Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Гогоберидзе Г. Г.
главный научный сотрудник Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук


Понятие и сущность морехозяйственного потенциала прибрежных зон и приморских территорий

В настоящее время морская мощь государства, которая определяет способность страны использовать геостратегические возможности океана в своих целях, обусловливается в первую очередь совокупностью средств освоения и защиты государственных интересов в Мировом океане, его прибрежной зоне и на приморских территориях.
Под прибрежной зоной будем понимать область, включающую часть суши и часть моря, находящиеся в значительном и непосредственном взаимодействии, и состоящую из акватории прилегающих вод, береговой линии и вдольбереговой части суши. Соответственно, понятие приморской территории можно определить как ограниченную вдольбереговую часть суши с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, характеризующуюся протяженностью (площадью) как особым видом «пространственного» ресурса, географическим положением и другими экономическими, политическими и военными качествами, являющимися объектом конкретной деятельности или исследования.
Говоря об экономическом развитии прибрежной зоны и приморской территории, в первую очередь необходимо определить отрасли экономики этих территориальных форм, опираясь на официальную классификацию экономической деятельности. Первым общероссийским классификатором, гармонизированным с международными аналогами (в частности, со Статистической классификацией видов экономической деятельности Европейского сообщества, Statistical classification of economic activities in the European Community), является Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Он разработан в соответствии с Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997–2000 годах», предусматривающей создание «системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг» [1]. ОКВЭД утвержден и введен в действие с 1 января 2003 г. взамен Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) – частей I и IV применительно к экономической деятельности.
Для классификации видов экономической деятельности в ОКВЭД на всех уровнях деления в соответствии с международной практикой использованы в качестве основных признаки сферы деятельности и процесса производства. При выполнении одного и того же процесса производства в качестве отличительного основного может быть также выделен признак «используемые сырье и материалы». Кроме того, в соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.
Таким образом, для определения отраслей экономики в прибрежных зонах можно опираться именно на классификацию ОКВЭД. В качестве критериев при выделении подобных отраслей будем использовать следующие базовые принципы:
– отрасль экономики либо должна быть непосредственно связана с деятельностью морехозяйственного комплекса (например, рыбодобывающая промышленность), либо имеется возможность выделить морскую составляющую деятельности отрасли экономики (например, туризм);
– продукты, получаемые в результате деятельности отрасли экономики, могут оцениваться в рыночной монетаристской форме.
В результате можно выделить следующие отрасли и подотрасли экономики, связанные с морской деятельностью.
Раздел В. Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях.
Раздел С. Добыча полезных ископаемых.
Раздел D. Обрабатывающие производства, включая подраздел DA «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака», подпункт 15.2 «Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов»; Подраздел DM «Производство транспортных средств и оборудования», пункт 35 «Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств», подпункт 35.1 «Строительство и ремонт судов».
Раздел Е. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, включая пункт 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подпункт 40.1 «Производство, передача и распределение электроэнергии»; пункт 41 «Сбор, очистка и распределение воды».
Раздел F. Строительство, включая пункт 45 «Строительство», подпункт 45.2 «Строительство зданий и сооружений» (в том числе 45.24 «Строительство водных сооружений»).
Раздел Н. Гостиницы и рестораны, включая подпункты 55.1 «Деятельность гостиниц», 55.2 «Деятельность прочих мест для временного проживания».
Раздел I. Транспорт и связь, включая пункт 60 «Деятельность сухопутного транспорта», подпункт 60.3 «Транспортирование по трубопроводам»; пункт 61 «Деятельность водного транспорта»; пункт 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», подпункты 63.1 «Транспортная обработка грузов и хранение», 63.2 «Прочая вспомогательная транспортная деятельность», 63.3 «Деятельность туристических агентств».
Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, включая пункт 71 «Аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования», подпункт 71.2 «Аренда прочих транспортных средств и оборудования»; пункт 73 «Научные исследования и разработки»; пункт 74 «Предоставление прочих видов услуг», подпункт 74.2 «Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки».
Рис. 1. Обобщение морехозяйственных отраслей прибрежной зоны по секторам экономики

Раздел L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение, включая пункт 75 «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», подпункты 75.1 «Государственное управление общего и социально-экономического характера», 75.2 «Предоставление государством услуг обществу в целом».
Раздел M. Образование, включая пункт 80 «Образование», пункты 80.3 «Высшее профессиональное образование», 80.4 «Образование для взрослых и прочие виды образования» (в том числе 80.41.2 «Обучение летного и мореходного персонала»).
Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг, включая пункт 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подпункт 85.1 «Деятельность в области здравоохранения» (в том числе 85.11.2 «Деятельность санаторно-курортных учреждений»).
Раздел O. «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, включая пункт 90 «Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность».
Обращаем внимание, что такие разделы классификатора, как Подраздел DN «Прочие производства» Раздела D «Обрабатывающие производства» или Раздел J «Финансовая деятельность», не входят в круг рассмотрения. Конечно, в принципе практически любая отрасль экономики может быть привязана к морской деятельности, однако, согласно высказанным предположениям, именно вышеперечисленные отрасли экономики составляют основу морехозяйственного комплекса.
Для более удобного представления отраслей экономики в прибрежной зоне рассмотрим укрупненную секторную структуру современной экономики [2]. Первичный сектор экономики объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относят сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охоту (аграрно-промысловый раздел), а также добычу природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т. п.). Преобладание первичного сектора, как правило, говорит о крайне низком уровне экономического развития государства или региона. Примером этому служат многие страны Африки, где до сих пор большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Но есть и исключения, например, первичный сектор (добыча нефти) богатых стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар), который является основой экономики этих стран.
Вторичный сектор экономики – это обрабатывающая промышленность и строительство. В экономике Западной Европы вторичный сектор господствовал с первой половины XIX века (промышленная революция) до начала периода после Второй мировой войны. Причиной перехода от экономики первичного сектора к экономике вторичного сектора являлось улучшение техники сельского хозяйства и других добывающих отраслей, что привело к повышению производительности труда. Третичный сектор экономики составляет сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, благодаря чему высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п. Часто из третичной сферы экономики выделяют четвертичную — информационную, включая информационные технологии, а также образование и научные исследования. Но в данном случае будем предполагать, что эти отрасли входят в третичный сектор экономики.
Рис. 2. Морехозяйственные отрасли экономики прибрежной зоны по пространствам с различными международно-правовыми режимами

При этом отдельно должна рассматриваться такая отрасль экономики, как Раздел L – «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение». Это объясняется принципиально отличным экономическим механизмом, соответствующим данной отрасли. Если остальные отрасли экономики предполагают в большей или меньшей степени только участие государства в отрасли совместно с частным капиталом, то данная отрасль экономики целиком является государственной и не предполагает вообще участие частного капитала. Соответственно, раздел L следует выделить отдельно в качестве четвертого, государственного сектора экономики.
В результате такого подхода получаем следующую картину обобщения отраслей экономики прибрежных зон (рис. 1).
Интерес представляет пространственное рассмотрение морехозяйственных отраслей экономики прибрежной зоны с точки зрения пространств Мирового океана с различными международно-правовыми режимами. В данном аспекте можно выделить 5 пространственных областей прибрежной зоны:
– приморская территория;
– внутренние морские воды;
– территориальные воды;
– исключительная экономическая зона;
– континентальный шельф.
Соответственно, морехозяйственные отрасли экономики прибрежных зон будут иметь следующее распределение (рис. 2). Обращает на себя внимание тот факт, что именно приморские территории являются сосредоточением всех морехозяйственных отраслей прибрежной зоны.
Объединяя позиции рисунков 1 и 2, получаем следующее обобщенное распределение секторов экономики прибрежной зоны с точки зрения пространственных областей (рис. 3). В данном случае подчеркнем, что вторичный сектор экономики является существенным только для областей приморской территории и внутренних вод, в то время как остальные секторы являются значимыми для всех пяти пространственных областей прибрежной зоны.
Изучение, освоение и использование ресурсов и пространств прибрежных зон Мирового океана происходит на фоне радикальных и динамичных изменений внешних и внутренних факторов. В этих условиях ключевое значение играют стратегическое планирование, адекватная разработка и принятие управленческих решений по развитию прибрежных зон. Однако, как показано выше, именно приморские территории являются сосредоточением всех отраслей морехозяйственной деятельности, которые рассматриваются для прибрежной зоны в целом. И говоря о принципах устойчивого развития прибрежных зон, в первую очередь необходимо уделить внимание приморским территориям.
Рис. 3. Обобщенное распределение секторов экономики прибрежной зоны с точки зрения пространственных областей

Кроме того, необходимо заметить, что при принятии управленческих решений по приморским территориям наиболее удачной характеристикой экономической значимости приморской территории может служить понятие морехозяйственного потенциала приморской территории.
Определение экономического потенциала говорит о совокупной способности экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал страны определяется ее природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством.
В случае морехозяйственного потенциала приморской территории можно говорить о совокупной способности секторов и отраслей экономики, составляющих морехозяйственный комплекс приморской территории, осуществлять производственно-экономическую деятельность, удовлетворять запросы населения и обеспечивать устойчивое развитие морской деятельности государства.
Рассматривая морехозяйственный потенциал приморской территории с точки зрения геостратегического развития приморского государства, необходимо иметь в виду, что в настоящее время по мере ослабления жесткой структурированности мира и выдвижения на политическую и экономическую сцену новых государств и отдельных регионов, пришло понимание важности комплексного подхода к данным вопросам. Военные технологии и трансформация международной системы, возникновение элементов многополярности – все это означает, прежде всего, кардинальную трансформацию самой сути взаимоотношений как между отдельными центрами морской силы, так и внутри них. Эти взаимоотношения становятся более сложными и многомерными, причем складываются они в ряде конкретных случаев, и потому в гораздо большей степени вариативны и ситуативны. Исчезают четкие конфронтационные границы, возрастает количество факторов, определяющих морскую политику, при уменьшении роли военных, пространственно-географических и некоторых других ее аспектов. Под влиянием всех этих процессов происходит активное переосмысление параметров только экономической и геостратегической мощи и, соответственно, возрастает удельный вес таких параметров, как политика и военно-промышленный комплекс, коммуникации и информационные системы, научно-технический прогресс и т. д.
Таким образом, возможно, что сегодня применительно к приморским территориям имеет смысл перенести акценты с глобальной картины (исследований миропорядка вообще) на региональный уровень (отдельных стран либо их регионов). Оптимальной единицей анализа мог бы стать приморский геостратегический регион как некая политическая, культурная и экономическая целостность (трансграничный характер, изменчивость контуров, смена доминантных региональных держав и геостратегических центров, культурные, этнические и демографические трансформации и т. д.), со своим значением морехозяйственного потенциала [3]. При этом необходимо отметить и обратный эффект, состоящий в том, что именно морехозяйственный потенциал государства во многом определяет его морскую геостратегию, которая, наряду с сухопутной, является важным направлением во внешнеполитической деятельности государств.
Важность устойчивого развития и роста морехозяйственного потенциала регионов подчеркивается в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года [4]. В этом документе под морским потенциалом Российской Федерации понимается совокупность сил и средств государства и возможностей их использования для реализации национальной морской политики. А основой морского потенциала РФ являются Военно-морской флот, органы морской пограничной охраны Федеральной пограничной службы, гражданский морской флот (далее именуются – российский флот), а также инфраструктура, обеспечивающая их функционирование и развитие, морскую хозяйственную и военно-морскую деятельность государства. Причем последнюю составляющую инфраструктуру как раз и определяет морехозяйственный потенциал приморских территорий Российской Федерации.
Нужно подчеркнуть, что морехозяйственный потенциал, являясь основой экономической мощи, не сразу демонстрирует ее. Его развитие, а зачастую и создание требует наличия соответствующих условий и возможностей, а также многолетней концентрации сил и средств государства на реализации долговременных программ и проектов, с использованием и государственно-частного партнерства, и других способов и организационных форм стимулирования устойчивого развития приморских территорий и прибрежных зон в целом. Комплексная оценка морехозяйственного потенциала приморских территорий даст возможность выявить сильные и слабые стороны, наметить цели, пути и перспективы развития приморских территорий как важнейших экономических и геостратегических регионов страны.


Литература
1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (Russian Classification of Economic Activities) – http://okved.pbnet.ru/.
2. Win Hornby, Bob Gammie, Stuart Wall. Business Economics. – London, New York: Longman, 1997. – 536 p.
3. Смирнов А.Н. Уровни геополитического восприятия действительности в современной России // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 12. Политические науки. – 1999. – № 3. – С. 98–116.
4. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена Президентом РФ 27.07.2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия