Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Нотченко В. В.
доцент кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного инженерно экономического университета,
кандидат экономических наук

Бабко А. Т.
доцент кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного инженерно экономического университета,
кандидат экономических наук


Научное обоснование политики предприятия как инструмент адаптации к изменениям внешней среды

Современный этап развития экономики характеризуется нарастанием неопределенности в прогнозировании будущего. Отчасти это связано с ростом и усложнением связей между всеми участниками рынка, появлением сложных систем производства и форм организации каналов товародвижения. Создавая среду своего «обитания», хозяйствующие субъекты сами же ее постоянно и деформируют. При быстрых изменениях во внешней среде фирмы все больше внимания обращают на организационные вопросы, решение которых направлено на формирование внутренних и внешних факторов устойчивого и адаптивного поведения в условиях, далеких от равновесия.
Для всех субъектов хозяйствования неустойчивость среды оказывает существенное влияние на организацию их деятельности. Формирование адаптивного поведения субъекта хозяйствования в среде обеспечивается системой управления. При этом уровень адаптивности системы управления зависит как от процесса выбора соответствующего состава моделей и методов управления, гибкости ее организационной структуры, так и от особенностей уже сформированного управленческого механизма.
Динамика изменений среды неизбежно ведет к изменениям связей и отношений при межэлементном взаимодействии. Это требует постоянного совершенствования методологии и основных концептуальных положений настройки экономических систем на равновесие. Действие одного и того же фактора внешней среды на различных временных отрезках может иметь различную силу. К тому же, при равнонаправленном воздействии какого-либо фактора внешней среды на участников рынка сила его влияния каждым из участников воспринимается индивидуально. Это обусловлено отраслевой неоднородностью, различием размеров и уровнем потенциала отдельных фирм, а также особым составом их конкурентных преимуществ. При этом любая фирма стремится обеспечить свое рациональное поведение во внешней среде при достижении поставленных целей, что находит отражение в планах (бюджетах) компаний.
Существует достаточно большое количество подходов к решению задачи формирования механизма адаптивного управления предприятием. Следует отметить, что большая часть подходов связана с изменением параметров или характеристик самой системы управления, таких как элемент, связи, отношения, структура и пр. Как представляется, одним из направлений формирования адаптивного поведения предприятий может выступить разработка его экономической политики. Ее целесообразность определяется направленностью на создание таких принципов взаимодействия с внешней средой, которые создают наиболее благоприятные организационные условия при достижении поставленных перед фирмой целей.
В данной статье мы рассматриваем экономическую политику предприятия как систему базовых положений (элементов), существование которых обусловлено интересами определенных категорий индивидуумов или их групп; определяет особенности поведения предприятия, влияет на состав и характеристики элементов внутренней среды предприятия и отражает ее взаимодействие с экономическими агентами внутренней и внешней среды.
В ее состав входят принципы деятельности, поведения, взаимодействия с внешней средой; приоритеты, связанные с деятельностью предприятия; целевые установки, определяющие желаемые достижения предприятия, ориентацию его в окружающей среде и механизм взаимодействия предприятия с экономическими агентами внешней и внутренней среды [3].
Базовые положения экономической политики являются некоей совокупностью элементов, и в то же время между ними существуют определенные взаимосвязи. Поэтому базовые положения можно считать элементами системы, которой и является при данном аспекте рассмотрения экономическая политика.
Под принципами деятельности предприятия мы будем понимать убеждения, исходные положения, определяющие правила его деятельности и границы принимаемых решений. В качестве приоритетов деятельности можно рассматривать представления о том, какие целевые установки наиболее важны для предприятия в данный период его существования, то есть четко определенную иерархию предпочтений состояния, статуса предприятия в будущем. Четко сформулированные приоритеты деятельности позволят в дальнейшем обоснованно и аргументировано решать, каким целям или подцелям следует отдать предпочтение, а от каких временно или совсем отказаться. В отличие от целей, целевые установки, как элемент экономической политики, определяют не конкретный результат деятельности предприятия, а то состояние, которое косвенно вытекает из интересов его собственников и следует из приоритетов деятельности. Цели же, как конкретный результат деятельности предприятия, должны следовать из целевых установок, детализировать их содержание.
Учитывая это, под целевыми установками деятельности предприятия условимся понимать ориентиры, определяющие направления деятельности и отражающие стремление к получению некоторых результатов без конкретизации их сроков и количественных параметров. Необходимость включения целевых установок в состав элементов экономической политики продиктована тем, что при принятии решений человек сначала намечает примерные ориентиры того, к чему он стремится, а потом формулирует конкретные результаты, достижение которых позволит реализовать стремления. Поскольку управляют предприятиями, разрабатывают направления его деятельности люди, действующие по алгоритму умозаключений, свойственному людям вообще, логичным будет предположить, что до разработки конкретных целей деятельности предприятия они будут вынуждены сначала обозначить для себя общие ориентиры и направления его деятельности, то есть целевые установки. И в этом случае особое значение приобретает точная, четкая формулировка целевых установок, рассчитанная на специалистов данного предприятия, которые будут разрабатывать конкретные цели деятельности предприятия, и определяющая дальнейшие пути, методы, механизмы реализации экономической политики. Именно целевые установки есть объективная основа разработки целей предприятия, позволяющих в дальнейшем выбирать, каким способом достигать поставленных целей, какие инструменты для этого использовать.
Механизм взаимодействия предприятия с экономическими агентами внешней и внутренней среды является еще одним ключевым элементом его политики. Понятие «механизм» используется в разных науках: от механики до экономики. Наиболее близким к интересующему нас объекту исследования – предприятию – является определение механизма, приведенное в экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна: механизм – это «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности» [4, с. 446]. Исходя из этого, а также из других применяемых толкований данной категории, под механизмом взаимодействия предприятия с экономическими агентами внешней и внутренней среды будем понимать совокупность процессов, форм, определяющих взаимодействие предприятия в лице его собственников и руководителей с экономическими агентами (индивидуумами или их группами), относящимися к внутренней и внешней среде предприятия.
Определив сущность базовых положений экономической политики, необходимо выявить сущность и направленность связей между ними, так как, по определению, данные базовые положения образуют систему. В этой системе принципы составляют первооснову экономической политики как фирмы, так и региона [2]. Следующая из рассмотренных категорий – приоритеты – формируется под влиянием многих факторов, но, как и в жизни человека, что подтверждают многие психологи, приоритеты тесно связаны с принципами или, другими словами, формируются на их основе. Из приоритетов, то есть представлений о том, какие достижения имеют большую ценность для предприятия, вытекают целевые установки, позволяющие после определенных действий конкретизировать их и сформулировать в виде целей.
Отношения с экономическими агентами достаточно сложно спроектировать, поэтому важной задачей является выявление факторов, влияющих на механизм взаимодействия предприятия с экономическими агентами внешней и внутренней среды. Очевидным при этом является факт зависимости данного механизма от принципов деятельности предприятия, разрабатываемых ранее. Разработка механизма приобретает с каждым годом развития предпринимательства все большее значение в связи с ростом открытости бизнеса и усложнения его внешней среды. Это подтверждается и наблюдениями Х. Виссема: «В результате изменения внешних обстоятельств многие компании находятся сейчас в стадии перехода от технической ориентации, централизованного управления и закрытой культуры к рыночной ориентации, децентрализованному управлению и открытой культуре» [1, с. 44].
В результате этого отношения с субъектами внешней среды в условиях цивилизованного и успешного бизнеса уже нельзя строить, исходя из интуиции и личных соображений, и только в лучшем случае, исходя еще и из общекультурных традиций, что часто характерно для российских руководителей.
Вследствие усиления открытости деятельности предприятия уже недостаточно уделять внимание только составляющим его внутренней экономической политики, таким как финансовая, производственная и т.д. Все большее значение приобретает разработка и реализация составляющих внешней экономической политики предприятия. Таким образом, экономическая политика предприятия может быть разделена на внешнюю и внутреннюю в соответствии с направленностью ее влияния и областью применения управленческих усилий. Составляющие экономической политики, которые можно отнести к внутренней политике, затрагивают процессы, происходящие внутри предприятия, сказываются на деятельности его конкретных подразделений, при этом планируемые и получаемые в итоге результаты, как правило, имеют количественную оценку. Составляющие внешней экономической политики отражают необходимость взаимодействия предприятия с экономическими агентами внешней среды, причем, как правило, с теми их структурами, деятельность которых также направлена непосредственно на взаимодействие с данным предприятием.
Учитывая вышесказанное, внутреннюю экономическую политику предприятия целесообразно разделить на составляющие по традиционному признаку функциональных областей: выделяются маркетинговая, производственная, финансовая, кадровая и инновационная политика. Каждая из этих составляющих, в свою очередь, может быть также детализирована. Признак специфики взаимодействия с экономическими агентами из внешней среды может быть применен для классификации направлений внешней экономической политики фирмы, на основе чего оказывается возможным выделить составляющие внешней экономической политики предприятия, представленные на рис. 1.
Сущность и содержание составляющих внешней экономической политики предприятия нуждаются в наиболее детальном исследовании. Практически каждое предприятие проводит свою внешнюю экономическую политику, но ее успех зависит от степени осознания необходимости четкой и конкретной проработки каждой составляющей данного вида политики.
Под политикой взаимодействия с социальными группами, в том числе с общественными организациями, будем понимать принципы взаимодействия с социальными группами; приоритеты, касающиеся взаимодействия с ними; целевые установки, достижение которых обусловлено взаимодействием с социальными группами; а также механизм взаимодействия с ними в интересах руководства и персонала предприятия, заинтересованного в успешном функционировании предприятия. Особенность данной составляющей экономической политики заключается в том, что далеко не все руководители понимают необходимость формирования данной составляющей, что приводит к потерям в имидже, недостаточной позитивной известности предприятия в обществе, возможно даже к непониманию функции данного предприятии со стороны общества.
Под политикой взаимодействия с государственными структурами, контролирующими и регулирующими деятельность предприятий, мы предлагаем понимать принципы взаимодействия с государственными структурами, приоритеты и целевые установки, связанные с взаимодействием с государственными структурами, механизм, определяющий формы и методы взаимодействия с ними, содержание которого зависит от самого предприятия, а не от государственной структуры. Следует заметить, что данная составляющая внешней экономической политики предприятия в наименьшей степени зависит от интересов собственников и руководства предприятия, так как основы, способы и формы взаимодействия определяет государство. Но предприятие, со своей стороны, может формировать свои принципы, пути взаимодействия, не запрещенные законодательством. Это может заключаться в неукоснительном выполнении не только всех обязательных правил в области осуществления хозяйственной деятельности, но и всех рекомендаций, необязательных для точного исполнения. А может заключаться и в аргументированной оценке рекомендаций со стороны государственных структур и выборе своей линии поведения во внешней среде.
Рис. 1. Составляющие экономической политики предприятия

Политика взаимоотношений с конкурентами и конкурентного поведения – это принципы взаимоотношений с конкурентами, приоритеты выстраивания этих взаимоотношений и целевые установки, на достижение которых они направлены. Большое значение имеют разработка механизма взаимодействия с конкурентами, выбор формы конкурентной борьбы или, наоборот, попытка избежать ее и соответствующее конкурентное поведение. Реализация данной составляющей экономической политики предприятия обеспечивает предприятию возможность быть понятым и, возможно, даже уважаемым не только своими партнерами, но и конкурентами. Это обусловлено тем, что принципы и другие элементы данной составляющей экономической политики, четко декларируемые и принимаемые самим руководством и собственниками предприятия, понятные внешнему окружению и не противоречащие культуре предпринимательства, вызывают уважение даже у тех, чьи интересы сталкиваются с интересами данного предприятия.
Под политикой взаимоотношений с партнерами, покупателями, поставщиками будем понимать принципы, приоритеты взаимоотношений с ними, целевые установки, на достижение которых направлены эти взаимоотношения, и механизм, который, по сути, определяется вышеперечисленными элементами экономической политики. Важность данной политики очевидна, так как предприятие, как открытая система, заранее нацелено на взаимодействие с такими субъектами внешней среды, как покупатели продукции, поставщики ресурсов, партнеры по определенным видам деятельности.
Политика взаимодействия с бизнес-инфраструктурой строится на основе отношений с ее субъектами, к числу которых относятся финансовые институты, страховые организации, фондовые и товарные биржи, торгово-промышленные палаты, а также средства массовой информации, профессионально освещающие вопросы хозяйственной деятельности, влияющие на репутацию компаний.
Определению и раскрытию сущности составляющих внутренней экономической политики предпринимательских структур в научной и периодической литературе уделено больше внимания, чем составляющим внешней экономической политики, но, тем не менее, и они требуют определенного уточнения с точки зрения представления их как составляющих единой экономической политики предприятия. Исходя из определения экономической политики предприятия, маркетинговую политику, как одну из ее составляющих, определим как систему принципов, приоритетов, целевых установок и механизма взаимодействия с экономическими агентами внешней и внутренней среды, характеризующими и определяющими содержание деятельности по исследованию рынка и формированию определенной позиции предприятия на рынке. В данном случае применено широкое толкование самого понятия «маркетинг», в результате чего в маркетинговую политику включены политика исследования рынка, ценовая политика, сбытовая политика и товарная политика. Отметим, что исследование рынка редко понимается как деятельность, требующая формирования особой политики для ее осуществления. С нашей точки зрения, это пример упущения, часто приводящего к тому, что сбыту продукции или формированию цены уделяется гораздо больше внимания, чем исследованию рынка. А ведь именно исследование рынка определяет и сбытовую, товарную и ценовую политику, и, соответственно, требует научного, системного подхода.
Производственную политику, по аналогии с логикой предыдущего определения, можно определить как систему базовых элементов экономической политики, обеспечивающих осуществление производственной деятельности. Ее составляющими мы предлагаем считать технологическую и техническую политику. В состав финансовой политики, в соответствии с мнением большинства специалистов, можно включить учетную, налоговую, инвестиционную политику и политику распределения прибыли. Определить ее можно как систему базовых элементов экономической политики, способствующих решению задач организации, мобилизации и использования финансов фирмы. В состав кадровой политики входят базовые элементы экономической политики фирмы, необходимые для подбора, расстановки, повышения уровня профессиональных и деловых качеств кадров. Аналогично можно определить и инновационную политику.
Учитывая сложность содержания категории «экономическая политика предприятия», процесс ее формирования представляется достаточно трудным. Большое значение для осуществления этого процесса имеет выбор подхода к формированию экономической политики, так как от него зависят результаты деятельности фирмы. В целом можно отметить, что подходы к формированию экономической политики могут быть дифференцированы по степени формализации, преобладанию рационального, сенсорного или интуитивного начал; степени централизации осуществления процесса ее формирования. Выбор оптимального подхода зависит от специфики деятельности предприятия, предпочитаемого стиля руководства и многих других факторов. Но для выбора оптимального подхода к формированию экономической политики следует учитывать, что экономическая политика предприятия – это не разовое решение, а система мер; результаты ее реализации затрагивают самые важные аспекты деятельности предприятия. Особо отметим, что содержание экономической политики должно быть известно, понятно и приемлемо для работников предприятия, в первую очередь, занимающих ключевые должности.
Формирование экономической политики – сложный и ответственный процесс, который позволяет предприятиям повысить адаптивность к изменениям внешней среды, обеспечить устойчивую позицию в условиях обострения конкуренции, в том числе и в связи с дальнейшей интеграцией России в мировую экономику.


Литература
1. Виссема Х. Управление бизнес-единицами: децентрализация предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 4.
2. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 584 с.
3. Нотченко В.В. К вопросу о сущности категории «экономическая политика предпринимательских структур» // Вестник ИНЖЭКОНА. – 2007. – № 2 (15).
4. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 1152 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия