Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рейнгольд Е. А.
доцент Международной академии оценки и консалтинга(г.Москва),
кандидат экономических наук


Интеграционные процессы и их эволюция
Понятие интеграции является емким и многоплановым, требующим разнообразных направлений исследования. Интеграционные взаимодействия эволюционируют, трансформируются, изменяют характер отношений участников, приводят к замещению традиционных экономических механизмов новыми. Чтобы этот процесс проходил не стихийно, нужен определенный научный фундамент, разработка и внедрение практических решений

Понятие «интеграция» является емким и многоплановым, требующим глубокого и широкого исследования. Интеграционные процессы эволюционируют, трансформируются, изменяют характер отношений их участников, приводят к замещению традиционных экономических механизмов новыми, которые только будут вырабатываться. Чтобы этот процесс проходил не стихийно, необходим надежный фундамент, обеспечивающий разработку и осуществление практических решений.
Обосновывая концепцию евразийства, следует говорить о метауровне явления, вытекающего из общности исторического пути, сопряженности территорий и т.д.
На уровне самих интеграционных образований актуальной проблемой является изучение характера взаимодействия стран–участников, а также анализ эффективности интеграционных образований и измерение собственно эффективности. Анализ эффективности, в свою очередь, требует разработки теоретической, методологической и инструментальной базы.
Интеграционные процессы являются важнейшей чертой мировой экономики, они свойственны как макро-, так и микроуровням. Интегрируясь, любой экономический субъект – будь то государство или корпорация – стремится к приобретению преимуществ: долгосрочных и среднесрочных; экономических; политических и т.п.
Развитие интеграционных процессов не исключает формальной интеграции, а также дезинтеграции *. Приостановилось, например, превращение Евросоюза в динамичный «центр силы» со всеми атрибутами мощи и влияния. Многое свидетельствует о том, что с сильнейшим сопротивлением внутри самих стран ЕС столкнулись попытки реформирования социальной сферы, трудовых отношений, реструктуризации экономики, выгодной, прежде всего, крупному бизнесу *. Также не очевидно, что сохраняется неизменной логика углубления интеграции: от зоны свободной торговли к таможенному союзу, от таможенного союза к общему рынку, и затем – к экономическому союзу и полной экономической интеграции. Это отражает противоречивость данного явления и необходимость исследования разных форм его разрешения. В концептуальном плане можно ставить вопрос и о самой основе интеграционных процессов:
– какова диалектика их развития;
– виды синергетических эффектов интеграции, степень их позитивности;
– какова связь интеграции и активно обсуждаемой сейчас темы империй, имперскости;
– какова оптимальная степень институциализации интеграционных союзов.
Поиск ответов на эти вопросы позволит понять тенденции и приоритетные направления интеграции, масштабы и конфигурацию интеграционных образований, влияние, оказываемое этими союзами на хозяйственную жизнь государств и предприятий.
Особым направлением анализа являются интеграционные процессы на евразийском пространстве, так как целый ряд региональных объединений и организаций (ЕврАзЭС, СНГ, ГУУАМ, Центрально-азиатское экономическое сообщество, Международное «Евразийское Движение», Евразийский Экономический Клуб и др.) образованы и действуют на разных принципах, с разными целями и задачами. Поэтому вопросы взаимосвязи и взаимовлияния интеграции и территориального расположения стран, интеграции и уровней экономического развития стран, и конечно, анализ самого содержания интеграции (виды, цели, участники, механизмы, этапы) остаются актуальными.
Современные проблемы интеграционных взаимодействий на евразийском пространстве
В основе проблем, связанных с созданием и развитием интеграционных объединений, находятся: различие интересов элит и государств, не исключено влияние внешнего вмешательства на процессы образования союзов, ведущее в том числе и к различиям в интересах государства и управляющей им элиты. Проблемы касаются как «локальных» территорий и группы стран, а также всего географического пространства континента, отражаются на формировании его экономического и информационного пространства. К числу важных проблем следует отнести и эффективность интеграционных процессов государств и представителей бизнес-сообществ, уровня конкурентоспособности и улучшение экономических и политических позиций компаний, стран, самой Евразии относительно других глобальных субъектов мировой экономики.
Характеризуя текущее состояние на постсоветском пространстве, отметим, что в странах СНГ сохраняются элементы интеграции советской экономики: технические стандарты, язык, ряд хозяйственных кооперационных связей, но сам союз СНГ не является единым образованием с согласованными целями. Строго говоря, в настоящее время речь может идти о реинтеграционных процессах на данном пространстве, о новых объединениях и их участниках. Но эти реинтеграционные процессы на постсоветском пространстве проходят пока в значительной степени стихийно и не имеют достаточно четкого плана и содержания. Проблемой является также закономерное после длительного периода раздельмого развития расхождение позиций относительно целей и механизмов интеграции. В то же время потребность в сближении оозиций и росте объемов взаимодействий существует и она велика.
Проблемой является также формирование национальных доктрин (экономических, политических и проч.) с одновременным сближенидм позиций стран. Это сложный процесс, который требует некой идеологической основы (под идеологической следует понимать наличие определенных стратегических целей, установок) и постоянной итерационности, т.е. циклов согласования национальных Доктрин и целей участников объединений. Эффективное развитие межстрановой интеграции осуществляется при условии учета разнообразия интересов субъектов и особенностей экономических систем во всех локальных структурах (ЕврАзЭС, ГУУАМ и др.), а в широком перспективном плане – интересов интеграции стран всего евразийского континента.
Помимо общего понимания целей интеграции требуется применение технологий и инструментов, соответствующих сложности задачи. Востребованными становятся механизмы, которые способствуют быстрой аккумуляции и адресной передаче опыта, поиску и нахождению новых решений, обеспечивающих повышение эффективности бизнеса. Государства и представители бизнес-сообществ нуждаются в развитии разных форм экономических взаимодействий, сотрудничестве в сфере коммуникаций и информационных систем, осуществлении совместных инвестиционных проектов, юридическом сопровождении сделок. Подобная потребность начинает определенным образом формализовываться. Так, Евразийский экономический клуб выделяет в качестве основных направлений работы «взаимодействие в области финансового сектора, банкинга, эмиссии ценных бумаг, развитие сотрудничества в сфере коммуникаций и информационных систем» *.
Логика углубления интеграции требует наличия координирующих функций, а затем и создания регулирующих функций, которые закрепляются за наднациональными органами управления. Необязательность, незаданность регулирующих функций приводит к необязательности принимаемых решений для государств-участников объединений, к распространению деклараций о намерениях, а не действий. Об этом свидетельствует весь предыдущий опыт интеграции на постсоветском пространстве. Например, гармонизация таможенных тарифов в странах ЕврАзЭС составляет лишь 56–57%, за исключением Белоруссии – 90% тарифов согласовано, т.к. основные вопросы решаются в рамках Союзного государства.
Данная проблема в общем виде может быть сформулирована как определение границ институционального оформления интеграции и обеспечение механизмов разрешения споров.
Интеграционные процессы не сводятся только к экономическим взаимодействиям, с ними связан и на них влияет комплекс политических, социальных и психологических аспектов (последние обычно называют особенностями менталитета, которые дополняют особенности экономической деятельности).
Новые возможности экономической среды предоставляют равные условия и расширяющиеся возможности для участников бизнес-сообществ, но, с другой стороны, и повышаются требования к их информированности в конкретной ситуации и возможности адекватно реагировать на нее.
Обобщенно проблемы интеграции представлены ниже (см. табл. 1).
Таблица 1
Проблемы интеграции

Эволюция интеграционных объединений
Анализ проблем интеграции позволяет обозначить направления ее эволюции, принципы формирования и развития.
1. Интеграция в экономической сфере (торговля, таможенные союзы, единое экономическое пространство) – это элемент, часть общих интеграционных процессов – в сферах безопасности, борьбы с терроризмом, гармонизации систем образования, свободы передвижения, энергообеспечения, информационного обеспечения. Формирование союзов государств должно быть основано на предпосылке комплексности, сопряженности разных сторон интеграционных процессов *.
2. Нельзя противопоставлять интеграцию на территориальной основе и интеграцию на иных принципах – например, на основе активно формирующихся сетевых процессов *. Территориальная интеграция не всегда подразумевает общности уровней развития, сетевая интеграция не исключает территориальных взаимодействий, и подобная неоднородность не обязательно будет конфликтной. Но в то же время можно говорить об определенной «специализации», о «типовых» интеграциях. Преимущественно территориальная интеграция становится основой реализации крупных проектов * («суперпроектов») – строительства и эксплуатации трансконтинентальных транспортных магистралей, нефте- и газомагистралей, проектов обеспечения коллективной безопасности. Сетевой характер интеграции более характерен для совместной реализации прорывных научных проектов, совместного освоения труднодоступных источников минерального сырья, создания общих информационных структур.
3. Вышеназванная «специализация» сочетается с разнообразием уровней интеграции – например, уровнем общих таможенных правил, уровнем единой экономической политики, уровнем создания специальных органов регулирования (ими могут быть централизованные институты или наднациональные органы регулирования).
4. Понятие интеграции может быть развернуто в условной системе координат, которые составляют базовые классификационные признаки интеграционных систем: ось «тип» (территориальная, сетевая); ось «глубина интеграции, степень зрелости» (общие правила, единая политика и т.д.); ось «специализация» (налаживание экономических связей, обеспечение безопасности, формирование общих информационных ресурсов и проч.) (см.схему 1).
5. Процесс интеграции может проходить через следующие этапы (не обязательно через все):
Схема 1
Базовые классификационные признаки интеграционных систем
Схема 2
Этапы интеграции

Обозначив принципы формирования и направления развития интеграционных процессов, можно предположить смысловую однородность понятий «империя» и «интеграция», согласившись с мнением С.А. Маркова (директором Института политических исследований) *, что способность представить обществу крупный, масштабный «мегапроект» дает основания формирующейся имперской структуре «требовать» ресурсы для данного проекта и дает основания для самого существования такой структуры. Подобная философская предпосылка представляется верной и для интегрированных структур и союзов, т.е. наличие четкой, значимой цели, знание механизмов интеграции, понимание потребности в ресурсах. Все это является необходимым условием возникновения жизнеспособной интеграции.
Важной стороной интеграционных процессов становится механизм эффективных коммуникаций. Его основой может выступать межгосударственный консалтинг – направление, которое начинает формироваться. Межгосударственный консалтинг – это комплексный консалтинг по условиям совместных взаимоотношений, в частности, ведения бизнеса, затрагивающий как собственно бизнес-схемы, так и условия законодательства, регулирования деятельности в разных странах, условия получения образования и проч.
Консалтинг в сфере бизнеса и коммуникаций, расчет и мониторинг методически обоснованных показателей эффективности интеграционных объединений требуют наличия информационной среды взаимодействий. Одним из примеров интеграционных механизмов в сфере информатизации является формируемая в странах СНГ система информационно-маркетинговых центров (ИМЦ), которые выступают как средство углубления экономической интеграции на постсоветском пространстве. Задачей ИМЦ является обмен экономической информацией между участниками, т.е. между экономическими субъектами и странами СНГ в целом. Формируется новый информационный ресурс, востребованный экономическими субъектами, но в то же время существенно меняющий сложившуюся экономическую инфраструктуру, т.к. становится возможным информационный обмен такой интенсивности, который в перспективе будет существенно влиять на экономическое взаимодействие и сложившуюся практику отношений, реально расширяя и углубляя интеграцию.


Литература
1. Белокоскова Е.Е. Приграничное сотрудничество как фактор интеграции экономики стран ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. – 2003. – № 2. – С. 27–30.
2. Имперские предчувствия России /Под ред. Ю.М. Осипова, О.В. Иншакова, М.М. Гусева, Е.С. Зотовой. – М. – Волгоград.– 2005.
3. Марышев А.Н. Газизуллин Н.Ф.Черкасов Н.А. К разработке концепции и доктрины развития евразийской интеграции //Проблемы современной экономики. – 2004. – № 3(11).
4. Орлова И.Б. Контуры современной евразийской концепции //http www.ispr.ru/confer
5. Торомызаев Э., Дорошенко В. Проблемы активизации интеграционных процессов содружестве независимых государств //Общество и экономика. – 2005. – №7–8.
6. Филиппенко А.С. Структурно-генетические основания мирового хозяйства // Философия хозяйства: Альманах центра общественных наук и экономического факультета МГУ. – 2005. – №4–5.
7. Круглый стол сгладил острые углы различий в эффективности моделей экономического развития России и Казахстана // http://vneshmarket.ru/NewsAM

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия