Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Вайсов Р. В.
аспирант кафедры «Финансы и цены» Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (г. Москва)

О неналоговых доходах в структуре прогнозного бюджета на 2008–2010 гг.

В 2007 г. Правительство РФ осуществило первый шаг в сторону формирования цивилизованного процесса планирования и прогнозирования доходов и расходов федерального бюджета. Министерство Финансов РФ совместно с МЭРиТ РФ разработало основные характеристики федерального бюджета на 2008–2010 годы, основываясь на базе перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007–2009 гг *.
Во многих развитых и разививающихся странах данный подход уже показал свою эффективность и более широкие возможности для гибкого и профессионального управления доходной частью бюджета, а также распределением и использованием расходов бюджета.
Как известно, доходная часть бюджетной системы формируется из налоговых и неналоговых поступлений. До 2007 г. использовалась практика разделения доходов именно на эти два типа. Начиная с текущего года, впервые находит применение практика разделения структуры доходов федерального бюджета на нефтегазовые доходы, и доходы, полученные из других источников. Появление такого разделения федерального бюджета обусловлено его высокой зависимостью от сырьевого сектора экономики. Только в 2005 г. поступления от нефтегазового сектора обеспечили 50% доходов федерального бюджета. Основная доля этих доходов учитывается в составе Стабилизационного фонда РФ, а также Резервного фонда и Фонда будущих поколений. На конец 2006 г. объем Стабилизационного фонда составил 8,6% ВВП страны, или 2,347 млрд руб. На конец 2007 г. объем Стабфонда вырос на 64% и достиг 3,849 млрд руб. (см. табл. 1).
Таблица 1
Совокупный объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации
Таблица 1
Совокупный объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации
Источник: [10]

Основную долю нефтегазовых доходов бюджета составляют поступления от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (34% от общих нефтегазовых доходов) и вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ (62% от общих нефтегазовых доходов). Примечательно то, что сюда же попадают и такие доходы, как дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале организаций нефтегазового сектора, которые по своей сути являются неналоговыми доходами федерального бюджета (см. табл. 2).
Таблица 2
Структура нефтегазовых доходов прогнозного федерального бюджета на 2008–2010 гг.
Источник: [3].

Зачастую неналоговые доходы привлекают в себе внимание в случае нехватки налоговых доходов для покрытия дефицита бюджета. В этом случае насущным становится вопрос об эффективности управления государственным имуществом, так как именно эти поступления вносят наибольший вклад (около 35–40% от всех неналоговых поступлений в федеральный бюджет и до 75% неналоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ).
В нашу задачу входило проведение анализа структуры неналоговых доходов бюджета в части доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.
В течение последних пяти лет доходы от использования государственной собственности не превышали 8% всей структуры доходов бюджета. В приведенной ниже таблице рассматривается структура этих доходов в перспективе на 2006–2008 гг.
Таблица 3
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, 2006–2008 гг.
Источник: [1; 2]

Как видно из приведенной выше таблицы, основные изменения в прогнозном бюджете затронут три крупнейшие статьи неналоговых доходов.
Во-первых, существенные изменения произойдут в такой статье, как дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации. В 2008 г. ожидаемый рост доходов составит 42% (или 10,1 млрд рублей). Рост данного показателя объясняется реклассификацией: переносом пункта «Доходы от деятельности совместного предприятия «Вьетсовпетро»» из статьи «Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий» в текущую статью неналоговых доходов. В данной статье учитываются доходы от деятельности СП «Вьетсовпетро», которое было создано на паритетной основе в 1981 г. в рамках межправительственного соглашения между СССР и Вьетнамом. За 15 лет работы в доходную часть бюджета СССР и России по этой статье поступило более 5 млрд. долл. США. В 2007 г. достигнута принципиальная договоренность по продолжению сотрудничества между Россей и Вьетнамом и продлении работы СП «Вьетсовпетро», но уже «на другой юридической основе» [8]. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. российская доля в СП «Вьетсовпетро» была передана ОАО «Зарубежнефть» путем ее продажи за 37,6 млрд руб. Финансирование осуществлено за счет увеличения уставного капитала ОАО «Зарубежнефть». В свою очередь, ОАО «Зарубежнефть» было образовано путем реорганизации ГП «РВО «Зарубежнефть» в 2004 г., при этом 100% акций предприятия находятся в государственной собственности, а само предприятие включено в перечень стратегических.
Основными задачами совместной работы указанных компаний являются разработка и реализация проектов комплексной геологоразведки и освоения нефтегазоносных месторождений за рубежом, строительство объектов нефтяной инфраструктуры, а также организация поставок оборудования и материалов на нефтегазовые объекты. На сегодняшний день ОАО «Зарубежнефть», кроме осуществления проектов по добыче углеводородного сырья в рамках СП «Вьетсовпетро», имеет ряд СП с ОАО «Газпром» во Вьетнаме и с ОАО «Роснефть» в Центральной Азии. В последнее время компания не раз выражала заинтересованность в добыче нефти за рубежом, в частности на шельфе Персидского залива, в Анголе, Ираке, Аргентине и Бразилии. Кубинские власти приглашают ОАО «Зарубежнефть» принять участие в разработке одного из крупнейших месторождений страны – Варадеро (геологические запасы более 600 млн. тонн нефти), где добывается более 40% всей нефти Кубы.
Изменения произойдут и в статье, отражающей информацию о величине дивидендных доходов от деятельности предприятий с государственной собственностью. В данной сфере также наблюдается рост доходов с одновременным сокращением количества акционерных обществ. На конец 2006 г. в федеральной собственности находились пакеты акций 3,524 акционерных обществ (для сравнения: на 1 июня 2005 г. – 3,783, на 1 июня 2004 г. – 3,905). Динамика поступления в бюджет дивидендов за ряд последних лет носит положительный характер. Так, за 2004 и 2005 гг. в федеральный бюджет поступило 12,5 и 15 млрд. руб. соответственно. Из приведенной выше табл. 3 видно, что дивидендные доходы практически удвоились в период с 2004 по 2007 г.
Таблица 4
Количество акционерных обществ в 2005–2006 гг.
Источник: [4; 5]

Наряду с увеличением поступления дивидендых доходов наблюдается сокращение количества акционерных обществ, собственником которых выступает Российская Федерация. При сокращении количества предприятий с долей собственности от 25 до 50% и от 50 до 100% можно отметить увеличение доли предприятий со 100-процентной государственной собственностью. Данная тенденция указывает на четкую стратегию усиления позиций государства в определенных отраслях экономики, таких как нефтегазовая, оборонно-промышленная, судостроительная, авиационная, космическая и атомная, а также металлургия и машиностроение.
Третья статья доходов, в величине которой прогнозируются существенные изменения – это «Платежи от государственных унитарных предприятий» На поступление доходов по данной статье существенное влияние окажет планируемое сокращение количества федеральных государственных унитарных предприятий в рамках «Программы приватизации федерального имущества на 2006–2008 гг.». Порядок перечисления в федеральный бюджет Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации. С 2006 г. действует «Программа приватизации федерального имущества на 2006–2008 гг.», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 г. № 1306-р. Основными задачами программы являются: «сокращение числа федеральных государственных унитарных предприятий и приватизация федерального имущества, не задействованного в обеспечении государственных функций Российской Федерации, а также формирование доходов федерального бюджета» [5]. По итогам работы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество) за 2006 г. было проведено совещание с участием министра экономического развития и торговли. На этом совещании Герман Греф отметил, с какой целью осуществляется приватизация государственного имущества: «Приватизация сейчас перестала выполнять фискальную функцию, теперь она должна быть использована для повышения конкурентоспособности российской экономики. Если в 1990-е годы государство продавало собственность, чтобы получить деньги в бюджет и изменить структуру экономики, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Государство продает свою долю в предприятиях и дает им источники для развития» [9]. Примером может послужить размещение части принадлежащих государству акций на фондовых биржах в 2006–2007 гг., в результате чего дополнительные средства для развития получили такие госкомпании, как ОАО «Роснефть», ОАО «Сбербанк» и ОАО «Внешторгбанк».
Практическая реализация программы приватизации может быть оценена исходя из представленной ниже статистики по структуре собственности государственного имущества по состоянию на 1 июня 2004, 2005 и 2006 гг.
Таблица 5
Распределение федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, по отраслям экономики на 1 июня 2004, 2005 и 2006 гг.
Источник: [4; 5; 6]

Как видно из приведенной выше таблицы, только за два последних года количество ФГУП сократилось на 22%, причем половина приватизированных унитарных предприятий пришлась на непроизводственную сферу, в составе которой, как правило, учитываются предприятия, занятые в торговле и секторе услуг. Можно сделать вывод о том, что государство старается быть эффективным собственником, избавляясь от так называемых непрофильных активов, акцентируя свое участие в развитии стратегических отраслей экономики РФ. Так, количество акционерных обществ, занятых в машиностроительном секторе экономики и находящихся в государственной собственности, увеличилось на 454 предприятия за период 2004–2006 гг. В частности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002–2006 годы» осуществлено преобразование ряда федеральных унитарных предпритий, занятых в оборонно-промышленном комплексе, в акционерные общества с последующей их передачей с структуру Рособоронэкспорта. В 2008 г. предполагается создание госкорпорации «Ростехнологии» на базе ФГУП «Рособоронэкспорт», а в период до 2012 г. планируется оптимизировать структуру новой корпорации и провести первичное размещение акций (IPO) его дочерних обществ. По словам генерального директора «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова, планируется вывод на IPO компаний «ВСМПО-Ависма», «АвтоВАЗ» и вертолетного холдинга «Оборонпром» в 2009 году. По такому же принципу происходит создание «Объединенной авиастроительной корпорации» и «Объединенной судостроительной корпорации».
В последнее время очень часто говорится об изменении политики формирования доходов и расходов бюджета с целью минимизации использования нефтегазовых доходов. Так, начиная с 2008 г. дополнительно планируется разделять доходы бюджета на нефтяные и доходы, полученные из других источников. Данное нововведение объясняется желанием Правительства РФ сократить зависимость федерального бюджета от нефтедолларов поступающих в страну, и повысить поступление доходов от остальных секторов экономики. Кроме этого, в последние 2–3 года правительство стало более тщательно относиться к мобилизации доходов не от продажи, а от иcпользования собственности (то есть к текущим, а не к капитальным доходам). Как следствие, в абсолютном и в относительном выражении выросли доходы от использования государственной собственности, в частности, арендная плата и дивиденды. Перевыполнение плана по мобилизации доходов от использования федеральной собственности и продолжающаяся реформа системы управления государственной собственностью позволяют предположить наличие значительных резервов по увеличению данного вида доходов.


Литература
1. Федеральный закон от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 г.»
2. Федеральный закон от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г.»
3. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.»
4. Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2005 г. Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26.09.2005 г. № 1509-р.
5. Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2006 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2006–2008 гг. Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 г. № 1306-р.
6. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2007–2009 гг. Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2006 г. № 1184-р.
7. Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2006 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2006–2008 гг.
8. Interfax – Russia & CIS Business & Investment, 30 марта 2007 г.
9. Е. Кукол. Огласите весь список // Российская газета: Федеральный выпуск. – 2007. – №4416 (18 июля).
10. http://www1.minfin.ru/ru/stabfund/statistics/volume/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия