Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Лунин Э. А.
аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета

Безопасность туризма в Российской федерации

В последние десятилетия туризм стал неотъемлемой частью экономики России, создавая все больше и больше рабочих мест, стимулируя развитие инфраструктуры и коммуникаций в регионах. Одним из приоритетных направлений развития туризма является обеспечение безопасности этой сферы на всех уровнях.
Планомерное развитие туризма невозможно в политически нестабильном мире. Войны, депрессии, экономические кризисы и спады негативно сказываются на развитии туризма. Турист должен быть на сто процентов уверен в своей безопасности.
Прежде чем говорить о понятии «безопасность в туризме» целесообразным будет рассмотрение понятия безопасности в целом.
Из закона РФ «О безопасности» следует, что безопасность – это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» *.Безопасность – «состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, способность к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба» *.
Ни для кого не секрет, что при выборе туристом страны пребывания и организации своего будущего путешествия кроме наличия достопримечательностей, исторических мест, памятников архитектуры и отличного климата турист задумывается и об уровне сервиса и степени своей безопасности в предполагаемой стране.
Безопасность в туризме – понятие комплексное и многогранное. В соответствии с классификацией М.Б. Биржакова следует различать:
– безопасность туризма как отрасли экономики;
– безопасность туристов как субъектов, пользующихся туристическими услугами;
– безопасность дестинации от туристов, которые могут нанести ей вред *.
Остановимся на безопасности потребителей туристского продукта – туристах. Безопасность туристов может включать безопасность транспортную, подразумевающую перемещение туриста с места жительства до планируемой дестинации, безопасность непосредственно территории, на которой турист предполагает находиться, а также безопасность деятельности, которой турист собирается заниматься.
Научно-технический прогресс с его новыми технологиями пытается свести к минимуму риск первой составляющей, изобретая все новые транспортные средства и модернизируя их. А вот вопрос безопасности территории требует более детального рассмотрения.
Почему одни страны и города посещают чаще, нежели другие? Почему они пользуются большей популярностью? Вопросы на первый взгляд риторические. Конечно, в качестве возможных ответов можно назвать развитую инфраструктуру, качественное обслуживание, приятную климатическую среду, количество и привлекательность достопримечательностей и многое, многое другое. Все это в сумме формирует так называемый имидж того или иного города (курорта, страны).
В 2006 г. исследователи компании Global Market Insite составили рейтинг брендов городов мира *. Города оценивались по шести категориям:
– международное значение;
– местоположение;
– потенциал;
– ритм;
– люди;
– условия.
В рейтинге брендов городов мира приняли участие 60 городов, в том числе Москва и Санкт-Петербург. Первое место в рейтинге городских брендов занял Сидней, второе – Лондон, третье – Париж. В первую десятку также вошли Рим, Нью-Йорк, Вашингтон, Сан-Франциско, Мельбурн, Барселона и Женева. Москва расположилась на 48-м месте из 60 возможных, уступая 8 позиций Санкт-Петербургу. По мнению автора рейтинга Саймона Анхольта, советника правительства Великобритании, аспект гостеприимства является одним из самых значимых для бренда города: «…если человек думает, что его холодно примут, то маловероятно, что он будет рассматривать вопрос о посещении такого места». И, несмотря на распространенное мнение о гостеприимстве русских, в вопросе о доброжелательности Москва заняла последнее, 60-е место, а Санкт-Петербург – 41-е.
Существует и другой похожий рейтинг. Ежегодно журнал Forbes составляет рейтинг стран, опасных для путешествий *. В 2006 году в этот список попали 14 стран, в том числе и Россия. Для составления рейтинга журналисты опросили несколько международных компаний, которые занимаются оценкой рисков для корпораций, отправляющих своих сотрудников на работу в различные государства планеты. Страны оценивались по нескольким категориям – от политических и террористических рисков до возможности начала гражданской войны и общего состояния преступности. Страны были разбиты на группы: крайне опасные, опасные, умеренно опасные (см. табл.1).
Таблица 1
Таблица составлена автором

Страны Африки – Сомали, Судан, Зимбабве, Кот-д’Ивуар, Конго и Либерия – вошли в группу крайне опасных стран в первую очередь из-за низкого уровня развития экономики и, как следствие, высокого уровня преступности. Россия попала в рейтинг в группу «опасные страны» вместе с Бурунди, Папуа-Новая Гвинея и Пакистаном из-за политической нестабильности в республиках Кавказского региона, и прежде всего в Чечне. Путешественникам не рекомендуется ездить в Северную Осетию, Ингушетию, Дагестан, Ставрополь, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, а также в Чечню. «В обстановке беззакония эти регионы до сих пор охвачены открытой партизанской войной», – пишет Forbes.
Но все ли так плохо на самом деле или это всего лишь нападки Запада? Существуют российские исследования, оценивающие безопасность того или иного региона. Например, Агентством национальных новостей был опубликован «рейтинг безопасности всех российских регионов в январе–июле 2005 года» *. Так, например, самый высокий удельный вес тяжких и особо тяжких в числе зарегистрированных преступлений оказался в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Экспертный опрос 115 работающих на въезд туроператоров, который Российский союз туриндустрии провел в 24 регионах РФ в 2005 году *, показал, что опасение туристов стать жертвами террористических актов является не последней причиной, препятствующей развитию въездного туризма. Так, 32,2% ответивших респондентов оценивают ситуацию в этой области как критическую.
Очевидным становится тот факт, что проблема безопасности в туризме существует и стоит очень остро.
Не секрет, что на Земле вряд ли найдется место, безопасное на 100%. В каждой стране существует вероятность того или иного происшествия, будь то природные катаклизмы или нападение преступников. Дело в том, что где-то такие происшествия происходят чаще, где-то реже, где-то они чаще происходят с иностранными гражданами, получая резонанс в зарубежной прессе, где-то о них специально умалчивается. Несомненно, существует проблема объективности оценки стран с точки зрения безопасности. Ведь вряд ли объективно в нашей стране настолько же небезопасно как в Папуа-Новая Гвинея – одной из самых криминальных стран (по данным Forbes *). «В столице страны Порте Моресби один из самых высоких уровней преступности в мире. Кража машин и вооруженные ограбления – рядовые события в Лае и высокогорном городе Маунт-Хаген, а карманные воришки действуют практически по всей стране» *. Но с другой стороны, можно согласиться с тем, что небезопасным будет путешествие в республики Кавказского региона и прежде всего в Чечню. Издание напоминает о нередких захватах заложников с целью выкупа и о захвате школы в Беслане в 2004 году.
Абстрагируясь от многочисленных рейтингов, опросов, экспертных мнений, ни для кого из жителей крупных, популярных среди туристов городов Москвы и Санкт-Петербурга не секрет, что проблема безопасности туристов стоит очень остро. Особенно ярко это видно на примере иностранных туристов. В виду непреодолимого языкового барьера, различий в менталитете эта группа туристов чаще всего становится жертвами грабителей, мошенников. Причем это может случиться не только на улице, но и в гостинице. Известны и самые опасные места, такие, как, например, Невский проспект, где сосредоточены основные потоки туристов и где действуют целые группы карманников. Все эти происшествия, несомненно, откладывают свой негативный отпечаток на общее впечатление туриста от поездки. А ведь именно впечатлением турист делится по возвращению на родину. И очевидно, что если отзывы друзей, знакомых, СМИ относительно безопасности того или иного места будут негативными, никакие памятники архитектуры, всемирно известные достопримечательности или песчаные пляжи не заставят потенциального туриста посетить это место.
Существует целый комплекс мер по изменению ситуации, но, к сожалению, большинство из них так и остаются на бумаге. Так, с недавних пор стали заметны немногочисленные дублирующие надписи на английском языке, в частности в метро и на остановках общественного транспорта. Следует, несомненно, увеличить масштаб распространения этого опыта. Другой мерой по обеспечению безопасности может быть создание так называемой туристической милиции. Оборудование камерами видеонаблюдения мест скопления людей также может стать действенной превентивной мерой. Оборудование гостиниц «тревожной кнопкой», партнерство с частными охранными предприятиями позволит обеспечить безопасность средств размещения.
Пока, к сожалению, имидж Российской Федерации не самый благоприятный с точки зрения безопасности туристов. Именно так преподносят имидж страны иностранные СМИ, имея обыкновение освещать далеко не самые живописные места России, которые потенциальный турист вряд ли хотел бы посетить. Для борьбы с этим существует некоммерческая реклама страны, на которую развитые страны тратят значительную часть средств. Так, например, по данным Российского союза туриндустрии, средства, выделенные Россией на эти цели в 2005 году, составили всего 3 миллиона евро, что даже меньше, чем тратит на рекламу Румыния *. А та же Польша в 2006 году намеревалась потратить на свое продвижение более 60 млн евро. Даже Франция, давно лидирующая на рынке въездного туризма, выделяет на рекламу страны 60 млн. евро, не считая региональных бюджетов. В среднем же каждая страна Евросоюза тратит на некоммерческую рекламу 34 млн евро. Становится ясно, что средств, выделяемых Россией на эти цели, явно недостаточно, а в сумме с вышеупомянутой антирекламой со стороны Запада, эффект от вложений совсем минимален.
Очевидным становится вариант привлечения больших денежных средств, направленных на продвижение страны. А именно: выпуск информационной печатной продукции, участие в международных тематических выставках, конференциях, организация ознакомительных туров.
Помимо вышеперечисленных проблем, среди которых: неразвитая инфраструктура; недостаточное финансирование; неблагоприятный имидж нашей страны на Западе, – нельзя забывать и о такой проблеме, как безопасность иностранных студентов. Несмотря на то что по формальным признакам их нельзя причислить к туристам, из-за того что они большую часть года проводят в нашей стране, но именно из их уст их родственники, близкие и друзья получают информацию о нашей стране. А ведь именно проблему безопасности иностранные студенты считают для себя самой главной. Убийства и нападения на иностранцев происходят с незавидной регулярностью. Самыми опасными городами по праву считаются Ростов-на-Дону, Воронеж и Санкт-Петербург.
В июле 2005 г. «Новые Известия» писали о том, что многие молодые люди, прибывшие из Азии и Африки на учебу, готовы навсегда уехать из России, если правоохранительные органы не займутся всерьез их безопасностью *. С тех пор немало студентов, плативших большие суммы за обучение, действительно покинули страну. Однако, как выяснили «НИ», в федеральных органах власти эту проблему считают надуманной и предпринимать какие-то меры для защиты иностранных студентов не собираются.
Ежегодно иностранные студенты приносят России около 200 млн. долл. И стоит признать, что если начнется их массовый отток, эта цифра, естественно, снизится. Пока этого не происходит, и число желающих учиться в нашей стране не уменьшается.
Таким образом, проблема безопасности туризма в России существует и стоит очень остро. Для ее решения необходима реализация целого комплекса мер, в первую очередь на законодательном уровне. Требуется модернизация мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности как местных жителей, так и приезжих туристов. Необходима детальная разработка и дальнейшая реализация программы по продвижению России на мировой туристский рынок, которая будет включать создание определенного имиджа страны и его продвижение на международных туристских выставках, форумах, конференциях.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия