Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (5), 2003
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хадиуллина Г. Н.
кандидат экономических наук,
доцент кафедры теории экономических и правовых дисциплин
Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева (КАИ)


Экономические идеи в наследии Мусы Акъегетзаде (1864-1923)

В истории мировой экономической мысли Мусе Акъегетзаде (или Мусе Акъегету, или Мусе Акъегетоглу) принадлежит особое место не только как мыслителю, сумевшему создать экономическую систему, в которой синтезированы достижения мировой и российской экономической науки, а также исламские традиции, но и как популяризатору этих достижений в Османской империи эпохи младотурков. Как признают современные турецкие исследователи его творческого наследия, до появления в свет произведений М.Акъегета экономическая наука в Турции не развивалась[1] .
В историю же татарской общественной мысли Муса Акъегетзаде вошел как один из основателей татарской беллетристики, как создатель первого крупного художественного произведения на татарском языке последней четверти XIX века, как автор, которого называют "отцом татарской реалистической литературы"[2] .
Одним из первых это творчество М.Акъегетзаде исследовал В.Д.Смирнов в работе "Мусульманские печатные издания" (1888 г.), в которой дается высокая оценка позиции автора, его идеи называются прогрессивными. Лейтмотивом романа, по мнению В.Д.Смирнова, является призыв к татарскому народу овладевать знаниями, достижениями культуры - татарской, русской, европейской[3] .
Г.Ибрагимов выделяет в истории татарской литературы три периода. Второй - светский, или джадидский период - начинается, по его мнению, с романа М.Акъегета "Хисаметдин менла"[4] . В целом все его литературное наследие всесторонне исследовано - нашло отражение в многочисленных монографиях, коллективных научных работах и отдельных статьях[5] .
Роман М.Акъегета "Хисаметдин менла"[6] (1886 г.) хорошо известен и в современном татарском обществе.
В то же время его экономические работы, широко популярные в Турции конца XIX - начала XX вв., выходившие большими тиражами и оказывавшие значительное влияние на формирование общественного сознания, несмотря на то, что выводы, содержащиеся в них, были реализованы в экономической политике турецкого государства, по существу, оказались преданными забвению.
Анализ ряда произведений турецких авторов[7] , в которых неоднократно делаются ссылки на произведения М.Акъегетзаде и указывается на его роль в общественной жизни Турции в годы "мешрутият" (парламентаризма) и последующий годы, а также ознакомление с работами Франсуа Жоржона, заведующего отделом Французского центра научных исследований (Париж), автора известной монографии "Рождение нации" (Les editions isis. - Istanbul, 1995)[8] , возрождают интерес к личности мыслителя и его экономическим воззрениям.
В результате длительных поисков в архивах и библиотеках г.Стамбула нам удалось найти три работы Мусы Акъегетзаде, изданные в Турции. Работы написаны на староосманском (мертвом) языке, принадлежащим, согласно классификации Н.А. Баскакова[9] , к огузско-сельжукской подгруппе огузской группы западно-хуннской ветви тюркских языков. (Это создало определенные трудности при переводе).
Немного о биографии ученого.
Муса Акъегет родился 3 декабря 1864 года в городе Чембар Пензенской губернии (ныне г. Белинск) в семье чиновника. Его дед, Алтынбай Акъегет, крестьянин деревни Мачали Чембарского уезда в годы царствования Александра I в течение 25 лет служил в армии и участвовал в Отечественной войне 1812 года. За проявленное мужество в сражениях с наполеоновскими войсками в период их наступления на Москву Алтынбай Акъегет получает чин прапорщика и дворянское звание. Отец Мусы, Мухаматзян учился в деревенском мэктэбе, а затем заканчивал русскую четырехклассную школу в городе Чембар. Длительное время работал в должности писаря, а затем стал чиновником среднего ранга в этом же уезде[10] . Когда Муса достиг возраста, позволившего получать первое образование, его отправляют в деревню Мачали, где он, кроме усвоения основ шариата, учится читать и писать по-татарски. Затем он продолжает образование в русской четырехклассной школе, а 14 августа 1878 г. поступает в русскую гимназию в г.Пенза, которую заканчивает с хорошим аттестатом.
Еще в годы обучения в гимназии на него обращает внимание Н.И.Ильминский (1822-1891) - профессор Духовной академии и Казанского университета, организатор центральной крещено-татарской школы. Об этом он пишет в одном из своих писем[11] . В гимназии наряду с русским языком Муса Акъегет изучает французский, что позволяет ему на языке первоисточников знакомится с европейской литературой.
В 1884 году, после завершения гимназического образования, Муса Акъегет пишет прошение о поступлении в Московский университет. Однако это прошение, как и следующее - о поступлении в Казанский университет, официальные власти отклоняют в связи с политикой ограничения доступа к высшему образованию для представителей иноконфессиональных народов.
В период с 1884 по 1888 гг. Муса Акъегет живет в Казани, Пензе и Бахчисарае. Его активная творческая деятельность начинается именно в этот период. Роман "Хисаметдин менла" был опубликован в 1886 году (в типографии Казанского университета). Второе издание романа относится к 1925 году (серия "Библиотека татарской литературы"). На современном татарском языке роман выходит в 1979 году.
На турецком языке он впервые издается в издательстве "Заман" (Стамбул) в 1901 г. В работе В.Д.Смирнова, посвященной творчеству М.Акъегета, между прочим, содержится одна ошибка: татарский термин "менла" трактуется как "мулла" ("духовное лицо"). Аналогичная ошибка встречается и в более поздних изданиях романа в Турции и комментариях к нему. У М.Акъегета термин "менла" означает "образованный человек, интеллигент".
В 1887-1888 гг. М.Акъегет работает в редакции газеты "Тарджеман", издаваемой И.Гаспринским в г.Бахчисарае.
В 1888 году в целях продолжения образования М.Акъегет уезжает в г.Стамбул, где поступает в Высшую военную школу, или Военную Академию "Ирадэи сэния илэ Хэрбия мэктэбэ", которая готовила чиновников для государственных учреждений. В 1891 г. он завершает образование и занимает должность преподавателя русского языка и экономики в этой же школе в классах: пехоты и кавалерии, ветеринарной полиции, общей истории для высших сословий.
Следует отметить, что в период с 1902 по 1905 гг. в Военной Академии учился и Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938)[12]. Здесь получали образование и его будущие соратники и противники, сыгравших важную роль в истории Турции: Али Фуад (Джебесой), Али Фетхи (Окъяр), Энвер-бей (будущий Энвер-паша), Кизим Карабекир, Исмет-бей (Исмет Иненю) и др.[13]
Ряд турецких авторов пишут, что Кемаль Ататюрк присутствовал на занятиях Мусы Акъегета[14] .
В любом случае можно уверенно говорить, что учебное пособие М.Акъегета по экономике использовалось будущим основателем и первым президентом Турецкой республики.
После того, как в июле 1908 г. султан Абдул-Хамид II был вынужден восстановить отмененную им в 1878 г. Конституцию, М.Акъегетзаде начинает издавать в Турции газету "Мэтин" ("Подлинник"), на страницах которой освещаются вопросы политики, экономики, торговли, военного дела и литературы. (Его неизменным помощником, членом редакционной коллегии при этом была жена Хайрия).
М.Акъегетзаде приветствует политические и экономические реформы в Турции, частности, в редакционных статьях, в которых отмечает, что альтернативой восстановления Конституции мог стать распад страны.
Однако, несмотря на такую позицию, официальные власти негативно относятся к газете "Мэтин" и ее редактору, что в конце концов приводит к ее закрытию.
16 января 1909 года М.Акъегетзаде назначают главой уезда Адижеваз-Ван, куда он уезжает с семьей. По мнению биографов М.Акъегетзаде, назначение человека, знающего несколько европейских языков и долгое время работавшего на государственных должностях, в качестве главы администрации уезда в глубине Анатолии, объяснялось желанием официальных властей удалить его от центра политических событий.
2 мая 1911 года он, однако, избирается членом представительных органов провинции Измир, 14 февраля 1913 года - руководителем органа "Тахриры Мусаккафат" в Измире и Хаме (регистрирующим предприятия, связанные с вакуфами[15] ), 23 ноября 1924 года - главой уезда Чапакчур.
По сведениям некоторых авторов, в период 1916-1923 гг. М.Акъегетзаде занимался приведением в порядок восточной литературы, купленной вакуфным управлением у библиотеки профессора Н.Ф.Катанова (Казанский университет). Однако никаких документальных сведений, подтверждающих такой факт, не найдено[16] .
Последним местом его работы становится должность управляющего библиотекой Сулеймания (Стамбул). К сожалению, в архивах библиотеки Сулеймания не сохранилось материалов, свидетельствующих об этом периоде жизни М.Акъегетзаде.
М.Акъегетзаде умер 2 сентбря 1923 года.
Изменения, происходившие в турецком обществе на рубеже XIX - XX вв.: принятие Конституции 1876 г., ее отмена и установление самодержавного режима "зулюм", младотурецкая революция 1908года, завершившаяся восстановлением Конституции и давшая начало эпохе мешрутият (парламентаризма), национально-освободительная революция и создание Турецкой Республики (1918-1923) во многом определили характер экономических исследований М.Акъегетзаде. Младотурки, а затем и кемалисты, стоявшие на позиции тюркизма, ожидали от экономистов рекомендаций для достижения и определенных политически целей, что давало надежду на востребованность экономических знаний, использование их в интересах экономического развития.
Все это обусловило плодотворность экономических исследований Мусы Акъегетзаде, который к тому же знал европейские и тюркские языки, получил и религиозное, и светское образование, был знаком с мировой и российской экономической мыслью, хорошо знаком с социально-экономическими изменениями в России и Турции, с турецкой историей, начиная с эпохи Танзимата[17] .
Из произведений М.Акъегетзаде, изданных в Турции, нам известны три работы. Первая "Avrupa medeniyetine bir nazar" ("Один взгляд на европейскую культуру (цивилизацию)" была издана в 1899 г. в Стамбуле в издательстве Джемаль Эфенди. В 1906 г. она была опубликована в России в журнале "Алгасрелджадит"[18] , издаваемом в г.Уральске, а в 1996 г. в г. Анкаре Турецким религиозным фондом в серии "Читай и задумайся" вновь издается. В предисловии, написанном Р.Сейчуком Уйсалом[19] , описывается жизненный путь автора и определяется значение его произведений для турецкого общества.
Вторая работа "Iktisat yahut ilmi seruet: Azadegi ticaret ve usuli himaya" ("Экономика, или наука о богатстве: Свободная торговля и способы ее защиты (протекционизм)") выходит в свет в Стамбуле в 1898 г. Этот труд написан на староосманском языке с использованием арабского шрифта и, насколько нам известно, позднее не переиздавался. В архиве стамбульской библиотеке Сулеймания сохранилось несколько экземпляров этой работы.
Третья работа "Ilmi seruet vuyahut ilmi iktisat" ("Наука о богатстве, или наука об экономике") с подзаголовком: "Книга содержит в себе важные экономические сведения" датируется 1900 годом и печаталась также в Стамбуле. Решение об ее издании было принято Советом по Военному образованию, что означало признание ее официальным учебником для высших учебных заведений Османской империи.
Как и предыдущая, она написана на староосманском языке. Нами исследовано первое издание, сохранившееся в единственном экземпляре в библиотеке Сулеймания. Хотя в ряде исследований содержатся сведения и о более поздних изданиях работы[20] , нами они не были найдены.
Исследование взглядов М.Акъегетзаде свидетельствует о его приверженности традициям классической школы политической экономии. В качестве предмета экономической науки он рассматривает проблемы производства и распределения материального богатства, акцентирует внимание на производительных силах, которые им трактуются как способность нации создавать богатство. Нехарактерным для классической школы политической экономии представляется рассматриваемый М.Акъегетзаде принцип редкости; автор характеризует ее как нематериальное, божественное начало. При трактовке же стоимости он исходит из неоклассической теории факторов производства.
Экономическая наука воспринималась исследователем как аналог естественных наук, что позволило ему рассматривать экономические законы как объективные. В то же время М.Акъегетзаде отрицал универсальность рыночных законов, включал в состав производительных сил религиозную форму общественного сознания, правовые, политические, географические факторы.
Им анализируются и конкретные экономические явления, прежде всего инфляция, как следствие макроэкономической нестабильности, отстаивается вывод о необходимости государственного вмешательства в экономику для преодоления противоречий, присущих рыночному хозяйству.
Вслед за А.Смитом, Д.Рикардо и Дж.Ст.Миллем он приходит к оценке международной торговли как сферы относительно малой мобильности ресурсов, принадлежащих нациям. При этом нации рассматриваются как неконкурирующие группы. Специально рассматривается проблема распределения доходов между государствами, получаемых от внешней торговли при бездефицитном платежном балансе. Считая политику свободной торговли эффективным методом регулирования межгосударственных товарных потоков, он признает и необходимость протекционистских мер для защиты экономики стран "второго эшелона" и обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Им разделяются взгляды А.Смита, который считал обоснованным принятие О.Кромвелем Навигационного акта (1651года) и указывал, что полная свобода торговли является утопией, что ей мешают, прежде всего, корпоративные интересы промышленников.
Признание в качестве единственного побудительного мотива в деятельности человека стремления к получению выгоды М.Акъегетзаде считает неоправданным. Он подчеркивает, что наряду со стремлением к максимизации собственной полезности человек руководствуется и политическими, религиозными, духовными интересами, которые являются "священными и для каждой нации" и невозможны "без жертвования материальных ценностей (богатств)"[21] . "Если свободная торговля, преследующая только материальную выгоду, может навредить независимой жизни, ... то появятся и те, кто готов пожертвовать своим состоянием"[22] .
Существенное влияние взглядов немецкой исторической школы проявляется в отношении М.Акъегетзаде к концепции "экономического человека". Он отрицает возможность трактовки человека как субъекта рыночных отношений, свободного от воздействия общественных факторов и автономно стремящегося к достижению максимальной личной выгоды. Человек рассматривается как существо, ориентированное на общественные ценности, а народное хозяйство - как единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии (в отличие от классической традиции, которая рассматривала общество скорее как сумму отдельных индивидов).
Исследование хозяйства как эволюционирующей системы также говорит о влиянии на М.Акъегетзаде идей немецкой исторической школы. Используемое им понятие "региональный физический план" свидетельствует о признании одного из ключевых положений теории Фридриха Листа (1789 - 1846), Бруно Гильдебранда (1812 - 1878), Вильгельма Рошера (1817 - 1894), Карла Книса (1921 - 1898).
М.Акъегетзаде неоднократно ссылался на работу Фридриха Листа "Национальная система политической экономии" ["Das nationale System der politischen Цkonomie"], в которой формулируется принцип "воспитательного протекционизма", реализация которого предусматривала поддержку фабрично-заводской промышленности.
Он не был прямым сторонником исламской экономической модели, в частности, исламской концепции процента. В отличие от муфтия Египта Мухаммада Абдо, который пытался модернизировать исламскую социальную доктрину, включая в нее нетрадиционную трактовку "рибаа", из которой следовало, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством, М.Акъегетзаде выступает как сторонник классической школы, опираясь на принципы которой он определяет процент как естественную цену капитала, возникающую в результате действия объективных рыночных законов.
В итоге им создается собственная интерпретация классической макроэкономической модели, в которой учитываются особенности социально-экономических отношений в Западной Европе, России и Османской империи на рубеже XIX-XX вв. Глубокое знание мировой и российской экономической мысли, мировоззрение, сформировавшееся в значительной степени под влиянием исламской концепции миропорядка, анализ социально-экономических процессов в государствах "догоняющего развития", позволили Мусе Акъегетзаде занять в Османской империи место одного из основоположников экономической науки. Его рекомендации были использованы в программных документах, в решениях по вопросам внутренней и внешней политики кемалистской Турции в 30-40-х гг. XX века.


1 Teufik Caudar. Turciye,de liberalism. - Ankara, 1992. - 127 b.
2 Миннегулов Х. Татар реализм эдэбиятынын атасы: Муса Акъегет (1864-1923)// Татарстан. - 1996. - N5. - 47-50 б.
3 Смирнов В.Д. Мусульманские печатные источники// Записки Восточного отделения Императорского археологического общества. - 1888. - Т. III-IV. - С.97.
4 Ибраhимов Г. Эсэрлар. Сигез томда. - Казан, 1978. - 5 т. - 290 б.
5 См., например, Мусин Ф. Муса Акъегет: Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. XIX йоз татар эдэбияты. - Казан: Тат кит.Нашр., 1985.- 2 т. - 291-301 б.; Миннегулов Х., Гыймадиева Л. Татар эдэбияты: рус мэктэплэренен 10 сыйныфында укучы татар балалары очен дэрэслек-хрестоматия.- Казан: Мэгэриф. - 1996. - 154-159 б.; Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль. - Казань: Тат кнж. Изд-во, 1976. - 319 с.; Андреева И.И. Древние и средневековые литературы народов СССР. Часть 1. Таджикско-персидская поэзия X-XV веков. - Казань: Казан. Гос. Ун-т, 1990. - С.141-142; Эмиров Ш., Гыймадиев Н. Хисаметдин мулла повестенын композициясе//Совет мэктэбе. - 1938. - N12. - 55-58 б. И др.
6 На современном татарском языке произведение М.Акъегета "Хисаметдин менла" напечатано в книге Татар Магърифатчелек адабияты ("Татарская образовательная литература"). - Казань:Татарское книжное издательство, 1979. - С.45-86.
7 Teufik Caudar. Turciye,de liberalism. - Ankara, 1992. - 127-140 b.; Abdullah Battal Taymas. Kazan Turkleri. - Ankara: Turk Kulturunu Arastirma Enstitusu, 1988. - 134-136 b. ; Hilmi Ziya Ulken. Turciye,de Cagdas Dusunce Tarihi. - Istambul: UlkenYayinlari, 1994. - 221-226 b.; Ahmet Timer. Yusuf Akcura. - Ankara: Kultur ve Turism Bakanligi, 1987. - 41 b.; Turk Dili ve Ansiklopedisi I Cilt. - Ankara, Dergah Yayinlari, 1977. - S. 98-99; Торек оглы Исмаил. Муса Акъегетзадэ Торкиядэ// Гасырлар авазы. - 1998. -N 1-2. - Б.137-142 и др.
8 Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля - 1 мая 1996 г.) // Панорама - Форум, 1997. - N 12 - Специальный выпуск.
9 Баскаков Н.А. Тюркские языки. - М., 1960.
10 Мусин Ф. Муса Акъегет// Татар эдэби тарихи. Алты томда. - Казан китап нэшрияты, 1985. -2 т. - 13-25 б.
11 Ilminski mektuplari, rakam 98, s.308 ( A.Battal naklen). Цит по: R. Selcuk Uysal. Yayina hazirlayanin onsozu//Akyigitzade M. Avrupa medeniyetine bir nazar. - Ankara:Turkiye diyanet vakfi yayinlari, 1996. - XIII b.
12 В Военной Академии будущий президент Турецкой республики получает имя Кемаль, что значит "ценный", "безупречный".
13 Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк. Очерки жизни и деятельности. - М., 2000. - С.6.
14 См., например, R. Selcuk Uysal. Yayina hazirlayanin onsozu//Akyigitzade M. Avrupa medeniyetine bir nazar. - Ankara:Turkiye diyanet vakfi yayinlari, 1996. - S. 3; Teufik Gaudar. Turkiye de liberalism (1860-1990). - Istambul, 1992. - S.127-140; Hilmi Ziya Ulken. Turkiye de Cagdas Dusunce Tarihi. - Istambul: Ulken Yayinlari, 1994. - S. 221-226; Тюркоглу Исмаил. Муса Акъегетзаде Тюркияда// Гасыр авазы. - 1998. - N1-2. - С.137-142 и др.
15 Вакуф - имущество, завещанное или переданное каким-либо лицом какому-либо мусульманскому духовному учреждению с правом пользоваться доходами от этого имущества, но без права продажи.
16 Миннегулов Х. Татар реализм эдэбиятынын атасы: Муса Акъегет (1864-1923)// Татарстан. - 1996. - N5. - 48 б.
17 Танзимат - принятое в литературе название реформ в Османской империи в 1839 - начале 70-х гг. XIX в., способствовавших некоторому ускорению разложения феодального строя в Турции и зарождению капиталистических отношений.
18 Цит. по: Мусин Ф. Муса Акъегет// Татар эдэби тарихи. Алты томда. - Казан китап нэшрияты, 1985. -2 т. - 15 б.
19 R. Selcuk Uysal. Yayina hazirlayanin onsozu//Akyigitzade M. Avrupa medeniyetine bir nazar. - Ankara:Turkiye diyanet vakfi yayinlari, 1996. - IX-X b.
20 См, например, R. Selcuk Uysal. Yayina hazirlayanin onsozu//Akyigitzade M. Avrupa medeniyetine bir nazar. - Ankara:Turkiye diyanet vakfi yayinlari, 1996. - II b.
21 Там же, с.15.
22 Там же, с.15-16.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия