстоят дела лишь у интегрированных хозяйств.
На вопрос о наличии потребностей в получении оперативной информации о возможностях сбыта сельскохозяйственной продукции более 90% руководителей ответили утвердительно.
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Испытывает ли Ваше хозяйство проблемы со сбытом сельскохозяйственной продукции?»

Респонденты, которых в той или иной мере не устраивало качество рыночной информации, предоставляемой государственными структурами (всего 22 чел.), указали на причины своего неудовольствия:
– отсутствует квалификационный анализ и прогноз развития ситуации на сельскохозяйственных рынках;
– информация отрывочная (несистематизированная);
– информация неоперативная;
– информация недостоверная.
Систематизация полученных данных позволяет сделать следующее заключение: на управление сбытом молока влияют особенности производственных процессов и сама продукция. В этой отрасли довольно высоки капитальные затраты и длительные сроки увеличения (по биологическим причинам) численности стада дойных коров. В связи с этим хозяйства медленно приспосабливаются к увеличению или сокращению объема производства молока. На рынке производителей молока сложилась си­туация, при которой система маркетинга и потребители должны подстраиваться под имеющееся предложение молока. Проведенные исследования показали, что предложение сильно оторвано от спроса.
Производителями молока в области используются две стратегии.
Для первой их них характерны следующие черты:
1) цена для производителя устанавливается минимальная, так как основную долю прибыли получает посредник;
2) молоко должно быть однородно по своему качеству и продается рынку под маркой посредника;
3) продукция распределяется через розничных посредников или сеть магазинов;
4) производитель молока занимается только производством и поэтому не имеет выхода на рынок. Использование данной стратегии приносит для производителей больше вреда, чем пользы. Она отрывает производителей от рынка и не позволяет им наладить собственные каналы распределения продукции, в результате производитель оторван от конечных потребителей.
Вторая стратегия характеризуется ориентацией на «самого себя», когда производитель, используя собственные силы, находит канал сбыта. При этом цена устанавливается на основе равенства: себестоимость плюс прибыль, что позволяет использовать все доступные каналы. Данная стратегия в основном присуща только крупным хозяйствам Смоленской области, таким как СПК племзавод «Доброволец», племсовхоз «Маньково» Краснинский район, перерабатывающие молоко предприятия: ООО «Роса», Красноборовский сыродельный завод и т.д. Данная стратегия предусматривает увеличение реализации продукции и повышение прибыли для производителей за счет улучшения качества производимой продукции и поиска новых средств коммуникации.
Острой проблемой остается финансовое положение сельскохозяйственных предприятий, что объясняется незначительными денежными поступлениями от реализации продукции, низким уровнем цен на продукцию, ограничением сбыта, недоступностью бюджетного кредита, недостаточными размерами государственной поддержки, низким уровнем внедрения инноваций, что значительно сдерживает развитие сельского хозяйства, особенно рынка молока.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо:
1. Создать автоматизированный банк данных, который будет предоставлять оперативную и качественную информацию для производителей молока.
2. Улучшить воспроизводство коров, свести до минимума их яловость, своевременно проводить выбраковку непригодных к воспроизводству коров и нетелей.
3. Шире внедрять новейшие средства механизации доения, хранения и переработки, обеспечивающие получение экологически чистого и высокого качества молока.
4. Установить более тесные интеграционные связи производителей с перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями.

В Духовщинском, Ельнинском, Ершичском, Кардымовском и Угранском районах производство молока в 2006 г. уменьшилось более чем на 50% в сравнении с 1996 г. Самые высокие надои молока в Сычевском, Починковском, Гагаринском районах. Сравнительный график на рис. 1 наглядно изображает картину надоев молока в районах области.


Литература
1.Статистический сборник сельского хозяйства Смоленской области. – Смоленск, 2006.
2.Комплексный доклад о социально-экономическом положении Смоленской области в январе-июле 2007 г. – Смоленск, 2007.
3. http://admin.smolensk.ru/~reg2/161004.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия