Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Ложко В. В.
научный руководитель Санкт-Петербургского института управления развитием человеческих ресурсов,
кандидат медицинских наук, магистр менеджмента


Человеческий капитал – стратегический приоритет развития государства и региональных социально-экономических систем
В статье показано приоритетное значение формирования и роста человеческого капитала в интересах стратегического развития социально-экономической системы государства и его регионов

Человечество вступило в новое тысячелетие на фоне нарастающих глобальных изменений, среди которых изменение человека и его развитие резко отстает от изменений в технико-экономической сфере. Облик современной экономики формируют разнообразные глобальные процессы, среди которых ключевое значение имеют такие, как продолжающаяся модернизация социально-политического состояния общества и совершенствование его жизнеустройства, а также выход на первый план в государственной политике большинства стран мира проблемы соотношения двух составляющих государственного развития: социальной справедливости и экономической эффективности.
К новым факторам глобального развития относится и освоение практики использования геополитики как инструмента экономического роста; целенаправленная деятельность по активному развитию техноэкономической сферы и формированию нового технологического уклада; накопление колоссального объема научной и технической информации, формирование на ее основе индустрии знаний. Эти процессы сопровождаются бурным ростом инновационной экономики, симптомом которого становится преобладание в приросте ВВП развитых стран стоимости, созданной на основе новых наукоемких технологий, а также полученной за счет реализации товаров и услуг, содержащих новые знания и решения.
Указанные наукоемкие технологии охватывают не только технологическую сферу, но и находят активное применение в промышленности, финансовой, социальной сфере и в сфере управления. Сегодня на их долю в структуре ВВП стран-лидеров приходится более 80% прироста всей созданной стоимости. В этих условиях отставание темпов развития человека от скорости изменения технологической сферы требует своего преодоления, формирования современной системы развития человеческого потенциала и обеспечения роста человеческого капитала.
В России сегодня сложилась целая совокупность факторов, препятствующих системному формированию и развитию человеческого капитала. В первую очередь следует отметить образование целого ряда дисбалансов и проблем, возникших по причине нарушения законов информации, природы и общества со стороны государства, среди которых основным стало постоянное преобладание развития техноэкономической сферы над гуманитарно-социальной. Этот процесс усиливается под влиянием неэффективного государственного управления общими и редкими ресурсами страны, не отвечающего принципам нравственного управления и этической экономики. Отсутствие в государстве и обществе системы социализации и адаптации населения, позволяющей на основе системы знаний, норм и ценностей каждому человеку функционировать в качестве полноправного и полноценного члена общества, также служит серьезным препятствием для поддержания человеческого потенциала на достаточном уровне.
К указанным тенденциям следует добавить и сложившееся преобладание в системной организации ценностей населения принципа «иметь» над принципом «быть», связанное с отсутствием постановки и решения государством задачи формирования гармоничного сочетания духовных и материальных устремлений и намерений человека. Инвестирование в воспроизводимый капитал и инвестирование в человеческий капитал продолжает осуществляться по остаточному принципу, что ведет к недостаточному качеству, преждевременному износу человеческого капитала и, как следствие, слабому развитию экономики. Следствием этих процессов становится снижение качества жизни и деградация здоровья населения, нарастающая депопуляция. При этом доступ населения к природному капиталу остается ограниченным, связанным с невозможностью получения от него социального дивиденда. На фоне этих процессов постоянное ярко выраженное отставание от развитых стран в размерах и темпах формирования новых технологических укладов сочетается с навязыванием населению ложного представления о том, о том, что чем больше ВВП, тем выше качество жизни.
Постоянное отставание России от стран-лидеров, состоявшаяся демографическая катастрофа, очевидно, имеют единые причины, а именно отсутствие реальных действий по формированию научно обоснованных стратегических приоритетов социально-экономического развития и реализации мер по их достижению. Из анализа этих причин следует исходить в поиске и формировании адекватной нынешним условиям стратегии, которая сможет обеспечить создание новой модели развития и жизнеустройства страны.
При разработке стратегии государства и его регионов невозможно не учитывать внешние и внутренние комплексы факторов, которые противодействуют или способствуют их социально-экономическому развитию. Очевидно, что на основе этих групп факторов следует осуществлять поиск, а затем и формирование обоснованных приоритетов в деятельности по развитию регионов. Также очевидно, что для решения задач эффективного развития должна быть разработана система приоритетов – своеобразная структурная иерархия, основанная на анализе этих факторов. В этой связи нельзя не вспомнить, что существуют всеобщие проблемы (вероятные приоритеты верхних уровней), как факторы, которые невозможно не учитывать. К ним в первую очередь относится центральная проблема экономики любого государства, региона – эффективное использование ограниченных ресурсов и управление ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.
Нельзя не согласиться с мнением американских экономистов в том, что «все сегодняшние кричащие проблемы – инфляция, безработица, военные расходы, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды, правительственное регулирование бизнеса и пр. – уходят своими корнями в проблему эффективного использования редких ресурсов» [4]. Существует и параллельная проблема, суть которой заключается в том, что если даже власть находит с помощью профессиональных экономистов правильные решения, результат этих решений в огромной степени зависит от экономической грамотности населения, условий его жизни и деятельности, а также его адекватного участия в реализации выбранных экономических мер. Таким образом, качество управления, согласующееся или не согласующееся с качеством образования населения, в данном аспекте демонстрирует приоритет человеческого фактора.
Другим фактором, влияющим на выбор приоритетов верхних уровней, являются реально происходящие процессы глобализации, которые диктуют необходимость учета приоритетов и норм поведения ведущих стран–участников мировой экономической деятельности. Известные мировые силы, развивая в своих интересах глобализацию, пытаются сконцентрировать в своих руках управление производительными силами человечества. Для российской нации, как и для всех других, существует два пути – использовать глобальные процессы в своих интересах или стать их жертвой.
Следует сказать, что глобализация, вызванная деятельностью общества, жестко регулирует через цивилизационные изменения одно из главных свойств человека – его жизнеспособность, а также совокупность человеческих способностей, которая в процессе труда может формировать доход. Важно отметить, что процессы глобализации непосредственно влияют на высший приоритет – человеческую жизнь в целом, изменяя ее качество. В этом аспекте качество жизни населения как цель и результат социально-экономического развития формируется как «система объективных условий жизни, деятельности и развития человека и общества, оцениваемая по степени их соответствия принятым в государстве и обществе нормативам, стандартам и жизненным ценностям» [3].
Сегодня в экономической науке принято оперировать понятием «национальное богатство», структурными составляющими которого являются человеческий капитал, природный капитал и воспроизводимый капитал. При этом современная система научных знаний позволяет понимать, что не экономика характеризует состояние нации, а состояние нации определяет тип и динамику экономического развития. Социально-экономические процессы развиваются в обществе, обладающем совокупностью человеческих способностей, которая позволяет их носителю получать доход. Поэтому в экономическом смысле способности человека можно сравнивать с вещественным капиталом, используемым в производстве, и рассматривать их в виде человеческого капитала. Вместе с тем формирование человеческого капитала происходит на основе врожденных качеств путем вложения целенаправленных инвестиций в их развитие. Такое содержание вложил в опубликованную впервые в 1961 г. концепцию человеческого капитала Т.В. Шульц. Ее успешная реализация была предопределена тем, что на человеческий капитал легко переносится целый ряд положений экономической теории, которые свойственны капиталу в вещественной форме. Мировые процессы глобализации показали, что высокая конкурентоспособность государств и корпораций мировых лидеров сегодня и в перспективе обеспечивается сбалансированным сочетанием финансового, промышленного и человеческого капитала.
Простой аналогии достаточно для того, чтобы продемонстрировать значение инвестиций в человеческий капитал. Как недостаточный уровень вложений в основные фонды промышленности ведет к их катастрофическому износу на большинстве предприятий страны, так и отсутствие в России необходимых целенаправленных инвестиций в человеческий капитал способно привести его к состоянию деградации.
Ухудшение качества жизни и здоровья населения России и признаки демографической катастрофы порождают крупные проблемы на пути интенсивного социально-экономического развития страны. Самые яркие примеры этого состояния нации – «эпидемия смертности» и крайне низкий уровень здоровья нации.
На основе опыта социального развития общества и применения новых знаний в стране появилась историческая возможность изменить ситуацию, использовав новый подход к формированию и сохранению здоровья населения. Суть его заключается в переходе от реализации не оправдавшей и дискредитировавшей себя «модели постоянного совершенствования медицинской помощи населению» к новому стратегическому приоритету – «преимущественному расширенному воспроизводству физического и психического здоровья населения» [3].
Отсутствие научно разработанного планирования инвестиций в человеческий капитал привело к огромному дефициту профессионально подготовленных рабочих на большинстве промышленных предприятий страны. Заполняя нишу в области развития человеческого капитала, сегодня в своих интересах этим частично вынуждено заниматься бизнес-сообщество.
Концепцию человеческого капитала Т.В. Шульца можно логически продолжить, исходя из закономерностей самого процесса жизни человека. Очевидным является тот факт, что предполагаемое развитие человека до приемлемого уровня невозможно осуществить одними инвестициями в само развитие. Оно органически связано с условиями жизни и деятельности. Поэтому триада условий жизни, деятельности и развития не может быть обеспечена инвестициями только лишь в развитие. Для создания достойной качественной жизни необходимых и достаточных инвестиций требует вся триада. Только при таких условиях может сформироваться необходимое количество и качество человеческого капитала.
Проводимые в настоящее время отдельные государственные «национальные проекты» научно и системно не разработаны, не взаимосвязаны, поэтому не дают значимого социально-экономического эффекта, не ведут к повышению качества жизни и здоровья населения и негативно им воспринимаются. В России сформировались такие условия, что количественные и качественные параметры человеческого капитала резко снижаются и уже не обеспечивают собственное воспроизводство. В результате в течение последних десяти лет постоянно усиливается дисбаланс между имеющимися природно-сырьевыми, энергетическими ресурсами, экономическим потенциалом, с одной стороны, и человеческим капиталом, с другой [5].
Сегодня наиболее важно использовать глубинный механизм целевого экономического развития, который заложен в формировании состояния нации через создание нового качества человеческого капитала. Очевидными характеристиками его реального состояния и основополагающими приоритетами стратегического развития являются качество жизни и здоровье населения страны. Повышение этих характеристик и представляет собой главную стратегическую цель как государственного управления, так и социально-экономического развития страны и является безальтернативным путем выхода России из демографической катастрофы. Современные новые знания и применение системного подхода позволяют сформулировать базисный инновационный приоритет «создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения» [2] как стратегическую основу формирования нового качества и количества человеческого капитала, которая, наконец, станет отвечать ожиданиям и потребностям населения страны. Таким образом, можно подойти к новой модели жизнеустройства населения и государственного управления принципиально иного, чем ранее, вида и качества, добиться функциональных проявлений и положительного эффекта.
Для успешного решения задач социально-экономического развития, противостояния кризисам, катастрофам, деградации и депопуляции населения органы власти и население должны обладать новыми знаниями и качествами, на основе которых смогут развиваться позитивные процессы. Приоритетную роль в этом призвана сыграть обновленная образовательная система с новой адекватной структурой, новым содержанием, высокой организацией и качеством образования, ориентированным на решение указанных задач в настоящем и в будущем.
Для основных регионов России – субъектов Российской Федерации определение региональных приоритетов социально-экономического развития имеет особое значение, так как разница между ними по основным макроэкономическим показателям составляет десятки раз. Практическим применением современных научных знаний является трактовка того, что не сам регион (субъект РФ или Федеральный округ) является субъектом государственного управления, а им непосредственно является региональная система [7]. Последняя включает в себя элементы, характеризующие не только территорию и ее развитие, но и население и его жизнедеятельность, социально-культурную среду, природную среду и ее состояние, экономику, совокупность хозяйствующих субъектов, наличие финансов для ближайшего и долгосрочного развития и др. [6]. При этом чрезмерная централизация государственного управления часто препятствует адекватному развитию региональных систем, поскольку на федеральном уровне не сформированы знания и механизмы управления регионом как системой [1; 7].
В указанной связи отметим, что системный подход к понятию региона предполагает учет ряда его характеристик. В качестве региона может выступать относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики; крупный субъект собственности и экономической деятельности; рынок или рыночный ареал; общность людей, живущих на определенной территории; сложная структура взаимосвязанных ресурсов и потенциалов, воспроизводимых на конкретной территории, а также относительно самостоятельный властно-управленческий и финансовый потенциал и др.
Представляя собой действия власти, направленные на поддержание устойчивого и сбалансированного социально-экологического и экономического развития регионов, государственное управление подразумевает сбалансированное воспроизводство и максимальное использование основных потенциалов региональной системы. При этом целью государственного управления можно считать создание в будущем единого территориально-экономического и социального пространства [7]. При этом оно должно обеспечивать охрану ресурсной базы окружающей природной среды, экологическую безопасность в интересах нынешних и будущих поколений и, прежде всего, достойное качество жизни и здоровье населения на уровне международных нормативов и стандартов. Все это позволяет при условии нравственного государственного управления и формирования этической экономики, создавать устойчивое увеличение национального богатства на основе приоритетного роста человеческого капитала, ресурсосберегающего восстановительного оборота природного капитала, повышения уровня инновационно-обеспеченного воспроизводимого капитала.
В плане теоретико-методических подходов, для непосредственного выбора и структуризации стратегических приоритетов регионального развития (стратегического анализа) можно использовать алгоритмический ряд аналитических оценок, представленный ниже.
В области человеческого капитала: оценка демографической ситуации; оценка проводимых мер по социальной защите населения; оценка отраслей и объектов, обеспечивающих качество жизни и здоровье населения; оценка количества и качества человеческого капитала и др.
В области природного капитала: структурная, качественная и количественная оценка природного капитала; оценка эффективности и ресурсосберегающих мер его использования; оценка природоохранных мер, мер обеспечения экологической безопасности и др.
В области воспроизводимого капитала: оценка существующей внутренней структуры экономики региона, общехозяйственной инфраструктуры; оценка отраслей специализации региона; определение роли и места региона в федеральном разделении труда; определение групп предприятий, работающих в рамках тех или иных технологических укладов; определение действующих и перспективных ключевых технологий в регионе; определение состояния инновационных ресурсов региона; оценка возможного вклада в создание и развитие национальной инновационной системы; и др.
Такой подход позволит выявить иерархическую структуру проблем (дисбалансов) развития региона, определить очередность их решения, выявить реальные стратегические приоритеты.
Сегодня человеческий капитал рассматривается не только как приоритетная составляющая национального богатства, но и как необходимый фактор для обеспечения всех процессов жизни общества, который, несмотря на сложность измерения и включения в формальные модели, выступает как важнейшая детерминанта долгосрочного экономического успеха.


Литература
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М., 2000.
2. Ложко В.В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России // Инновации. – 2007. – № 1.
3. Ложко В.В. Профессиональное образование, наука, инновационная деятельность в стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа // Инновации. – 2003. – № 9.
4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М.: Республика, 1993.
5. «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года». Научное издание в 2-х томах / Воронцова С.Д., Григорьев М.Н., Климов С.М., Совершаева Л.П., Слуцкий Е.Г., Хазова Е.В., Ходачек А.М. – СПб.: «Знание», 2003.
6. Сигов И.И. Теоретические и понятийные основы региональной экономики (российский опыт). 2-е изд., доп. – М., 2005.
7. Слуцкий Е.Г. Перспективы сбалансированного социо-эколого-экономического развития Северо-Запада России. // Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России. Сборник докладов и тезисов межрегиональной научно-практической конференции. – СПб., 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия