Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Рецензия на книгу Крутика А.Б. «Туризм как отрасль экономики России: Учебное пособие»
СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – 412 с.

Данное учебное пособие – одна из немногих работ отечественных авторов, рассматривающая туризм как перспективную отрасль экономики страны, обладающей уникальным природным и культурным наследием. Отметим, что в 1996 г. туризм определен приоритетной отраслью экономики России в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ». Однако, на практике приоритетность туризма и на сегодняшний день остается декларацией, а реальных действий и мероприятий по полномасштабной реализации его потенциала не наблюдается. Во многом это происходит потому, что пока еще мало крупных теоретических работ, в которых дается аналитическое обоснование состояния туристской отрасли и перспектив ее развития. Представленный труд в этом смысле существенно восполняет этот пробел.
Автором работы является заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма Ленинградского государственного университета им А.С.Пушкина А.Б. Крутик.
В книге дается целостный взгляд на туризм с позиций теории и практики предпринимательства как на явление и феномен рубежа XXI века, выявляются и обосновываются его признаки как отрасли экономики страны. Автор рассматривает и определяет туризм в качестве важной отрасли народного хозяйства, призванной увеличить ВВП, пополнить бюджеты всех уровней, как федерального так и региональных, повысить жизненный уровень населения и доходы граждан. Индустрия туризма – это многие тысячи малых и средних предприятий в подавляющем большинстве предпринимательской сферы – туристского бизнеса, в котором без фундаментальных экономических знаний невозможно эффективно осуществлять управление предприятиями сервиса и туризма.
В первой главе книги приводится обзор тенденций развития туристской отрасли, даются обоснования признаков ее формирования как социального явления с позиций экономической теории и экономики туристской отрасли, а также привлекательности инвестиционной деятельности в этой сфере в различных регионах мира, в том числе России.
Во второй главе дается новый подход к оценке системы государственного регулирования и поддержки отрасли, не только как объединяющей организаторов туризма (туроператоров и турагентов), но и туристской индустрии в целом, включающей в себя и вопросы функционирования индустрии гостеприимства, перевозок, аттракций, социального инвестирования и амортизационной политики, привлечения иностранных инвестиций на выгодных условиях. Это позволяет судить о глубокой проработке новых проблем исследования рекреационного потенциала страны и ее регионов, культурного и природного наследия.
Постановка и акцент именно на проблемах государственного регулирования, а не только управления отраслью, основан на идее фундамента предпринимательских отношений, раскрытия глубоких причинных связей, обеспечивающих эффективность процесса. Убедительно раскрывается влияние на развитие предпринимательства в туризме и туристской индустрии различных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, что является определенными предпосылками для осуществления эффективного политического курса государства на развитие предпринимательства в этой отрасли экономики.
Определяются и разделяются интересы государства в развитии туризма на национальном, региональном и муниципальном уровнях. Доказывается необходимость выработки эффективной государственной политики поддержки развития туристской отрасли, дается обширный теоретический материал, касающийся общей теории мультипликативного эффекта в туризме. Дается определение туристского мультипликатора и его составляющих, приводятся математические формулы для конкретных расчетов, рассматривается использование показателей для определения доходности региона от туризма в целях оценки и обоснования инвестиционной привлекательности и управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях (государственном, региональном и уровне предприятия или группы предприятий).
Третья глава посвящена вопросам развития теории и практики менеджмента туристского предприятия, в ней указываются негативные стороны, сопровождающие туристский бизнес и мешающие становлению цивилизованных отношений в туризме: избыточные административные барьеры, недостаточная ясность государственной политики, ошибки в государственном регулировании и нормативных актах; высокий уровень коррупции в системе государственных и контрольно-наздорных органов; недоверие граждан к государственной политике, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений; теневая предпринимательская деятельность; недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, а также низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
Большое внимание уделено процессам маркетинговой деятельности в сфере продвижения туристского продукта, особенностям организации и проведения туристских выставок и экспозиций, как в мировой выставочной индустрии, так и на национальном, и региональном уровнях в России. Освещены вопросы развития современных информационных технологий в организации туристского процесса, взаимодействия с потребителем, управления предприятием, технологий бронирования услуг, входящих в туристский продукт, формирования принципов использования новейших программных средств и систем.
Рассмотрены вопросы управления рисками в туристском бизнесе, источники природы рисков и сущность процессов неопределенности, необходимости, будущности, причинности возможных потерь, взаимосвязи риска и доходности предприятия, устойчивости к рискам и т.д. В работе предложены модели управления предприятием в зависимости от условий деятельности: модель рационального управления в спокойной, стабильной внешней среде; модель управления в условиях достаточно динамичного рынка и модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим проблемам, угрозам и возможностям, проистекающим из внешней среды предприятия. Предлагается оригинальная математическая модель многокритериальной оптимизации жизненного цикла и доходности предприятия. Разработаны и описаны шесть математических моделей алгоритмов управления риском в туристском бизнесе, в том числе и основанных на недетерминированном подходе к решению задач многокритериальной оптимизации в многомерном пространстве. Рассматриваются варианты защиты бизнеса путем страхования рисков на уровнях туриста, организатора туризма, страхования гражданской ответственности туроператора применительно к различным видам туризма, в том числе в зарубежных поездках.
Большое внимание уделено вопросам управления качеством туристского продукта в целом и отдельных услуг на различных стадиях жизненного цикла туристского продукта, организации практической работы по управлению качеством, процессов сертификации. Приводится интересный материал, описывающий вопросы организации особенных видов туризма, бизнес-туризма, корпоративного и событийного туризма, экстремального и приключенческого, кладоискательства, военного туризма и других.
Четвертая глава посвящена изучению туризма как метода формирования рекреационного комплекса, индустрии отдыха, комплекса курортно-санаторной индустрии, а также вопросам экологии и экологических видов туризма в рамках рекреационной среды.
Следует отметить, что книга являет собой синтез научного исследования и учебного пособия в результате логичного взаимоувязанного построения содержательного материала, удачно сочетающего понятийную составляющую, что важно для осмысления явлений на стадии обучения, со строгими математическими выкладками, вариантами математических моделей и практическими примерами экономических расчетов. Содержание учебного пособия включает в себя и вопросы, изучение которых поможет предпринимателям, менеджерам улучшить деятельность предпринимательских структур.
Учебное пособие «Туризм как отрасль экономики России» рекомендовано для использования в учебном процессе высших учебных заведений системы туристского образования, в том числе специализаций социально-культурный сервис и туризм. Книга, несомненно, будет востребована и полезна работникам туристских предприятий всех уровней, а также преподавателям и студентам профильных специальностей.


М.Б. Биржаков,
Вице-президент Международной туристской академии

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия