Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Рогожкина Н. В.
начальник бюро отдела планирования и контроля продаж ОАО «Заволжский моторный завод»,
соискатель экономического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского


Использование логистических систем на промышленных предприятиях

Интерес отечественных производителей к использованию логистики вызван проникновением на российский рынок ведущих иностранных фирм, которые используют логистические методы. Развитие логистической инфраструктуры и все более широкое внедрение средств телекоммуникаций в хозяйственную практику представляют значительные резервы для экономического роста отечественного производства. Как показывает опыт зарубежных предприятий, использование логистических концепций занимает существенное место в управленческой идеологии.
Известно, что любая система определяется как категория, обозначающая объект и организованная из множества элементов, находящихся друг с другом в определенных отношениях. Эта система обладает рядом специфических свойств: целостностью, членимостью и наличием упорядоченных связей между элементами внутри системы. Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные специфические функции [1, с.28; 2, с.54]. Данное определение основано на общей теории систем и кибернетики.
В основу формирования логистических систем положены принципы системного подхода:
– последовательность продвижения по этапам создания системы;
– согласование информационных, финансовых, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
– отсутствие конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.
Интенсивная разработка логистических систем за рубежом началась в 60-х годах и была связана с развитием компьютеризации. В Японии фирмой «Тойота» (Toyota Motor Company) была разработана система JIT (Just-in-time – «Точно вовремя»). В США усилиями О. Уайта и Д. Орлики [3, c. 24] были сформулированы алгоритмы планирования, известные как MRP (material requirement planning – планирование потребностей в материалах). В Израиле разработаны методы OPT (оптимизированная технология производства). Их появление было связано с отсутствием информационного обеспечения, сбалансированности закупок, производства и сбыта, грамотно выстроенных взаимоотношений с поставщиками и потребителями и высокоорганизованного труда персонала.
Каждая логистическая система разрабатывалась для решения конкретных задач путем внесения определенных дополнений или изменений. В результате возникали новые или видоизмененные системы, которые на определенном промежутке времени соответствовали предъявляемым требованиям. Сегодня существует несколько логистических систем, которые нашли широкое применение во всем мире. К ним относятся:
1. MRP (Material Requirements Planning – планирование материальных потребностей).
2. MRPII (Manufacturing Resource Planning – планирование производственных ресурсов).
3. ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия).
4. ERPII (новая редакция концепции ERP, которая включает в себя: ERP, CRM (Customer Relationships Management – управление отношениями с клиентами) и SCM (Supply Chain Management – управление цепью поставок), ранее DRP (Distribution Resource Planning – планирование распределения ресурсов).
5. JIT (Jist-in-time – «Точно в срок»).
6. Lean production («стройное/тощее» производство)
7. Kanban (в переводе с японского означает «карточка»)
Каждая из приведенных систем относится либо к «толкающему» типу (Pull system), либо к «тянущему» (Push system). [1, с.76; 2, с. 81; 4, с.417]. Характеристика наиболее часто используемых систем приведена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика логистических систем

«Толкающая» система представляет собой «выталкивание» материального ресурса с одного звена логистической системы на другое. При этом «выталкивание» происходит по ранее сформированному графику в независимости от того, готово ли следующее звено принять данный материальный ресурс. Вследствие чего на очередном звене логистической системы возникает запас, который, с одной стороны, играет роль буфера и увеличивает гибкость системы, а с другой – несет дополнительные издержки. В основном все отечественные предприятия, работающие по традиционной схеме, устроены по принципу толкающей системы. Это привычная практика давать график работы сверху для каждого производственного участка исходя из общего плана. Недостаток систем такого типа – недостаточно строгое отслеживание спроса с обязательным наличием страховых запасов. К данному типу системы относятся MRP/MRPII, ERP/ERPII.
«Тянущая» система представляет собой «вытягивание» материального ресурса из одного звена логистической системы в другое. При этом «вытягивание» происходит по мере необходимости. Жесткий график движения материального потока отсутствует. Пополнение происходит, когда в этом возникает необходимость, вследствие чего на очередном звене логистической системы запасы минимальны.
«Вытягивание» – это не только необходимость, которую диктует рынок, но и существенная возможность для бизнеса.«Тянущая» система предназначена для клиентоориентированных компаний, основной потенциал которых состоит в стремлении максимально соответствовать ожиданиям потребителей и стабильно их оправдывать, а управляя отношениями, делать их сначала постоянными, а затем и лояльными. К данному типу системы относятся JIT, Lean production, Kanban.
Примеры внедрения
Внедрение «вытягивающей» системы в Японии в 50-х годах дало ошеломляющие результаты. Япония довольно быстро начала составлять конкуренцию крупным европейским и американским компаниям. Со временем система развивалась, расширяя географию своего применения.
Обеспечение высокого уровня качества продукции и услуг в системах «тянущего» типа является важным и основополагающим параметром системы. Перепроизводство и брак, допустимый в системах «толкающего» типа, недопустимая роскошь в условиях жесточайшей конкуренции. Известный специалист Масааки Имаи в своей книге «Гемба Кайдзен» [14] указывает, что перепроизводство – наихудший вид потерь, который дает обманчивое ощущение безопасности, скрывает всевозможные проблемы и «затуманивает» информацию, которая могла бы помочь реализовать положительные изменения на производстве. Перепроизводство должно рассматриваться как преступление.
Сегодня опыт применения систем «тянущего» типа, таких как JIT, Lean production, Kanban и т.п., активно проецируется на отечественные предприятия автомобильной промышленности. Традиционно на предприятиях данной отрасли применялись и применяются системы управления, построенные по типу «толкающих». Но в условиях возрастающей конкуренции применение данных систем не дает необходимого эффекта.
Системы «тянущего» типа базируются на логистической концепции: ничто не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость. Из фактически убыточных предприятий всего за три-четыре года возникают заводы, которые работают эффективно, с прибылью, и продолжают наращивать свои обороты. В России по такому типу систем работает Уральский машиностроительный завод, который провел модернизацию производства по «вытягивающей» системе, и довольно успешно. Увеличилась производительность, улучшилось качество машин «Урал» [15]. Павловский автобусный завод, внедрив данную систему, увеличил в течение года объемы продаж на 40% [15]. ОАО «Заволжский моторный завод» улучшило качество выпускаемой продукции, повысило производительность.
В ОАО «Заволжский моторный завод» внедряют систему Kanban [16]. Основная работа ведется в цехах. Создаются «кайзен-группы», способствующие снижению издержек, сокращению производственного цикла, сокращению времени простоя оборудования, снижению запасов. Но постепенно в данную систему вовлекаются подразделения, обеспечивающие производство материальными ресурсами. В феврале 2007 года создана «кайзен-группа» по внедрению системы поставок заготовок непосредственно на производственные участки. Данная работа проходит в тесном сотрудничестве с поставщиком заготовок – ОАО «Горьковский автомобильный завод», что позволяет существенно снизить запасы и сократить затраты по их формированию и содержанию.
Внедрение данных систем на российских предприятиях автомобильной промышленности проходит трудно. Главная проблема – найти понимание проводимых преобразований среди сотрудников. Вовлеченность персонала – один из ключевых принципов систем «тянущего» типа. Например, на ОАО «ЗМЗ» происходит плодотворная работа по вовлечению персонала в процесс улучшений. Разработана процедура подачи кайзен-предложений, которая предусматривает рассмотрение предложений от производственного персонала, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, снижение затрат, улучшение рабочих мест, сокращение времени производственного цикла и др. Необходимо четко представлять, что от внедрения системы «тянущего» типа реальных сдвигов можно ожидать через полтора, два, а то и через три года. Практика показывает: изменения должны накапливаться.
Организация эффективной логистической системы является одним из существенных направлений в конкурентной борьбе, позволяющим максимально приблизить продукцию предприятия к потребителю за счет предоставления ему возможности получения нужного товара необходимого качества в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и с минимальными затратами.


Литература
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 121 с.
2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 228 с.
3. Уайт О. У. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ. – М.: Прогресс, 1978. – 302 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников».)
5. Друри К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ.: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 1071 с.
6. Чаадаев В. Как правильно выбирать ERP-систему //Управление компанией. – 2004. – 07 (№ 38). – С. 67–71.
7. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2005. – 640 с.
8. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
9. Никеле У., Макхью Д., Макхью С. Постижение бизнеса. Пер. с англ. – Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1996. – 928 с.
10. Экономика предприятия: Пер с нем. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 928 с.
11. Leslie Dickerson, Charles VV. Lackey, and John W. Starner, Jr. The Effect of Communication on the Linkage between Manufacturers and Suppliers in a Just-In-Time Environment //International Journal of Purchasing and Materials Management, Winter, 1995.
12. Ron McLachlin and Chris Piper. Just-in-Time Production //Business Quarterly, Summer, 1990.
13. R.J. Shonberger, Japanese Manufacturing Techniques: Nine Hidden Lessons in Simplicity. – New York: Free Press, 1982. – Р.224. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
14. Гемба Кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / Масааки Имаи; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. –346 с. (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
15. http://www.uralaz.ru/indx/events/np/?id=1939
16. Бережливое производство: Складские запасы минимизируются // Мотор. – 2007. – № 22 (6686). – С. 1–2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия