Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ АЗИИ
Чжан С.
доцент гуманитарного факультета
Тунцзиского университета (Шанхай)

Ли Синь
директор Центра трансформационной экономики,
заведующий кафедрой мировой экономики Шанхайского университета финансов и экономики,
профессор, доктор экономических наук


ОСОБЕННОСТИ "ИЗБЫТОЧНОЙ" ЭКОНОМИКИ В КИТАЕ

С середины 90-х годов ХХ века в экономическом развитии Китая произошел перелом: экономика из дефицитной стала избыточной. Этот результат проводимых в Китае рыночных реформ и развития производительных сил общества столкнул китайскую экономику с рядом новых вызовов и сделал важным направлением политики регулирования макроэкономики содействие развитию рынка и стимулирование спроса для обеспечения дальнейшего экономического роста.
Отдельные экономисты сомневаются в том, что выход экономики Китая из состояния дефицита означает появление "избыточности". Однако факты объективно свидетельствуют: китайская экономика действительно находится в избыточном состоянии.
Во-первых, совокупное предложение в обществе больше совокупного спроса, значительны размеры "затоваривания", избыточны производственные мощности, замедлился экономический рост. По оценке, в 1996 году стоимость "затоваривания" составила почти 15% ВВП, каждый 1% из 10% прироста промышленной продукции приходился на нереализованные товары. В 2000 году (об этом писала газета "Гунженжибао" 5 ноября 2002 г.) общая стоимость затоваривания оценивалась уже в 4 триллиона юаней (41% ВВП). Использование производственных мощностей не достигло и 60%. Во-вторых, с 1997 года появилась тенденция к дефляции с признаками и постоянного снижения общего уровня цен. Индекс цен на товары для потребления и для инвестирования характеризуется отрицательным ростом. В период 1996-2000 гг. индекс цен на средства производства для сельского хозяйства снизился на 11,5%, индекс цен производства - на 5,3%, индекс цен розничной торговли - на 6,9%, индекс цен на товары массового потребления поднялся, но только на 1,7%. В-третьих, уровень безработицы в городах достиг 7% в 1997 году и 8% в 1999 году, против 3% в 1993 г., безработными оказались в городах 15 млн., в деревнях - 100 млн. человек.
Китайская экономика становится избыточной по многим причинам. Это результат макроэкономической политики регулирования совокупного спроса и инфляции в последние несколько лет, борьбы против экономического "перегрева" в 1993 году. Китайское правительство путем строгого регулирования денежной эмиссии, общего объема кредитов, новых проектов строительства, роста покупательной способности у отдельных общественных групп и других мероприятий снизило общественный спрос, удержало развитие инфляции. На основе такой политики прирост экономики начал снижаться. По отношению к предыдущему году прирост ВВП в 1994 году снизился на 0,9% и, соответственно, упал на 2,1% и 0,89% в 1995 и 1996 гг. По мере постепенного падения экономического роста инфляция с 21,9% в 1994 году снизилась до 14,8% в 1995 году и 6,1% в 1996 году. При сдерживании совокупного спроса рынок постепенно перешел от "рынка продавца" к "рынку покупателя". С 1997 года китайская экономика начала освобождаться от традиционной хозяйственной атмосферы.
Финансовый кризис в Азии и депрессия в мировом хозяйства ускорили переход к "избыточной" экономике. Со второго полугодия 1997 г., с начала финансового кризиса в Китае с его растущей открытостью и зависимостью от мировой хозяйственной инфраструктуры темпы роста экспорта стали не столь высокими, как в предыдущий период. В 1997 году экспорт Китая составлял 182,79 млрд. долл. США, в 1998 г. - 193,86 млрд., в 1999 году - 194,9 млрд. долл. Снизился и объем реального использования иностранных инвестиций - с 64,408 млрд. долл. в 1997 г. до 52,659 млрд. долл. в 1999 г. Все это сыграло огромную роль в переходе от "дефицитной" и "избыточной" экономике.
Но основной причиной такого перехода был переход от плановой экономической системы к рыночной.
При плановой экономике совокупное предложение зависит от плана, а не от рыночного спроса. Низкая эффективность, недостатки в работе, вызванные плановой системой, предопределили ограниченность предложения. Дефицит был не результатом воздействия каких-то внешних временных факторов, а институциональным явлением. Венгерский экономист Я.Корнаи рассматривал плановую экономику именно как дефицитную. При рыночной экономике по имманентным ей законам производитель организует производство с учетом рыночного спроса и старается повышать производительность труда и осваивать рынки. Поэтому в общем не существуют проблемы недостатка предложения и нехватки спроса.
По мере осуществления экономических реформ рыночного направления экономическое развитие в Китае с 90-х годов постепенно переходит на рыночные рельсы. Цены на большинство товаров освобождены. Расширены права провинций и предприятий в сфере хозяйствования. Производство развивается в соответствии с рыночным спросом, в том числе быстро развивается обрабатывающая промышленность. Снижается ожидаемый доход населения и растут ожидаемые расходы, что создает психологию "мало покупать" и в конце концов сдерживает потребительский спрос.
"Избыточная экономика" вообще отличается определенной депрессией из-за недостаточного спроса, но в Китае имеет и другие особенности.
Во-первых, китайская "избыточная" экономика характеризуется "незрелым" избытком. По оценкам американских экономистов, при размере ВВП на душу населения свыше 1 тыс. долл. начинается период ускоренного роста, при 2,1 тыс. долл. - относительно быстрый рост заканчивается и может сложиться избыточная экономика. В Китае же этот показатель в 1998 г. был равен 915 долл., но избыточная экономика возникает. Китай вроде бы вошел в ряд стран со средним доходом, но по структуре занятости и уровню развития в городах он все еще остается страной с низким уровнем дохода. Удельный вес промышленности достиг 70%. В то же время 20 млн. человек в городах и 90 млн. в деревнях находятся в состоянии бедности, 20 млн. потеряли землю, 130 млн. уехало из деревень в города на поиски работы. По сравнению с передовыми странами существует очевидная разница в потреблении на душу населения даже главных потребительских товаров. Именно поэтому можно сказать, что китайская "избыточная" экономика является незрелой.
Во-вторых, китайская "избыточная" экономика характеризуется значительным структурным дисбалансом. Причем, дисбаланс существует давно. В 1965 году, когда ВВП на душу населения составлял в Китае 156 долл. США, удельный вес тяжелой и химической промышленности достиг 58%, что предполагало ВВП на душу - 1019 долл. В 1987 году, когда ВВП на душу населения в Китае достиг 300 долл. США, промышленность производила 40,6% ВВП. С учетом удельного веса "вторичной" индустрии в китайской экономической структуре доля промышленности доходит до почти 50% ВВП. В ней работает 22,3% от общей численности занятого населения. Доля "третичной" индустрии составляет 33,6%, в ней занято 27,7% населения. Большинство населения с низким доходом находится в отсталых сельскохозяйственных районах, что сильно сдерживает рост и рынка, и потребления сельскохозяйственной продукции, да и потребление промышленных товаров в деревнях. За 20 лет после начала реформ быстро развивавшаяся обрабатывающая промышленность была рассредоточена по стране, что привело к возникновению одинаковой промышленной структуры в разных районах и также стало причиной появления "избыточной" продукции и производственных мощностей. В то же время непрерывно увеличивалась разница в уровнях экономического развития и доходах между городом и деревней и между районами. В 1996-1999 гг. удельный вес Восточного Китая в ВВП увеличился с 57,87 до 58,71%, Среднего Китая снизился с 28,06 до 27,53%, Западного Китая - с 14,07 до 13,76%. В 2001 году доход на душу населения в городах был в 2,9 раза больше, чем в деревнях. На каждые сто семей в городах приходилось 120,5 цветных телевизоров, 92,2 холодильников и 81 стиральная машина. В деревнях эти показатели составляли соответственно - 45%, 32%, 16,6% от городских.
В-третьих, китайская "избыточная" экономика характеризуется и избыточностью ее трансформации.
Избыточная экономика - нормальное явление при сравнительно развитой и совершенной рыночной экономике. Китай же все еще переживает период перехода от плановой экономики к рыночной. Субъекты рыночной конкуренции окончательно еще не определились.
После того, как китайская экономика почти вдруг перешла от дефицитного к избыточному состоянию, центр тяжести макроэкономической политики правительства переносится на регулирование спроса с целью постоянного, быстрого и здорового развития экономики страны. В 9-й пятилетке (1996-2000) годовой экономический рост составлял 9,6, 8,8, 7,1 и 8,0% и лишь немного снизился по сравнению с периодом 8-й пятилетки. Но повысились качество и эффективность экономического роста.
В 8-й пятилетке основным направлением китайской финансовой политики была "умеренная строгость", сокращение бюджетного дефицита. В 1998 году в связи с наводнением в Китае и азиатским финансовым кризисом государство начало осуществлять "активную финансовую политику", увеличило бюджетный дефицит, эмиссию государственных облигаций, стабилизировало динамику правительственных расходов. В течение пяти лет, с 1998 по 2002 гг. китайское правительство выпустило долгосрочных государственных облигаций в целях развития строительства на сумму 660 млрд. юаней, что поддерживало экономический прирост на уровне 1,5-2% в год. Одновременно путем регулирования политики доходов правительство повышало уровень жизни безработных и населения с самыми низкими доходами, увеличивало заработную плату служащих государственных органов, пенсии, возврат налогов для стимулирования экспорта, поддержку развития Западного Китая.
С переходом к "активной" финансовой политике изменяется и монетарная политика. С 1996 года Центральный банк 8 раз подряд снижал размер процента и умеренно увеличивал количество денег в обращении. Было отменено управление квотой кредита, совершенствовалось управление активом и пассивом, управление риском. Была реформирована система резервных капиталов коммерческих банков. Все это поддерживало рост экономики и снижало финансовые риски.
Увеличение эмиссии долгосрочных государственных облигаций и кредитов коммерческих банков и предприятий способствовало развитию инфраструктуры и промышленного строительства, стимулировало спрос на капиталовложения. В то же время правительство перешло от ограничения потребления к его поощрению, от удержания инфляции к регулированию дефляции, также 8 раз подряд снижало процент по депозитам, увеличивало ипотечный кредит для расширения спроса со стороны населения, повышало заработную плату, увеличивало число выходных дней, снижало бремя крестьян, расширяло прием студентов в платные вузы. По данным Китайского Народного Банка, в период до октября 2002 года коммерческие банки предоставили населению ипотечный кредит на сумму 750 млрд. юаней для покупки жилья, а предприятиям - недвижимость на сумму 200 млрд. юаней, что стимулировало спрос на продукцию и смежных производств.
Политика правительственного макроуправления направлена на увеличение спроса для стимулирования экономического роста и на реструктуризацию предложения. Путем активной финансовой политики развивается инфраструктура и базовая промышленность, увеличиваются капиталовложения в техническую модернизацию предприятий.
При стратегической реструктуризации национальной экономики правительство поощряет развитие разных форм собственности, разрабатывает стратегию развития малых городов и поддержки малого бизнеса, создавая условия для подготовки дальнейшего экономического роста.
Улучшается производственная структура, что играет активную роль в повышении качества предложения.
Постепенно формируется новое мышление, в том числе представления о значении и путях развития информационной техники, машиностроения, жилищного строительства и т.д.
Быстрое развитие китайской экономики в большой степени зависит от степени ее открытости. С 1979 по 1997 гг. китайский экспорт увеличивался в среднем на 25% в год, что превышало годовой прирост ВВП. Размер использованных иностранных инвестиций также неуклонно увеличивался, достигнув к концу 2001 года 395,469 млрд. долл. США. Правда, под влиянием азиатского кризиса и мировой экономической депрессии китайская внешняя торговля столкнулась с большими трудностями, что отрицательно сказалось и на привлечении иностранных инвестиций. С этим также связаны стратегические решения об увеличении внутреннего спроса.
В настоящее время китайское правительство продолжает открытую политику, улучшает инвестиционный климат, поощряет капиталовложения в экономику центральных и западных районов Китая, поощряет экспорт, возврат налогов для предприятий, ориентированных на экспорт, расширяет права предприятий в сфере экспорта, улучшает экспортную товарную структуру.
Все это поддерживает устойчивое развитие внешней торговли и экономики Китая. Оборот внешней торговли продолжает расти. Используемые иностранные инвестиции составляют сумму почти в 50 млрд. долл. США в год. Китай стал одной из самых привлекательных для иностранных инвесторов страной.
Вместе с тем, ограниченность внутреннего полезного спроса в Китае все еще остается острым противоречием в его экономической жизни. Медленно растут доходы крестьян, увеличивается число безработных в городах и размеры бедной группы населения, снижаются ожидаемые доходы и увеличиваются расходы населения, растет зависимость инвестиционного спроса от государственных займов, медленно растут инвестиции за счет доходов населения, специфическая "избыточная экономика" характеризуется явно долгосрочной тенденцией развития. Поэтому перед политикой макрорегулирования все еще стоит ряд вопросов, которые необходимо безотлагательно решать.


Литература
1. Изучение развития и трансформации китайской экономики / Гу Юйминь, Чжан Синь и др. - Шанхай, 2002.
2. Чжан Цзиндун. Чжунхэ, лучшая точка регулирования макроэкономикой // Шахайчжэнчюньбао, 03.12.2002 г. - С.7.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия