Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Юдникова Е. С.
профессор кафедры организации торговли, предпринимательской деятельности и маркетинга Санкт-Петербургского торгово-экономического института,
кандидат экономических наук


Методология моделирования направлений стратегической конкурентоспособности торгового предприятия на основе инноваций

Ключевую роль в формировании конкурентоспособности на современном этапе играют инновационный потенциал организации и ее инновационное развитие. Понятие инновационного потенциала впервые было предложено К. Фрименом, согласно которому нововведения представляют собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств. К инновационному потенциалу, следовательно, можно отнести предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм, используемые для достижения поставленных целей в области наукоемких технологических процессов, новых видов продукции, а также новых видов услуг. Его возможность в сфере торговли определяется потенциалом предприятия в целом, который включает в себя стратегическую, технологическую, организационную, маркетинговую и другие составляющие.
Под инновационным развитием торгового предприятия мы понимаем совокупность нововведений, обеспечивающих рост конкурентоспособности организации и ее адаптацию к изменяющейся конкурентной среде. В условиях насыщения рынка товарным предложением особенно востребованными становятся методы, ориентированные на систему постоянных инноваций, среди которых выделяются концепции кайдзен и реинжиниринга, представляющие два подхода к инновациям: постепенный и «большими прыжками» [3, с. 473].
Предлагаемая нами модель представляет собой попытку определения параметров и соответствующих показателей, которые оказывают перспективное воздействие на развитие конкурентоспособности коммерческой организации. В качестве главных параметров функционирования рыночных процессов в торговле рассматриваются: структура рынка, политика в отношении конкуренции, рыночное поведение, действенность рынка.
Под структурой рынка понимается способ организации рынка в торговой отрасли.
Термин «рыночное поведение» в рамках данного исследования трактуется как действия, совершаемые фирмами – продавцами (покупателями) товаров и услуг.
Политика в отношении конкуренции характеризует мероприятия государственных и местных структур власти, направленные на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов покупателей и потребителей в сфере торговли.
Под действенностью рынка понимается вклад в достижение его максимальной экономической эффективности при использовании ограниченных ресурсов хозяйствующими субъектами для удовлетворения спроса покупателей и потребителей на товары и услуги.
Для изучения взаимосвязи указанных параметров предлагается выделить четыре группы показателей.
Первую группу составляют показатели, характеризующие структурные особенности товарного рынка и имеющие стратегическое значение для рыночного поведения:
– степень концентрации продавцов и покупателей;
– конкурентная ситуация;
– условия входа на рынок, степень преимущества лидирующих фирм над потенциальными конкурентами с учетом барьеров входа;
– качественная характеристика товарного предложения с учетом его дифференцированности;
– степень участия торговых предприятий в организации продажи или в производстве товаров (горизонтальная и вертикальная интеграция);
– способность торговых предприятий действовать не на одном, а нескольких рынках (диверсификация).
Вторая группа включает показатели, отражающие политику в отношении конкуренции и уровень контроля:
– над структурой рынка;
– над рыночным поведением;
– эффективности функционирования рынка.
В третью группу ключевых элементов вошли показатели, характеризующие поведение организации на товарном рынке:
– стратегия развития;
– позиционирование коммерческой организации на рынке;
– межфирменное взаимодействие, уровень партнерских отношений с конкурентами, поставщиками, покупателями.
Четвертую группу составляют показатели, определяющие действенность торгового предприятия на рынке:
– эффективность основной деятельности организации, т.е. способность предлагать товары и услуги при наиболее высоком уровне обслуживания покупателей с оптимальными издержками;
– аллокативная эффективность, т.е. степень соответствия уровня маркетинговых и других видов затрат обеспечению соответствующей нормы прибыли;
– технологическая прогрессивность, т.е. способность внедрять новые технологии;
– характеристики организационной структуры, уровня квалификации кадров, информационного обеспечения и т.п.
С учетом показателей, характеризующих каждый из четырех параметров, разработана матрица системных характеристик функционирования рыночных процессов в торговле, строки которой соответствуют системным элементам (показателям), а в столбцах приводятся значения (качественные или количественные) параметров характеристик. Разработанная автором матрица аналитического построения рыночных процессов в сфере торговли представлена в таблице 1.
Таблица 1
Матричная модель функционирования рыночных процессов в торговле

Представленная модель рыночных процессов позволяет, на наш взгляд, адекватно интерпретировать понятие действенной конкуренции в торговле и определить основные направления формирования стратегической конкурентоспособности коммерческой организации на основе инноваций.
Под действенной конкуренцией в торговле [1, с. 103] понимается совокупность норм, структуры рынка и рыночного поведения, следствием которых является «приемлемая» действенность рынка. Перечень норм включает нормы структуры, регламентирующие число производителей, условия входа на рынок, различия в качестве производимых товаров; нормы поведения, определяющие активность конкуренции, отсутствие исключительных или принудительных методов конкурентной борьбы, чувствительность к спросу потребителей; нормы действенности, определяющие минимизацию затрат предложения, «справедливые» цены и прибыль производителя, чрезмерность затрат на продвижение, уровень инноваций. Введение этого понятия можно рассматривать как попытку дать практически полезные ориентиры в политике управления конкуренцией путем прямого противостояния обладанию монопольной власти. Понимание сущности действенной конкуренции дает возможность обосновать направления формирования конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество с позиции субъектов рынка – это его активы и различные характеристики, дающие ему преимущества над соперниками [1, с. 225]. По мнению Р. А. Фатхутдинова, конкурентное преимущество системы – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами [2, с. 181].
Мы полагаем, что конкурентное преимущество торгового предприятия представляет собой концентрированное проявление превосходства инновационного подхода в стратегии и тактике бизнеса (маркетинговой, экономической, технологической, организационной и других сферах деятельности) с целью более эффективного удовлетворения потребностей покупателей.
Для понимания механизма формирования системной конкурентоспособности предприятия представляется важным классифицировать конкурентные преимущества (далее по тексту КП) по различным признакам (табл. 2).
Таблица 2
Классификация конкурентных преимуществ коммерческой организации

Внешние КП зависят от общего уровня конкурентоспособности страны, отрасли, региона. Внутренние КП связаны с потенциалом предприятия, его ресурсными возможностями. Продолжительность действия долгосрочных КП может быть более 5 лет, среднесрочных от 1 до 5 лет, краткосрочных менее года. По степени устойчивости выделяют устойчивые, постоянно действующие КП (проявляющиеся в удачном местоположении, периодические КП могут проявляться сезонно, с учетом имиджевых мероприятий) и временные (разовые стимулирующие акции). По степени новизны КП могут носить пионерный характер (открытие первого магазина самообслуживания), выражаться в изменениях функциональной деятельности (программное обеспечение управления и т.п.), проявляться в виде незначительных изменений (перепланировка торгового зала, новые методы выкладки товара) или в виде захвата новых рынков сбыта. Долгосрочные, уникальные КП трудно копировать, тактические легче поддаются имитации конкурентами.
По нашему мнению, выделенные в модели рыночных процессов четыре группы параметров должны учитываться при формировании внешних и внутренних конкурентных преимуществ коммерческих организаций. К внешним конкурентным преимуществам предлагается отнести вторую группу факторов, т.к. конкурентная политика определяет уровень регулирования рыночных процессов в торговле, который влияет на конкурентоспособность предприятий прямо и косвенно.
Внутренние конкурентные преимущества организации формируют как общий, так и инновационный ее потенциал, который складывается под воздействием внешнего роста и качественного внутреннего развития предприятия. На внешний рост организации влияют параметры структуры рынка, определяющие возможность увеличения масштабов деятельности (дифференциация, интеграция, диверсификация). Внутреннее качественное развитие обеспечивается сочетанием стратегических и тактических конкурентных преимуществ. Стратегические преимущества определяются параметрами рыночного поведения, тактические связаны с показателями рыночной действенности торгового предприятия.
Источниками концентрированного проявления превосходства торгового предприятия во внешней и внутренней конкурентной среде в долгосрочной перспективе предлагается рассматривать два взаимосвязанных направления, включающих использование:
– внешних конкурентных преимуществ,
– внутренних конкурентных преимуществ, формирующих потенциал предприятия, который обеспечивается возможностями внешнего роста и внутренним качественным развитием.
Концептуальная модель формирования долгосрочной конкурентоспособности торгового предприятия на основе системной инновации представлена на рис. 1.
Основы внутреннего качественного развития формирует архитектура бизнеса, которая определяет логику взаимодействия ключевых факторов успеха (КФУ). Под КФУ понимаются такие инновационные действия, которые создают конкурентные преимущества и обеспечивают конкурентоспособность на перспективу. КФУ можно объединить в две группы, включающие стратегическое и тактическое развитие, а именно концепцию и стратегию бизнеса, бизнес-процессы, технологии, уровень квалификации персонала и т.п. для достижения внутренних конкурентных преимуществ [подробнее см.: 3, 112]. Создание архитектуры бизнеса позволяет соединить в единую модель планирование стратегической и тактической конкурентоспособности торгового предприятия, обеспечивая эффект устойчивой инновации. Архитектура качественного развития бизнеса в торговле дана на рис. 2.
Рис. 1. Концептуальная модель формирования долгосрочной конкурентоспособности ХС в торговле на основе системной инновации
Рис. 2. Архитектура качественного развития бизнеса в торговле

При использовании предложенной модели (рис. 1) с конкретизацией направлений внутреннего качественного развития коммерческой организации достигается создание долгосрочных, трудновоспроизводимых конкурентных преимуществ внутри предприятия путем формирования синергетического эффекта. Внутренний синергизм подразумевает интеграцию и координацию стратегических и тактических аспектов деятельности торгового предприятия, связь концепции и стратегии развития предприятия с внешним ростом, а использование возможностей внешнего роста реализуется при учете внешних конкурентных преимуществ.
Таким образом, модель формирования стратегической конкурентоспособности торгового предприятия на основе системной инновации строится на взаимодействии использования внешних и внутренних конкурентных преимуществ, обеспечивается внешним ростом и внутренним качественным развитием за счет стратегических и тактических КФУ. Следствием такого подхода является достижение эффекта постоянного роста инновационного потенциала коммерческой организации.


Литература
1. Словарь по экономике: Пер. с англ. /Под ред. П.А. Ватника. – СПб.: Экономическая школа, 1998.
2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. Учебник для вузов. 3-е изд-е. – СПб.: Питер, 2003.
3. Юдникова Е.С. Методологические основы изучения конкурентоспособности торгового предприятия // Пробл. современной экономики. – 2007. – №3 (23).
4. Юдникова Е.С. Формирование системной конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации рынков // Планирование инновационного развития экономических систем: Труды конф. /Под ред. В.В. Глухова. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия