Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (25), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ситдиков С. А.
Глава Администрации Невского района Санкт-Петербурга,
заведующий кафедрой управления жилищным комплексом Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
доктор экономических наук


Концептуальный подход к формированию механизма управления капитальным ремонтом жилищного фонда города

Объективность процессов капитального ремонта заложена в самом жизненном цикле здания. В случае нарушения ритмичности ремонтных работ жилищный фонд постепенно переходит в состояние аварийного и ветхого, что влечет за собой его преждевременное выбытие из общественного пользования. Однако существующие теоретические подходы к организации и проведению капитального ремонта только как технического мероприятия наталкиваются на невозможность их полной реализации.
В современных условиях организация и проведение капитального ремонта невозможны без учета организационно-экономических условий и потенциала как отдельных субъектов, так и города как системы в целом. Определение источников финансирования капитального ремонта, формирование фондов для его проведения и повышение эффективности их использования – все эти и другие вопросы требуют формирования соответствующего механизма управления капитальным ремонтом жилищного фонда. Традиционное понятие «капитальный ремонт», на наш взгляд, должно быть расширено и дополнено организационно-экономической составляющей. В связи с этим под капитальным ремонтом жилищного фонда следует понимать:
во-первых, технико-технологический процесс по простому воспроизводству жилищного фонда, который в современных условиях, как правило, проводится с элементами модернизации;
во-вторых, совокупность организационно-экономических отношений и связей по реализации технико-технологических мероприятий, направленных на сохранение и поддержание функциональных качеств жилищного фонда.
Таким образом, капитальный ремонт можно представить двумя подсистемами: материально-технической и социально-экономической. При этом в настоящее время экономическая сторона капитального ремонта жилищного фонда выходит на первое место.
Управление капитальным ремонтом должно осуществляться в рамках закономерностей общей теории управления применительно к управлению жилищной сферой. Создавая потенциал для развития жилищной сферы и формируя условия жизни человека в городе, капитальный ремонт представляет особый объект социально-экономических отношений.
Общеизвестно, что конкретные механизмы управления в социально-экономической сфере формируются с учетом специфики объектов. Это, например, механизм управления предприятием, естественными монополиями, ресурсами, имуществом, банковской системой, отраслями, территориальными сообществами. Существуют механизмы управления процессами, факторами, свойствами, рисками (механизмами страхования), информацией, качеством, инвестициями, инновациями, безопасностью и др.
Несмотря на достаточно широкую известность и относительную исследованность отдельных типов экономических, организационных, управленческих или хозяйственных механизмов, само понятие «механизм» остается в теории экономики недостаточно четко определенным. Эта неопределенность значительно усиливается в отношении механизма управления капитальным ремонтом жилищного фонда.
Как известно, термин «механизм» применяется в прямом и переносном смысле. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, это [1. С. 309]:
1. Внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие.
2. Перен. Система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности.
В любом случае понятие «механизм» предполагает наличие системы (технической, экономической, организационной или другой), в которой осуществляется управляющее воздействие, направленное на обеспечение определенных результатов деятельности.
В экономической теории понятие «механизм» используется в сочетании со словами «экономический», «хозяйственный», «организационный» и др. Так, в современном экономическом словаре «экономический механизм» определяется как «совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирования» [2. С. 223].
Все эти понятия ассоциируются с управлением. Но до сих пор в экономической литературе не дано однозначного определения понятия «механизм управления». По нашему мнению, механизм управления следует рассматривать как наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на процессы, связи и факторы, от которых зависит результат деятельности управляемого объекта.
Поэтому механизм управления капитальным ремонтом жилищного фонда можно определить как совокупность методов, средств, инструментов, рычагов опосредованного воздействия на технико-технологические процессы проведения капитального ремонта через воздействие на социально-экономические отношения совокупности субъектов.
Механизм управления капитальным ремонтом жилищного фонда есть часть системы управления, включающей в себя также объекты и субъекты управления. И несмотря на то, что механизм не содержит в себе объектов и субъектов, его содержание определяется спецификой всех структурных элементов системы управления капитальным ремонтом жилищного фонда, в том числе спецификой объектов и субъектов.
Объектами управления выступают факторы (системы, люди, процессы), принимающие непосредственное и опосредованное участие в реализации программ капитального ремонта жилищного фонда. При этом объект управления должен обладать наблюдаемостью, чтобы можно было бы объективно определить его состояние, и управляемостью, т.е. возможностью использования управляющих воздействий, которые позволяют привести объект в желаемое состояние, достичь поставленных целей в существующих условиях, при наличии определенных ограничений.
Для субъекта управления в общем случае характерны: наличие властных полномочий, возможность использования экономических воздействий и самое главное – руководство определенными целями в управлении, т.е. субъект управления осуществляет комплексное воздействие на объект управления для достижения поставленных целей. Основными участниками (или субъектами влияния) капитального ремонта жилищного фонда города являются собственники жилищного фонда, жилищно-эксплуатационные и ремонтные организации, городские, региональные и федеральные органы управления в лице соответствующих служб. Как следствие, субъект управления капитальным ремонтом имеет сложный характер, а увеличение в современных условиях числа субъектов управления и субъектов влияния на принятие управленческих решений во многом обусловливает сложность процессов управления капитальным ремонтом жилищного фонда.
Тем не менее, принципиальные положения, связанные с разработкой и реализацией единой государственной политики в области капитального ремонта жилищного фонда страны, должны, на наш взгляд, находиться в сфере полномочий органов государственной власти. Поэтому и система управления капитальным ремонтом жилищного фонда, и формирование системы субъектов управления должны рассматриваться в контексте систем государственного и муниципального управления.
Применительно к системе управления капитальным ремонтом жилищного фонда города представляется целесообразным также говорить о выделении главного элемента системы в составе субъекта управления – городских органов управления, что обусловливается спецификой жилищного фонда – его огромной социальной и экономической значимостью для каждого человека. Остальные элементы системы органов городского управления целесообразно квалифицировать как субъектов (или факторы) влияния.
Действие механизма управления капитальным ремонтом жилищного фонда должно происходить при обеспечении центральной, руководящей роли государственных и местных органов управления, прежде всего, в следующих вопросах:
– определение политики проведения ремонтов;
– развитие законодательства, связанного с проведением ремонтных работ;
– социальная поддержка отдельных слоев населения;
– развитие государственной системы страхования жилой недвижимости.
При этом в системе управления капитальным ремонтом жилищного фонда именно муниципальная составляющая должна иметь приоритетный характер, выступать главным субъектом разработки и реализации соответствующей политики, учитывающей и обеспечивающей полномочия и интересы всех других субъектов управления и хозяйствования, включенных в контур данной системы управления.
Тогда сущность управления капитальным ремонтом можно определить как целенаправленное воздействие муниципальных органов власти и управления с привлечением других субъектов влияния на все составляющие системы капитального ремонта, обеспечивающие его эффективное и своевременное проведение с соблюдением социальных и экономических интересов всех участников.
Как экономическая категория механизм управления капитальным ремонтом жилищного фонда включает в себя следующие основные структурные элементы:
– принципы управления как фундаментальные идеи управленческой деятельности;
– цели управления как некоторый заданный результат и задачи как следствие поставленных целей;
– методы управления – инструментарий, способы и технологии, позволяющие достигнуть поставленных целей;
– функции управления, т.е. специализированные виды управленческой деятельности, выделившиеся в процессе обособления управленческого труда;
– ресурсы управления, включающие материально-технические, финансовые, социальные, институциональные и другие ресурсы, при использовании которых реализуются выбранные методы управления и обеспечивается достижение поставленной цели.
Каркасом механизма управления выступают организационные структуры, которые обеспечивают целостность системы, устойчивость отношений, связей и потоков [3. С. 40]. Формирование механизма управления капитальным ремонтом должно учитывать, как минимум, пять основных факторов, представленных на рис. 1.
Теоретической основой разработки методологии управления капитальным ремонтом городского жилищного фонда являются результаты исследования экономических закономерностей, определяющих развитие системы управления. В первую очередь, следует указать на соответствие системы управления объекту управления. Эта закономерность является формой проявления основного закона общественного развития – закона соответствия производительных сил и производственных отношений, характеризующего неравномерность развития общественных систем. Уровень и характер организации ремонтно-строительных работ на всех стадиях подготовки и осуществления непрерывно меняются, что стимулирует постоянное совершенствование всех элементов системы управления капитальным ремонтом жилищного фонда.
Другая экономическая закономерность развития системы управления капитальным ремонтом жилищного фонда заключается в единстве управления комплексным социально-экономическим развитием города и его жилищной сферы. Эта закономерность находит свое выражение, в частности, в увязке целей экономического и социального развития, повышения качества жизни населения и в формировании единого механизма их достижения.
Закономерность усиления экономического характера управления капитальным ремонтом жилищного фонда вытекает из необходимости реформирования экономического механизма управления хозяйством страны, ее регионами и городами, а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эта закономерность проявляется через формирование экономических интересов всех субъектов управления и хозяйствования, взаимодействующих в жилищной сфере. В результате не только у собственников, муниципальных предприятий, субъектов бизнеса, но и у органов городского самоуправления возникает мотивация поиска экономически эффективных вариантов решения проблем капитального ремонта жилья. В совокупности данные закономерности можно рассматривать в качестве теоретической базы создания системы и формирования механизма управления капитальным ремонтом.
Наиболее важным элементом методологии управления вообще и капитальным ремонтом городского жилищного фонда, в частности, являются принципы управления, знание и соблюдение которых позволяют повысить эффективность управления.
При этом для принципов управления характерно следующее [4. С. 131]:
– учет особенностей конкретного общества и стадии экономического развития;
– в необходимых случаях правовое оформление в нормативных документах;
– сведение принципов в систему.
Именно первое обстоятельство объясняет трансформацию принципов в разных социально-экономических системах при изменении политических условий, а также в зависимости от стадии и особенностей экономического развития. К примеру, наиважнейший принцип управления в советский период – принцип сочетания отраслевого и территориального управления – в настоящее время практически не выделяется ни учеными, ни практиками- экономистами.
Рис. 1. Основные факторы формирования механизма управления капитальным ремонтом жилищного рынка
Законодательное оформление принципов управления можно проследить на примере ряда нормативно-правовых актов, принятых в нашей стране, например, Земельного (статья 1), Градостроительного (статья 2) кодексов, Федерального закона «Об охране окружающей среды» (статья 3) и ряда других.
Системность принципов означает, что они составляют некоторое целостное образование, связаны и взаимодействуют между собой. Любая система имеет составляющие ее компоненты, включающие элементы (причем имеется ограниченное число таких элементов) и связи (то, с помощью чего соединяются элементы и свойства системы в единое целое).
Существенно различаются взгляды ученых на взаимоотношения принципов управления с другими научными категориями. Так, по мнению О.Т. Лебедева, принципы вытекают из сущности законов управления и определяют цели управления [3. С. 41], что прямо противоположно мнению В.М. Мишина, который считает, что «…те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимости от целей, методологических подходов…» [5. С. 74]. Противоположность взглядов ученых-экономистов на взаимоотношение категорий цели и принципов управления во многом обусловлена наличием диалектической связи между данными категориями управления.
По нашему мнению, с одной стороны, целеполагание объективно вытекает из принципов, с другой стороны, выбор объекта управления и постановка цели исследования оказывают влияние на формирование системы принципов управления. Именно поэтому в зависимости от конкретно-исторической ситуации и поставленной цели будет различаться система принципов управления для достижения этой цели.
Формирование механизма управления капитальным ремонтом жилищным фонда в городе должно базироваться, по нашему мнению, на системе принципов, в состав которой входят основные или общие принципы, которые являются обязательными при формировании механизма управления развитием любой социально-экономической системы, и специфические принципы, отражающие сущность и особенности системы управления капитальным ремонтом жилищного фонда города.
К числу важнейших общих принципов, по нашему мнению, следует отнести: целенаправленность, системность, комплексность, законность, научность, эффективность и адаптивность.
Ведущее место в данной системе принципов занимает принцип целенаправленности, т.е. необходимость формирования научно обоснованного целевого блока, разработку и обоснование целей или системы целей развития социально-экономической системы. При этом следует учитывать одно из важнейших свойств социально-экономических систем – свойство эмерджентности, которое означает, что «векторы целевых функций отдельных подсистем, как правило, не совпадают по направлению с целевой функцией самой большой системы» [6. С. 36]. Поэтому важнейшим этапом проектирования системы является процесс упорядочения множества целей сложной системы [7]. Кроме того, необходимыми условиями целеполагания являются: простота и ясность целей, возможность их оценки и достижимость целей. Действительно, целенаправленность предполагает определение целей управления капитальным ремонтом жилищного фонда города. С точки зрения общегородских интересов, как правило, в качестве основной цели выдвигается повышение качества жизни населения города. Но при этом возможно несовпадение целевых установок при проведении капитального ремонта жилищного фонда как у отдельных групп населения, так и остальных участников этого процесса.
К числу общепризнанных принципов управления относится принцип системности, который означает, что все элементы и процессы находятся в некоторой системной связи, отражающей основные свойства и характеристики системы. Использование принципа системности при формировании системы управления капитальным ремонтом жилищного фонда предполагает применение инструментария теории управления и общей теории систем. Системный подход дает возможность оценить и учесть взаимозависимость и взаимодействие элементов системы, определить критические переменные и ограничения, соблюдение которых обеспечивает сохранение, функционирование и развитие системы в целом.
Комплексность предполагает возможно большую полноту охвата всех наиболее существенных и характерных признаков (свойств) исследуемого процесса. Следование принципу комплексности означает необходимость рассмотрения и учета всех элементов системы управления и исследования всех факторов, оказывающих влияние на изменение состояния объекта и субъекта управления и отдельных их составляющих. Как справедливо отмечает Кононенко П.И., «… комплексность означает учет в конкретных актах управления всего многообразия факторов, влияющих на результаты принятого решения: организационных, экономических, правовых, социальных и др. Соблюдение и учет принципа комплексности обеспечивает необходимую обоснованность решений и прогноз их возможных последствий» [8, С. 47]. Ввиду комплексного характера как субъекта, так и объекта управления этот принцип чрезвычайно актуален для формирования системы управления капитальным ремонтом жилищного фонда и требует учета экономических интересов, дифференцированных по отдельным субъектам, социальных факторов, нормативно-правовой базы, технико-технологических вопросов и т. д.
Принцип законности предусматривает наличие четкой и непротиворечивой законодательной базы, включающей систему правовых актов, обеспечивающих организацию и проведение капитального ремонта жилищного фонда города. В настоящее время имеются существенные противоречия в вопросах закрепления обязанности проведения капитального ремонта в основных законодательных актах – Гражданском и Жилищном кодексах РФ и Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Поэтому вопросы правового и тесно связанного с ним финансового обеспечения работ по капитальному ремонту жилищного фонда требуют дополнительной проработки.
Принцип научности означает, что система управления должна быть основана на современных знаниях и научных достижениях, должны учитываться действия познанных объективных законов развития природы и общества.
Адаптивность – это способность позитивного реагирования системы на изменения, происходящие во внешней и внутренней среде, и обеспечения достижения поставленных целей в новых условиях. Целесообразность использования данного принципа в управлении различными социально-экономическими системами и процессами отмечается многими исследователями [9, 10, 11]. При управлении капитальным ремонтом жилищного фонда он подразумевает организацию и проведение объективно необходимого комплекса ремонтных работ независимо от изменения политических, экономических, социальных, техногенных и других условий.
На наш взгляд, одним из важнейших принципов в управлении является принцип эффективного использования ресурсов. Принцип эффективности выделяется во многих работах, посвященных самым различным сферам [9, 11, 12, 13, 14]. Несмотря на различные определения этого принципа, его смысл заключается в достижении максимальных результатов с минимальными затратами. Проведение капитального ремонта жилищного фонда требует привлечения значительных объемов ресурсов, поэтому значение этого принципа трудно переоценить. Проблемы эффективного использования актуальны и для привлекаемых финансовых ресурсов, и трудовых, и материальных. Кроме того, в нашей стране одной из наиболее острых проблем является поиск источников финансирования работ по капитальному ремонту и разработка механизма привлечения этих финансовых ресурсов. Сложившаяся критическая ситуация требует разработки механизма и стратегического подхода к решению вопроса накопления и эффективного использования денежных средств для проведения капитального ремонта жилищного фонда.
Необходимость введения специфических принципов управления капитальным ремонтом жилищного фонда вызвана несколькими причинами:
– резким ростом объемов работ капитального ремонта вследствие длительного нарушения технологических режимов по эксплуатации жилищного фонда и невыполнения плановых работ по текущему и капитальному ремонту в течение последних 15 лет в стране в целом;
– увеличением количества субъектов-участников процесса капитального ремонта, что обусловлено проведением широкой приватизации жилищного фонда и возникновением многочисленного класса собственников жилья со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и психологическими проблемами;
– объективным ухудшением состояния жилищного фонда с течением времени;
– повышением требований населения к качеству жилищных услуг в связи с общим уровнем жизни общества;
– ростом объемов ветхого и аварийного жилья вследствие нарушения условий и правил эксплуатации жилищного фонда.
В систему принципов, требования которых необходимо учитывать при создании системы управления капитальным ремонтом жилищного фонда, на наш взгляд, следует отнести ряд специфических принципов. Рассмотрим их кратко.
1. Оценка и полная компенсация обязательств государства при финансировании работ по капитальному ремонту жилищного фонда. Данный принцип связан с особыми, специфическими обстоятельствами возникновения прав собственности на жилье у граждан России в результате проведения массовой приватизации жилья.
2. Изучение и учет потребительских качеств (свойств) жилого дома и определение целесообразности проведения ремонтных работ. Согласно этому принципу, необходима оценка целесообразности принятия решений по проведению капитального ремонта жилого дома с учетом конкретной специфики объекта, стадии жизненного цикла и стоимости занимаемого им земельного участка.
3. Упреждающая диагностика проблем. Организация мониторинга за техническим состоянием объектов, своевременное выявление критических факторов в состоянии жилого дома и учет их при разработке планов капитального ремонта позволят предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, переход объектов в ветхое и аварийное состояние, требующее в дальнейшем привлечения более значительных финансовых, технических, организационных ресурсов для их восстановления.
4. Обеспечение равноправной конкуренции при подборе исполнителей работ по капитальному ремонту. Стимулирование развития рынка ремонтных услуг и проведение конкурсов на выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда позволят, с одной стороны, полнее использовать предпринимательский потенциал, с другой – снизить стоимость ремонтно-восстановительных работ.
5. Согласование личных, коллективных и общегородских интересов. При проведении работ по капитальному ремонту необходим поиск компромисса между всеми участниками на основе учета взаимных интересов. Однако это не исключает возможности, в зависимости от сложности конкретной ситуации, осуществления согласования и в виде жесткого подчинения, основанного на императиве власти, особенно исходя из интересов общей безопасности.
6. Социальная справедливость и поддержка населения. Прежде всего, данный принцип связан с поддержкой социально уязвимых (незащищенных) слоев населения. В части реализации социальной справедливости, на наш взгляд, этот принцип также предполагает разработку мер по финансовой поддержке в проведении капитального ремонта собственников приватизированных квартир, которые после приватизации не совершали сделок купли-продажи.
Следовательно, в управлении капитальным ремонтом жилищного фонда города должна действовать система принципов. Предложенные принципы должны быть законодательно оформлены через нормативно-правовые акты, действующие в жилищной сфере, и реализованы в практической деятельности.
Использование предложенных принципов при формировании механизма управления капитальным ремонтом жилищного фонда города позволит проводить эффективную политику в данной сфере и, в конечном итоге, будет способствовать достижению основной цели функционирования и развития всего города – повышению качества жизни населения.


Литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1983. – 816 с.
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 480 с.
3. Лебедев О.Т. Управление качеством в городском хозяйстве. Ч.1. Теория и методология: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 180 с.
4. Ветлугин С.Ю. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона на основе регулирования инвестиционной деятельности. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – 262 с.
5. Мишин В. М. Исследование систем управления: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 527 с.
6. Лебедев О.Т. Основы менеджмента: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. – 388 с.
7. Бондаренко Н.И. Долгосрочный прогноз и управление многоуровневыми социально-экономическими системами: методология; теория; практика. – Великий Новгород: Изд-во Новгород. гос. ун-та им. Яр. Мудрого, 2000. – 534 с.
8. Кононенко П.И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой. Обобщение и практические рекомендации /Под ред. В.А. Трайнева. М.: Изд.-торговая корп. «Дашков и К », 2003. – 272 с.
9. Малеева Т.В. Земельные ресурсы крупного города: методология системного управления. – СПб: СПбГИЭУ, 2005. – 204 с.
10. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф. Стратегический выбор города: научный подход. – СПб.: ИСЭП РАН, 1998. – 91 с.
11. Стратегическое планирование и управление: современное состояние: монография /Под ред. А.Н. Петрова, Л.Г. Демидовой. – СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2002. – 232 с.
12. Васильева Н.В. Жилищная сфера крупного города: проблемы управления и стратегия развития. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002. – 276 с.
13. Смирнова И.В. Управление имуществом мегаполиса: проблемы и развитие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004. – 248 с.
14. Стратегическое территориальное планирование в России: анализ, проблемы, предложения /Под ред. В.Е. Рохчина. – СПб.: РНЦ ГМУ; ИРЭ РАН, 2001. – 68 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия