| | Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008 | | ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА | | Остапюк С. Ф. начальник отдела Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки России,
профессор кафедры менеджмента инвестиций и инноваций Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова,
кандидат технических наук
| |
| | В статье рассмотрены инструментарий формализованной оценки обоснованности и результативности федеральных целевых программ, инструментарий многофакторного мониторинга проектов НИОКР гражданского назначения в рамках федеральных целевых программ и интегральная оценка успешности их выполнения | В рамках ведомственной и статистической отчетности, организуемой Минэкономики России и Федеральной службой государственной статистики [1, 2], проводится мониторинг результатов выполнения проектов НИОКР гражданского назначения федеральных целевых программ (далее – ФЦП). Основное внимание при мониторинге выполнения проектов НИОКР уделяется обеспечению непрерывности финансирования их выполнения. Используемая для оценки результативности полученных результатов НИОКР система индикаторов и показателей не позволяет в полной мере дать оценку результативности выполненных проектов НИОКР с точки зрения достижения целей государственного заказа и коммерческого потенциала научно-технической продукции, созданной в рамках ФЦП. Необходимость ведения мониторинга и оценки результативности выполнения проектов НИОКР гражданского назначения ФЦП диктуется низким качеством имеющейся информации для принятия управленческих решений в сфере науки [3].
Целью мониторинга и комплексной оценки результатов выполнения проектов НИОКР гражданского назначения в рамках ФЦП является обеспечение своевременной поставки адекватной аналитической информации заказчикам проектов и программ, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимой для выработки решений по оценке результативности и эффективности принятых проектов и программ в сфере НИОКР и корректировки их состояния, оценки соответствия полученных результатов целям государственной социально-экономической и научно-технологической политики, внесения необходимых коррективов в процесс реализации ФЦП, в случае, получения данных о нежелательных социальных последствиях выполняемых программ и осуществляемых реформ.
Организация мониторинга хода и результатов научно-технической деятельности в рамках ФЦП предусматривает установление индикаторов и комплексных показателей мониторингового наблюдения; определение порядка и процедуры обобщения и использования результатов мониторинга для оценки эффективности государственного заказа на научно-техническую продукцию и построения прогноза развития того или иного объекта мониторинга.
Решение перечисленных задач мониторинга позволяет получить своевременное предупреждение о том или ином неблагополучии для эффективного функционирования анализируемой ФЦП и построить прогноз ее успешного выполнения в условиях отсутствия форс-мажорных обстоятельств. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий, что придает результатам мониторинга особую ценность с точки зрения потенциального пользователя.
В настоящей статье сформулированы основные положения организационно-методического инструментария формализованной оценки федеральных целевых программ (подпрограмм) и организации мониторинга выполнения проектов НИОКР гражданского назначения в рамках ФЦП, обеспечивающие повышение объективности решений по составу финансируемых из федерального бюджета на очередной финансовый год и в среднесрочной перспективе программ.
Информационное обеспечение формирования предлагаемого ниже методического инструментария ежеквартального мониторинга программ в части их финансирования базируется, прежде всего, на данных следующих новых форм федерального государственного статистического наблюдения: «Сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение федеральных целевых программ» – Форма № 1-ФП квартальная, Раздел 1. Средства на выполнение федеральной целевой программы (подпрограммы). (Утверждена постановлением Росстата от 22.08.2005 № 63); «Сведения о целевых индикаторах и показателях реализации федеральных целевых программ (подпрограмм)» – Форма № 1-ФП (индикаторы) квартальная. (Утверждена постановлением Росстата от 28.11.2005 № 90.)
1. Финансовый мониторинг. В рамках финансового мониторинга предлагается использовать следующие показатели.
1.1. Показатель финансирования проекта. Показатель дает информацию о финансировании проекта за n кварталов, прошедших с начала отчетного года (n = 1,...,4). В данном случае ежеквартальные показатели оцениваются нарастающим итогом: | | | 1.2. Показатель соблюдения пропорции привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников. Показатель содержит информацию о том, насколько ежеквартально соблюдаются пропорции финансирования, определенные в соответствии с бюджетными и внебюджетными назначениями по проекту на отчетный год: | | | При оценке проекта за n кварталов, прошедших с начала отчетного года, показатель пропорциональности привлечения внебюджетных средств рассчитывается нарастающим итогом: | | | 2. Мониторинг планирования и отчетности. В рамках мониторинга планирования и отчетности предлагаются показатели, характеризующие качество поквартального планирования и поквартальной отчетности.
2.1. Качество поквартального планирования. Показатель отражает процент целевых индикаторов проекта, утвержденных (согласованных) на отчетный год, по которым государственными заказчиками представлены на i-й отчетный квартал плановые значения: | | | 2.2. Качество поквартальной отчетности. Показатель отражает для каждого i-го отчетного квартала удельный вес целевых индикаторов проекта, по которым исполнителями представлены отчетные данные, в общем количестве целевых индикаторов проекта, по которым государственными заказчиками представлены плановые значения: | | | 3. Мониторинг результативности. В рамках мониторинга результативности предлагается использовать квартальный показатель результативности проекта. Показатель характеризует фактическую степень достижения плановых целевых индикаторов проекта в ходе его реализации. Алгоритм формирования показателя результативности проекта в i-м отчетном квартале включает следующие шаги.
(1) Определяется количество целевых индикаторов проекта , по которым на i-й квартал государственными заказчиками представлены плановые значения.
(2) Определяется количество целевых индикаторов проекта , по которым на i-й квартал исполнителями представлены фактические значения.
(3) Для каждого целевого индикатора m, по которому на i-й квартал исполнителями представлены фактические значения, оценивается уровень достижения его планового значения, характеризуемый коэффициентом | | | (4) Величина комплексного квартального показателя результативности проекта определяется как средневзвешенное значение уровней фактического достижения плановых значений целевых индикаторов: | | | При оценке проекта за n кварталов, прошедших с начала отчетного периода, показатель результативности рассчитывается нарастающим итогом: | | | По выражению (8) показатель результативности проекта может быть рассчитан нарастающим итогом за разный отчетный период: квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
4. Мониторинг бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках мониторинга бюджетирования, ориентированного на результат (мониторинг БОР), предлагается использовать аналитический показатель («затраты–результаты»). Данный показатель содержит информацию о том, насколько уровень финансовых средств, фактически затраченных на выполнение проекта в отчетном году, согласован с достижением запланированных целевых индикаторов.
Для расчета годового показателя «затраты–результаты» используются определяемые по выражениям (1) и (8) годовые (п=4) показатели финансирования и результативности проекта: | | | 5. Интегральная унифицированная оценка успешности выполнения проектов и программы в целом. Для интегральной оценки эффективности (успешности) выполнения проекта за n кварталов, прошедших с начала отчетного года, предлагается использовать соотношение между фактически достигнутым за отчетный период значением показателя «затраты–результаты» | | | Так, например, успешными следует признать проекты, показатели которых обозначены на рисунке цифрами 1 и 2. Соотношение (12) позволяет оценивать успешность выполнения проекта нарастающим итогом за разный отчетный период: квартал, полугодие, 9 месяцев, год. | | | Рис. 1. К интегральной оценке эффективности (успешности) выполнения проектов, реализуемых в рамках программы | Оценка эффективности (успешности) выполнения отдельных проектов позволяет оценить эффективность выполнения программы в целом. Для этого на отчетный момент времени оценивается эффективность каждого проекта, реализуемого в рамках программы. Выполнение программы в целом предлагается считать успешным, если количество успешных проектов составляет на отчетный момент более 50%.
Ежеквартальные доклады должны состоять из аналитической справки, содержащей информацию за отчетный квартал: о ходе финансирования целевой программы (подпрограммы) в целом, а также по каждому источнику финансирования (средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники) и направлениям расходования средств (государственные капитальные вложения, НИОКР, прочие нужды); о выполненных (выполняемых) инвестиционных проектах (стройках и объектах), а также мероприятиях по направлениям расходов НИОКР, прочие нужды; о причинах невыполнения (при наличии) мероприятий, строек и объектов программы и мерах, принимаемых по устранению выявленных отклонений в реализации программы (подпрограммы); о достижении целевых индикаторов и показателей, согласованных с Минэкономразвития России.
В полугодовом и годовом сводном докладе о выполнении программы проводится анализ итогов мониторинга по всем его направлением за соответствующий период, дается интегральная оценка хода реализации Программы, указываются основные рекомендации по совершенствованию систем управления процессами формирования, разработки и расширения НИОКР гражданского назначения, формулируются выводы по итогам мониторинга.
Эффективность разработанного инструментария определяется его ориентацией на обеспечение повышения результативности реализации программно-целевого инструментария, концентрации ресурсов федерального бюджета на наиболее социально значимых и экономически эффективных направлениях, соответствующих приоритетам социально-экономического развития страны. Реализация разработанного инструментария в оценке отдельных проектов и программы в целом позволит:
– количественно определять эффективность проекта и мероприятия программы на любой отчетный момент времени;
– количественно определять эффективность программы на любой отчетный момент времени;
– сопоставлять эффективность выполнения проектов и мероприятий программы между собой в любой момент времени (на разных этапах, в различные годы);
– сопоставлять эффективность выполнения проектов различных программ между собой в любой момент времени (на разных этапах, в различные годы);
– сопоставлять эффективность выполнения различных программ между собой в любой момент времени (на разных этапах, в различные годы).
С целью повышения уровня и качества представляемой в ходе мониторинга проектов НИОКР гражданского назначения в рамках ФЦП информации предлагается:
– повысить уровень административного контроля за соблюдением порядка представления ведомственной отчетности (сроки представления, перечень, форма и содержание информации, степень ответственности государственных заказчиков-координаторов ФЦП);
– выделить в ведомственной отчетности о ходе выполнения ФЦП в отдельный раздел материалы, характеризующие результативность реализации проектов НИОКР гражданского назначения и внести в порядок заполнения форм статистической отчетности государственными заказчиками–координаторами ФЦП соответствующие разъяснения и примеры заполнения;
– структурировать представление информации о результативности НИОКР в разрезе приоритетных направлений и критических технологий по следующей схеме: плановая и фактическая смета расходов в рамках НИОКР; показатели уровня полученных результатов (фактические и плановые значения технико-экономических показателей, фактические и плановые значения программных индикаторов, уровень соответствия фактических и плановых значений технико-экономических показателей и программных индикаторов, цели и задачи ФЦП); оценка уровня полученных результатов; область и масштаб применения полученных результатов; оценка коммерческого потенциала полученных результатов; стоимость нематериальных активов, созданных при выполнении НИОКР; стоимость произведенной высокотехнологичной принципиально новой или усовершенствованной инновационной продукции, в том числе в рамках важнейших инновационных проектов государственного значения; показатели совершенствования материально-технической базы сектора исследований и разработок; показатели подготовки высококвалифицированных специалистов, в т.ч. молодых научных кадров. |
| |
|
|