Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Старцев А. А.
национальный эксперт ЮНИДО, координатор ЮНИДО по Северо-Западу России (г. Санкт-Петербург)

О роли ЮНИДО в реализации новой экономической политики России
В статье анализируются процессы становления нового миропорядка в условиях нарастания неопределенности и неустойчивости глобальной экономики, выясняется место и роль России в новых условиях. Автор обосновывает тезис о возрастании роли международных организаций в современном мире, о необходимости для России более активно использовать ресурс этих организаций в интересах развития собственной экономики и укрепления внешнеполитических позиций

Обеспечение стабильности национальной экономики становится все более сложной задачей в условиях стремительно меняющейся, насыщенной кризисными ситуациями глобальной системы. Как следствие, – обращение многих государств к традиционным методам протекционистской политики. Зреет понимание того, что мир необратимо меняется. На повестке дня – возникновение нескольких «центров силы», которые будут относительно независимы друг от друга. Вопрос в том, кто будет представлять эти центры и каким будет место России в этом миропорядке.
Основная проблема для России сегодня состоит в том, что ее экономика не самодостаточна. Она не суверенна в финансовом плане. Как известно, Россия почти половину своих международных резервов держит в долларовых активах и, естественно, несет потери из-за слабеющей американской валюты. В Российской Федерации не созданы дееспособные финансовые структуры, способные воспринять все эти потоки нефтегазодолларов, превращая их в инвестиции на приоритетных направлениях, в долгосрочные кредиты для создания передовых производств. Самые крупные из российских банков даже не входят в первую двадцатку мировых банков.
Наша страна серьезно отстает от ведущих государств мира в научно-производственном отношении. Например, российский потенциал полезных научно-прикладных идей чрезвычайно высок, но его пока невозможно реализовать и воплотить в действующие технологии. Серьезные проблемы имеются в области тяжелого машиностроения, что не позволяет в нужном количестве делать свои трактора и комбайны. Сегодня мы не в состоянии обеспечить себя даже продовольствием. Все явственней становится угроза кратного роста цен на еду. И в условиях существующего гипертрофированного социального неравенства это может вылиться в серьезную социально-политическую проблему.
Необходимость извлечения уроков
Фактически весь постсоветский период наша экономика работала «на износ». Сотни миллиардов долларов, полученные от экспорта энергоносителей и сырьевых товаров, не были вложены в модернизацию российской экономики. Объем производственных инвестиций по-прежнему остается вдвое ниже дореформенного уровня конца 80-х годов прошлого века. Почти не ведется обновление основных фондов, средний возраст которых зашкалил за два десятилетия. Износ основных фондов в целом по народному хозяйству оценивается в 70%. По подсчетам экспертов, 30% российского оборудования в промышленности пригодно лишь для того, чтобы производить неконкурентную устаревшую продукцию. Через несколько лет в связи с повальным износом основных фондов перерабатывающие отрасли утратят пятую часть действующего оборудования. Одна из явных проблем, в частности, кроется в системе финансового учета и накопления фондов на производстве. В отечественной практике термин «амортизация» применяется зачастую только для уменьшения налогооблагаемой базы бизнеса, в то время как в развитых странах корпорации создают реальные амортизационные фонды. В мировой практике амортизационные фонды могут служить даже залогом при получении банковских кредитов. В России же ситуация прямо противоположная: создание амортизационных фондов не стимулируется законодательством и, как следствие, их практически нет.
Для преодоления тенденций деградации необходимы серьезные изменения в экономической политике государства, которая должна быть сегодня нацелена на решение очевидных задач модернизации, укрепления систем жизнеобеспечения, развития отечественного научно-производственного потенциала. И особенно это актуально в рамках грядущего разделения мира. России просто необходимо стать самостоятельным «центром силы». Для современной России создать свою зону самодостаточной экономики — вопрос не престижа, а, надо прямо сказать, жизни или смерти. Если Россия не будет самостоятельным центром силы, она неминуемо распадается. Усиленно выстраиваемый прецедент отделения Косова может стать заманчивым примером для некоторых сепаратистов.
Инерционность мышления в обществе весьма велика. А наша контрпропаганда крайне слаба. Имидж России за рубежом требует срочной корректировки. Об этом постоянно напоминает Президент России В.В. Путин. Об этом заявляют наши соотечественники, проживающие за границей. Недоработки в этом направлении остро ощущают работники МИДа России, выполняющие внешнеполитическую миссию государства. По словам западных специалистов по PR и рекламе, несмотря на все попытки российских властей поменять негативный образ страны в западном сознании, за последнее время подвижек в этой части так и не произошло. Подавляющее большинство публикаций, которые выходят за рубежом и, в частности, в Европе, показывают события в России в негативном ключе. Более того, западные СМИ просто не желают замечать любой положительной информации и общезначимых достижений, которые появляются в России. Если почитать заголовки европейских изданий, складывается ощущение, что Россия осталась для Запада врагом №1. Мы уже давно пожинаем негативные результаты развернутой против нас информационной войны.
По мнению экспертов, так называемое «информационное оружие», используемое против нас, состоит из двух частей. Во-первых, это «психологическое оружие», главным поражающим фактором которого является манипуляция сознанием или особые способы промывки мозгов. Ярким примером является реклама, которая еще и приносит ежегодный доход в сотни миллиардов долларов. Потребитель информации исследуется как под микроскопом, тщательно изучаются его привычки и желания, чтобы создать вместо них новые. Во-вторых, якобы «информационное оружие» – это старое доброе «организационное оружие». У римлян – разделяй и властвуй (русских и украинцев, православных и мусульман), у Макиавелли – найди в стане врага недовольных и поддерживай их. Чем ответить на «организационное оружие»? Да этим же самым – организовывать, организовывать и еще раз организовывать постоянно и – все вокруг. Организовывать независимые структуры в ООН, создавать международно-правовые инструменты, которые смогли бы поставить заслон будущим войнам, к примеру, за пресную и питьевую воду. (Дали бы нам правдивую оценку войн уже произошедших, к примеру, за нефть и газ). Организовывать средства получения правдивой независимой информации, свободной от манипуляций в интересах «однополярного мира», чем, собственно, и занимаются те, кто правит сегодня миром.
Таким образом, наша страна объективно могла бы рассчитывать на международную помощь, но на пути к «самодостаточности» ей следует выстроить и реализовать на практике грамотную экономическую политику, подкрепленную мощным информационным сопровождением, используя при этом эффективные международные инструменты.
Необходимые выгоды на пути реализации новой экономической политики Россия обязана извлечь от международной научно-технической и производственной кооперации, доступа к наилучшим существующим технологиям, укрепления через систему ООН своего имиджа за рубежом и восстановления утраченных позиций в развивающихся странах.
В середине 2007 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин одобрил Концепцию участия Российской Федерации в содействии международному развитию (СМР). Концепция нацеливает политику России в сфере СМР на формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, содействие устойчивому социально-экономическому развитию, прежде всего в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, преодоление последствий гуманитарных кризисов, наращивание политических, экономических, общественных, культурных и научных связей России с зарубежными странами, решение других актуальных задач. При этом важная роль в реализации российской политики в сфере СМР отводится Организации Объединенных Наций по Промышленному Развитию (ЮНИДО).
Что такое ЮНИДО
ЮНИДО создана в 1966 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. Статус специализированного учреждения ООН ЮНИДО получила в 1986 году. Штаб-квартира организации находится в Вене. В настоящее время членами ЮНИДО являются 172 государства (в 1996 г. из Организации вышли США, Канада и Австралия).
Целью ЮНИДО является содействие промышленному развитию развивающихся стран и государств с переходной экономикой путем оказания им помощи в разработке планов и программ экономического развития, привлечения инвестиций, приобретения новых технологий и их адаптации к специфическим условиям этих стран, экспертной поддержке, подготовке национальных кадров и т.д.
Инициатива в создании организации принадлежала СССР. За 30 с лишним лет, в том числе пользуясь флагом ЮНИДО, Советский Союз построил за рубежом 6 тысяч предприятий, создав тем самым себе прочные геостратегические позиции в Африке и Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Восточной Европе.
Регулярный взнос России в ЮНИДО составляет 1,2 млн. евро и является 12-м по величине начисленного взноса среди плательщиков в бюджет этой организации. Профильными координирующими министерствами для ЮНИДО, не считая МИД, являются Минобрнауки и Минпромэнерго России.
21 июня 2007 г. министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров принял Генерального директора ЮНИДО Кандэ Юмкеллу (Сьерра-Леоне), находившегося в России с рабочим визитом. (Господин К. Юмкелла избран на высший пост ЮНИДО в 2005 году при активной поддержке со стороны России, и сегодня его можно считать одним из немногих пророссийски настроенных лидеров в системе ООН). На встрече в МИДе стороны обсуждали возможности дальнейшей активизации сотрудничества в области энергообеспечения и энергоэффективности, технологического прогнозирования, промышленной экологии и создания чистых производств, а также совместной работы по модернизации промышленных объектов. С.В. Лавров проинформировал К. Юмкеллу об утверждении Президентом Российской Федерации Концепции участия России в СМР.
Роль ЮНИДО в реализации новой экономической политики
Возможности ЮНИДО как специализированного агентства в системе ООН могли бы использоваться Россией намного эффективнее по сравнению с нынешними. Например, для формирования стабильного и справедливого миропорядка, восстановления геостратегического влияния России в регионах мира, откуда с распадом СССР пришлось уйти. Крайне важны усилия России по содействию устойчивому социально-экономическому развитию через формирование политики пророссийской технологической ориентации в развивающихся и постконфликтных странах. А в современных условиях необходимо использовать потенциал ЮНИДО внутри страны в интересах реализации новой государственной экономической политики, технологического перевооружения системы жизнеобеспечения, развития высокотехнологичных промышленных производств и современной сферы услуг.
Весьма популярными в России могут стать прямые долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики и технологическое перевооружение нуждающихся отраслей промышленности с помощью программной поддержки ЮНИДО. Такая стратегия, осуществляемая при содействии системы ООН, позволяет существенно снизить политические и экономические риски, преодолеть такие негативные явления, как коррупция и нецелевое использование средств. Особенно актуальным это может быть в секторе вновь создаваемых госкорпораций, а также среднего бизнеса. С помощью ЮНИДО будет полезным включить потенциал международных экспертов, защитить приоритетные проекты международным иммунитетом и одновременно использовать платформу ООН для укрепления имиджа России за рубежом.
Практически помощь и опора на ЮНИДО могли бы быть востребованы в таких сферах, как:
– проведение широкомасштабной технологической модернизации, обновление основных фондов на приоритетных направлениях, прежде всего, в системах жизнеобеспечения (особенно, в водоснабжении и водоотведении, поскольку вода – это основа основ), агропромышленном секторе и вновь создаваемых госкорпорациях, используя при этом закрепленные в федеральном законодательстве преференции (№ 95-ФЗ от 4 мая 1999 г.);
– создание действенных стимулов по повышению инновационной активности, опираясь на государственные ассигнования в формировании сети венчурных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов;
– международная экспертная оценка условий для: 1) расширения налоговых льгот по стимулированию расходов на разработку и освоение новых технологий; 2) проведения последовательной переоценки стоимости основных фондов, недооценка которых влечет существенную заниженность амортизационных отчислений; 3) обеспечения высокой эффективности расходов, выделяемых государством на цели экономического развития; 4) среднесрочного и долгосрочного прогнозирования в различных отраслях хозяйства (по методологии Foresight) и др.;
– гармонизация российского законодательства в таких областях, как: 1) создание дееспособных амортизационных фондов и прагматичной системы бухгалтерского учета; 2) прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и отраслей промышленности с учетом введения соответствующих процедур целеполагания, выбора приоритетов, приостановки и реализации задач развития в долго-, средне- и краткосрочной перспективе; 3) развитие более чистых производств и альтернативной энергетики, внедрение малоотходных и безотходных технологий и т.д.;
– привлечение инвестиций в приоритетные области гражданского промышленного производства и строительства, ЖКХ, сельского хозяйства, сохранение естественных экосистем и биоразнообразия, защиту от загрязнения водных объектов;
– продвижение наилучших существующих технологий, отвечающих целям устойчивого социально-экономического развития и защиты окружающей среды.
В условиях новых глобальных вызовов и угроз нашей стране (в частности, борьбы за исчезающие мировые ресурсы) представляется оправданным использование платформы ЮНИДО для пропаганды планов по разработке международно-правовых механизмов защиты торговли энергоресурсами, вплоть до создания энергетической ООН. В этой связи Россия могла бы выступить консолидирующим звеном развивающихся стран–производителей углеводородного топлива, совместно отстаивать национальные права государств Центральной и Латинской Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока и, опираясь на поддержку ЮНИДО, восстановить геостратегические позиции в зоне своих интересов.
Вслед за энергоресурсами и на основе приобретенного опыта международной координации наступит черед разработки международно-правовых механизмов доступа к питьевой воде.
Специализированные агентства Организации Объединенных Наций входят в число немногих международных институтов, которые пользуются в России определенными преференциями. Эти преференции закреплены в федеральном законодательстве: № 95-ФЗ от 4 мая 1999 г. «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
Об усилении позиций России в ЮНИДО
Прежде всего, чтобы полностью использовать возможности ЮНИДО, необходимо укрепить статус этой организации в России, в том числе на законодательном уровне. Для этого требуется подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и ЮНИДО, определяющее формы, условия и правовые основы сотрудничества. Далее Соглашение необходимо ратифицировать Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации. (Такая процедура была полностью выполнена для Программы развития Организации Объединенных Наций – ПРООН. Соответствующее Соглашение подписано 17 ноября 1993 г. Ратификация Соглашения состоялась в марте-апреле 2000 г., и 4 мая 2000 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан закон о его ратификации. В результате ПРООН получила значительные преференции для работы в России, и в 2001–2004 гг. совокупный оборот средств по проектам составил порядка 1,5 млрд. долларов).
В современных политических условиях роль ПРООН в России снижается. ПРООН была учреждена решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 году, и инициатором ее создания выступили США. Штаб-квартира Программы находится в Нью-Йорке, и влияние США в ПРООН является определяющим. В 2005 году на отдельных, реализуемых ПРООН международных проектах возникла тень несовместимости с официальной политикой Правительства РФ. На фоне ослабления позиций ПРООН в России было бы правильным укрепить статус ЮНИДО и в полной мере использовать в интересах нашего государства этот эффективный международный инструмент.
К сожалению, все, что делается пока в нашей стране под эгидой ЮНИДО, следует отнести к «стратегии малых дел». Состоявшиеся две рамочные программы сотрудничества ЮНИДО – Россия в 1999–2005 гг. сумели мобилизовать всего 4,8 млн. долларов. Из них, собственно вклад России – менее 25%. ЮНИДО вместе с донорами аккумулировали почти 70% от общей суммы. Оставшуюся часть (чуть более 5%) привнесла ПРООН.
По объективным причинам и с учетом конкретных исторических условий роль России в ЮНИДО должна быть усилена. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 05.12.07 № 1750-р Россия будет ежегодно, начиная с 2009 года вносить добровольный взнос в Фонд промышленного развития ЮНИДО в размере 2,6 млн. долларов США. Планируется, что эти средства равными долями пойдут на поддержку международных проектов ЮНИДО в развивающихся странах, СНГ и в регионах России. Следует, однако, признать, что намеченное выделение ежегодно 0,8–0,9 млн. долларов США на укрепление позиций России даже в развивающихся и слаборазвитых странах – это ничтожно мало. По сегодняшним требованиям масштабы российской технологической экспансии здесь должны быть гораздо выше, если мы хотим вернуть утраченные геостратегические позиции в ряде регионов мира и тем более претендуем стать самостоятельным геополитическим «центром силы». Пока же у нас сохраняется опасность вовсе не поспеть за обновлением парка оборудования в развивающихся странах, установленного нашими специалистами в советский период.
В условиях быстро развивающегося глобального кризиса и с учетом новых вызовов и угроз, возникающих для России, необходимо пересмотреть имеющиеся в наличии международные инструменты, особенно существующие в системе ООН. Исходя из потенциальных возможностей ЮНИДО в интересах России следует разработать отдельную программу использования международного ресурса этого специализированного агентства ООН. Причем делать это надо не откладывая. Похоже, наступает тот критический момент, когда российские власти способны проявить политическую волю, преодолеть имеющиеся объективные и субъективные факторы, которые до сих пор мешали проведению в нашей стране новой экономической политики, технологической модернизации, созданию инновационной экономики и развитию человеческого потенциала, опираясь на авторитетные международные инструменты.
Выводы и предложения
В конце 2007 года газета «Таймс» опубликовала результаты весьма удручающего экологического исследования, проведенного для ООН. В этой работе принимали участие 1400 человек, включая 157 ведущих ученых из 48 крупнейших государств, а также высококвалифицированных экспертов из 50 научных центров 47 стран мира.
По данным этого исследования, человечество сейчас находится на грани выживания. Уже сегодня для каждого жителя Земли требуется на треть больше ресурсов, чем может дать планета. Причем ресурсы уменьшаются даже не столько в результате неразумного их потребления, сколько от хищнической эксплуатации природы. Более 30% земноводных, 23% млекопитающих и 12% птиц, проживающих сейчас на нашей планете, находятся под угрозой исчезновения. В среднем каждый год на Земле пересыхает одна крупнейшая в мире река, вследствие эрозии теряется около 6 млн. га плодородного почвенного покрова, исчезает 73 тыс. кв. км лесов, которые являются «поглотителями» парниковых газов и насыщают атмосферу кислородом. Нефтяное, химическое и биологическое загрязнение водных ресурсов Земли достигло ужасающих размеров. Глобальный кризис водных ресурсов – это сегодня самая реальная угроза для сохранения природы и развития человека. Практически все реки мира в той или иной степени загрязнены, как и некоторые озера, замкнутые моря и прибрежные воды, а также верхний горизонт подземных вод. В силу загрязнения поверхностных вод резко возросла роль подземных источников (в отдельных странах на их долю падает до 50% общего водозабора). Истощение подземных водоносных слоев может уже в ближайшие 10–15 лет привести к ощутимой нехватке пресной воды в некоторых регионах мира. В мире ежегодно из-за нехватки воды умирают почти два миллиона детей. В развивающихся странах почти 50 процентов населения постоянно страдают заболеваниями, вызванными «водным голодом». К середине XXI века уже 40% населения Земли будет испытывать дефицит пресной воды, 20% – серьезно страдать от него. Еще десять лет тому назад экспертами Нью-Йоркской школы бизнеса было подсчитано, что совокупная задолженность жителей планеты перед природой (изъятый экологический ресурс) составляла 47 трлн. долларов. И она продолжает расти. Обнародование этих данных – это признание глубокого цивилизационного кризиса и призыв к руководству ведущих мировых стран принять срочные меры по сохранению экологии планеты.
Мировое общественное мнение уже пришло к выводу о том, что дальнейшее развитие человечества возможно только на пути гармоничных отношений с природой. Согласно выводам международной Амстердамской конференции «Вызовы изменяющейся Земли» (июль 2001 г.), «существует настоятельная необходимость определения рамок для глобального управления и стратегий управления системой «Земля», поскольку ускоряющееся преобразование человеком окружающей среды не является устойчивым. Под воздействием человеческой деятельности система «Земля» может перейти в возможно необратимый режим функционирования, при котором условия существования человека могут оказаться неблагоприятными или даже невозможными для развития живой материи». Призыв правильный. Вот только к кому его обращать в первую очередь? Запад уже давно убеждает нас, что земные ресурсы могут обеспечить сытое и благополучное существование только для одного миллиарда человек.
В этом контексте более чем скромные, по сравнению с развитыми странами Запада и Юго-Восточной Азии, масштабы воздействия России на глобальную экосистему подвергаются серьезным нападкам как внутри страны, так и за рубежом. Практически не замечается, что Россия, по сути, является мировым экологическим донором (крупнейшие на Земле рекреационные зоны, водные и лесные ресурсы, обеспечивающие общемировой сток только дополнительного «чужого» углекислого газа в пересчете на антропогенный углерод в количестве минимум 300 млн. тонн ежегодно). Даже беглый обзор внушительных экологических ресурсов России наводит на мысль о том, что они могли бы использоваться с большей пропагандистской и экономической выгодой, укрепляя имидж нашей страны на международной арене и концентрируя внимание политиков и международной общественности на тотальном характере, глубине и опасности развивающегося кризиса. И главным выводом должно стать понимание того, что кризисные процессы глобального масштаба не могут быть остановлены даже немедленными действиями, а обязательно будут продолжаться во времени. Соответственно, реалистичными оказываются не меры по преодолению кризиса, а программы выживания и преображения человечества в кризисных условиях.
К числу наиболее острых вызовов и угроз для России в настоящее время следует отнести развернутую жесткую борьбу за исчезающие мировые ресурсы и связанное с этим сохранение территориальной целостности Российской Федерации. Волею исторического предназначения на России лежит глобальная ответственность за огромную занимаемую территорию, сосредоточенные на суше и на море природные богатства и пока еще нетронутые естественные экосистемы, поддерживающие жизнь на планете. В условиях развивающегося цивилизационного кризиса и грядущего разделения мира России просто необходимо стать самостоятельным «центром силы». Жизненно важно для России создать свою зону самодостаточной экономики, сохранить национальный контроль над территорией и природными богатствами, укрепить свои позиции в мире, предупредить дальнейшую деградацию окружающей среды, стать гарантом мира и безопасности во всем мире.
Таким образом, в сложившихся условиях нет альтернативы укреплению позиций России в системе ООН, сохранению и развитию этого доказавшего значимость международного института за более чем полувековую свою историю. Важная роль в формировании новой экономической политики России должна быть отведена ЮНИДО как универсальному инструменту международного промышленного сотрудничества. Поэтому следует считать оправданным и необходимым выполнение следующих первоочередных действий:
– законодательное закрепление статуса ЮНИДО в России как специализированного международного промышленного агентства для реализации программ и проектов технического содействия;
– полномасштабное включение ЮНИДО как исполнительного агентства в России для проведения широкомасштабной технологической модернизации, обновления основных фондов на приоритетных направлениях новой экономической политики, используя преференции программной и проектной технической помощи (содействия) согласно ФЗ № 95 от 4 мая 1999 г.;
– пересмотр финансовой составляющей России в ЮНИДО в сторону усиления своего международного влияния, исходя из интересов внешней политики, укрепления имиджа России за рубежом и с учетом принятой Концепции участия России в СМР;
– использование международной платформы ЮНИДО для пропаганды планов по разработке международно-правовых механизмов защиты районов добычи, транспортировки и торговли энергоресурсами, консолидации под эгидой ЮНИДО развивающихся стран–поставщиков энергоресурсов, вплоть до создания Энергетической ООН;
– проведение мобилизации финансовых средств частного сектора в целях осуществления проектов и программ ЮНИДО в области промышленного развития, в том числе на принципах частно-государственного партнерства;
– реализация программ и проектов ЮНИДО в области энергообеспечения и энергоэффективности, технологического прогнозирования, промышленной экологии и создания чистых производств, технического сотрудничества по линии модернизации объектов промышленности, транспорта и других;
– создание и укрепление национальной компоненты ЮНИДО в России в форме представительств и специализированных национальных центров по направлениям работы в Федеральных округах.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия