Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Борисова З. Н.
доцент кафедры экономики и сервиса филиала Российского государственного университета туризма и сервиса (г. Сочи),
кандидат экономических наук


К разработке метода классификации управленческих инноваций

Проблеме классификации управленческих инноваций уделяется явно недостаточное внимание, несоответствующее их месту и роли. Но и в тех случаях, когда управленческие инновации разделяются на типы, классы или группы, делается это, как правило, без учета принципов и критериев классификации, т.е. не указывается цель классификации.
Одним из принципов научной классификации является ее многоцелевой характер. Иначе говоря, основание и признаки классификации во многом определяются целями исследования, для которого используется классификация. Это требование положено нами в основу разработки системного классификатора-инварианта управленческих инноваций (УИ), которая определяется, прежде всего, задачами этапа формирования стратегии (1). Поэтому для обоснования данного классификатора необходимо рассмотреть основные этапы формирования стратегии УИ на основе предлагаемого системно-креативного подхода, который включает:
1. Определение общей философии и «инновационного кредо» менеджмента;
2. Диагностику инновационной ситуации и формирование концепции стратегии управленческих инноваций;
3. Разработку направлений инновационной стратегии управления на основе формирования и оптимизации «портфеля» инновационных мероприятий.
На первом этапе должна быть определена предпринимательская, инновационная направленность бизнеса. основная задача обеспечения инновационного характера развития предприятия – это формирование стратегии менеджмента, которая определяется философией бизнеса и формирует «инновационное кредо» менеджмента.
На втором этапе осуществляется диагностика инновационной ситуации и определяется концепция общей инновационной стратегии. Диагностика инновационных проблемных ситуаций – важнейший этап, центральное звено стратегического управления инновациями. Цель диагностики в рамках процедуры формирования и реализации стратегии инновационного управления – оценка сложившейся ситуации, определение основных проблем в инновационной сфере и потенциальных возможностей реализации «инновационного кредо» предприятия.
На этом этапе возникает необходимость в классификации УИ, обеспечивающей реализацию целей диагностики. Поэтому основанием классификации выступают инновационные проблемные ситуации или области инновационных изменений. Таким образом, для корректной классификации УИ необходима, прежде всего, классификация инновационных проблемных ситуаций (ИПС) в целях упорядочения их совокупности.
Системный классификатор ИПС определяется в пространстве трех основных классов факторов (областей изменения): 1– факторов внешней среды; 2 – факторов внутренней среды; 3 – факторов менеджмента. К факторам внешней среды относятся: позиции конкурентоспособности фирмы; позиции сотрудничества, а также состояние и сценарии развития внешней среды. включающие факторы, существенные для фирмы, но не охватываемые факторами конкурентоспособности и сотрудничества (например, факторы макросреды).
К факторам внутренней среды, на наш взгляд, следует отнести технологические и экономические позиции предприятия (объем ресурсов компании, ее размеры и т.д.) этапы жизненного цикла организации (2).
Наконец, следует отдельно выделить факторы менеджмента (хотя, по сути, они могут быть отнесены к факторам внутренней среды, но в силу рассмотрения менеджмента как основы формирования инноваций, они составляют самостоятельный класс факторов). Здесь в качестве ключевых следует выделить цели менеджмента, стиль менеджмента, концепцию менеджмента, потенциал менеджмента. Каждый из этих факторов, так же как и предыдущие, носит агрегированный характер и может быть сконструирован по-разному, например, цели менеджмента можно сформулировать различным образом. Потенциал также может включать различные составляющие (стратегии, функции, структуру, процессы). Однако при всех возможных комбинациях составляющих, должно выполняться главное требование – факторы должны быть существенными для формирования инновационной стратегии менеджмента и определять требования к ней.
Предлагаемый классификатор ИПС может быть представлен в виде морфологической таблицы. На его основе возможно, во-первых, оценить сложившуюся ситуацию инновационной стратегии (иначе – информационное поле инновационных проблемных ситуаций – ИПС). Во-вторых, можно представить основную концепцию инновационной стратегии менеджмента. Формально вариантам концепции будут соответствовать различные морфологические цепочки таблицы. В том числе могут быть предложены варианты изменения целей управления, концепций управления, стратегий сотрудничества.
Разрешение ИПС является одним из источников УИ. Это основание классификации, которую необходимо рассмотреть уже на этапе диагностики. Признаками классификации (источниками УИ), наряду с разрешением ИПС, выступают также новые события и новые идеи (знания) (3). Подобная классификация целесообразна для ретроспективного анализа УИ предприятия. Таким образом, классификатор УИ, имеющий место в прошлом, может быть представлен с помощью таблицы следующего вида (табл. 1).
Таблица 1
Системный классификатор пространства инновационных изменений (ретроспективный анализ)

В соответствии с процедурой системно-креативного планирования инноваций, после анализа и диагностики необходимо формирование концепции инновационной стратегии. Для этого необходимо обобщение выявленных проблем, которое позволило бы перейти к определению необходимых интегрированных управленческих инноваций. Иными словами, необходимо осуществить синтез информации и определение основных инновационных направлений стратегии. это также целесообразно осуществлять с помощью ряда последовательно применяемых системных классификаторов.
Вначале целесообразно обобщить все множество выявленных в ходе диагностики инновационно-проблемных ситуаций и рассмотреть возможные направления их разрешения. Таким образом, в наиболее общем виде интегрированные УИ могут быть представлены с помощью следующего системного классификатора (табл. 2).
Таблица 2
Системный классификатор управленческих инноваций (этап формирования концепции инновационной стратегии)

Далее, на основе определения направлений инновационной стратегии при помощи данного классификатора, следует постепенно их конкретизировать. Для этого могут быть применены дополнительные признаки классификации. Например, базовое преобразование «ресурсы – продукт» может быть конкретизировано по основным уровням реализации функции УИ – уровню качества продукции, техническому и технологическому уровням, организационному уровню, социальному и экологическому уровням.
Следующим этапом является разработка направлений инновационной стратегии управления на основе формирования и оптимизации «портфеля» инновационных мероприятий. Целью этого этапа является формирование пространства потенциальных УИ. Здесь, на наш взгляд, необходима многомерная классификация, в которой должны учитываться: а)области предполагаемых изменений; б)базовые системные преобразования; в) источники УИ; г) методы формирования УИ. В табличном виде подобный классификатор может быть представлен следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Системный классификатор множества потенциальных УИ (этап формирования «портфеля»)

Подобная системная классификация управленческих инноваций может служить основой формирования «портфеля» УИ при разработке стратегии адаптации хозяйственного субъекта к динамике внешних условий деятельности, обеспечивающей гарантии согласованного развития производственного и научно-технического потенциала предприятия.
Таким образом, предложенная процедура классификации УИ сначала «восходит» от частного к общему, т.е. от отдельных ИПС к общему представлению об инновационной ситуации, а затем – от общего к конкретному, т.е. от концепции инновационной стратегии к ее конкретным направлениям. методам и инструментам реализации.


Литература
1. Глущенко И.И. Система стратегического управления инновационной деятельностью. – Железнодорожный: ООО НПЦ «Крылья», 2006. – 356 с.
2. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
3. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебное пособие. – М.: Ком Книга, 2005. – 304 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия