| | Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008 | | ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ | | Беккин Р. И. старший научный сотрудник Института Африки РАН (г. Москва),
доктор экономических наук, кандидат юридических наук
| |
| |
| Несмотря на отсутствие в современной России устойчивого спроса на исламские финансовые продукты, интерес к ним отечественных исследователей растет с каждым днем. За последние десять лет все монографии, посвященные исламской экономике и финансам, были изданы исключительно в Москве: «Страхование в мусульманском праве: теория и практика» Р.И. Беккина (2001 г.), «Теория и практика исламского банковского дела» А.Ю. Журавлева (2002 г.), «Исламские банки в исламском финансовом праве» В.В. Павлова (2003 г.), а также сборник «Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты» под ред. Р.И. Беккина (2004 г.). Собственно говоря, вышеприведенными работами на сегодняшний день круг специальных исследований по исламской экономике исчерпывается.
Сосредоточение интереса к такой теме, как исламская экономика, именно в Москве объяснимо. Именно здесь располагается наибольшее число востоковедческих вузов и факультетов, специализирующихся на изучении актуальных вопросов развития в странах Востока. В этом году монополия Москвы на проведение комплексных исследований по исламской экономике была нарушена. В Ростове-на-Дону был издан учебник «Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре/ Под ред. Кочмола К.В. – Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2008».
Издание учебника безусловно является знаковым событием. Появление книги лишний раз подтверждает, что исламская экономика – объективное явление мировой экономики, требующее внимательного изучения даже там, где отсутствуют исламские банки и другие финансовые институты.
Оценивая значимость проведенного исследования, нельзя, вместе с тем, не обратить внимание на некоторые его очевидные недостатки.
Как известно, обложка книги – это ее лицо. К сожалению, обложка учебника и первые его страницы вызывают целый ряд вопросов. Если на титульном листе указано, что учебник выполнен под редакцией проф. К.В. Кочмола, то на корешке книги фамилия редактора значится как фамилия единственного автора учебника. На титульном листе стоит дата издания учебника: 2008 г. в то время, как в аннотации приведена цифра: 2007 г. и т.п.
Недоработки редактора проявляются по всему тексту учебника. Очевидно, что для того чтобы избежать многочисленных дефектов, касающихся непосредственно предмета исследования, необходимо было привлечь редактора или консультанта – специалиста по исламской проблематике.
Большинство авторов учебника – преподаватели Ростовского государственного экономического университета, не являющиеся ни специалистами по экономике мусульманского Востока, или профессиональными исламоведами. Это отразилось на работе. Вместо обращения к авторитетным справочным изданиям по исламу авторы учебника прибегли к компилятивному сборнику «Ислам» (сост. В.В. Юрчук). В результате работа изобилует досадными неточностями. Перечисление всех недочетов учебника заняло бы много места, поэтому ограничимся лишь некоторыми из них.
Не вполне понятно, что понимают авторы под «исламским государством». Даже если некорректно употреблять термин «исламское государство» в качестве синонима мусульманской страны, то в любом случае такие государства как светская Турция и Филиппины не могут рассматривать в качестве исламских даже при такой оговорке.
Незнание реалий мусульманского мира приводит к утверждениям, что в Катаре у власти находится эмир, а не король (с. 47), а в Великобритании большинство иммигрантов из мусульманского мира составляют арабы, а не выходцы из Южной Азии (с. 47).
Отсутствие необходимых знаний об исламе у авторов учебника проявляется в искажении написания и передачи сущности терминов, имеющих арабское или персидское происхождение. Так мусульманское право (фикх) почему-то пишется одним из авторов учебника как «figh» (с. 134). В одной из глав учебника исламский налог закят пишется как закят (с. 134), в другой же употребляется менее распространенное написание: закат (с. 206). К слову, категории получателей закята четко указаны в Коране. К ним не относятся одинокие женщины как отдельная категория, – как пишет один из авторов учебника (с. 134).
Однако наличие целого ряда неточностей не помешало авторам корректно и объективно рассмотреть сущность различных институтов исламской экономики, раскрыть особенности их функционирования в условиях глобализации. Проделанный в учебнике анализ служит хорошим фундаментом для проведения его авторами дальнейших исследований в сфере исламских финансов. | |
|