| | Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Мальцева Г. И. первый проректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
доктор экономических наук Уварова Т. Г. заведующий лабораторией экономического анализа и прогнозирования НИИ развития профобразования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
кандидат физико-математических наук
| |
| | Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования является одной из основных тактических задач, решение которой способствует достижению стратегической цели Министерства образования и науки Российской Федерации – обеспечению доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе [1, с. 5–7]. Действующей системе финансового регулирования образования свойственны недостатки, характерные для всех учреждений, финансируемых из бюджета [1, с. 5]: жесткая регламентация статей расходов; невозможность перераспределения ресурсов между статьями; высокие административные издержки привлечения внебюджетного финансирования.
Для обеспечения высокоэффективных финансовых и социально-экономических условий развития системы образования, создания условий для реализации целей образования и обеспечения развития общества на этой основе требуется внедрение новых финансово-экономических механизмов. Они призваны: обеспечить многоканальное финансирование; расширить самостоятельность образовательных учреждений в использовании средств; обеспечить общественный контроль и усилить ответственность руководителей за качество образовательных услуг [1, с. 10]. Для решения данных задач необходимо привлечение регионального финансирования (приоритетным здесь является обеспечение функционирования общенациональной системы оценки качества образования), а также организационно-методические разработки по переходу образовательных учреждений на новые организационно-правовые формы, а системы высшего образования – на новые механизмы финансирования [1, с. 11].
В настоящее время высшая школа претерпевает реструктуризацию, трансформируется система финансового регулирования, меняется государственная учетная политика. К направлениям политики государственного финансового регулирования субъектов высшей школы, влияющим на элементы финансового механизма вуза, следует отнести: постепенный переход на нормативное подушевое финансирование; развитие практики создания и реализации проектов частно-государственного партнерства в сфере образования; создание и развитие системы образовательного кредитования.
Вузы находятся под влиянием трансформации не только высшей школы, но и российской экономики в целом. Реформирование бюджетного процесса, в том числе его базовой составляющей – бюджетного учета – в начале XXI века охватило все страны мира. Это обусловлено тем, что надлежащее управление в общественном (государственном, муниципальном) секторе играет первостепенную роль в достижении макроэкономической стабильности и обеспечении устойчивого роста национальных экономик [2]. Основной задачей проводимых бюджетных реформ является повышение результативности расходов, обеспечение их целевой направленности и прозрачности.
В докладе Министерства образования и науки Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2008–2010 гг. в число основных ожидаемых результатов реализации приоритетного национального проекта «Образование» включены результаты, характеризующие эффективность бюджетных расходов в сфере образования [1, с. 101]:
– повышение открытости системы образования, ее восприимчивости к общественным запросам, способности к непрерывному саморазвитию;
– развитие финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;
– переход на новые механизмы финансирования отрасли: подушевое финансирование образовательных учреждений для оказания стандартной образовательной услуги и отраслевая система оплата труда, ориентированная на качество и результативность деятельности;
– оптимизация размещения ресурсов в образовательной сети, обеспечивающая повышение отдачи их использования;
– расширение участия высшей школы в реализации и кадровом обеспечении региональных программ социально-экономического развития;
– формирование и распространение новых принципов оценки качества образования: открытость, внешний характер, прозрачность, объективность, общественное участие;
– развитие практики оформления общественных запросов по качеству образования.
Сложность положения вузов в контексте достижения целевых ориентиров политики государственного финансового регулирования деятельности субъектов высшей школы состоит в необходимости одновременно адаптироваться к внешним реформам в бюджетной сфере и вырабатывать новые принципы внутреннего регулирования финансово-экономической деятельности в целях повышения инвестиционной привлекательности. Рассмотрим подробнее отдельные аспекты нормативно-правовых актов, позволяющие выявить зависимость повышения эффективности управления финансовыми ресурсами вуза от политики государственного регулирования.
С учетом требований Правительства Российской Федерации повысить эффективность использования бюджетных средств на основе программно-целевых методов, ориентированных на конечный результат основной акцент в ресурсном обеспечении приоритетных направлений реформирования образования сделан на реализацию Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2006–2010 гг. [4]. Программа базируется на общих принципах государственной политики в области образования, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Данные принципы раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. [5], Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [6], Федеральной программе развития образования на 2000–2005 гг.
В настоящее время осуществляется широкий комплекс определенных ФЦПРО мер, которые затрагивают нормативно-правовые, экономические, организационно-правовые и содержательные аспекты образования, предусматривают обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем решения задач переходного периода. В их числе – создание новых институциональных и общественных механизмов регулирования и повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Фактически происходит изменение механизма государственного финансового регулирования высшей школы, в результате чего выделение субсидий на цели развития производится в рамках проектов и программ. Такой подход в отношении вузов позволяет достигать прозрачности – одной из основных международных и российских норм ведения бюджетного процесса и учета. С другой стороны, это требует обеспечения комплексной учетной основы, пригодной для анализа и оценки налогово-бюджетной политики и результатов деятельности вузов как субъектов общественного сектора экономики (или сектора государственного управления). Для вуза это означает необходимость постановки и решения задач по повышению эффективности управления финансовыми ресурсами. Анализ нормативно-правовых актов позволил выявить такие задачи и сгруппировать по принципам прозрачности в бюджетно-налоговой сфере [7], как представлено в табл. 1.
Представленная в табл. 1 классификация позволяет сделать обоснованный вывод о том, что прозрачность является системной характеристикой деятельности, в результате достижения которой вуз должен стать более динамичным, гибким, чувствительным к социальным, экономическим, научным изменениям, способным к инновациям и конкуренции. Важнейшим элементом экономических отношений в образовании становится создание условий для достижения инвестиционной привлекательности сферы образования (т. е. для привлечения дополнительных средств в образовательные учреждения), среди которых прозрачность является ключевым, систематизирующим аспектом.
Как указывалось выше, в соответствии с докладом Минобрнауки прозрачность также является одним из новых принципов оценки качества образования: при их сопоставлении с принципами прозрачности можно установить соответствие, отраженное в табл. 2, и определить прозрачность как обобщающую структуру других принципов оценки качества образования, каждый из которых выступает отдельным аспектом прозрачности. | | Таблица 1 Классификация аспектов повышения эффективности управления финансовыми ресурсами вуза на основе принципов прозрачности | | *ОКО – оценка качества образования | | Таблица 2 Соответствие принципов прозрачности и принципов оценки качества образования | | Таким образом, принципы оценки качества образования (ОКО) являются проекцией принципов прозрачности. Данный факт позволяет обоснованно сформулировать роль и значение политики государственного финансового регулирования деятельности вузов как субъектов сектора государственного управления, а именно: в качестве механизмов обеспечения эффективности управления финансами вуза в условиях бюджетных реформ выступают механизмы достижения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере.
Следствием данного вывода является установление однозначного соответствия между принципами оценки качества образования и аспектами повышения эффективности управления финансовыми ресурсами вуза, отраженного в табл.1. Таким образом, группировка принципов «прозрачности/ОКО» является базовой и для характеристик вуза, свидетельствующих о степени эффективности управления финансовыми ресурсами вуза (показателей эффективности).
Результат проекции показателей эффективности управления финансовыми ресурсами (по сути, показателей инвестиционной привлекательности) на принципы прозрачности представлен в табл. 3.
Требование достижения прозрачности определяет принципы изменения системы управления финансовыми ресурсами вуза, в том числе состава обязательных элементов финансового механизма вуза – финансовых нормативов, финансовых рычагов и стимулов, финансовых методов, ресурсного обеспечения. В составе финансовых рычагов и стимулов должны быть учтены: программно-целевой подход, целевые программы и проекты, нормативы предоставления и использования финансовых ресурсов (в разрезе каналов финансирования). В составе ресурсного обеспечения должны предусматриваться разные каналы финансирования (федеральные, региональные, муниципальные), финансовые, материальные и нематериальные ресурсы, правовое, учетно-аналитическое, организационно-методическое и программно-целевое обеспечение деятельности. | | Таблица 3 Проекция принципов оценки качества образования на показатели эффективности управления финансовыми ресурсами вуза | | Принципами формирования финансового механизма устойчивого функционирования вуза в условиях бюджетных реформ должны стать:
– эффективное управление результатами вуза (в рамках новой методологии бюджетного процесса, бюджетного и управленческого учета);
– удовлетворение всех заинтересованных групп потребителей образовательных услуг, персонала вуза и его руководства, учредителя вуза, органов государственной (в том числе региональной) власти и местного самоуправления;
– финансовый контроль деятельности вуза (как внешний, так и внутренний) (в соответствии с методологией и методиками аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности);
– качественное индикативное стратегическое планирование, позволяющее обоснованно формировать целевые ориентиры, ресурсы, результативные показатели, осуществлять анализ и управление отклонениями (изменениями).
Таким образом, прямым следствием бюджетных реформ и смещения акцентов бюджетного процесса от управления ресурсами к управлению результатами является необходимость трансформации финансового механизма и системы управленческого учета вуза. На этой основе возможен переход вуза от управления затратами к управлению результатами для обеспечения роста экономической самостоятельности, усиления ответственности за достижение конечных общественно-значимых и измеримых результатов [3]. Стратегическими задачами финансовой политики вуза в условиях бюджетных реформ должны стать обеспечение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности вуза, а также создание эффективного механизма управления вузом [3, с. 121].
Практическим итогом разработанной классификации может явиться ее использование в качестве методического инструментария для совершенствования систем целевых индикаторов и показателей непосредственных и конечных результатов реализации программ развития в сфере образования (актуализации значений отдельных индикаторов, включения дополнительных новых показателей). Цель такого совершенствования – повышение эффективности бюджетных расходов на как уровне вуза, так и системы образования в целом. |
| |
|
|