Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Яброва О. А.
профессор кафедры технологии питания Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук


Стратегические мероприятия по развитию рекреационного комплекса Красноярского края

Россия облает мощнейшими реальными и потенциальными туристскими ресурсами, глубоким культурным и историческим наследием, социокультурными и научно-промышленными объектами, лечебно-курортным потенциалом, т.е. объектами, которые способны генерировать активный туристский интерес у отечественных и иностранных туристов.
Уникальные туристские ресурсы, способные составить высокоэффективный туристский продукт, который практически не используется по причинам информационного вакуума в силу отсутствия системы продвижения продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках, практического отсутствия или низкого уровня системы предприятий индустрии гостеприимства, общественного питания, современных аттракций и средств перевозок.
В России отсутствует организованная индустрия гостеприимства как единая система, способная осуществлять деятельность звеньев и элементов на международном туристском рынке, оказывать влияние на формирование туристских потоков и осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов. Многие объекты морально и физически устарели и не конкурентоспособны.
В значительной мере это обусловлено противоречиями двух основных составляющих потребительского рынка – внутренними проблемами (неплатежеспособность населения, местные традиции, некритическое отношение к некачественному сервису) и малоемким рынком сервисных услуг (отсутствие гостиниц высокого европейского уровня и т.п.).
Большая часть объектов индустрии туризма приватизирована, однако отсутствие инвестиционного климата, благоприятствующего привлечению отечественных и зарубежных инвестиций, не позволяет осуществлять реконструкцию многих из них.
Исходя из того, что сфера гостеприимства является межотраслевым комплексом, следует формировать и стимулировать создание новой индустрии, способной к саморазвитию, не разрушая при этом сложившуюся и функционирующую систему отдельных ее элементов. Следует определить и законодательно закрепить цели, принципы и правила взаимодействия всех элементов индустрии туризма (перевозчики, размещение, питание, аттракции, туроператоры и агенты). При этом необходимо четко определить место каждого элемента в этой структуре, выделив при этом основные доходообразующие сегменты и, придав им приоритеты, стимулировать их развитие преференциями.
В 2007 г. в сфере туризма произошел ряд серьезных изменений. Во-первых, был принят новый федеральный закон о туристской деятельности, устанавливающий новые правила регулирования и функционирования туристической отрасли; во-вторых, Правительством РФ было принято решение о создании семи туристско-рекреационных зон, в которых туризм будет развиваться при поддержке государства.
Туристско-рекреационные ОЭЗ – не новое явление в мировой практике. В 120 странах насчитывается свыше трех тысяч различных ОЭЗ с годовым оборотом 600 млрд долл. Для России в настоящее время создание именно туристско-рекреационных ОЭЗ стало делом государственной важности, так как страна быстро теряет туристическую привлекательность. В 2005 г. наблюдался существенный отток туристов, и почти втрое замедлились темпы роста турбизнеса, составив 23,5%, по сравнению с 66,7% в 2004 г. Потенциально прибыльная индустрия второе десятилетие никак не может избавиться от многочисленных проблем, связанных, например, с нехваткой гостиниц всех видов «звездности», да и практически всей современной инфраструктуры, необходимой для привлечения интуристов и «разворота» турпотока российских граждан, предпочитающих отдыхать за границей.
Создание на территориях туристско-рекреационных ОЭЗ в регионах современных рекреационных комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в регионы, что будет способствовать созданию новых рабочих мест и пополнению региональных бюджетов.
По оценкам Министерства экономического развития и торговли развитие в России туристско-рекреационных зон позволит увеличить число туристов с 3 млн человек в год до 9,7 млн человек в 2016 г. Туристско-рекреационные зоны будут созданы в Краснодарском, Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Иркутской области и Республике Бурятии.
На создание инфраструктуры семи зон потребуется 325 млрд рублей инвестиций, в том числе 44,5 млрд рублей – из федерального бюджета, 273 млрд рублей составят средства частных инвесторов, остальная сумма будет привлечена за счет средств региональных бюджетов. В 2007 г. из бюджета выделено более 1 млрд рублей. Эти средства используются на проведение консалтинговых исследований, создание плана по строительству инфраструктуры.
Для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ предусмотрены определенные преференции. Инвесторам частично компенсируют затраты. Так, резидентам особых зон разрешат, в первые пять лет, не платить земельный налог и налог на имущество, в будущем позволят выкупать землю, на которой они построят недвижимость. Кроме того, резиденты зоны будут платить единый социальный налог по льготной ставке 14% и смогут переносить больше чем 30% убытков на последующие налоговые периоды.
В создающихся туристско-рекреационных зонах требуется развивать систему управления индустрией гостеприимства на принципах маркетинга, обеспечивающую ее высокую конкурентоспособность на международном и внутреннем рынках.
Первым шагом в формировании региональной рекреационной политики в Красноярском крае явилась разработка Концепции развития туризма в Красноярском крае на 2004–2010 годы. Целью Концепции является определение стратегии и основных направлений деятельности по становлению и развитию индустрии туризма в Красноярском крае.
Механизмом реализации положений Концепции служит проект краевой среднесрочной отраслевой программы развития туризма в Красноярском крае. Основными ее целями являются:
– позиционирование региона как ценрта туризма Сибири, как инициатора и координатора межрегиональных проектов в сфере туризма, демонстрирующего возможности эффективного государственного управления данной отраслью;
– создание в Красноярском крае современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Красноярский край обладает большой туристской привлекательностью, что обуславливается уникальным комплексом туристских ресурсов. Эти ресурсы складываются из совокупности важных факторов, таких как:
– историческое и культурное наследие региона, неразрывно связанное с историей и культурой всей России;
– географическое положение Красноярского края как отправной точки туристских маршрутов по Сибири, городам Дальнего Востока, странам Азиатско-Тихоокеанского региона;
– место проведения международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей, способствующее развитию в регионе делового и событийного туризма;
– место проведения международных соревнований по различным видам спорта;
– наличие привлекательных природных ресурсов (на территории края находятся десятки особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе три государственных природных заповедника, самый известный из них – заповедник «Столбы», также Саяно-Шушенский биосферный заповедник и национальный парк «Шушенский бор», 22 государственных природных заказника, 51 памятник природы, ботанический сад и одна биологическая станция).
Несмотря на то, что Красноярский край располагает уникальными туристскими ресурсами для въездного и внутреннего туризма, однако, использует их не в полной мере. Это объясняется рядом причин. Во-первых, отсутствует региональная нормативно-правовая база в сфере туризма. Во-вторых, недостаточно развита региональная туристская инфраструктура, не созданы предприятия малого и среднего бизнеса, составляющие большинство субъектов рынка въездного туризма. В-третьих, отсутствует система позиционирования и продвижения туристских возможностей в крае. Нет соответствующего информационного поля (сайты, информационные центры, специализированные печатные издания), туристского бренда, основанного на уникальном образе Красноярского края, системы продвижения туристских возможностей через участие в международных и российских специализированных выставках, в проектах телевизионных компаний, печатных изданий и т. д. Основная причина отсутствия интереса к краю со стороны туристов – разобщенность усилий представителей туристического бизнеса и краевой власти в формировании положительного имиджа Красноярского края как туристического региона. В-четвертых, неэффективна система межотраслевого взаимодействия. Восприятие туристской отрасли как дотационной, стоящей в одном ряду с культурой или социальным обеспечением и решающей исключительно социальные задачи, мешает применять межотраслевой подход в сфере государственного управления рекреационным комплексом.
Условно контингент потенциальных туристов Красноярского края можно разбить на три категории: это прибывшие из-за рубежа, местное население с высоким уровнем дохода и местное население с доходами среднего и ниже среднего уровней. То есть для увеличения потока туристов в Красноярский край нужно выработать генеральную идею, которая стала бы для них привлекательной. Желающие отдохнуть должны четко знать, ради чего им стоит проделывать путь длиной в тысячи километров в центр России.
В частности, речь идет о том, что в Красноярском крае сосредоточены уникальные туристские ресурсы, которые позволяют развивать различные виды туризма: культурно-исторический (путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе), экологический (первозданная природа, «сибирская Швейцария», Столбы, тайга, охота), этнографический (быт старинных сибирских поселений), спортивный (скалолазание, сплавы, горнолыжные маршруты). В последнее время активизируется и деловое направление туризма. Деловой туризм (приезд бизнесменов, ученых для участия в международных, всероссийских и региональных форумах) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид, но на первоначальном этапе требующий наибольших затрат. Поэтому осилить его развитие можно только с инвестициями крупного бизнеса. Такое позиционирование позволит открыть перспективные ниши для развития туризма и сделать Красноярский край не менее посещаемым регионом, чем Хакасия, Алтай и Байкал.
На сегодняшний день состояние отрасли, ориентированной на въездное и внутреннее направления, можно охарактеризовать как «требующее глубокого исследования и разработки перспективных направлений развития». Это является своеобразным преимуществом при принятии стратегических решений развития отрасли, так как регион может учесть опыт других территорий, как положительный, так и отрицательный.
В сложившихся условиях главными задачами администрации края являются стимулирование максимального использования экономического потенциала туризма, а также грамотное и эффективное продвижение края, как перспективного туристского региона, на российском и международном рынках.
Механизм стратегического регулирования рекреационной деятельности в процессе создания рекреационного комплекса региона может реализовываться региональными структурами через операции с заинтересованными покупателями рекреационных продуктов. Реализация рекреационных продуктов при этом может осуществляться региональными структурами с помощью освоения рекреационных продуктов собственными силами.
В этой связи рассмотрим предлагаемый нами комплекс стратегических мероприятий в области развития рекреационного хозяйства региона, при этом необходимо:
– разработать современный земельный кадастр региона и, в первую очередь, земельный реестр, являющийся основой создания других государственных отраслевых кадастров, природных ресурсов и многоцелевой информационной системы, включающей реестр зданий, сооружений и коммуникаций, и др., который будет являться основой создания и функционирования территориальной информационной системы региона. Кроме того, автоматизированный комплекс государственного земельного кадастра по своей сути будет являться государственной информационной инфраструктурой, обеспечивающей, наряду с другими действующими инфраструктурами, (транспортом, связью, энергетикой) функционирование механизма рекреационной деятельности;
– создать систему изъятия неэффективно используемых земель и разрешения земельных споров, при этом необходимость резервирования земли под федеральные нужды не сужает, а расширяет возможности маневра региональных властных структур при решении проблем с развитием рекреационного комплекса;
– провести дополнительные исследования потребности и состоятельности всех существующих рекреационных объектов, при этом выделить ряд объектов, являющихся по санитарным и техническим условиям непригодными для дальнейшего использования в рекреационных целях (оказавшиеся в черте городской застройки, в зонах шумового дискомфорта и неблагоприятных с точки зрения экологии) с целью передачи их под другие нужды;
– определить потребность в санатарно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости населения региона;
– передать объекты рекреации, не соответствующие функциональной направленности (из-за отсутствия средств на их содержание), более стабильным в финансовом отношении организациям, ведомствам или в частную собственность, а наиболее ценные курортно-лечебные учреждения – в собственность региона, или организовать жесткий контроль за условиями их эксплуатации;
– упорядочить систему отчетности региона по наличию и состоянию рекреационного фонда, особенно в тех районах, где рекреация занимает одно из ведущих мест, а региональным властным структурам, в свою очередь, заинтересовать местные администрации в развитии рекреации на их территории за счет перечисления части налогового сбора в местные бюджеты;
– особое внимание уделить охране и разработке природных ресурсов (месторождений минеральных вод и лечебных грязей);
– перепрофилировать целый ряд рекреационных учреждений из одного вида деятельности в другой (лагеря отдыха, работающие не на полную мощность или не функционирующие – в кемпинги, базы отдыха, пользующиеся большим спросом у отдыхающих;
– создать рекреационные центры;
– преобразовать систему рекламно-информационного обеспечения туризма, создав единую туроператорскую региональную сеть, при этом разработать единый банк данных (каталог) о всех рекреационных учреждениях региона, создать ассоциацию рекреационных учреждений различной функциональной направленности с целью включения туристских региональных организаций в федеральные и мировые туристические цепи;
– учредить на базе нематериальных активов (в том числе интеллектуальной собственности), принадлежащих корпорации хозяйственных обществ, предприятия в зоне рекреации, в которые привлекается капитал сторонних крупных инвесторов, делающих ставку на приобретение значительной доли в таких организационно-правовых структурах по первоначально небольшой цене, а затем на перепродажу этой доли по цене, которая по мере доработки и продвижения созданного рекреационного продукта на рынок может значительно увеличиться;
– создать сеть аналогичных предприятий с приглашением в них стратегических сторонних инвесторов, готовых оставаться на предприятии до полного проявления ожидаемых от эксплуатации объекта рекреации или продажи рекреационного продукта денежных потоков (такие инвесторы, как правило, требуют контроля над предприятием);
– организовать процесс объединения организационно-правовых структур, обладающих новыми технологиями в области рекреации, но не способными их доработать и освоить по ним выпуск рекреационного продукта с более мощными компаниями, заинтересованными в дальнейшей коммерциализации этих технологий (прежние владельцы поглощаемого предприятия, акционерного общества получают выкуп за свои акции или паи и остаются на предприятии, в акционерном обществе уже в качестве лишь высокооплачиваемых наемных работников).
Кроме того, развитие туристско-рекреационного бизнеса несомненно потребует усиления деятельности природоохранных служб, а значит, повлечет за собой создание в этой сфере дополнительных рабочих мест и сфер приложения труда. Для того, чтобы туризм стал развитым сектором региональной экономики, необходимо, по нашему мнению, использовать, совершенствовать и применять (но при этом адаптируя к современным условиям) принципы саморегулирования, при регулирующей роли государственных властных структур.
В конечном итоге осуществление рекреационной деятельности, главным образом, зависит от готовности к тому, чтобы служить основой для коммерческих сделок, способных принести окупающие эту деятельность доходы. Для получения ожидаемого и в экономическом отношении приемлемого результата следует решить целый ряд организационных, управленческих и экономических проблем. Все они отображены на рис. 1, который показывает также, как освещение и решение одних проблем, связанных с осуществлением рекреационной деятельности в регионе, влияет на предоставляемую информацию по каждой из них.
Необходимо учитывать, что заинтересованность исполнителей во всех этапах единого рекреационного цикла достигается при ориентации этих исполнителей на конечный результат, такой как ответственная сдача объекта рекреации «под ключ» и участие в реализации товаров и услуг созданного объекта рекреации. Такая заинтересованная ориентация на конечный результат позволяет механизм регулирования рекреационной деятельности использовать как основу для построения замкнутых (с обратной связью по конечному результату) систем при реализации государственной рекреационной политики, именно эта ориентация на конечный результат представлена на рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм работы механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе

В качестве основной необходимо принять социально-экономическую стратегию развития механизма стратегического регулирования, когда в центре системы предусматривается постоянный творческий труд людей, определяющих поведение системы в целом, именно поэтому главное движущее и доверительное начало в механизме стратегического регулирования принадлежит руководителям инвестиционных проектов – специалистам и профессионалам высокого уровня (ученым, организаторам, предпринимателям). Именно таким руководителям полностью доверяется в управление процесс развития рекреационной деятельности по конкретным инвестиционным проектам, они принимают решения, распоряжаются инвестициями, отвечают за конечный результат, успех которого определяет благосостояние руководителей этих проектов и коллектива, принимающего непосредственное участие в реализации проекта. В алгоритме работы механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности (рис. 1) по разработанному, на наш взгляд, достаточно укороченному «маршруту» реализации должны проходить все (или большинство) осуществляемые в рекреационных центрах инвестиционные проекты. В приведенном алгоритме предусматривается постоянное саморазвитие инфраструктуры механизма регулирования рекреационной деятельности параллельно с реализацией инвестиционных проектов.
При этом важно учитывать и то, что региональные органы власти, ограничивая деятельность рекреационных центров исключительно рекреационной деятельностью, при этом предоставляют для реорганизации, реконструкции или строительства новых объектов рекреации уже существующие помещения, оборудование, инфраструктуру, землю. Сформированные таким образом новые объекты рекреации при существенно малых капитальных вложениях будут эффективны и станут источниками реинвестиций для рекреационных центров.
Взаимодействие всех блоков алгоритма рационального механизма осуществляется на общей основе и в указанной последовательности совершения мер и экономико-организационных событий в процессе регулирования рекреационной деятельности в регионе.
Представленный механизм стратегического регулирования рекреационной деятельности и перспективного развития рекреационного комплекса региона не только дает возможность региональным органам управления целостно, разносторонне, рационально использовать инструментарий и технологическую последовательность осуществления регулирующих воздействий, но и дополнять механизмы стратегического регулирования новыми мерами воздействия, раскрывать и использовать резервы повышения эффективности потребления всех видов ресурсов в зоне рекреации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия